ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по окружающему миру (старшая группа)
В статье раскрывается система работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheski-orietirovannaya_deyatelnost_starshih_doshkolnikov.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шаталова В.А.
воспитатель МБДОУ д/с № 8, г. Североморск
ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дошкольное детство – период формирования начал экологической культуры, так как в это время закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые остаются в памяти человека на всю жизнь. Народная мудрость гласит: «Сбереги природу, и она тебя сбережёт». Сбережет, значит, сохранит во всех смыслах: физическом, духовном, нравственном.
Основная задача экологического воспитания дошкольников - научить детей понимать и любить природу. Ушинский говорил, что «Логика природы есть самая доступная и самая полезная для детей логика», которая состоит во взаимосвязи и взаимодействии составляющих её компонентов. Следовательно, воспитывая гуманное отношение к природе, необходимо, сформировать представление о том, что: забота о природе - есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. В этом заключается актуальность данной проблемы на сегодняшний день.
Целью экологического воспитания является экологическая культура, которая складывается из совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- Развивать познавательный интерес, желание активно изучать природный мир.
- Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон.
- Формировать понимание того, что в природе все взаимообусловлено, и нарушение людьми природных связей влечет за собой необратимые последствия (и для природы, и для человека);
- Формировать навыки безопасного и разумного поведения в природе, способность оценить возможные последствия своих поступков (правила поведения в природе).
- Обогащать опыт самостоятельный практической деятельности по уходу за животными и растениями участка детского сада.
- Воспитание чувства сопереживания к объектам природы.
Одним из условий организации экологически-ориентированной деятельности детей старшего дошкольного возраста и накопления опыта экологически правильного взаимодействия детей с природой является создание уголка природы, в котором размещаются дидактические игры: «Правила поведения в природе», «Можно – нельзя», «Что случится? Как помочь?», «Угадай по описанию» и т.д., настольно-печатные игры: «В лесу», «Собираем грибы и ягоды», лото, игры-ассоциации, тематические альбомы, художественная литература. Важно обогатить развивающую среду познавательно-справочной литературой, энциклопедиями, картами с изображением объектов природы, глобусом.
Для развития познавательных интересов, обеспечения самостоятельной, познавательно-исследовательской деятельности создаётся мини-лаборатория природы, в которой дети проводят несложные опыты, проверяют свои предположения, подтверждают или опровергают выдвинутые гипотезы.
Интегративный подход обеспечивает проведение целенаправленной и систематичной работы по формированию экологической культуры дошкольников через разные виды детской деятельности.
В специально организованной образовательной деятельности формируются представления об экологических связях, без знания которых трудно предвидеть возможные последствия вмешательства человека в природные процессы; систематизируются знания о природных объектах, (строение, особенностях внешнего вида, приспособляемости к условиям среды, способах питания, средствах защиты, пользы для человека).
Формирование правил экологически безопасного поведения в природе осуществляется через цикл специально организованных образовательных ситуаций, объединённых единой тематической направленностью «Охраняя и оберегая природу, мы заботимся о собственной безопасности и благополучии окружающих людей».
В процессе специально организованной образовательной деятельности проводятся следующие циклы игр-занятий с детьми:
«Растительный мир» - раскрываются экологические связи между живыми объектами природы, характерные особенности внешнего вида, показывающие приспособленностьк условиям внешней среды. Для формирования экологического мышления детям предлагаются такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой; почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена? Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться ветром, а плоды березы, клена могут. Какую пользу приносят грибы животным?
«Насекомые и птицы», «Птицы зимой»- отмечаются особенности приспособленности птиц к условиям региона обитания, обсуждаются возможные варианты помощи зимующим птицам, уточняются сведения о том, чем питаются зимующие птицы, как изменяется их рацион питания. Рассматривая особенности строения клюва птицы, дошкольники получают сведения о характере кормаи способе его добычи. При этом закладывается представления о взаимосвязи экологических факторов, явлений живой и неживой природы.
«Дикие животные» - совершенствуются представления о приспособленности животных к условиям жизни, цепочках питания, уместно использование динамических схем – моделей (на фланелеграфе или магнитной доске выставляются изображения животных и растений, а между ними стрелками выкладываются «цепочки питания»); графических опорных схем для составления рассказов о представителях животного мира.
«Природные сообщества» - дети знакомятся с ареолами обитания животных и произрастания растений: парк, луг, озеро, река, болото, море и т.д. Полученные представления помогают понять зависимость живых объектов от среды обитания и приспособленность к её условиям.
«Времена года», «Космос», «Удивительные камни» - формируются представления о многообразии свойств и качеств объектов неживой природы, знакомят с небесными телами и светилами, закрепляют знания детей о изменениях в природе по сезонам, цикличности изменений.
«Красная книга Природы», «Они должны жить», «Находятся под охраной и ждут помощи» - знакомит детей с редкими растениями, животными, птицами и насекомыми; с правилами сбора растений, ягод и грибов.
Решению задач воспитания экологической культуры помогает ведение «экологического дневника», отражающего разные приёмы экологической работы с дошкольниками (наблюдения за погодой, природой, живыми объектами, зарисовки, логические задания, развивающие игры, изучение народных примет, использование художественного слова).
Целевые прогулки формируют представления о красоте родного края, способствуют эмоциональному восприятию окружающего мира. Во время прогулок закрепляются правила безопасного поведения в природе, уточняются сведения о растительном и животном мире, характерных особенностях флоры и фауны данного региона.
Расширить кругозор, углубить представления о явлениях природы, помогают наблюдения (краткосрочные и длительные). Зимой объектом длительного наблюдения могут быть птицы, прилетающие на кормушки, деревья, произрастающие на территории детского сада и на экологической тропе. Весной и летом дети наблюдают за растениями, птицами, насекомыми, цветочными клумбами на участке детского сада, огородными культурами, выращиваемыми детьми на учебно-опытном участке.
Воспитанию гуманного отношения к природе способствует организация минуток размышления («А как поступил бы ты?», «Подумай, что произойдёт, если…», «Почему цветок не весел?», « Как помочь деревцу?»), которые нацелены на установление причинно-следственных связей в природе, развивают умение логически мыслить, анализировать, обобщать, делать выводы и умозаключения.
Знания и навыки, полученные детьми в непосредственно образовательной деятельности, являются содержательной основой для осуществления совместной с педагогом и самостоятельной детской деятельности, закрепляются в сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных играх, через чтение художественной литературы, в творческой продуктивной деятельности и во время выполнения трудовых поручений.
Например, при проведении сюжетно-ролевых игр «Зоопарк», «По морям, по волнам», «Грибники», «Лесное путешествие» и т.д. создаются ситуации, в которых дети ищут правильное решение для устранения экологически опасной ситуации: «Как уберечь себя от опасности в лесу», «Почему нельзя рвать ландыши» и т.д. Использование театрализованных игр вводят дошкольников в обстановку какого-либо происшествия (заблудился, «вижу дым», «разноцветная река») и дети помогают герою правильно действовать в сложившейся ситуации.
Природа является основой детской изобразительной художественно-творческой деятельности. Свои впечатления и эмоциональные переживания, полученные во время экскурсий, целевых прогулок, наблюдений в природе дошкольники выражают в рисунках, поделках из природного материала, в аппликации и лепке. Так итогом знакомства с лесом и лугом, прудом и рощей является создание рукописной книги с рисунками детей, в которой выделяются правила поведения в этих местах, правила сбора даров природы, лекарственных растений. В процессе наблюдений оформляется фотоальбом «Травушка-муравушка» с рисунками детей. Результатом длительного наблюдения стало создание рукописной книги «Добрая история».
Большое значение для эффективной работы имеет взаимодействие с родителями. Консультации-памятки, папки-передвижки по правилам поведения в природе дают возможность достигнуть полного взаимопонимания между педагогом и родителями в вопросах экологического воспитания дошкольников.
В «Клубе любителей природы» дети вместе с родителями изготавливают гербарии из листьев, лекарственных растений, кормушки для птиц, оформляют «Красная книга» и «Жалобную книгу Природы», в которую занесены редкие представители флоры и фауны Кольского полуострова, которым необходима помощь и защита.
Регулярно организуются выставки рисунков, поделок из природного материала, выполненные в соавторстве с родителями.
Огромное воспитательное значение в формировании экологической культуры дошкольников имеют экологические акции природоохранной направленности, имеющие общественное значение и служащие средством экологической пропаганды среди родителей ( «Зеленая елочка - живая иголочка» - акция по сбережению живого дерева, «Борьба с Королём- мусором», «Чистюлька» - акции, направленные на поддержание чистоты на территории детского сада и пр.). Итогом проводимой работы являются праздники, досуги, развлечения, игры-викторины, в которых участвуют дети и родители.
Таким образом, в процессе экологическо-ориентированной деятельности у дошкольников формируются основы экологической культуры: ребёнок проявляет гуманно-ценностное отношение к природе, соблюдает правила экологически безопасного поведения, осознанно бережно относится к окружающим объектам природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"
Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, о...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
В статье отражен опыт нашего детского сада по проектной деятельности...
Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников
Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников...
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Коршуновой Нины Николаевны на 2016-2019 учебные года Методическая тема: Тема: «Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно- исследовательской деятельно
Развитие6 познавательных интересов дошкольников является одной изактуальнеых проблем в педагогике....
Развитие речи через воспитание экологической культуры старших дошкольников с ОНР средствами конструирования из бросового материала
Вид конструирования из броссового материала позволяет интегрировать образовательные области в контексте ФГОС, развивать мелкую моторику, лексико-грамматический строй речи....
Экскурсия как средство воспитания экологической культуры у дошкольников.
В статье показана роль экскурсий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста....