ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РИТМИКА»
рабочая программа

Скитикова Татьяна Александровна

Пояснительная записка

 

     Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в которой содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

    Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей. Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода  музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях.

Работа в области музыкально-ритмического воспитания позволяет решать следующие задачи:

- развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительность;

  • формировать эстетический вкус;
  • развивать познавательное отношение к действительности.

Движение под музыку:

  • дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимет нервное        

         напряжение;

  • создает хорошее настроение;
  • развивает активность, инициативу;
  • развивает координацию движений, способность произвольно ими   

         управлять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_tantsuem_i_igraem_programma_po_ritmike.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в которой содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

    Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей. Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода  музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях.

Работа в области музыкально-ритмического воспитания позволяет решать следующие задачи:

- развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительность;

  • формировать эстетический вкус;
  • развивать познавательное отношение к действительности.

Движение под музыку:

  • дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимет нервное        

         напряжение;

  • создает хорошее настроение;
  • развивает активность, инициативу;
  • развивает координацию движений, способность произвольно ими    

         управлять.

     

     Танец способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества необходимые для формирования умений и специфических навыков, уверенность в себе.

     Танцы и ритмические упражнения, входящие в данную программу,  доставляют детям радость и удовольствие. Они доступны как по содержанию, так и по характеру движений. В  программу кружка ритмики включены:

- Ходьба и маршировка

- Ритмические упражнения (на развитие мышечного тонуса, ориентировки в    

  пространстве)

- Хореографические композиции

- Игры и игровые упражнения без музыкального и с музыкальным

  сопровождением

- Пальчиковая гимнастика

- Дыхательные упражнения

- Партерная гимнастика

     Каждая игра (танец, упражнения) имеет четкую педагогическую направленность, является средством, при помощи которого музыкальный руководитель направляет внимание детей на музыку, учит ребенка правильно исполнять движение.

     При разучивании новых движений не следует добиваться, чтобы дети овладели ими на одном занятии. Надо те же движения повторять в разных упражнениях, хореографических композициях, соединять с разной музыкой, чтобы движение совершенствовалось постепенно и чтобы дети учились относиться к нему, как к средству выражать различные образы, чувства, действия.

     В младшей возрастной группе основой занятий является игровая форма. Нужно не только научить детей ритмично двигаться, правильно выполнять движения, но и пробудить в них интерес к их выполнению. В старшей группе дети уже понимают смысл разучивания и совершенствования отдельных движений и с удовольствием упражняются в них. В этом возрасте требуется изучить ряд подготовительных упражнений, при помощи которых детям постепенно прививаются некоторые навыки, необходимые им для правильного исполнения многих движений.

     Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, танцы, упражнения и игры способствуют гармоническому развитию личности. В изящных или задорных движениях, каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить характер.       

     Программа составлена с учётом интегрирования НОД:

-  «Музыкальное воспитание»  -  обучение детей слышать в музыке разное  

    эмоциональное состояние и передавать его движениями; предварительное    

    прослушивание музыки для хореографической постановки;

-  «Коммуникация»  -  развитие у детей чёткой, ясной дикции при использовании

    артикуляционных упражнений;

-  «Физическая культура»  -  использование спортивных движений, упражнений

    с нагрузкой;

-   «Окружающий мир»  -   ознакомление с природными явлениями для раскрытия    

     образа и характера танца, движения.      

-  «Социализация»  -  использование на занятиях игровых моментов, театрализации;

-  «Познание»  -  ознакомление с элементами пальчиковой, партерной гимнастики,

    ориентирования в пространстве.    

     

     Систематические занятия детей дошкольного возраста в кружке ритмики очень полезны для физического развития: улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки, совершенствуются движения. Постепенно все начинают легче и грациознее двигаться, становятся раскованными, приобретают свободу, координацию и выразительность движений. Все это требует известных усилий, но также доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях.

Программа предназначена для детей 3-7 лет.

1 возрастная группа - младшая -  дети 3-4 лет

2 возрастная группа - старшая  -  дети 5-7 лет

   Количество занятий  - 2 раза в неделю  

20 минут в младшей возрастной группе

30 минут в старшей возрастной группе.  

Общее количество занятий в год  -  65.

 

   Проверка полученных результатов осуществляется на диагностических занятиях. Отчет о  проделанной работе проходит в форме открытого занятия и отчетного концерта.

                               Программа по ритмике

     Цель программы: 

приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.

     Задачи программы:

  •  учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
  •  развивать основы музыкальной культуры;
  •  развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память);
  •  формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
  •  развивать творческие способности в области искусства танца: учить оценивать собственное движение, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и танец, комбинируя различные элементы упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

     Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования - соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.

     Основные педагогические принципы - систематичность, постепенность и последовательность.

     В музыкально - ритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей, чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические соотношения. Поэтому в процессе занятий ритмикой особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия, воспроизведения музыкально-ритмической основы произведения.

     Дети рано начинают чувствовать настроение, характер музыки, воспринимая её в совокупности всех средств.

     Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, танцев, хороводов и упражнений. Важно научить детей воспринимать музыку целостно, схватывать общее настроение, характер. Однако в процессе обучения можно выделить те или иные навыки, которые особенно хорошо усваиваются при разучивании данного материала.

     Двигательные навыки детей, необходимые для постановки танца, зависят, в первую очередь, от психофизиологических особенностей. Разучивание движений только тогда будет эффективно, когда оно основано на знании возможностей ребенка, на его возрастных особенностях. Танцуя, ребенок, включается в творческий процесс. Совершенствуются его двигательные возможности и навыки.

     Выполнение двигательных упражнений способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества необходимые для формирования умений и специфических навыков.

     Движение под музыку дополняет  ряд задач занятий ритмикой:

-  дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимет нервное напряжение;

-  создает приподнятое настроение;

-  развивает активность, инициативу;

-  развивает координацию движений, способность произвольно ими управлять.

     

     Занятия ритмикой доставляют детям радость и удовольствие. Особенность детского восприятия такова, что вырабатывать точность, четкость, осмысленность движения помогает использование подражательных движений или образное сравнение.

     Каждое упражнение имеет четкую педагогическую направленность, является средством, при помощи которого музыкальный руководитель направляет внимание детей на музыку.

     Занятия по программе позволяют ребенку  в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.

 

Практическая значимость занятий:    

     Насыщенность, динамичность, яркая эмоциональность, игровая форма занятия не даёт детям скучать, ибо без интереса, без удовольствия невозможно добиться у занимающихся полного сокращения мышц, волевого усилия при исполнении движений, без чего нельзя привить новый навык. Использование такой структуры занятия даёт ощутимые результаты: к концу обучения. Используя простые движения и несложные комбинации, дети демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах и миниатюрах.

Формы контроля: 

     Открытое занятие в конце года, выступления на утренниках, участие в развлечениях.

 

Знания и умения детей:

-  уметь ориентироваться в пространстве;

-  правильно и выразительно выполнять основные движения под музыку,

   танцевальные элементы, характерные и образные движения;

-  сочинять собственные танцевальные и музыкально - игровые импровизации на    

   предложенную музыку;

-  выполнять ритмические упражнения с музыкальным заданием;

-  различать простейшие музыкальные понятия, понимать характер музыкального

   образа;

-  выразительно двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки.

                                             

Тематическое планирование

                                  Тема

 Количество  занятий

Знакомство с детьми. Проверка данных. Игры на знакомство

3

Маршевая азбука

4

Игра на развитие пластики

7

Танцевальная разминка

7

Музыкальные этюды

5

Дыхательные упражнения

4

Партерная гимнастика 

5

Игры на внимание

5

Основы русского танца

2

Повторение танцевальной разминки, этюдов

2

Пальчиковая гимнастика

5

Основы современного танца

6

Выступления на праздниках

2

Основы танцевальных построений

3

Уроки импровизации

                                        3

Генеральная репетиция

1

Открытый урок

1

ИТОГО:

65

Ходьба и маршировка

- ходьба по дорожке;

- ходьба приставным шагом, боком по кругу;

- ходьба с имитацией шагов животных;

- ходьба с остановкой;

- бег со сменой направления движений;

- ходьба «змейкой»

- разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий,    

  пружинящий)

- разные виды бега (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный)

Ритмические упражнения (на развитие мышечного тонуса, ориентировки в пространстве)

- «Мы ногами топ-топ-топ»;

- «Я бурый медвежонок»;

- «Автобус»;

- «Мишка»;

- «Колыбельная»;

- «У жирафа»;

- «В мире животных»;

- «Лягушата»;

- «Петрушки»;

- «Четыре шага»;

- «Это я!»

- «Пугало»

Хореографические композиции

- Танец с ленточками;

- «Колобок»;

-  Петербургская полька;

- «Пони»;

- «Скрюченная песенка»;

- «Веселый гном»;

- «Весна-красна»;

- «Буги-вуги»;

- «Танцуйте сидя»;

- «Учитель танцев»;

- «Собачки лают»

- «Далеко от мамы»;

- «Наша дискотека»;

- «Хоровод лунатиков;

- «Танец Пингвинов»;

- «Микки Маус»

Игры и игровые упражнения

- Мышеловка;

- Сороконожка;

- Поезд;

- Магниты;

- День-ночь;

- Замри;

- Нарисуй картину;

- Майский жук;

- Саночки;

- «У меня такие ручки» (самомассаж)

Пальчиковая гимнастика

- Замок;

- Апельсин;

- Белый снег;

- Пальчик, где ты бегал;

- Скачет зайчик;

- Раз-два, острова;

- Я хочу построить дом;

- Наша бабушка идёт;

- Утро настало;

- Дождь;

- Паучок;

- Капуста;

- Сказочка

Дыхательные упражнения

- Черепаха;

- Мы надули шар воздушный;

- Торт со свечами;

- Ветер и деревья;

- Насос

Литература

А. И. Буренина. Программа “Ритмическая мозаика”.

Т. И. Калашникова. Программа музыкально-ритмического воспитания. – ИГПК    

№1, 2007.

Н. А.Ветлугина Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение,

И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Ладушки». – СПб «Композитор», 2007

Л.И. Зайцева «Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников». - СПб Детство-пресс, 2013

Е.И. Елисеева, Ю.Н. Родионова «Ритмика в детском саду». – М.: УЦ «Перспектива», 2012

А. Луговская «Ритмические упражнения, игры и пляски». – М.: Советский композитор, 1991.

А. Зимина «Музыкальные игры и этюды в детском саду». – М.: Просвещение, 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Ритмика для малышей»

         Данная дополнительная образовательная программа носит развивающий характер, рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (3-4 года), не посещающих данное ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Ритмика"

Направленность программы – художественная, стартовый уровень. Программа разработана на основе нормативных документов. ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 ЛЕТ) ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РИТМИКА И ТАНЕЦ» срок реализации 4 года (с 3 лет до 7 лет)

Цель Программы: формирование общей культуры личности ребенка, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром сре...