Консультация "Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей в ходе режимных моментов"
консультация (старшая группа)

Копытцева Елена Германовна

Консультация для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_her.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад №28»

Тема: «Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей

 в ходе режимных моментов»

Консультация для педагогов.

Воспитатель: Копытцева Е.Г.

 

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Основными целями художественно-эстетического развития детей в ходе режимных моментов являются:

  1. желание развить предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы);
  2.  становление эстетического отношения к окружающему миру;
  3. формирование элементарных представлений о видах искусства;
  4. восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  5. стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  6. реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.

Для достижения поставленных целей необходимо найти решения следующих задач:

• Научить детей выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;

• Познакомить детей с жанрами музыкального и изобразительного искусства, с произведениями живописи;

• Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;

• Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения;

• Учить создавать сюжетные композиции;

• Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов;

• Знать особенность изобразительных материалов.

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно сопоставить режим дня детей и их творческую деятельность. Он строится на взаимодействии воспитателя и детей и направлен на эстетическое развитие:

1. специально организованное обучение;

2. совместная деятельность педагогов и детей;

3. самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель должен уделять большое внимание разным сторонам эстетического развития - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений.

Среди НОД, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит тем, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и танцуют под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).

Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, экскурсии, праздники, развлечения. Работу в этом направлении воспитателю стоит строить на научной основе и проводить по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей.

Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:

• Тесная связь с искусством.

• Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

• Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

• Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

• Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

• Создание эстетической развивающей среды.

Одним из важных условий художественно-эстетического воспитания детей является правильная организация предметно-развивающей среды. В группе организованы театрально-игровые пространства, центры изобразительной деятельности. При ознакомлении детей с дымковской игрушкой организовываем выставку в уголке изодеятельности, в который помещаем не только игрушки, но и иллюстрации с их изображением.

В режимных моментах есть больше времени, чтобы уделить внимание рассматриванию персонажей, иллюстраций, репродукций различных картин, что позволит в дальнейшем повысить интерес к художественно-эстетической деятельности.

Для художественно-эстетического развития знакомим детей с основой отечественной культуры, с памятники древнего зодчества, с музейным наследием нашего города, его архитектурными памятникам, скульптурами и т. д. что даёт прекрасную возможность познавательного, эмоционального и, конечно

эстетического развития воспитанников. Это обогатило жизненный опыт детей, расширило их кругозор и приобщило к истокам отечественной культуры.

Большое внимание уделяем развитию художественного творчества детей.

Ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация), придумывает что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. В своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции).

Основной особенностью конструирования является его тесная связь с игрой. В игре конструирование представляет собой динамический процесс: одну и ту же постройку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют на протяжении нескольких дней, при этом постройки детей, как правило, значительно сложнее тех, которые были  даны на занятиях. На занятиях каждый ребенок может проявлять свою индивидуальность только в рамках тех задач, которые перед ним ставятся. В игре же ребенок сам выбирает тему постройки, сам придумывает конструкции, самостоятельно решает конструктивные задачи, поэтому в играх наиболее полно раскрывается индивидуальные особенности ребенка, выявляется его интересы и склонности, знания и представления. Так, строя пароход, по совету воспитателя дети могут сделать много дополнительных предметов: рупор, часы, телефон, бинокль, сумочку для врача, матросские шапочки, якорь и т.д. При этом воспитатель может быть не только советчиком, но и активным помощником.  

Находясь на природе, дети получают богатые впечатления, которые дают возможность развить их эстетическое восприятие. Используя приобретенные навыки и умения, они могут нарисовать, вылепить, вырезать и наклеить то, что вызвало их интерес, и воспитателю необходимо создать для этого все условия. Вместе с тем необходимо обогащать опыт детей новыми знаниями и впечатлениями, направляя их внимание на особенности природы, ее красоту: богатство красок, жизнь птиц, растений, труд людей и т.д. Помимо этого, необходимо широко использовать в изодеятельности песенки о природе, стихотворения, рассказы. Привлечение художественного слова, музыкальных произведений вызывают у детей образное представление, повышают и углубляют их эмоциональную восприимчивость, обуславливается создание соответствующего настроения. Предлагаем такие темы, как «Что мне запомнилось летом?», Что мне понравилось зимой?» и т.д.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность взрослого и детей в ходе режимных моментов в соответствии с ФГОС

Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ...

Консультация на тему: "Формирование образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию дошкольников в ходе режимных моментов".

Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка дошкольного возраста. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание ...

Рекомендация логопеда для родителей на тему: «Стимуляция речевого развития детей в различных режимных моментах»

Данная рекомендация была предложена родителям детей с ОВЗ (сложный дефект) в рамках родительского собрания на тему "Режим дня. Чем он важен?" В рекомендации собран материал потешек, который ...

Музейная педагогика в дошкольной образовательной организации. Художественно-эстетическое направление развития детей.

Развитие музейной педагогики как отрасли педагогического знания определяет необходимость включения музея в учебно-воспитательный процесс. Чем раньше начинается работа по знакомству ребенка с произведе...

Образовательный проект на тему : «Развитие мелкой моторики через режимные моменты и в любых видах деятельности в смешанной группе

Цель проекта : Формирование мелкой моторики, согласованных действий в системе «глаз-рука», слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти посредством развит...

Циклограмма образовательной деятельности с детьми с ОВЗ в ходе режимных моментов

Циклограмма образовательной деятельности с детьми с ОВЗ в ходе режимных моментов...

Циклограмма образовательной деятельности с детьми с ОВЗ в ходе режимных моментов Средняя группа

Циклограмма образовательной деятельности с детьми с ОВЗ в ходе режимных моментов Средняя группа...