Конспект " Что такое мыло"
план-конспект занятия (старшая группа)

Могилевская Марина Александровна

Конспект " Что такое мыло"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_mylo.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

 «Что такое мыло».

Цель:

  1. Осуществлять системный подход в ознакомлении детей с окружающим миром.
  2. Развивать системное мышление, воображение, творчество.
  3. Учить выявлять и разрешать проблемные ситуации, противоречия.
  4. Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
  5. Закрепить и систематизировать знания о мыле: из чего сделано, его свойства и качества, строение и назначение, как им пользоваться, как беречь.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Обогащать лексику словами, обозначающими свойства и качества мыла.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение художественной литературы:
– “Мойдодыр” К.Чуковский.
– “Купание” А.Александрова.
– “Девочка чумазая” А.Барто.

МАТЕРИАЛЫ:

Мыло разного цвета, с разными ароматами, разное по форме, флакон жидкого мыла, хозяйственное мыло, электронные весы, тазик с водой, картинки с рисунками последовательности умывания, лупы по количеству детей.

ХОД НОД

Тема нашего исследования поселилась в загадке, вы узнаете, если отгадаете её.

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится
Руки мыть не ленится /мыло/.

Что мы будем исследовать? Хотите узнать о тайнах мыла?

А что вы можете сказать о мыле?

Знаете ли вы, чем люди умывались раньше?

В давние-давние времена, в Древнем Риме люди стали думать, как смыть грязь с жирной кожи. Первой была зола. Древесную золу заливали кипятком и распаривали в печи. Полученной водой, щёлоком, мылись.

Сырьём для производства мыла являются животные жиры. В древние времена мыло делали из козьего, бараньего или бычьего жира, с примесью золы бука. Его использовали не только для умывания, но и для окраски волос (растительное масло плюс красная земляная краска).

В настоящее время мыло производят так: животные жиры и поташ (карбонат калия – белый зернистый порошок) кипятят вместе, между ними происходят различные химические превращения, в результате которых образуется мыло. Его тщательно очищают, окрашивают в разные цвета и добавляют разнообразные ароматические и косметические добавки.

Мыло расщепляет нерастворимые в воде жиры, которые затем вымываются в виде эмульсии – мыльной пены.

Мылись глиной, которая прекрасно очищает руки, тело от грязи. В природе встречается много растений, способных образовывать пену. Они могут заменить мыло: ягоды бузины, мыльнянка лекарственная (её называют “мыльной травой”, “собачьим мылом”), хорошо мылятся высушенные и измельчённые корневища, также используется конский каштан.

Давайте пройдём в нашу лабораторию. Подойдите к своим рабочим местам.

Возьмите в руки мыло: погладьте, пощупайте, понюхайте.

Какое оно? (твердое, гладкое, скользкое, шероховатое, душистое с разнообразными запахами).

Почему душистое? (в составе есть растительные экстракты или ароматизаторы).

У кого какое мыло? Обратите внимание на размер и форму (большое и маленькое, прямоугольное и круглое, квадратное и фигурное, цветочное, туалетное, хозяйственное, тяжелое и легкое, т.д.).

Возьмём весы и взвесим два кусочка мыла. Мы видим, что вес разный в зависимости от размера мыла.

Посмотрите, я опускаю мыло в ёмкость с водой. Что мы замечаем? (оно тонет, булькает-издаёт характерный звук).

Почему? (имеет вес).

Мыло имеет разный цвет. Почему? (окрашено красителями).

Какой  вывод мы делаем? (мыло бывает разного вида, веса, размера, формы, плотности; оно тонет, пахнет, окрашивается, щиплет глаза и т.д.).

Что делают мылом? (моют руки, тело, волосы и т.д.).

Вспомните, пожалуйста, скороговорку, где говорится об этом?

Мыла Мила Мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло
Мишку мылом не домыла.

– Почему Мила не домыла Мишку? /мыло упало/.

– Почему мыло упало? /скользкое/.

– Когда мыло становится скользким? /когда оно мокрое, с водой/.

– Скажите, пожалуйста, мыло скользкое как что? /рыба, сосулька, масло, лёд, шелк и т.д./.

Как вы отнесётесь к совету Григория Остера из его книги “Вредные советы”

Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо,
Это глупое занятье не приводит ни к чему.

Это хороший совет или нет?

Почему вредный? Кто боится мыла? (грязнули, микробы).

Кто такие микробы?

– Микробы – это совсем маленькие, не заметные глазам существа. Они вызывают болезни, так и норовят попасть к нам внутрь, расселиться там и жить. Если кожа покрыта потом, или жиром, она становится липкой и на ней легко задерживается пыль и грязь. Вот тут раздолье микробам. Возьмите лупы и посмотрите внимательно на свои руки. Сколько на коже бороздок и канавок, складок и ямок. Если они забьются грязью, микробам будет легче атаковать из этих укрытий. А под грязными ногтями их собираются целые полчища. Избавиться от микробов и грязи не так-то просто. Одной водой их не смоешь. Грязь прилипчива и микробы держатся цепко. Что может их прогнать? Правильно, душистое мыло, рождающее пену. Словно дворник с жёсткой метлой, оно проходит по всем щелочкам нашей кожи, выметает и гонит прочь грязь и микробов. Если мыло попадает на тонкую кожицу, например у глаз, ты почувствуешь, как оно работает. Как старается вывести грязь и микробов: щиплет, колет, кусает, грызёт. Оно нападает не на тебя, а на твоих врагов.

– Скажите мне, пожалуйста, в сухие руки мыло берут? (нет).

– А что надо сделать? (их сначала надо намочить).

– Какую струйку надо делать? (не очень тонкую, а то воды будет мало и не очень толстую, а то забрызгаешься).

– Когда пены получится много, что надо сделать? (положить мыло в мыльницу).

– Что выполняем потом? (положить ладошку к ладошке и потереть, а затем перекатываем друг по дружке, как санки по снежной горке: то левая съезжает с правой, то правая с левой, после этого ополоснуть и вытирать).

– Чем мы будем вытирать руки? (каждый своей расправленной салфеткой: берём в одну руку и вытираем другую, каждый пальчик отдельно и затем аналогично другую).

Чтобы чистота была, нужны мыло и вода.

– Когда следует мыть руки? ( по мере загрязнения, после посещения санузла, перед едой, после прогулки и т.д.).

– Давайте отметим алгоритм (схема действий, последовательность шагов, приводящая к результату) правильного мытья рук. /При обсуждении на магнитной доске, перед надписями, цифрами отметить каждый шаг./

  • сильно намочите руки;
  • пользуйтесь мылом;
  • намыливайте руки с обеих сторон;
  • полощите руки чистой водой;
  • вытирайте руки насухо полотенцем.

Когда я работала с малышами, намыленные руки я называла мыльные перчатки. Какими могут быть они? (чёрными и белыми). Когда они бывают чёрными? (когда руки сильно грязные). А когда “перчатки” бывают белыми? (когда чистые руки).

Игра “Хорошо – плохо”.

Мыть руки – это хорошо. Почему? (чисто, опрятно, микробов не будет, полотенце будет чистое и т.д.).

Мыть руки – это плохо. Почему? (вода может быть холодная, горячая, рукава замочатся, кожа на руках потрескается и т.д.).

Какой бы вы совет дали грязнулям, трусихам, кто боится мыться мылом (дети дают советы).

Какое самое лучшее средство от микробов? (мыло и вода).

Игра “Выучим пословицу”.

  • Чистая вода для хвори беда.

Да, вода и мыло – настоящие друзья. Они не только помогают уничтожить микробов, избавиться от них, но с мылом можно поиграть. Кроме твёрдого мыла, бывает ещё какое, в каком состоянии? /жидкое/.

Мыльная пена – она какая? /мягкая, ласковая и т.д./.

Что ещё можно делать мылом, кроме того, что можно мыть, стирать и т.д.? / тонким кусочком чертить на ткани/

Когда много кусочков мыла, что мы можем сказать об этом? Что это? / витрина в магазине, полки в умывальной комнате и т.д./.

Что вы сегодня узнали нового?

Что вам понравилось на нашем занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Мыло - фокусник"

Конспект НОД по развивитию исследовательских умений детей,  формируя представления о сенсорных характеристиках предметов...

Конспект образовательной деятельности "Мыло и его свойства"

Цель; развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с мылом....

Конспект по экспериментированию "Мыло и его секреты"

Данный конспект позволит детям дошкольного возраста узнать все секреты мыла....

Конспект Да здравствует мыло душистое

Конспект Да здравствует мыло душистое...

Беседа по формированию культурно-гигиенических навыков "Что такое мыло? Бабушкино мыло".

Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Обязательно нужно мыть руки после прогулок, посещения туалета, перед приемом пищи и после, после общения с животными. Ежедневно нужно ...

Конспект занятия "Удивительное мыло"

Конспект занятия "Удивительное мыло"...

Конспект занятия "Волшебное мыло"

Конспект занятия  по исследовательской деятельности в средней группе «Волшебное мыло»...