Технология утреннего сбора
статья (младшая группа)

Хайрулина Елена Владимировна

Утренний сбор группы предназначен для тго, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности. Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности. Групповой сбор может быть традиционной формой организации детей во всех возрастных группах, кружковая и студийная работа, мини-школа и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология утреннего сбора23.07 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ УТРЕННЕГО СБОРА

В широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы  обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.

Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как:

  • чувствовать себя значимым;
  • управлять собой, своим временем, деятельностью, отношениями с другими людьми;
  • веселиться и развлекаться.

Групповой сбор может быть традиционной (ежедневной) формой организации детей во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста, и во всех образовательных ситуациях (разновозрастная группа, инклюзивная группа (дети с ограниченными возможностями развития), коррекционная группа, группа кратковременного пребывания, кружковая и студийная работа, мини-школа и т. п.).

Цели и задачи группового сбора:

Любая педагогическая деятельность начинается с определения её целей и задач. Педагогические задачи формулируются исходя из общего смысла группового сбора:

  • создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;
  • обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
  • активизировать        навыки        детей,        касающиеся        коммуникации,        планирования        и организации собственной деятельности;
  • выбрать совместно с детьми тему нового проекта;
  • разработать план реализации нового проекта;
  • подвести итоги проекта;
  • развивать эмпатию;
  • прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т. п.);
  • учить:
  • формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
  • выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;
  • внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;
  • объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его;
  • делать выбор;
  • планировать собственную деятельность;
  • поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.

Конкретные задачи лучше сформулировать от лица ребёнка, что, подчёркнет первоочередное право детей на приобретение и проявление ключевых компетентностей, придавая им тем самым характер «личных задач» ребёнка и признаки скорее процесса, чем результата.

Структура группового сбора

В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так:

  1. Приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки) 1–3 мин
  2. Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание)...2–5 мин
  3. Обмен новостями 2–10 мин

  1. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация Центров активности (взрослыми и детьми) 5–12 мин

Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут.

Жёсткой рамки нет, равно как нет жёстко закреплённой структуры.

Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хорошо вместе, насколько взрослые (воспитатели, родители, специалисты) ведут сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.

Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут всё основное время.

В случае:

  • если общий эмоциональный фон в группе к началу сбора скучен и меланхоличен, стоит больше времени уделить игре и сделать её весёлой и, напротив, в возбуждённой утренней гимнастикой группе лучше начать сбор со спокойной песенки или с игры, концентрирующей внимание;
  • если новость, высказанная кем-то из детей, важна становления ценностных ориентиров, социально-эмоционального развития всей группы, стоит остановиться на этой новости подольше;

  • если требуется выбрать тему нового проекта, научиться планировать действия, не следует жалеть для этого времени. Можно значительно сократить время приветствия, игры, но подробно обсудить тему и план действий.

Структурные компоненты группового сбора в младшей группе

Приветствие

Общий круг предоставляет возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или разделить с друзьями огорчения. Приветствие (пожелания, комплименты, подарки), внимание друг к другу будут основой для того, чтобы наладить коммуникацию на весь день.

Приветствия необходимо постоянно разнообразить.

Игра

Приходит время игры. Её основа – это весёлая (забавная, смешная) и вместе с тем полезная деятельность, в результате чего приобретается навык совместного нескучного времяпрепровождения.

Групповой сбор должен проходить быстро, легко, по-деловому. Поэтому игры должны проводиться как игры, а не как учебные действия. Что это может быть? Любые игры, не требующие большой подвижности, например пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры-цепочки, игры-шутки.

Если же это пение, слушание, то это должны быть мелодии, которые помогают детям чувствовать себя комфортно, легко и весело. (Это – не те песни, которые в группе обязаны разучить для ближайшего утренника или отрепетировать для театральной постановки.) Без- условно, и недавно выученная песня может прозвучать на утреннем круге, но только в том случае, если она сама просится на язык.

Элементы ритмопластики способствуют совершенствованию речевого аппарата, стимулируют общение.

Планирование

  • учиться делать выбор и принимать решения (я хочу рисовать, играть);
  • учиться ставить цель (я буду строить дом);
  • учиться определять словами свои чувства, желания (мне весело, я обиделся, я хочу отдохнуть);

  • учиться говорить предложениями;
  • учиться        различать        и        называть        признаки        предметов        (цвет,        форма,        величина, пространственное положение);
  • учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми).

Таким образом, групповой сбор – это место и время общения, создания хорошего и делового настроения, но ни в коем случае не назидательного поучения.

Библиографический список

  1. Березина В.Г. Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов.- СПб.: изд-во Буковского, 2012.- 300 с.
  2. Пазюкова        М.А. Технология группового сбора и возможности её реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения. Учебно- методическое пособие / М.А. Пазюкова

–Иркутск: ОГОБУ СПО «ИРКПО», 2011. -198 с.

  1. Свирская Л. В. Утро радостных встреч: [метод, пособие] / Л.В. Свирская – М.: Издательство «Линка - Пресс», 2016. – 240 с.
  2. Урунтаева Г.А. Помоги принцу найти Золушку: книга для воспитателей детского сада и родителей / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.- М.: Просвещение, 2014.- 145 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационной технологии «Утренний сбор» в работе с детьми с ОВЗ

Данное сообщение - это мой опыт работы по использованию технологии "Утренний сбор" в работе с детьми старших групп с ОВЗ.  "Утренний сбор" - это один из способов организации свободного общения и ...

"Технология утреннего сбора в ДОУ (структура, примеры)". Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Утренний КРУГ – это ритмически организованное, по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммун...

Мастер- класс "Технология утреннего сбора"

Утренний КРУГ – это ритмически организованное, по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммун...

Статья на тему «Педагогическая технология «Утренний сбор»»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организац...

Технология утреннего сбора: "День Защитника Отечества".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.                 « Кыренский детский сад комбинирова...

Статья «Использование технологии утреннего сбора в работе с дошкольниками»

Одной из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор, где инициатива принадлежит детям, а воспитатель организует и поддерживает идеи детей....