Технология утреннего сбора
статья (младшая группа)
Утренний сбор группы предназначен для тго, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности. Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности. Групповой сбор может быть традиционной формой организации детей во всех возрастных группах, кружковая и студийная работа, мини-школа и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология утреннего сбора | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ УТРЕННЕГО СБОРА
В широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.
Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как:
- чувствовать себя значимым;
- управлять собой, своим временем, деятельностью, отношениями с другими людьми;
- веселиться и развлекаться.
Групповой сбор может быть традиционной (ежедневной) формой организации детей во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста, и во всех образовательных ситуациях (разновозрастная группа, инклюзивная группа (дети с ограниченными возможностями развития), коррекционная группа, группа кратковременного пребывания, кружковая и студийная работа, мини-школа и т. п.).
Цели и задачи группового сбора:
Любая педагогическая деятельность начинается с определения её целей и задач. Педагогические задачи формулируются исходя из общего смысла группового сбора:
- создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;
- обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
- активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;
- выбрать совместно с детьми тему нового проекта;
- разработать план реализации нового проекта;
- подвести итоги проекта;
- развивать эмпатию;
- прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т. п.);
- учить:
- формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
- выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;
- внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;
- объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его;
- делать выбор;
- планировать собственную деятельность;
- поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
Конкретные задачи лучше сформулировать от лица ребёнка, что, подчёркнет первоочередное право детей на приобретение и проявление ключевых компетентностей, придавая им тем самым характер «личных задач» ребёнка и признаки скорее процесса, чем результата.
Структура группового сбора
В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так:
- Приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки) 1–3 мин
- Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание)...2–5 мин
- Обмен новостями 2–10 мин
- Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация Центров активности (взрослыми и детьми) 5–12 мин
Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут.
Жёсткой рамки нет, равно как нет жёстко закреплённой структуры.
Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хорошо вместе, насколько взрослые (воспитатели, родители, специалисты) ведут сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.
Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут всё основное время.
В случае:
- если общий эмоциональный фон в группе к началу сбора скучен и меланхоличен, стоит больше времени уделить игре и сделать её весёлой и, напротив, в возбуждённой утренней гимнастикой группе лучше начать сбор со спокойной песенки или с игры, концентрирующей внимание;
- если новость, высказанная кем-то из детей, важна становления ценностных ориентиров, социально-эмоционального развития всей группы, стоит остановиться на этой новости подольше;
- если требуется выбрать тему нового проекта, научиться планировать действия, не следует жалеть для этого времени. Можно значительно сократить время приветствия, игры, но подробно обсудить тему и план действий.
Структурные компоненты группового сбора в младшей группе
Приветствие
Общий круг предоставляет возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или разделить с друзьями огорчения. Приветствие (пожелания, комплименты, подарки), внимание друг к другу будут основой для того, чтобы наладить коммуникацию на весь день.
Приветствия необходимо постоянно разнообразить.
Игра
Приходит время игры. Её основа – это весёлая (забавная, смешная) и вместе с тем полезная деятельность, в результате чего приобретается навык совместного нескучного времяпрепровождения.
Групповой сбор должен проходить быстро, легко, по-деловому. Поэтому игры должны проводиться как игры, а не как учебные действия. Что это может быть? Любые игры, не требующие большой подвижности, например пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры-цепочки, игры-шутки.
Если же это пение, слушание, то это должны быть мелодии, которые помогают детям чувствовать себя комфортно, легко и весело. (Это – не те песни, которые в группе обязаны разучить для ближайшего утренника или отрепетировать для театральной постановки.) Без- условно, и недавно выученная песня может прозвучать на утреннем круге, но только в том случае, если она сама просится на язык.
Элементы ритмопластики способствуют совершенствованию речевого аппарата, стимулируют общение.
Планирование
- учиться делать выбор и принимать решения (я хочу рисовать, играть);
- учиться ставить цель (я буду строить дом);
- учиться определять словами свои чувства, желания (мне весело, я обиделся, я хочу отдохнуть);
- учиться говорить предложениями;
- учиться различать и называть признаки предметов (цвет, форма, величина, пространственное положение);
- учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми).
Таким образом, групповой сбор – это место и время общения, создания хорошего и делового настроения, но ни в коем случае не назидательного поучения.
Библиографический список
- Березина В.Г. Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов.- СПб.: изд-во Буковского, 2012.- 300 с.
- Пазюкова М.А. Технология группового сбора и возможности её реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения. Учебно- методическое пособие / М.А. Пазюкова
–Иркутск: ОГОБУ СПО «ИРКПО», 2011. -198 с.
- Свирская Л. В. Утро радостных встреч: [метод, пособие] / Л.В. Свирская – М.: Издательство «Линка - Пресс», 2016. – 240 с.
- Урунтаева Г.А. Помоги принцу найти Золушку: книга для воспитателей детского сада и родителей / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.- М.: Просвещение, 2014.- 145 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационной технологии «Утренний сбор» в работе с детьми с ОВЗ
Данное сообщение - это мой опыт работы по использованию технологии "Утренний сбор" в работе с детьми старших групп с ОВЗ. "Утренний сбор" - это один из способов организации свободного общения и ...
"Технология утреннего сбора в ДОУ (структура, примеры)". Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Утренний КРУГ – это ритмически организованное, по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммун...
Мастер- класс "Технология утреннего сбора"
Утренний КРУГ – это ритмически организованное, по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммун...
технология утренний сбор
технология...
Статья на тему «Педагогическая технология «Утренний сбор»»
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организац...
Технология утреннего сбора: "День Защитника Отечества".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. « Кыренский детский сад комбинирова...
Статья «Использование технологии утреннего сбора в работе с дошкольниками»
Одной из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор, где инициатива принадлежит детям, а воспитатель организует и поддерживает идеи детей....