Художественно-эстетическое развитие дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС
статья по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Понятие художественно - эстетическое воспитание выражается в формирование в ребенке художественно- эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по законам красоты. Одним из важнейших условий реализации системы художественно - эстетического развития в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды. При создании предметно-пространственной среды воспитатель должен руководствоваться общими принципами, определенными в пункте 3.3. 4 ФГОСдошкольного образования. Следуя, всем правилам вышеуказанного пункта создана данная среда о которой говорится в статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvenno.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественно-эстетическое развитие детей через организацию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС
Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, возникающая у ребенка под влиянием музыкального, литературного произведения или произведения изобразительного искусства.
Понятие художественно - эстетическое воспитание выражается в формирование в ребенке художественно- эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по законам красоты. Значение воспитания в этой области заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует нравственные и положительные чувства, украшает жизнь, развивает становление у ребенка собственного самосознания и самопонимания, воспитывает у него эстетический идеал, вкус и тягу к прекрасному. Эстетическое воспитание затрагивает художественное творчество, эстетику быта, поведения, труда, отношений развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
Одним из важнейших условий реализации системы художественно - эстетического развития в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды. При создании предметно-пространственной среды воспитатель должен руководствоваться общими принципами, определенными в пункте 3.3. 4 ФГОСдошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полуфункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В каждой возрастной группе нами созданы условия для художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности: уголки книг, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности.
При этом оборудованы они так, чтобы дети могли свободно подойти к уголку и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу.
Уголки и центры занятости содержат разнообразный материал, пособия, игры.
В уголках книг размещены:
Детская художественная и энциклопедическая литература в со-ответствии с возрастом,
тематические альбомы,
книжки-самоделки,
портреты писателей,
подборки аудио и видеозаписей сказок, рассказов, стихов.
Чтобы постоянно поддерживать интерес детей к книге, регулярно устраиваются выставки одного автора, одной направленности или тематики (писатели о животных, сказки братьев Гримм, стихи С. Я. Маршака и т. п.).
В уголках театрализованной деятельности размещены:
Разные виды театра: настольный, на фланелеграфе, теневой, пальчиковый и т. д.
ширма;
наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головка-ми-насадками, разные маски, декорации);
персонажи с разным настроением;
материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные кос-тюмы;
атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;
уголок ряженья.
В уголках изобразительной деятельности размещены:
-произведения народного искусства: народные глиняные игрушки (филимоновские, дымковские, каргопольские и др.) игрушки из дерева (богородские, сменевские и. др
-наглядно-дидактические пособия
-произведения живописи: натюрморт, пейзаж, портрет
-бумага разного формата, разной формы, разного тона.
-достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпо-чек, пластилина (стеки, доски для лепки)
-наличие цветной бумаги и картона
-достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации
-бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)
-место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей
-место для сменных выставок произведений изоискусства
-альбомы- раскраски
-наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки
В уголках музыкальной деятельности размещены:
-детские музыкальные инструменты
-магнитофон
В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных, фольклорных произведений, колыбельные, записи звуков природы
Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.
Картинки к песням, исполняемых на музыкальных занятиях
Электромузыкальные игрушки с наборами мелодий
Звуковые книжки и открытки
Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)
Музыкально- дидактические игры
Музыкально- дидактические пособия
Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоцио-нальному настрою на весь день.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда спо-собствовует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Богатейшее поле для эстетического развития детей, а так же развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Она представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств.
Таким образом, проблема художественно-эстетической воспитания детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа педагога, всего коллектива ДОУ и родителей. Новая модель дошкольного образования ориентируется на результаты, педагогический процесс данной модели включает целенаправленные, организованные взаимодействия педагога и ребенка в ДОУ и семьи. Обеспечение процесса обучения программно-дидактическим материалом, создание эмоционально-комфортной атмосферы является важным средством эстетического воспитания дошкольников. Опытные педагоги способны посредством художественно-эстетической деятельности воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Специфическое содержание эстетического воспитания определяется как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Физическое развитие старших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды»
Для формирования у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре и своему здоровью в нашем детском саду организована предметно-развивающая среда с использованием...
«Физическое развитие старших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды»
В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия ук...
Доклад к творческой группе педагогов "Художественно – эстетическое развитие дошкольников посредством проектного метода в ДОУ в условиях реализации ФГОС"
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введ...
Проект "Реализация гендерного подхода в воспитании младших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды"
Социальные трансформации в современном обществе привели к разрушению традиционных стереотипов женского и мужского поведения. Эти изменения повлияли и на сознание детей: девочки всё чаще проявляют агре...
Консультация для педагогов на тему «Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»
Одним из условий реализации системы патриотического воспитания в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо со...
Консультация для педагогов на тему «Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»
Одним из условий реализации системы патриотического воспитания в ДОО является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. О том, как ее...
Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС ДО.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную отв...