ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
материал на тему

солодкова яна васильевна

В каждом маленьком ребенке — И мальчишке, и девчонке Есть по двести грамм взрывчатки Или даже пол кило. Должен он бежать и прыгать, Все хватать, ногами дрыгать, А иначе он взорвется, Трах-бабах... и нет его.

Каждый новенький ребенок Вылезает из пеленок, И теряется повсюду, И находится везде. Он ужасно огорчится, Если что-нибудь случится, Если что-нибудь случится в целом мире без него.

Стихи этой замечательной песенки как нельзя лучше отражают деятельность наших любимых детей. Как обуздать кипучую энер­гию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?

—  Почему в дырках ничего нет?

—  Отчего ветер дует?

—  Откуда приходит дождь?

—  Почему предметы падают вниз?

Эти ставшие уже классическими вопросы так же как и тысячи других, дети задают взрослым во все времена.Как удовлетворить детское любопытство, причем сделать это не формально, а объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума, подтолкнуть ребенка к познанию мира и развитию творческого начала?Как удовлетворить детское любопытство, причем сделать это не формально, а объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperementalnaya_deyatelnost.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с общеразвивающего вида №8 "Колосок"

Доклад на педагогическом совете на тему:

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Воспитатель: Солодкова Я.В

Актуальность

   Занимательные опыты, эксперименты вызывают у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей и предполагает решение следующих задач:

 - формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления,

т .е способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

 - развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

 - расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

 - поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:

1.Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде, взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных)

2.Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет и др).

3. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др)

Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).

Примерные эксперименты и опыты с объектами неживой природы  

                                                                                                                               Вода

Поисково-познавательная деятельность в старшем дошкольном возрасте.

Узнаем, какая вода

Цель - выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, разную температуру.

Материал  - три одинаковые прозрачные ёмкости, закрытые крышками:         1-пустая, 2-с водой, 3 - чай, стаканчики для детей

Вместе с воспитателем выявляют свойства воды.

Кому нужна вода.

Растениям, животным, человеку. (зачем)

Изготовление цветных льдинок

Цель: познакомить, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Окрашивание воды

Цель: выявить свойства воды: может быть разной температуры(теплая и холодная), может нагревать другие вещества, чем теплее вода, тем быстрее в ней растворяется вещество.

Изготовление цветных льдинок

Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым, выявить свойства и качества воды: превращается в лед, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная, принимает форму емкости.

Взаимодействие воды и снега

Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды, выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести на улицу, то она станет холодной. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть, хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

Взрослый утверждает, что может удержать в руках и не пролить воду.

Вода теряет прозрачность, когда в ней растаял снег, увеличивается количество воды.

Помощница вода (Умная галка)

Цель: Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Сравниваются свойства воды, льда и снега, выявляются особенности их взаимодействия.

Куда делась вода?

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий.

Откуда берется вода?

Цель: познакомиться с процессом конденсации.

Материал: емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка

Вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

Водяная мельница

Цель: познакомить с силой воды.

Материал: вертушка, емкость с водой.

Вывод: падающая вода обладает силой и надо увеличить поток воды, чтобы вращение было быстрее.

Замерзание жидкостей

Цель: познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей

Материал: емкости с обычной и соленой водой, молоком, соком, растительным маслом.

Изменение объема жидкостей

Цель: выявить изменение объема жидкости при замерзании.

Материал: бутылки с пробками

Дети заливают бутылки водой: одну доверху, другую -  нет, закрывают их крышками и выносят на мороз. После полного замерзания вносят их в помещение и выясняют, как изменились обе бутылки, почему дно у одной из них стало выпуклым.

Круговорот воды

Цель: познакомить с круговоротом воды в природе

Материал: прозрачная мерная емкость с прозрачной крышкой.

Дети кладут в емкость кусок льда или снега, закрывают ее целлофаном и закрепляют герметично вкруговую резинкой, ставят в тепло. Длительное время наблюдают таяние льда и конденсацию воды.

Воздух

Что в пакете?

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Материал: полиэтиленовые пакеты

Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий

Игры с соломинками и воздушными шариками

Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

Надувание мыльных пузырей.

Цель: обнаружить воздух

Сравнение воздуха и воды

Цель: выявить свойства воздуха, выявить сходства и различия со свойствами воды.

Вывод: вода тяжелее воздуха, льется, в ней растворяются некоторые вещества; воздух невесом, невидим и т.д.

Сухой из воды №1

Цель: определить, что воздух занимает место.

Материал: емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой.

Вывод: салфетку в стакане помешал намочить воде, находящийся в нем воздух.

Сухой из воды №2

Цель: определить, что воздух занимает место.

Материал: емкости с водой, деревянные бруски, банки.

Вывод: можно погрузить брусок в воду, не намочив его (закрыв банкой)-в банке находится воздух.

Реактивный шарик, вертушка

Цель: выявить, что воздух обладает упругостью.

Соломенный буравчик

Цель: выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха.

Материал: сырые картофелины, соломинки для коктейля.

Вывод: если закрыть отверстие соломинки, находящийся в ней воздух не даст ей сломаться и она легко воткнется в картофель.

Свечка в банке

 Цель: выяснить, что при горении изменяется состав воздуха (для горения нужен кислород). Познакомить со способами тушения огня.

Наблюдения за объектами живой природы производятся во всех возрастных группах детей.

Цель определить факторы внешней среды, необходимые для жизнедеятельности животных, роста и развития растений.

Вода, свет, тепло  - основные условия роста и развития живых организмов.

Экспериментальная деятельность, направленная на выявление благоприятных факторов в результате длительных наблюдений.

( посадка лука и других растений, проращивание семян и клубней, наблюдение за черенками растений, веточками, поставленными в воду)

Вывод в различных условиях растения развиваются по-разному, необходимо создавать благоприятные условия.

Наблюдения за животными выявляют зависимость их жизнедеятельности от внешних условий.

Пример: наблюдение за перелетными и зимующими птицами, земноводными и насекомыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ С ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Актуальность    Занимательные опыты, эксперименты вызывают у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, пр...

Основы экологического образования старших дошкольников

Экологическое воспитание – относительно новое направление в дошкольной педагогике. Система знаний о природе, построенная на основе взаимосвязей растений и животных с внешней средой и тем самым являюща...

Опыт работы экологического образования старших дошкольников.

Технология экологического воспитания старших дошкольников на занятиях в ДОУ и повседневной жизни,  в условиях сельского детского сада....

Ознакомление с птицами на участке детского сада как средство экологического образования старших дошкольников

Тема работы -  «Формирование  представлений у старших дошкольников представлений о птицах участка ДОУ». Мы не случайно выбрали ее, так как любовь к птицам, трепетное отношение к ним, забота ...

Проектно- исследовательская деятельность в экологическом образовании старших дошкольников

Я считаю, что данный опыт будет полезен педагогом средней полосы проживания, потому что мы находимся в одной территориальной и климатической зоне; родителям- обогатить свой опыт и передать его своим д...

ИКТ в экологическом образовании старших дошкольников

Информационно-компьютерные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада в...

Проект «Экологическое образование старших дошкольников как средство формирования бережного отношения к природе»

Презентация по теме    «Экологическое образование старших дошкольников как средство формирования бережного отношения к природе»-проект...