Экскурсия «В гостях у старого дуба»
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Экскурсия «В гостях у старого дуба»
Цель: знакомство детей с деревом дубом.
Задачи:
Образовательные: расширять, обогащать знания детей о особенностях дуба, и о лечебной пользе жёлудя; обогащать активный словарь.
Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, любознательность, интерес к природе, её познанию.
Воспитательные: воспитывать бережное, ответственное отношение и любовь природе; формировать навыки поведения в природе.
Словарная работа: активизация словаря («кора», «жёлудь», «раскидистая крона», «могучий», «крепкий», «щедрость», «полезные вещества») ; обогащение словаря («величавый», «круча», «долгожитель», «исполин», «зной», «лесоруб», «дубрава»).
Ход экскурсии:
I часть: Вводная
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
У Лукоморья он один –
Зелёный, крепкий исполин.
Кудрявой кроною большой
Зубчатой своей листвой
Укрывает в летний зной,
А когда наступит осень,
Жёлудь в дар он нам приносит.
Он - царь деревьев на Руси!
(Кого угодно ты спроси!)
Его обходит лесоруб -
ведь слишком твёрд и крепок ... (ДУБ).
II часть: Основная
В: Ребята, как вы поняли, что загадка про дуб? Какими словами описан дуб в загадке? Как вы их понимаете?
Выслушав ответы, предлагает отправиться на экскурсию к старому дубу.
Д: Дуб большой, сильный, крепкий, могучий.
В: Дуб, и в самом деле, - очень сильное, величественное дерево. Дуб во все времена пользовался почтением в разных странах. У многих народов он символизирует силу, мощь, крепость, выносливость, твёрдость духа. В древности дубовыми венками награждали самых храбрых воинов.
В: Как вы думаете, как называется лес, в котором растут дубы?
Д: лес, роща.
В: Ребята, лес в котором растёт много дубов, называется дубрава.
В: Перечислите, что есть у старого дерева?
Д: ствол, кора, раскидистая крона, сильные корни, толстые и крепкие корни. В: правильно. А теперь вспомните, какие функции выполняют корни дерева?
Д: Корни держат дерево в земле, помогают ему «пить», добывают из почвы полезные вещества, расти и крепнуть.
В: Дуб – это лиственное или хвойное дерево?
Д: Лиственное.
В: Совершенно верно. У дуба очень красивые резные листья. Опадая на землю, листья этого дерева со временем перегнивают и тем самым значительно улучшают качество почвы, давая питательные вещества как самому дереву так и другим растениям.
А знаете ли вы, что дуб, как и другие лиственные деревья, тоже цветёт? Происходит это обычно в мае вместе с распусканием листьев. А цветы представляют собой свисающие серёжки.
Ребята, а как называют плоды дуба?
Д: Жёлуди.
В: Правильно, жёлуди.
Физкультминутка «Дубочек»:
Спелый жёлудь, как клубочек,
А в клубочке том дубочек.
(Дети сидят на корточках, сгруппировавшись)
Поднимается росточек,
(Начинают медленно подниматься и выпрямляться)
К солнцу тянется дубочек.
(Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)
Раскрывает два листочка.
Два листочка у дубочка.
(Опускаются на всю стопу, разводят руки в стороны)
Ветер листики качает,
(Покачивают над головой поднятыми вверх руками)
Тёплый дождик умывает,
("Умываются")
И дубочек подрастает,
Подрастёт и дубом станет.
(Кружатся на месте, подняв руки вверх)
В: Ребята, кто питается желудями.
В: Желудями питаются многие лесные животные: дикие кабаны, белки, мыши, птица - сойка. Животные способствуют распространению плодов дуба на значительных территориях. Такие жёлуди, прорастая, дают жизнь новому дереву.
В: Ребята, подумайте и скажите, а может ли человек использовать в пищу жёлуди?
Д: нет, нельзя.
В: Ребята, жёлуди - это ценный питательный продукт, и натуральная природная аптечка. Он полезен и человеку – главное знать, как из них правильно приготовить кофе, хлеб, крупу для каши.
В: Давайте потрогаем кору дерева. Ствол дуба покрыт шероховатой корой. В ней находят кров разные насекомые и их личинки. Правда, не всегда такое соседство благоприятно для дерева. Есть насекомые, которые, питаясь корой и древесиной, наносят дубу повреждения. Однако с дубом соседствуют птицы, которые избавляют дерево от этих вредителей. Как вы думаете кто?
Д: дятел.
В: Правильно. Он первый помощник для старого дуба.
В: Скажите, пожалуйста, а что мы с вами можем сделать для дуба? Как нам нужно себя вести, чтобы сохранить это дерево?
Д: Не нужно ломать ветки, обрывать листья, не мусорить возле дерева, не жечь костры.
В: Верно, а можно просто наблюдать, делать зарисовки, фотографировать, слушать пение птиц и просто отдыхать под кроной старого дерева.
III часть: Заключительная
В: Ребята, что интересного вы узнали о дубе? Какие слова вы используете для описания дуба? В чём заключается сила и щедрость дуба? (Выслушивает ответы детей). До свидания, старый дуб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по ИЗО с применением нетрадиционных техник рисования .Тема :"Чудесный сон старого дуба"
Занятие с применением нетрадиционных методик рисования (печатанье листьями,рисование манной крупой,сахаром).Учить выделять смысловой центр рисунка,закреплять знания детей о породах деревьев и сп...
Экологическая сказка "СПАСЕНИЕ СТАРОГО ДУБА"
"СПАСЕНИЕ СТАРОГО ДУБА" по просьбе Вологодской поэтессы Татьяны Петуховой была написана эта чудная сказка к экологическому празднику...
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА «Сказка старого дуба » для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Цели и задачи:Развивать познавательного интереса к природе;воспитывать бережное, гуманное отношения к природе, чувство ответственности за все живое на Земле;формировать представления детей о неразрывн...
План-конспект проведения экскурсии с детьми старшей группы «К старому дубу весной»
Данный конспект экскурсии учит детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой город чище и к...
Конспект НОД в средней группе с применением здоровьесберегающих технологий «В гости к Старому Дубу».
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии. Это музыкальное занятие для детей 4 лет с использованием песни- распевки, артикуляционных и динамических упражнений, про...
Конспект ООД в старшей группе по развитию речи «В гостях у старого дуба».
Конспект занятия ООД в старшей группе....
планирование воспитательно - образовательной работы. тема: "В гостях у старого дуба"
расширять, систематизировать и углублять знания детей о деревья, кустарниках, их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Воспитывать желание заботиться о природе, сохранять ее....