Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
статья
Согласно ФГОС ДО детский сад является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки ребёнка к школе. Одной из главных и актуальных задач стоящих перед детским садом является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений. Традиционно математическое развитие дошкольников в детском саду осуществляется через основную образовательную деятельность. Но мы заинтересованы сделать обучение занимательным, стимулировать познавательный интерес ребёнка, развивать интерес к математике и сделать так, чтобы образовательный процесс формирования элементарных математических представлений носил непрерывный характер.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (на примере МАДОУ «Детский сад № 2 «Пчёлка» г. Асино Томской области)
Математика сопровождает нас всю жизнь. Умение считать, правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа необходимо каждому для его успешной жизни в обществе.
Формирование элементарных математических представлений у ребёнка – важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Согласно ФГОС ДО детский сад является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки ребёнка к школе. Одной из главных и актуальных задач стоящих перед детским садом является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений.
Традиционно математическое развитие дошкольников в детском саду осуществляется через основную образовательную деятельность. Но мы заинтересованы сделать обучение занимательным, стимулировать познавательный интерес ребёнка, развивать интерес к математике и сделать так, чтобы образовательный процесс формирования элементарных математических представлений носил непрерывный характер. Так с 01.09.2018 г. МАДОУ «Детский сад № 2 «Пчёлка» г. Асино Томской области работает в режиме инновационной площадки ТОИПКРО по теме «Интеллектуальное математическое развитие дошкольников средствами инновационных технологий в процессе разнообразной детской деятельности». В состав инициативной группы входят неравнодушные, увлекающиеся, творческие педагоги, которые внедряют разнообразные в образовательный процесс, разрабатывают и реализуют программы дополнительного математического образования дошкольников, систематически изучают, обобщают и с удовольствием делятся опытом с коллегами, повышают свою квалификацию. В перечень используемых новых образовательных технологий/методик в процессе функционирования инновационной площадки включены следующие: программа «Мате: плюс. Математика в детском саду», ментальная арифметика, игровой набор «Дары Фрёбеля», методика В.В. Воскобовича, методика раннего развития от Жени Кац, методика Никитиных, методика Шамиля Ахмадуллина, Детская универсальная steam-лаборатория Е.А. Беляк.
В текущем учебном году воспитателями инициативной группы разработаны следующие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности:
- «Ступеньки творчества» (автор-составитель: Калягина Е.С., воспитатель первой квалификационной категории).
- «Заниматика» (автор-составитель: Резаева И.А., воспитатель высшей квалификационной категории);
- «Веселая логика» (автор-составитель: Булах В.Г., воспитатель высшей квалификационной категории);
- «Хочу всё знать» (автор-составитель: Шульженко Т.В., воспитатель высшей квалификационной категории);
- «Развивай-ка» (автор-составитель: Григорьева Л. В., воспитатель высшей квалификационной категории);
- «Путешествие на планету STEAM» (автор-составитель: Марченко А.Ю., старший воспитатель).
Данные программы разработаны с учетом образовательных потребностей и интересов воспитанников и их родителей (законных представителей), а также отвечают современным требованиям и обеспечивают целостность педагогического процесса в детском саду. Педагоги реализуют вышеуказанные программы в свободное от основной образовательной деятельности время на бесплатной основное для воспитанников. Анализ результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ показал повышение уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.
Задачи по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений не могут быть решены без правильного планирования работы.
Планирование дает возможность систематически и целенаправленно распределять по времени программные задачи и способы их реализации. План также является отчетной документацией, по которой можно судить о состоянии и результатах педагогического процесса по формированию элементарных математических представлений в детском саду.
Для удобства и обеспечения полноты реализации основной образовательной программы старшим воспитателем разработана единая табличная форма календарно-тематического планирования. С целью улучшения качества воспитательно-образовательной работы и повышения методического уровня педагогов в целом один раз в две недели осуществляется систематический контроль правильности заполнения КТП, ежемесячно педагоги, реализующие дополнительные программы готовят отчёт о проведенных занятиях.
Планирование на день реализуется педагогами группы совместно на основе перспективного и календарно-тематического планирования на неделю с учетом лексических тем. При планировании учитываются особенности развития детей конкретной возрастной группы ДОУ, интересы ребят, направление самообразовательной работы педагога. На этапе подготовки к занятиям педагоги имеют возможность обратиться за методической помощью к старшему воспитателю, инициативной группе.
Планирование образовательного процесса по математическому развитию невозможно без учета его результатов. Анализ результатов деятельности педагога и детей в процессе обучения осуществляется . Учет дает возможность оценить эффективность методов и приемов обучения, результаты усвоения детьми программного материала, наметить перспективы дальнейшей работы по математическому развитию детей.
Основными направлениями методического руководства математическим образованием детей в детском саду являются:
- планирование воспитательно-образовательной, методической работы с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей;
- повышение квалификации воспитателей по математическому образованию дошкольников;
- помощь воспитателям в самообразовании;
- методическая помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении образовательной деятельности по математическому образованию;
- обмен опытом работы по формированию элементарных математических представлений у детей среди воспитателей ДОУ;
- ознакомление воспитателей с инновациями в области формированию элементарных математических представлений у дошкольников;
- созданию педагогических условий, соответствующих нормальной организации работы по формированию у детей математических представлений, комплектование групп учебными пособиями по математике и логико-математическими играми.
На педагогических совещаниях рассматриваются следующие вопросы: отчёты воспитателей о выполнение программы по математическому образованию детей, оценка результатов тематической проверки, внедрение в практику передового педагогического опыта, выполнение инструктивно-нормативных документов. Конкретная тематика вопросов, обсуждаемых на педсоветах, зависит от предусмотренных годовым планом задач.
Мастер-классы проводятся с целью обучения воспитателей определённым практическим умениям, совершенствовании практических их умений и навыков. Рассматривается конкретная работа с детьми: разработка системы занятий по реализации определённой программой задачи; отбор системы дидактических игр, разработка вариантов и правил; изготовление наглядных пособий; использование наиболее эффективных приёмов и методов работы по реализации конкретных программных задач.
Систематически для педагогов проводятся коллективные консультации с целью обогащения воспитателей теоретическими знаниями и практическими умениями. Тематика консультаций предусматривается в годовом плане.
Важная роль в повышении квалификации педагогов отводится методическому кабинету. В методическом кабинете имеются рекомендации по методике проведения образовательной деятельности по ФЭМП, примерные конспекты занятий по ФЭМП для разных возрастных групп, перспективные планы, технологические карты занятий в разных возрастных группах, обобщенный педагогический опыт, образцы пособий для занятий по математике во всех возрастных группам, а так же эпизодически используемые педагогами учебно-наглядные пособия (картины, панно, мерки и т.д.) и др.
Коллективный просмотр занятия организуется с целью изучения наиболее эффективных приёмов и методов работы лучших педагогов. Открытые занятия проводятся опытными воспитателями, один раз в квартал. Тематика и содержание открытых занятий определяются годовыми задачами. Обсуждение открытого занятия всегда заканчивается коллективными рекомендациями по внедрению наиболее эффективных методов и приёмов обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений «Три весёлых котёнка» для младшего дошкольного возраста
Задачи: * учить различать предметы по величине (большой, поменьше, маленький);*формировать и закреплять умения сравнивать предметы по основным свойствам;*формирование и закрепление представления об ос...
Конспект по формированию элементарных математических представлений Тема: «Закрепление пройденного материала» (старший дошкольный возраст 6-7 лет)
Конспект по формированию элементарных математических представленийТема: «Закрепление пройденного материала»(старший дошкольный возраст 6-7 лет)...
Формирование элементарных математических представлений Занятие «Путешествие в парк» старший дошкольный возраст
Занятие по математике для детей старшей группы. Программное содержание: Совершенствовать навыки счёта в пределах 8 по образцу и...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) для детей младшего возраста Тема: «Новые приключения Колобка»
Государственное бюджетной дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 95Красногвардейского районаСанкт-Петербурга Конспект непрерывной образовательной деятельностипо обра...
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Дидактические игры по ФЭМП для детей среднего возраста...
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Дидактические игры, направленные на формирование элементарныхматематических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры по развитию количественных представлений&la...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием камешек Марблс (старший дошкольный возраст)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе с использованием стеклянных камешек Марблс.Программное содержание: - актуализировать знания детей о количественном и по...