Обогащение игры через организацию предметно-развивающей среды в ДОУ
консультация
Современные требования к всестороннему развитию ребенка, часто приводят к акцентированию внимания к образовательным мероприятиям в ущерб игровой деятельности дошкольников. Родителей и современных педагогов видимо в большей степени устраивают НОД, где можно получить конкретный результат достижений ребенка. Очевидно, что игра уходит из детства ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razviv_sreda.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащение игры через организацию предметно-развивающей среды в ДОУ
Современные требования к всестороннему развитию ребенка, часто приводят к акцентированию внимания к образовательным мероприятиям в ущерб игровой деятельности дошкольников. Родителей и современных педагогов видимо в большей степени устраивают НОД, где можно получить конкретный результат достижений ребенка. Очевидно, что игра уходит из детства ребенка.
Как следствие, представления современных детей о взрослом мире все более запутываются, а восприятие общечеловеческих ценностей и устройства мира взрослых, в силу своей разобщенности затруднено. Результат этого — заметное снижение представлений детей о мире профессий, социальных ролях, размываются представления о семейных ценностях.
Снижается уровень знаний о мире животных и растений, времен года и многое из сферы естественнонаучных знаний. Вместе с этим растет тревожность перед будущим. Так, при достаточной информированности детей о школе, представления об учебе носят тревожный характер, и вызывает заметное напряжение и нежелание учиться.
Возможно, это результат отсутствия необходимого опыта, который недополучает ребенок в сюжетно-ролевой, опытно-экспериментальной, поисковой деятельности.
Индивидуальные и личные достижения ребенка, как портфолио, становятся для родителей более важным, чем «бесцельные» игры на улице или игры в «дочки-матери», «казаки-разбойники» и пр.
Наш проект имеет своей целью, обогатить игру дошкольника в детском саду.
Изучив проблемы совершенствования и развития игровой деятельности, учли следующие факторы:
• индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
• своеобразие эмоционально-личностного развития дошкольника;
• индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности детей;
• учет таких возрастных особенностей как любознательность, исследовательский характер деятельности дошкольника, открытость и т.д.
«Игровая комната» позволяет ребенку участвовать как в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, так и при необходимости уединиться. При этом для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой возрастной зоне есть островок для разных видов деятельности: двигательной, игровой, экспериментально-поисковой, изобретательной, конструктивной, сюжетно-ролевой и т.д. Для отдыха и нерегламентированной индивидуальной деятельности детей в гостиной предусмотрены «тихие уголки», мягкие диваны, домики. Здесь каждый ребенок может уединиться и поиграть с любимой игрушкой.
Для чувства защищенности и психологической комфортности в уголках развивающего пространства всегда висят рисунки и разные другие работы детей, способствующих активности детей.
Наличие разных островков обеспечивает право ребенка на любимое занятие, где реализуются его индивидуальные интересы, склонности и потребности.
Островок эмоционального развития
Цель:
• формирование и отработка навыков понимания различных эмоциональных состояний сверстников (радость, огорчение, сочувствие, восхищение, обида);
• закрепление экспрессивных способов выражения эмоций (мимика, жесты, пантомимика, движения);
• закрепление знаний об особенностях характера и поведения других людей.
Микроцентр сенсорное развитие
Цели:
• Совершенствование разнообразных действий с предметами, ориентируясь на их величину, цвет, базовую плоскостную фигуру.
• Формирование представлений о предметах ближнего окружения и простейших связей между ними;
• Воспитание интереса к явлениям природы и бережного отношения к растениям.
Материалы для работы микроцентра.
Настенные комплекты с сенсорными стимулами, различные формы пирамидального типа, муляжи животных, картины и плакаты с животными и насекомыми, мягкие модули – конструкторы, сыпучие материалы, сенсорный столик.
Микроцентры сюжетно-ролевой игры
Цели:
• Формирование ролевых действий, стимуляция сюжетной игры.
• Воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры.
• Развитие творческого мышления, воображения и подражательности.
• Развитие навыков общения и игрового опыта между дошкольниками разного возраста.
Материалы для работы микроцентров
Кукольная мебель, игрушечная посуда, куклы, коляски, комплекты одежды, атрибуты для игр «магазин», «доктор», «кухня», игрушки – персонажи и ролевые атрибуты мягкие антропоморфные животные, предметы заменители, набор мелких фигурок (5-7 см), набор кукол – семья, наручные куклы би-ба-бо, сказочные персонажи, фантастические персонажи, солдатики, набор масок, плащ-накидка.
Речевой островок
Цели:
• развитие общих речевых навыков (речевое и физиологическое дыхание, интонационная выразительность речи, координация речи с движением, работа над повествовательной вопросительной и восклицательной интонацией, воспитание ясной шепотной речи);
• автоматизация поставленных звуков в словах и высказываниях детей;
• развитие грамматически грамматического строя речи;
• развитие связной речи с использованием приемов моделирования.
Материалы для работы микроцентра
Опорные схемы, таблицы для моделирования, игры, картинки, цветовые сигналы, материалы для звукового и слогового анализа и синтеза (фишки, магниты, светофоры), игры для формирования грамматического строя речи «Один и много», «Чей детеныш» и т.д.
Островок здоровья и красоты
Цели:
• Развитие и обогащение представлений ребенка о себе.
• Формирование понятий здоровье и красота.
• Формирование потребности быть здоровым
Материалы для работы микроцентра
Зеркало, предметы атрибуты, связанные с профессией парикмахера, стилиста, визажиста, врач диетолог, инструктор фитнеса.
Микроцентр опытно-экспериментальной деятельности
Цели:
• Расширение чувственного опыта ребенка.
• Формирование первичных естественнонаучных представлений.
• Формирование способов познания путем сенсорного анализа.
• Развитие наблюдательности, любознательности, активности
Материалы для работы микроцентра
Энциклопедии, карты, муляжи животных. Природный материал: песок, вода, камешки, ракушки, различные крупные семена и плоды. Сыпучие продукты: желуди, фасоль, горох. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой. Флакончики с ароматизированными веществами. Комнатные растения. Исследовательский демонстрационный стол.
Микроцентр конструктивной деятельности
Цели:
• Развитие пространственного мышления, пальцевой моторики, творческого воображения.
• Формирование умения работать по схеме, заданной модели.
• Обучение элементарному планированию действий.
Материалы для работы микроцентра
Мозаики, конструкторы типа «Лего», пазлы, игры типа «Танграм», сборные игрушки, бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками, игрушки — трансформеры, матрешки, схемы и модели для конструирования, транспорт крупный и мелкий, машины легковые и грузовые, нетрадиционный материал (коробки, деревянные плашки и чурочки, контейнеры разных размеров с крышками).
Островок путешествие
Цель: закрепление и отработка знаний об окружающем мире
Материалы для работы микроцентра
Наборы картинок для иерархической классификации (установления родовидовых отношений): животные, растения, виды ландшафтов, виды транспорта, виды строительных сооружений, виды профессий. Карта, серии картинок времена года.
Микроцентр развития музыкального слуха и слухового внимания
Цели:
• Развитие музыкального слуха и слухового внимания;
• Обогащение знаний об окружающем мире.
Материалы для работы микроцентра
Картотека с перечнем мультфильмов, кассеты, диски с аудиозаписями любимых детских мелодий и песен, образцы классической музыки, видео с главными музеями страны и мира, магнитофон с набором аудиокассет и дисков с записью музыки и литературных произведения для детей.
Литература
1. Женило М.Ю. Детский сад от А до Я: Книга руководителя, воспитателя, психолога дошкольного образовательного учреждения/Под ред. Н.Ф. Дика.- Ростов н/Д: Феникс,2006
2. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2002
3. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ,2006
4. Дошкольное воспитание№2/2013 Е.Смирнова, Н.Соколова. Типичные трудности организации предметно- игровой среды в ДОУ (стр.93)
5. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно – научных представлений в экологической культуре детей. Обзор программ дошкольного образования- М.:ТЦ Сфера,2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Физическое развитие старших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды»
Для формирования у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре и своему здоровью в нашем детском саду организована предметно-развивающая среда с использованием...
Педагогический опыт по теме: «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города, через организацию предметно-развивающей среды»
Условия возникновения опытаДошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Недостаточное воспита...
«Физическое развитие старших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды»
В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия ук...
Художественно-эстетическое развитие дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС
Понятие художественно - эстетическое воспитание выражается в формирование в ребенке художественно- эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по зак...
«Развивать личность ребёнка через организацию предметно-развивающей среды»
Консультация для воспитателей.Тема: «Развивать личность ребёнка через организацию предметно-развивающей среды»...
Проект "Реализация гендерного подхода в воспитании младших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды"
Социальные трансформации в современном обществе привели к разрушению традиционных стереотипов женского и мужского поведения. Эти изменения повлияли и на сознание детей: девочки всё чаще проявляют агре...
Приобщение детей старшей группы к конструктивно – модельной деятельности через организацию предметно – развивающей среды в контексте ФГОС
Приобщение детей старшей группы к конструктивно – модельной деятельности через организацию предметно – развивающей среды в контексте ФГОС...