конспект комплексной образовательной деятельности "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

марина полстяная

конспект комплексной образовательной деятельности "Путешествие в осенний лес"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект комплексной образовательной деятельности

«Путешествие в осенний лес»

Лексическая тема «Дикие животные наших лесов»

Цель: Формировать у детей знания о диких животных наших лесов.

Коррекционно-образовательные задачи. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов». Формирование целостного впечатления об изображении на картине. Совершенствование грамматического строя речи: употребление предлогов, существительных в родительном падеже, согласование существительных с числительными. Совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов, синтаксической стороны речи, образования и введения в речь сложных слов.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, зрительного внимания и восприятия, общей и тонкой моторики, творческого воображения.

Музыкально-коррекционные задачи. Развитие творческой активности, эмоциональной отзывчивости на музыку. Развитие умения передавать характерные образы животных в исполнении потешки, точности выполнения движений.

Воспитательные задачи. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательности, бережного отношения к природе. Воспитание аккуратности, желания помогать слабым.

Взаимодополнение образовательных областей. Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Культурные практики. Коммуникативные, рассматривание, музыкальные, изобразительные, конструирование.

Методы и приемы. Практические: выполнение заданий педагогов, самостоятельная деятельность детей,

Словесные: беседа педагога, вопросы-ответы.

Наглядные: рассматривание.

Оборудование. Картина с изображением осеннего леса, картинки с изображением диких животных и их следов, пластилиновые заготовки фигурок ежат, набор для выполнения звуко-слогового анализа слов, схемы предложений, металлофон.

Предварительная работа. Разучивание приветствия, песни «Осенний лес» и потешки «Тень-тень» с музыкальным руководителем, работа над общими речевыми навыками, звуко-слоговым анализом слов, стихотворений о правилах поведения в лесу; разучивание подвижной игры с инструктором по физической культуре.

Ход занятия

  1. Вводная часть – Организационный момент: создание проблемной ситуации. Дети входят в зал с учителем-логопедом.

Логопед: Ребята, сегодня у нас в детском саду много гостей, давайте с ними поздороваемся.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте!».

За дверью слышатся шаги, стук в дверь. Входит персонаж – Лесовичок:

Я ребята, старичок, старичок-Лесовичок.

Целый день в лесу брожу, за порядком я слежу.

Все проверит старичок: может сломан где сучок,

Вдруг случилась где беда – птенчик выпал из гнезда,

Или хитрый лис опять хочет зайчика поймать.

Прогоню лисицу прочь, очень рад я всем помочь.

 Сегодня, обходя лес, я был удивлен тем, что лес опустел. Все его жители спрятались. Вы поможете мне их найти? Я вам принес волшебную картину. Если в картину попадете – всех кто спрятался в лесу, найдете. Я тоже буду помогать вам в поисках, вы идите по этой тропинке, а я пойду по другой!

II. Целевая установка. (рассматривание картины)

Логопед: Ребята, давайте внимательно рассмотрим картину, которую нам принес Лесовичок.  

Дидактическая игра «Чего много в лесу?» (Употребление существительных в родительном падеже, мн. числе)

Как вы считаете, чего много в лесу? Отвечайте полным предложением. (В лесу много деревьев. В лесу много грибов. В лесу много ягод. и т.д.)

Вы молодцы, правильно. Если мы с вами постараемся, то и лесных жителей сможем вернуть в картину.

Ну что же, отправляемся в лес. Чтоб не сбиться нам с пути, за руку друга крепко держи. Сейчас мы попадем в картину. Держитесь за руки, закройте глаза: представим, что мы оказываемся в картине. Делаем шаг вперед. Откройте глаза. (Звучит музыка П.И.Чайковского)

III.Музыкальный руководитель: Рассмотрим все, что находится вокруг. Где же мы оказались? (ответы детей: на лесной поляне, в осеннем лесу) Почему вы так считаете? А вам знакома эта музыка? Вспомните, кто композитор и как называется это произведение (ответы детей «Осенняя песнь» П.И.Чайковского) Ребята, предлагаю погулять и полюбоваться осенней природой, слушая это произведение. (затем останавливаются, отвечают на вопросы музыкального руководителя)  О чем рассказала нам эта музыка? Какое настроение и характер этого произведения? (ответы детей)   Ребята, лес вас встретил чудесной музыкой, а как вы можете поприветствовать лес? (дети: песней).   Ребята, а вы знаете песню про лес? Давайте ее споем. (исполняют песню «Осенний лес»)

Логопед: А как нужно вести себя  в лесу,  вы знаете? (читают стихи)

1-й ребенок:     Не шумите в лесу ребята,

                           Лесным жителям это неприятно!

                           Соблюдайте тишину, шум не нужен никому!

2-й ребенок:     Не ломайте, детки у деревьев ветки!

                           Каждая веточка для дерева деточка!

3-й ребенок:     Огонь в лесу не разводи,

                           Лес от пожара береги!

4-й ребенок:     Птичьих гнезд не разоряй,

                           И другим не позволяй!

Вы все правильно сказали. Будем это помнить, находясь в лесу.

IV. Дыхательная гимнастика «Дышим лесным воздухом»

Логопед: В лесу чистый и свежий воздух. Давайте им подышим: глубоко и медленно вдыхаем через нос, длительный выдох через рот, не надувая щеки.

V. Информационная часть (мотивирование к деятельности).  

Ребята, если мы сейчас не начнем искать лесных жителей, то не сможем помочь Лесовику. Вы готовы идти на помощь?

VI. Проектирование решения проблемной ситуации.

Логопед: Ребята для чего мы с вами пришли в лес? (чтобы найти лесных жителей) А где же они? (спрятались в лесу) С чего мы начнем поиски? (будем искать их следы) правильно, идем.

VII. Выполнение действий.

Дети находят следы. Следы ведут к дереву.

Логопед: Чтобы узнать кто тут прячется нужно справиться с заданием:

Под деревом много опавших листьев. Найдите среди них листья с картинками. (ищут) Давайте посмотрим какие картинки вы нашли. (дети называют)

Выкладывайте листики слева направо от большего к меньшему.

Что изображено на первой картинке? Назовите первый звук. (дети называют картинки, выделяя первый звук). Какое слово получится если мы соединим звуки: Л,И,С,А (лиса)

  Теперь определите, сколько слогов в слове ЛИСА  (дети делят слово на слоги: ЛИ-СА), назовите первый слог, второй слог (дети называют слоги, определяя гласные и согласные звуки). Выложите схему слова ЛИСА.

Ребята, чьи следы привели нас к дереву (лисьи). Значит здесь спряталась лиса. Находят изображение лисы и «возвращают» в картину. Вспомним, как называется жилище лисы?  Назовите семью. (дети отвечают: лисица, лис, лисята) Вы молодцы!

VII.  Составление предложений с предлогами.                                                                         Логопед: Вы готовы идти дальше? (да).                                                                         Помните: будете друг за дружку держаться, можете ничего не бояться. Посмотрите внимательно, вы ничего не замечаете? (дети находят следы).  Вот и следы. (идем по следам). Куда они нас привели? (к ели) Обойти ель мы сможем только тогда, когда найдем, кто прячется на ели, под елью, за елью. Посмотрите на ель: что вы видите на ней? (шишки, иголки) Если следы привели нас к ели, значит кто-то должен на ней быть, давайте искать. ( на ели находят картинку с изображением белки).

Вы молодцы! А что мы знаем о белке? (ответы детей) Где живет белка? (в дупле). А дупло где? (на дереве). Где прячется от врагов? (за ветками). Как вы думаете, как белка находит себе корм? (срывает орехи и шишки с деревьев, собирает грибы под деревьями). Чьи следы привели нас к ели? (беличьи). Возвращаем изображение белки в картину.

 VIII. Образование сложных слов.

Ребята, посмотрите: следы ведут под ель. Это беличьи следы или они отличаются? Сравнивают, делают вывод, что следы другие. (находят картинку с изображением зайца)

Что мы знаем о зайце? (ответы детей: где живет, чем питается, как спасается от врагов) Как готовится к зиме? Вспомните, как называется семья зайца.

  Давайте скажем, какой заяц: отвечаем предложением.  

если у него длинные уши – он какой? (длинноухий)

если у него быстрые ноги – он какой? (быстроногий)

если у него косые глаза – он какой? (косоглазый)

заяц всего боится – он какой? (трусливый, боязливый)

у зайца короткий хвост – он какой? (короткохвостый)

Чьи следы привели нас к зайцу? (заячьи)

Возвращают изображение зайца в картину.

IX. Динамическая пауза «Делайте зарядку», игра «Зайцы»

Инструктор по физической культуре: (входит инструктор по физической культуре здоровается) Здравствуйте!

Логопед: Здравствуйте, Юлия  Николаевна, а что вы  делаете в лесу?

Инструктор по физической культуре: А я на пробежке, готовлюсь к сдачи норм ГТО.                                                                

 Кто спортом занимается                                                              

Тот много добивается!                  

 А, что вы здесь делаете?

Дети: мы помогаем Лесовику искать лесных жителей.

Инструктор по физической культуре: что бы справится с таким сложным заданием, нужно быть сильными, ловкими и смелыми. Давайте вместе сделаем зарядку! (Выполняют упражнения под музыку «Делайте зарядку»)

Инструктор по физической культуре: молодцы, размялись! А кого вы нашли?

Дети: зайца!

Инструктор по физической культуре: а давайте вспомним нашу с вами  игру про зайцев!

Зайцы утром рано встали, весело в лесу играли.

По дорожкам прыг, прыг, прыг. Кто к зарядке не привык? (прыжки на месте)

Вот лиса идет по лесу: «Кто там скачет, интересно?» (ходьба на месте)

Чтоб ответить на вопрос, тянет лисонька свой нос. (потягивание, руки вперед)

Но зайчата быстро скачут, как же может быть иначе? (прыжки на месте)

Тренировки помогают, и зайчата убегают. (бег на месте)

Вот голодная лиса грустно смотрит в небеса. (потягивание, руки вверх)

Тяжело вздыхает (вдох и выдох), садится отдыхает (приседают).

Инструктор по физической культуре: молодцы ребята! Я желаю вам удачи в поисках, а сейчас мне пора бежать сдавать нормы ГТО. До встречи!

X.  Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Логопед: Посмотрим, все следы мы нашли около ели? (нет, здесь есть и другие следы, отличаются от беличьих и заячьих) Чем отличаются? (они больше). Делаем вывод: если больше следы, значит и их хозяин больше по размеру. Ребята, я буду описывать его, а вы угадайте:

Он большой. Его длинные ноги заканчиваются широкими копытами, которыми он может ходить по болоту. У него мощные рога, шерсть коричневого цвета, он травоядный. (дети: лось) Правильно, по каким приметам вы его узнали? (ответы детей) Чьи следы привели нас к лосю? (лосиные).

XI. Работа со схемой предложения.

Логопед: Ребята, мы сможем его вернуть в картину если выполним такое задание: перед вами схемы предложений. Нужно придумать предложения, подходящие к этим схемам (дети называют предложения). Давайте вернем лося в картину (прикрепляют изображение лося к картине).

XII. «Заморочки на кочке»

Звучит музыка, входит Лесовичок: У вас получается справляться с заданием?

Дети: Да!

Лесовичок: Кого вам удалось найти? (ответы детей) А я никого не нашел. А как вы искали лесных жителей? (по следам)

Дети: смотри Лесовичок, вот еще следы!

Находим кочку, а рядом с ней ежа. Почему еж спрятался? (приготовился к зиме) Как называются детеныши ежа? (ежата) Зачем ему иголки? (защищаться от врагов). Посмотрите, какой грустный еж. Изобразите грустного ежа. Оказывается, что у его ежат не выросли иголки, ежата беззащитны. Ведь только иголки-колючки отпугивают хищников. Что нужно сделать, чтобы помочь им? Будем им помогать? (да)          Запомните, всегда нужно помогать друг другу, а особенно тем, кто меньше и слабее тебя. А ежатам мы поможем.

Упражнение «Иголки для ежат»

Возьмите ежат, сделайте их колючими. Молодцы, какие колючки у ежат! Теперь им никто не страшен. Вспомните, как называется семья ежа?  Вернем ежа в картину.

XIII. Заключительная часть. Анализ результатов деятельности.

Лесовичок:  Ребята, посмотрите на картину: кого нам удалось найти первым? Вторым? Третьим?...

Первой мы нашли лису,  второй – белку, третий – заяц, четвертый – лось, пятый – еж.

Как их всех можно назвать одним словом? (животные)

Где они живут? (в лесу)

Значит - это какие животные? (дикие)

Почему их называют дикими? (они живут в дикой природе, сами заботятся о себе, строят жилища, спасаются от врагов, добывают себе пищу)

Вспомните, как назвать животных, которые питаются растительной пищей?(травоядные)

Которые охотятся на других зверей, любят мясо? (хищники)

А те звери, которые все едят? (всеядные)

Лесовичок:  А каких животных еще можно добавить в картину?  (барсука, медведя, волка)

Давайте вернем животных в их жилища: медведя – в берлогу, волка – в логово, барсука – в нору.

Вы мне очень помогли, ребята. Без вас я бы не справился. Теперь в лесу станет гораздо веселее. А на память я вам дарю вот эту картину. В группе вы будете вспоминать о нашем путешествии..

Логопед: Старичок-Лесовичок сделал вам подарок. А чем вы можете его порадовать?

(споем песню)

Дети исполняют потешку «Тень, тень, потетень».

 Спасибо большое за помощь, а теперь мне пора, ждут лесные дела. (уходит).

Ну что же, пора и нам вернуться в детский сад. Возьмемся за руки, закроем глаза, представим, что мы выходим из картины. Делаем шаг назад. Открывайте глаза. Вот мы и вернулись из леса.

XIV. Подведение итогов.

Логопед: Посмотрите на картину: как бы вы ее назвали? (ответы детей)

Что интересного с нами сегодня произошло? Чем мы занимались? Кому помогали? А что было бы, если мы не помогли Лесовику? Альбина, какое задание для тебя было самым легким? Степан, какое задание для тебя самым сложным? Артем, чей ежик тебе понравился больше всех? Роман, что тебе запомнилось больше всего в нашем путешествии?  Полина, как ты считаешь, все справились с заданием? У кого получалось лучше?  

Вы все старались, молодцы. До свидания!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия «Прогулка в осенний лес»

Закреплять умение различать основные цвета, соотносить предметы по цвету....

Конспект комплексной образовательной деятельности по направлению «Познавательно-речевое развитие» /области «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы»/ во второй младшей группе "Наши друзья - игрушки"

Программное содержание:Образовательные задачи:-уточнить представление о том, с кем животные живут в реальной жизни,-продолжать учить детей слушать внимательно рассказ В. Сухомлинского «Как удивился Му...

Конспект комплексного занятия по теме "Осень - рыжая подружка"

Систематизируем представление детей о признаках осени. Способттвуем закреплению умения устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и не живой природы, формированию отста...

Конспект комплексно тематического занятия «Золотая осень»

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром...

Конспект комплексного занятия "И снова Осень..." для детей подготовительной группы с использованием логоритмики и ИКТ.

музыкальное занятие с использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий, логоритмики для детей подготовительной группы...

Конспект комплексного игрового занятия «Золотая осень» Открытое мероприятие

Комплексное занятие с разнообразными видами деятельности....

План -конспект комплексного занятия на тему :"Осень"

Цель:1. Обобщать и систематизировать представление детей о характерных признаках осени, осенних деревьев.Образовательные задачи:1. Расширять и обобщать представления детей об ...