«Развивать личность ребёнка через организацию предметно-развивающей среды»
консультация на тему
Консультация для воспитателей.
Тема: «Развивать личность ребёнка через организацию предметно-развивающей среды»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivat_lichnost_rebyonka.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Тема: «Развивать личность ребёнка через организацию предметно-развивающей среды»
Шабаева Т.А.
Развитию познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств способствует грамотно организованная предметно - развивающая среда. Предметный мир приобретает смысл и эстетическое значение, когда он обеспечивает жизненные потребности детей, активно участвует в сложном развивающем процессе.
Уровень современной жизнедеятельности общества побуждает нас искать новые пути совершенствования обучающей и воспитывающей среды, руководствуясь принципом оснащения предметного пространства объектами, материалами различного функционального назначения, опираясь на дифференцируемый подход, учитывая своеобразие психофизического развития.
К сожалению, содержание и качество выпускаемых игр и игрушек не всегда соответствует педагогическим требованиям: с одной стороны, дорогие и престижные, с другой, очень дешёвые и не всегда качественные. Педагог должен уметь критически реагировать на эту ситуацию и подбирать материал, исходя из его развивающей ценности. Считаю, что чрезмерное увлечение материалами нового поколения по принципу «новое – значит, хорошее» приводит к искажению предметно-развивающей среды. Как создать пособия, помогающие совершенствовать моторные функции, развивать творчество, создавать благоприятные условия, делающие жизнь ребёнка в детском саду комфортной и интересной? Наш опыт свидетельствует: многое можно сделать своими руками.
Предметная среда нашей группы наполнена специальными играми, игрушками, дидактическими пособиями и материалами, которые согласуются с уровнем актуального развития ребёнка. Это комплексный, системный, вариативный механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребёнку в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками, взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного физического и духовного развития человека и от того, какие педагогические условия создаются для этого раннего развития, во многом зависит будущее ребёнка. На умственные способности, речь, психо-эмоциональную сферу детей влияет уровень развития общей и мелкой моторики. На протяжении многих веков мамы, бабушки играли с пальчиками малышей, проговаривая при этом пестушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребёнка.
Специалистами доказано: двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Лишь совместная деятельность взрослого и ребёнка во время игровых занятий по формированию сложно-координируемых движений рук позволяет достигнуть положительного результата.
Оснащая предметно-развивающую среду группы, изготовили серию учебно-методических пособий, способствующих развитию речи, мелкой моторики рук («Дидактический коврик», «Цветочная поляна», «Адаптационная юбка» и другие). Использование заданий: «Составь красивый букет», «Сделай ёлочку колючей», «Пусть солнышко светит ярче» и других позволяет систематически активизировать деятельность рук.
Для малышей характерно любопытство к окружающему миру - они «исследуют», изучают предметы вокруг себя: какие они, для чего они? И здесь велика роль сенсорного воспитания, которое позволяет научить детей адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Дидактические игры и пособия являются одним из эффективных средств сенсорного развития. За счёт интереса ребёнка к игровому действию, которое стимулирует не только его активность, но и побуждает к поиску правильного решения и получению чувства удовлетворения от решённой задачи они успешно влияют на развитие детей. Универсальность обучающих возможностей этих дидактических игр состоит в том, что их можно использовать как на различных видах занятий, в быту, трудовых действиях, так и в общении между детьми. Таковы игры «Большие и маленькие», «Один – много», «Что за форма ?», «Сделай правильно» и другие. С их помощью можно научить детей способам обследования предметов, различения, узнавания и сравнивания.
Организация физкультурно-оздоровительной работы с использованием нестандартного оборудования активизирует двигательную деятельность детей, обеспечивает физическое воспитание ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями. Тренажеры применяются для профилактики плоскостопия, развития подражательно-ритмических движений, координации, равновесия («Гусеница», «Мягкое бревно», «Волшебные палочки» и другие). Дети могут упражняться в лазании, перелезании, подлезании, влезании, забрасывании мячей («Перекати поле», «Лабиринт» и другие).
Учебные пособия, модули изготовлены из безопасного материала, просты в использовании, доступны для детей, привлекают своей яркостью. Они положительно влияют на эмоциональный фон в группе, провоцируют детей на создание новых моделей и образов в игре, так как обучают пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры.
Наличие методических рекомендаций к дидактическому материалу облегчает управление ходом познавательного и физического развития каждого ребёнка.
Таким образом, признавая ценность дошкольного периода детства, на первый план выдвигаем развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребёнка и раскрывающую его индивидуальные особенности.
Предметный мир – своими руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Физическое развитие старших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды»
Для формирования у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре и своему здоровью в нашем детском саду организована предметно-развивающая среда с использованием...
Педагогический опыт по теме: «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города, через организацию предметно-развивающей среды»
Условия возникновения опытаДошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Недостаточное воспита...
«Физическое развитие старших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды»
В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия ук...
Художественно-эстетическое развитие дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС
Понятие художественно - эстетическое воспитание выражается в формирование в ребенке художественно- эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по зак...
Проект "Реализация гендерного подхода в воспитании младших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды"
Социальные трансформации в современном обществе привели к разрушению традиционных стереотипов женского и мужского поведения. Эти изменения повлияли и на сознание детей: девочки всё чаще проявляют агре...
Обогащение игры через организацию предметно-развивающей среды в ДОУ
Современные требования к всестороннему развитию ребенка, часто приводят к акцентированию внимания к образовательным мероприятиям в ущерб игровой деятельности дошкольников. Родителей и современных педа...
Приобщение детей старшей группы к конструктивно – модельной деятельности через организацию предметно – развивающей среды в контексте ФГОС
Приобщение детей старшей группы к конструктивно – модельной деятельности через организацию предметно – развивающей среды в контексте ФГОС...