Образовательный проект на тему : «Развитие мелкой моторики через режимные моменты и в любых видах деятельности в смешанной группе
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Ляпунова Анна Алексеевна.

Цель проекта : Формирование мелкой моторики, согласованных действий в системе «глаз-рука», слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти посредством развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_na_temu.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект на тему : «Развитие мелкой моторики через режимные моменты и в любых видах деятельности в смешанной группе»

Воспитатель: Ляпунова А.А.

Актуальность проекта : в моей группе имеет большое количество детей с речевыми нарушениями. Таких детей 12 человек.

Статистика.

У них отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Развитие тонкой моторики рук важно для детей. Так как в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учитывая важность данной проблемы, мною разработан образовательный проект, который позволяет развивать мелкую моторику у детей старшего дошкольного возраста, и может быть использован как педагогами, так и родителями для занятий с детьми. Работа по развитию мелкой моторики начинается задолго до поступления детей в школу.

Цель проекта : Формирование мелкой моторики, согласованных действий в системе «глаз-рука», слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти посредством развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Задачи проекта :

1. Изучить литературу по проблеме развития мелкой моторики рук у дошкольников.

2. Изучить влияние развития мелкой моторики на развитие речи.

3. Изучить особенности организации работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи.

4. Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.

5. Модернизировать предметно-развивающую среду смешанной группы.

6. Развивать тактильную чувствительность пальцев рук.

7. Совершенствовать мышечный тонус пальцев рук.

8. Развивать тонкие двигательные координации кистей и пальцев рук.

9. Формировать элементарные специфические графические навыки.

10. Развивать речевые умения и навыки посредством стимулирования моторных центров в коре головного мозга.

11. Формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.

Правила при работе по развитию мелкой моторики :

1. Подбор заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности.

2. Учёт индивидуальных особенностей ребенка, темпа его развития, возможностей, настроения.

3. Проведение работы регулярно, систематически.

4. Соблюдение временного регламента, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

5. Повышение у детей интереса к упражнениям и заданиям, превращение их в занимательную игру.

6. Забота о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям, обучению и развитию.

Разработчик проекта : Ляпунова А.А.

Куратор:

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители.

Сроки реализации: 2021 – 2022 учебный год.

Этапы проекта :

1 этап – подготовительный.

• Целью данного этапа является создание условий для реализации выбранной темы. Подготовительный этап условно разделён на блоки и включает в себя:

• Сбор информации по данной теме.

• Разработку перспективного плана и составление конспектов совместной деятельности педагога с детьми, а также с родителями

• Подбор материала (игрового и методического).

2 этап – основной.

Работа по развитию мелкой моторики руки на этом этапе реализуется через разные виды деятельности. Содержание работы построено так же по 3 блокам педагогического процесса, с использованием комплексного подхода. Развитие мелкой моторики присутствует в любом виде деятельности (игровой, продуктивной, художественно-речевой, театрализованной, режимных моментах)

1 блок – непосредственная образовательная деятельность.

Включает цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей (сенсорных, развитию мелкой моторики, мыслительных). Взрослый здесь всегда инициатор.

2 блок – совместная деятельность воспитателя с детьми.

Сюда входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, пальчиковые игры. Особое значение играет настрой ребенка в режимных моментах, для более хорошее результата используется тактильные игры, утренние приветствие, в работе с родителями и их участие.

3 блок – взаимодействие с родителями.

Основная задача на начальном этапе работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

В рамках данного блока используются как традиционные, так и не традиционные формы работы:

• Родительские собрания.

• Широко используется наглядная информация.

• Проведение конкурсов, выставок, праздников, развлечений совместно с родителями.

• Проведение мастер-классов.

Постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников - помощников по решению проблем по данному направлению.

3 этап – итоговый.

Он включает в себя диагностический блок, цель которого - подведение итогов работы, выявление результатов и определение дальнейшей работы. Следует сказать, что работа, проводимая по данному направлению, оказывает влияние на развитие ребёнка в целомБлагодаря целенаправленной системы работы с детьми у детей улучшились:

• Улучшилась речь.

• Ловкость руки.

• Переключаемость с одного вида движений на другой.

• Внимание.

• Глазомер.

• Зрительная память.

• Усидчивость.

• Аккуратность.

• Фантазия.

• Образное мышление.

Январь III-IV нед. Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Индивид.

Подгрупп.

Индивид. Игра с пальчиками «Дом и ворота». Упражнение «Рисуем в воздухе». Игра «Выложи такой же узор из пуговиц».

Игра «Волшебные камушки марблс».

Игра с прищепками «Гусеница». Печатание штампами. Перебирание чёток.

Игры «Определи на ощупь»«Готовим ». Игры на планшете «Нарисуй фигуру», «Песочная фантазия»

Февраль I-II нед. Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Подгрупп. Игра с пальчиками «Зайка в лесу». Пальчиковый театр.

Игра «Загони шарик в ворота». Бисероплетение.

Игра «Выложи из семян».

Завязывание бантов, узлов

. Книга-лабиринт.

Пластелинография

III-IV нед. Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп. Игры с пальчиками «В гостях»«Черепаха».

Самомассаж ладоней «Ёжик», пальцев «Брёвнышки».

Игра «Разложи разноцветные горошины».

Рисование по манке.

Рисование по клеткам.

Игра «Лыжи» (с крышками).

Игра «Паровозик-Грамотей».

Март I-II нед. Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Индивид. Игра «Выложи узор».

Дорисуй вторую половинку.

Игра с пальчиками «Сказка». Речь с движением «Кокон».

Игра с аппликатором «По кочкам». Застёгивание молний, крючков. Конструктор букв.

Игры с песком «Причудливые узоры»

III-IV нед. Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Индивид. Игра с пальчиками «На печке». Изготовление аппликации «Цыплята». Самомассаж пальцев, показ букв с помощью пальцев.

Игра «Резинки» (разной упругости). Конструирование букв из проволоки. Шнур-затейник «Яблонька»Пластелинография

Апрель I-II нед. Индивид.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Подгрупп.. Упражнение «Надень резинку на мяч».

Игра с пальчиками «Утята».

Игры с мозаиками.

Игры «Пристегни пуговицу»«Завяжи узел»

. Нахождение мелких предметов в сухом бассейне.

Шнур-затейник «Ромашка».

Игра «Сороконожка».

III – IV нед Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Подгрупп.

Подгрупп.. Шнуровка «Домик».

Игра с пальчиками «Поехали -поехали».

Пластелинография птиц, подкормка птиц.

Массажные мячики. Собирание из прищепок фигур, букв.

Май I-II нед. III-IV нед. Индивид.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.. Упражнение с аппликатором «Облако-тучка».

Игра с пальчиками «Зимние забавы». Игры с дощечками «Проведи шарик по дорожке разными пальчиками».

Игры с конструктором

. Чтение потешек, сказок, в сопровождении с показом при помощи рук различных изображений. Обрывание бумаги разной плотности и фактуры.

• В заключении хочется отметить, что разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу к обучению детей в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Перспективный план работы

Месяц

Дата

Традиционные утренние встречи

Дидактический материал, упражнения, игры.

Развитие мелкой моторики по средствам формирования культурно-гигиенических навыков

Работа с родителями.

Мастер-классы

2 неделя

Ритмическое приветствие «Слово-действие»

«Кто скорее свернет ленту?»

«Моем руки с использованием мыла-……»

«Развитие мелкой моторики у детей по средствам пластилинографии»

3 неделя

«Выбери свое настроение»

«Пальчиковые животные»

«Волшебные застежки»

Октябрь

1 неделя

«Встреча воспитателя по выбору картинки»( обнять, хлопок, рукопожатие)

«Путешествие пальцев»

«Шнуровка»

«Развитие мелкой моторики посредством работы с крупами»

2 неделя

«Веселый клубок» ( сматывание клубка, называя настроение на день

«Сделай бусы»

«Волшебные липучки»

3 неделя

«Бусы пожелания » ( каждый нанизывает и желает доброго утра)

«Составь узор или картинку из резинок»

«Ботинки»

4 неделя

«Разноцветная улыбка» ( собирают из мозайки улыбку своего цвета)

«Составь узор из спичек и палочек»

«Шапка»

Ноябрь

1 неделя

«Ритуал приветствие «Солнышко»

«Игра с прищепками»

«Помоги другу»

«Развитие мелкой моторики посредствам формирования культурно-гигиенических навыков»

2 неделя

«Приветствие «Давайте пожелаем доброго утра» «Волшебный шар»

«Зарядка для пальчиков»

«Волшебные застежки»

3 неделя

« Хлопушка» ( приветствие с помощью ладошек)

«Скользим на лыжах»

«моем руки»

4 неделя

«Дружим мы!» пальчиковая гимнастика

«Рукопожатие»

«Заплетаем косы»

Декабрь

1 неделя

«Цветок»

«Месим тесто»

«Шапка»

«Развитие мелкой моторики посредствам формирования культурно-гигиенических навыков»

2 неделя

«Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука »

«Угадай букву»

«Ботинки»

3 неделя

«приветствие Слово-действие»

«Театр теней»

«Волшебные липучки»

4 неделя

«Веселый клубок»

«Снег из салфеток»

«Шнуровка»

Январь

2 неделя

«Выбери свое настроение»

«Пальчиковые животные»

«Сделай веселые хвостики»

«Круглый стол» обмен опытом

3 неделя

«приветствие воспитателя по выбору картинок» ( обнять, ладошка, танец

«Помоги золушке»

«Помоем игрушки»

4 неделя

«Разноцветная улыбка»

«Волшебные клубок»

«Веселый башмачок»

Февраль

1 неделя

«Волшебный шар»

«пальчиковая геометрия»

«Одень перчатки»

«Развитие мелкой моторики посредствам формирования культурно-гигиенических навыков»

2 неделя

«Лента»

«Игры с прищепками на разные темы»

«Моем руки с использованием волшебного мыла»

3 неделя

«Разноцветная улыбка»

«Коробочка тактильных ощущений»

«Молния вверх, молния вниз»

4 неделя

«Дружим»

«Рисование по манке»

«Мыльные пузыри»

Март

1 неделя

«Выбери свое настроение»

«Игры с крышками»

«Заплетаем косы»

«Развитие мелкой моторики рук посредствам пальчиковых и дидактических игр »

2 неделя

«Цветок»

«Игры с резинками»

«»

3 неделя

«Бусы, пожелания»

«Игры с бросовым материалом»

«»

4 неделя

«Веселый клубок»

«Игры с природным материалом»

«»

5 неделя

«Хлопушка»

«Мозайка»

«»

Апрель

1 неделя

«Лента»

«Конструктор»

«»

Домашнее задание - участие в выставках, изготовлении пособий своими руками;

2 неделя

«Солнышко»

«Тренажеры для развития мелкой моторики»

«»

3 неделя

«Слово-действие»

«Книжка тренажер «Одеваюсь сама»

«»

4 неделя

«Хоровод дружбы»

«Цветные ленточки»

«»

Май

1 неделя

«Выбери свое настроение»

«Волшебный мешок»

«»

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Открытые мероприятия с участием родителей и для родителей.

2 неделя

«Хлопушка»

«Тайная коробка»

«»

• Литература

• 1. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб 1999 г.

• 2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М. 1981 г.

• 3. Косинова Е. М. Уроки логопеда. – М. 2007г.

• 4. Руденко В. И. Домашний логопед. – М. 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Многие родители, заботясь о том, как  лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания  чаще всего наб...

Педагогический проект на тему: "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей....

Самоанализ за 2017-2018 учебный год к проекту на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности»

Самоанализ за 2017-2018 учебный год к проекту на тему  «Развитие мелкой моторики у деетй дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности». Работу начала с изучения псих...

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"...