Приобщение детей старшей группы к конструктивно – модельной деятельности через организацию предметно – развивающей среды в контексте ФГОС
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Приобщение детей старшей группы к конструктивно – модельной деятельности через организацию предметно – развивающей среды в контексте ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приобщение детей старшей группы к конструктивно – модельной деятельности через организацию предметно – развивающей среды
в контексте ФГОС
Колобаева Е.А.
МБДОУ «Детский сад №17
«Звездочка»
воспитатель 1кв.кат.
Одним из принципов дошкольного образования, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, является формирование познавательных интересов и познавательной активности ребенка в различных видах деятельности. Важным условием по развитию способностей и творческого потенциала ребенка является создание предметно - развивающей образовательной среды.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии (Л.В.Куцакова, Л.Парамонова, В.А.Кайе) уделяют особое внимание детскому конструированию. Считается, что конструктивно-модельная деятельность полностью отвечает интересам детей, их возрастным способностям и возможностям.
Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей детей.
В процессе конструирования развиваются:
- пространственное, логическое, ассоциативное мышление;
- память;
- речь;
- мелкая моторика;
- воображение.
К тому же данный вид деятельности формирует такие качества, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность, инициативность.
Все это является основой для интеллектуального развития детей и показателем готовности их к школе.
Федеральным государственным стандартом дошкольного образования определено, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Эти требования были мною учтены при пополнении уголка конструирования. Его содержание включает:
- Конструкторы из строительных материалов (крупный и средний деревянный и пластмассовые конструкторы). Благодаря простоте использования и разнообразным возможностям конструкторы с интересом используются детьми всего дошкольного возраста.
- Конструкторы с разными способами соединения деталей (средний и мелкий "Лего", которые позволяют детям создавать постройки простые, использую схемы, а также более сложные с сюжетным содержанием.
- "Техно-конструктор" уникальный для игр и развития. Собирая объемные модели настоящей техники по образцам и создавая новые, дети получают больше удовольствия, как от процесса, так и от игры с собранной моделью).
- Конструкторы для плоскостного конструирования (это конструкторы, которые позволяют создавать изображения из геометрических фигур, используя схемы или по замыслу). Материалами для изготовления плоскостного конструктора послужили картон, фанера, пластик, линолеум. К плоскостному конструированию относятся и «кубики Никитина» , «Танграмм».
Эти игры имеют большое развивающее значение: используя их, дети учатся работать по схемам, анализировать образец, ориентироваться в пространстве.
Одним из видов конструирования в старшей группе является конструирование из природных материалов. Поэтому уголок конструирования был пополнен необходимым природным материалом, а именно: семена подсолнуха, арбуза, тыквы, шишки, листья, веточки, кора деревьев, мох, ракушки, косточки вишни, абрикоса, финика, скорлупа грецкого ореха, фисташек и др. Создавая поделки, ребенок выступает в роли изобретателя, ибо он не только действует руками, но и мыслит.
Для поддержания интереса детей к конструированию, обогащения их опыта, привлечения внимания детей к архитектурным сооружениям в уголке имеется альбом с фотографиями, рисунками церквей, мостов, башен, домов.
Чтобы у детей была возможность обыгрывать постройки, либо изменять их по предложенным условиям, в уголке есть необходимые наборы мелких машинок, игрушек, животных.
Кроме фабричных конструкторов мною используются и конструкторы, созданные из подручных материалов. А именно:
- "Палочки-превращалочки"- это наборы палочек для мороженного. Хорошим дополнением к нему служит картотека со схемами. Данный конструктор также позволяет детям творить и свой собственный мир, используя свой собственный замысел (как вариант можно использовать счетные палочки).
- Конструктор «Малыши-карандаши» - представляет собой наборы цветных шестигранных карандашей разной длинны (2-11 см). Также к нему имеется альбом со схемами. Данный конструктор развивает цветовосприятие, глазомер, предоставляет большие возможности для фантазии.
Содержимое уголка используется как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в самостоятельных играх детей.
В результате пополнения предметно-развивающей среды разнообразными материалами для конструирования дети стали больше внимания уделять этой деятельности, активно пользоваться разными видами конструкторов, объединять их в единые постройки, проявляя при этом свою изобретательность.
Все это необходимо для решения задач образовательного стандарта дошкольного образования в области познавательного развития, предполагающего развитие любознательности и познавательной мотивации, развития творческой активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»
Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной совместной деятельности...
Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»
Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной совместной деятельности...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."
Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."
В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...
Приобщение детей к здоровому образу жизни через создания предметно развивающей среды
Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание предметно – развивающей среды».Воспитатель: Ерина С.С.Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательн...
Приобщение детей к истокам народной культуры через создание предметно-развивающей среды в ДОУ
Цель: формирование устойчивого интереса и приобщение детей к истокам русской национальной культуры, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим п...