Семинар на тему: «Своеобразие труда в природе как экологически ориентированной деятельности дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)
Труд в природе имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Он способствует развитию детей. В процессе труда в природе дети учатся видеть красивое и заботиться о природе. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям.
Сознательно организуемый и направленный педагогом труд в природе начинается с восприятия предмета. Кроме того, ребенок получает сведения от взрослого, передаваемые словесным путем.
Эстетическая культура человека включает в себя два взаимосвязанных момента: способность освоения эстетических ценностей и способность создания этих ценностей.
Познание природы возможно только при непосредственном общении с ней, чему и способствует труд.
Труд - это одно из направлений экологической работы с детьми. Он формирует у них устойчивую потребность в практической деятельности в природе, деятельности, ориентированной на организацию ухода за живыми объектами, создание для них условий, максимально приближенных к удовлетворению всех морфофункциональных потребностей каждого конкретного живого организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminar.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка- д/с «Теремок»
Семинар на тему:
«Своеобразие труда в природе как экологически ориентированной деятельности дошкольников»
Воспитатель подготовительной группы: Гайфуллина Л.Х
Труд в природе имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Он способствует развитию детей. В процессе труда в природе дети учатся видеть красивое и заботиться о природе. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям.
Сознательно организуемый и направленный педагогом труд в природе начинается с восприятия предмета. Кроме того, ребенок получает сведения от взрослого, передаваемые словесным путем.
Эстетическая культура человека включает в себя два взаимосвязанных момента: способность освоения эстетических ценностей и способность создания этих ценностей.
Познание природы возможно только при непосредственном общении с ней, чему и способствует труд.
Труд - это одно из направлений экологической работы с детьми. Он формирует у них устойчивую потребность в практической деятельности в природе, деятельности, ориентированной на организацию ухода за живыми объектами, создание для них условий, максимально приближенных к удовлетворению всех морфофункциональных потребностей каждого конкретного живого организма.
Цель работы: определить значимость труда детей в природе как средства экологического образования.
1.Воспитательно-образовательное значение труда в природе
Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за астениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда.
Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит детей при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. Например, дети учатся по цвету почвы и на ощупь определять их потребность в поливе.
В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие.
Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности. Воспитание умения детей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом.
Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.
В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений и животных и от качества ухода за ними, знакомятся с морфофункциональными особенностями каждого живого организма, учатся эти потребности удовлетворять. Освоение связей и зависимостей между потребностями растений и животных и качеством их удовлетворения делает труд детей более осмысленным, целенаправленным. В результате, у детей формируется такое качество личности, как трудолюбие.
2.Задачи трудовой деятельности в природе
1 младшая группа.
1. Содействовать интересу детей к объектам природы: уточнять представления детей о растениях, знакомить с животными и птицами на участке.
2. Учить детей различать и называть животных.
3. Учить вместе со взрослым заботиться о живых существах: поливать комнатные растения, кормить птиц, рыб.
2 младшая группа.
1. Формировать элементарные представления о некоторых растениях родного края.
2. Познакомить детей с названиями комнатных растений, имеющих ярко выраженные характерные признаки.
3. Учить различать и называть стебель, листья, цветок.
4. Показать, что для роста растения нужны земля, вода и воздух.
5. Расширять представления детей о том, что в аквариуме рыбки живут в воде, плавают, едят корм.
6. Учить помогать взрослым.
7. Воспитывать бережное отношение к природе.
8. Учить детей устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире.
9. Учить совместно со взрослыми кормить животных, птиц, рыб и поливать растения.
10. Учить заботиться о чистоте помещения и участка.
Средняя группа.
1. Дать детям представление о приспособленности растений и животных к среде обитания.
2. Приобщать детей к уходу за комнатными растениями.
3. Дать представление о том, что растения - живые существа: для их роста и развития необходимы земля, вода, тепло, свет - эти условия им обеспечивает человек.
4. Знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными.
5. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней: беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту на участке детского сада.
Старшая группа.
1. Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных; о том, что человек - часть природы.
2. Расширять и уточнять представления о растениях.
3. Познакомить с некоторыми способами вегетативного размножения комнатных растений: черенками, листьями, усами.
4. Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды, выявлять причины происходящих изменений (высохли листья - недостаточно воды, листья бледнеют - не хватает света, растение слабое и медленно растет - не хватает питательных веществ).
5. Формировать представления о зимующих и перелетных птицах.
6. Расширять представления об обитателях уголка природы, особенностях их содержания.
7. Воспитывать ответственность за обитателей уголка природы.
8. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
9. Учить детей рассказывать о том, как ухаживать за обитателями живого уголка.
10. Учить детей делать выводы о том, как человек может беречь природу.
Подготовительная к школе группа.
1. Расширять представления детей о различных природных объектах.
2. Закреплять и углублять представления о комнатных растениях, растениях сада; о домашних животных, птицах.
3. Объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления.
4. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
5. Учить правильному поведению в природной среде.
6. Закладывать основы экологической культуры личности.
7. Способствовать осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.
8. Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных.
9. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой, желание беречь природу.
10. Учить устанавливать связи между средой обитания и образом жизни животных.
11. Учить устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
12. Продолжать учить ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
3.Формы организации труда в природе
В дошкольном возрасте используются следующие формы организации труда детей в природе.
1. Индивидуальные поручения. Применяются во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей - оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, исправить ошибки, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.
2. Коллективный труд. Используется со средней группы. Дает возможность максимально охватить всех детей в целях формирования у них трудовых умений и навыков. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Данная форма организации труда в природе имеет большое значение для формирования у детей личных качеств: умение работать сообща, договариваться, планировать деятельность, ответственность за результат общей деятельности.
При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы. Коллективный труд может быть организован для одной небольшой подгруппы: например, 5-6 детям поручают полить цветник.
3. Дежурства. Используется со второго полугодия средней группы. Дежурства позволяют совершенствовать трудовые умения и навыки, формировать общественные мотивы труда. Вместе с тем, в процессе дежурств у детей формируется ответственность за порученное дело.
4.Требования к организации труда
Большое значение для эффективности и результативности труда в природе имеет выполнение воспитателем педагогических и гигиенических требований.
1. Труд в природе должен быть разнообразным по своему содержанию. Содержание труда в природе определяется для каждой возрастной группы программой.
2. Практические умения и навыки необходимо формировать в единстве со знаниями.
3. Конкретность и доступность ребенку цели и задач, содержания труда и способов его реализации. Это обеспечит осознанность дошкольниками выполнения трудовых операций.
4. Систематическое и постепенное усложнение трудовых умений и навыков.
5. Регулярность.
6. Физическая доступность трудовой операции (посильность труда).
7. Контроль за продолжительностью труда детей в природе. Дети младшего дошкольного возраста способны результативно осуществлять несложные трудовые операции в течение 5-7 минут, в средней группе - 10-15 минут, в старшем возрасте - 15-20 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда.
8. Орудия труда должны соответствовать возрасту детей по величине. Это обеспечит правильную позу ребенка в процессе труда. Но инвентарь должен быть настоящим, а не игрушечным.
9. Орудия труда и сам трудовой процесс должен быть безопасен жизни и здоровью детей.
5.Содержание труда в природе
1 младшая группа.
На прогулке дети могут помочь взрослым убрать на дорожках осенние листья. В зимнее время их учат правильно обращаться с лопаткой, помогать в уборке снега. Взрослые в присутствии детей лепят несложные снежные фигурки, а затем вместе с детьми украшают их цветными льдинками.
В уголке природы дети выполняют индивидуальные поручения педагога. Ухаживая за растениями, воспитатель называет свои действия, рассказывает, как надо поливать цветы, привлекает к этому детей, поощряет их желание помогать взрослым.
2 младшая группа. природа экологический труд воспитание
На прогулке дети выполняют трудовые поручения под руководством взрослого или вместе с ним, при этом воспитатель должен поощрять те или иные трудовые действия детей, тем самым развивая у них желание трудиться. Можно организовать коллективный труд или труд по подгруппам. Следует учить детей трудиться рядом, не мешая друг другу.
При наличии в детском саду огорода педагог показывает детям, как делают грядки. Предлагает им внимательно рассмотреть семена.
В осенний период педагог предлагает собрать листья в кучу, собрать крупные семена растений, выдернуть морковь.
Работе на огороде должны предшествовать наблюдения за трудом взрослых и старших детей.
В зимнее время дети вместе с воспитателем могут расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек. Взрослый возводит снежные постройки, а дети наблюдают за его работой и подвозят снег на санках. Затем все вместе украшают постройки. Учить детей мастерить снежные торты, пирожки, маленьких снеговиков.
В уголке природы воспитатель работает в присутствии детей и предлагает им индивидуальные поручения, состоящие из несложных действий (под присмотром взрослого покормить животное, полить цветок). Педагог показывает детям, как нужно выполнять различные действия, а дети сразу же повторяют за ним. Необходимо учить их правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой.
Следует развивать интерес к посадке растений: в присутствии детей взрослый пересаживает комнатные растения, комментируя свои действия.
Средняя группа.
Зимой необходимо учить детей лепить снеговиков, проявлять самостоятельность и творчество.
Следует привлекать детей к подкормке зимующих птиц; учить помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование, бережно к нему относиться; приучать к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая).
В конце апреля можно предложить посеять семена гороха, а в начале мая сажать лук (дети делают лунки и кладут семена).
Летом можно предложить прополоть лук под наблюдением воспитателя.
Собирать природный материал для поделок.
В уголке природы дети участвуют в посильном труде по уходу за растениями, птицами, рыбами, учатся поливать растения, протирать большие листья, опрыскивать их, обрезать сухие листья, рыхлить землю в горшках и кисточкой чистить растения, вместе с педагогом подкармливать растения удобрением. Необходимо закреплять умение детей кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду и класть корм в кормушки (под наблюдением взрослого).
Следует приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время.
Старшая группа.
Закреплять привычку приводить в порядок инвентарь.
На участке детского сада дети могут вместе с воспитателем перекопать землю для грядок и цветочных клумб; летом поливать, полоть, рыхлить растения; осенью собирать урожай.
Осенью дети могут убирать ветки и сухие листья, совместно со взрослыми сажать кустарники.
Зимой вместе со взрослыми дети могут развешивать кормушки на участке детского сада, очищать от снега дорожки, для утепления корней деревьев подгрести к ним снег. Можно предложить детям помочь малышам в уборке снега на участке, и вместе со взрослыми соорудить постройки из снега, расчистить и залить дорожки для катания. Дети этого возраста могут сооружать постройки по представленным чертежам.
Весной дети могут перекопать грядки (вторично) после взрослого, посеять семена, высадить рассаду; летом прополоть грядки и цветники, помочь детям младшей группы.
В уголке природы дети вместе со взрослым чистят клетки, моют поилки, меняют воду в аквариуме; могут готовить корм для животных, кормить рыбок, птиц, зверей.
В летний период следует привлекать детей к заготовке корма для животных уголка природы.
Дети пересаживают семена из грунта в цветочные горшки, ухаживают за срезанными цветами (смена воды, обрезка стебля), стоящими в вазе, за комнатными растениями.
Подготовительная к школе группа.
В природе следует привлекать детей осенью к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы, сбору в кучи осенних листьев: зимой дети могут помочь взрослым сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, выращивать зеленый корм для птиц и животных, сажать корнеплоды, делать снежные поделки; весной следует привлекать детей к посеву семян, летом - к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.
Дети в этом возрасте могут выполнять длительные поручения: выращивать в горшке цветы в подарок, следить за клумбой, поддерживать чистоту и порядок на участке, готовить землю для посадки однолетних растений, сеять на огороде семена моркови и укропа.
В уголке природы дети продолжают выполнять поручения, связанные с уходом за животными и растениями, выполнять обязанности дежурных.
6.Своеобразие организации и руководства трудом в природе
Младшая группа.
Дети помогают воспитателю в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций.
Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей, а также небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовую операцию.
При обучении навыкам труда в природе детям младшей группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение ее всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции.
Труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.
Средняя группа.
Формы организации детей этого возраста в процессе труда те же, что и в младшей группе. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят теперь более длительный характер. Дети выполняют одно и то же поручение в течение 2-3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции. Навыки детей средней группы еще не совершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.
Коллективные формы труда воспитатель использует тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями.
Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задание, а затем делит его на последовательные этапы. Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснение.
Характер оценки меняется: воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учит детей понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо полить; напоминает, что в клетке у животного грязный песок, надо его сменить, в аквариуме мало воды - нужно долить.
Таким образом, в средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства трудом в природе.
Старшая группа.
У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение не только принять, но и поставить трудовую задач, представить результаты ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс. Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными.
В старшей группе проводится дежурство в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-3 детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточными сформированными навыками. Длительность дежурств должна быть не более 3 дней.
Руководство воспитателя работой дежурных направленно на формирование необходимых навыков и умений ухода за животными и растениями, а так же на развитие коллективных взаимоотношений детей и правильного отношения к труду. Воспитатель оказывает детям помощь в организации работы.
Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми живыми объектами, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет с детьми. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями. Дети оценивают выполненную дежурными работу.
Для общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий.
Имеет место наиболее сложный вид коллективного труда - труд совместный. При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, разделить обязанности между звеньями и внутри них. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает помощь, дает советы, указания.
Ведущий прием обучения старших дошкольников новому типу труда - объяснение. Показ способов применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией. В связи с общим более высоким развитием детей становится возможным показать сразу весь трудовой процесс, все задание, которое надо выполнить.
В процессе руководства трудом детей воспитатель решает задачу развития чувства самоконтроля: проверяя выполнение задания, ставит перед отдельными детьми вопросы, направляющие их внимание на результат труда, на сравнение его с заданием, учит соотносить свои действия с заданиями.
Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества. К оценке привлекаются и сами дети. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.
Особенность руководства трудом старших дошкольников состоит и в том, что воспитатель обсуждает с детьми, что нужно делать и как надо выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.
Вывод
Труд - это практический метод в экологической работе дошкольного образовательного учреждения.
Широко известно философское изречение - практика - критерий истины. Кроме того, как установлено в психолого-педагогических исследованиях, ребенок дошкольного возраста успешно развивается только лишь в процессе активной содержательно насыщенной деятельности, активного взаимодействия с окружающей действительностью. Вместе с тем, с позиций современной психолого-педагогической науки, использование практических методов в системе работы с детьми дошкольного возраста рассматривается как введение в практику работы с детьми элементов развивающего обучения.
Формы организации труда и методика руководства им на протяжении дошкольного возраста усложняется. Усложнение определяется возрастными возможностями детей.
Таким образом, труд в природе с детьми дошкольного возраста имеет большое воспитательное и образовательное значение.
Библиография
1.Воспитание дошкольника в труде/под ред. В.Г.Нечаевой. М., 1983
2.Программа воспитания и обучения в детском саду./под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М., 2005
3.Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. М., 1983
4.Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок
5.Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. Нижний Новгород, 2005
6.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. М., 2005
7.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 2001
8.Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация экологически-ориентированной деятельности детей в детском саду
В системе работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников большое значение имеет практическая деятельность детей, в процессе которой они приобретают умения и знания о правильных способа...
Технология организации экологически ориентированной деятельности детей в цветнике
Данная работа поможет педагогам пополнить теоретические знания о работе с детьми в цветнике....
Опыт работы по экологии «МОДЕЛИРОВАНИЕ В РАЗНЫХ ВИДАХ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕнТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА»
Цель опыта работы: вызвать познавательный интерес у детей дошкольного возраста к наглядным моделям, с их помощью познавать явления окружающего мира.Метод моделирования даёт возможность дем...
ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В каждом маленьком ребенке — И мальчишке, и девчонке Есть по двести грамм взрывчатки Или даже пол кило. Должен он бежать и прыгать, Все хватать, ногами дрыгать, А иначе он взорвется, Трах-бабах... и н...
ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрывается система работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста....
Формирование экологически ориентированной деятельности детей дошкольного возраста с применением в образовательном процессе набора для наблюдения и экспериментирования «Дошкольник»
Формирование экологически ориентированной деятельности детей дошкольного возраста с применением в образовательном процессе набора для наблюдения и экспериментирования «Дошкольник».Набор дл...
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности»
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудо...