Конспект занятия "Удивительное мыло"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад присмотра и оздоровления №1»
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе
Тема: «Удивительное мыло»
Воспитатель: Е.А.Кожевникова
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе
Тема: «Удивительное мыло»
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности. (ОО «Познание»)
Задачи:
- познакомить детей этапами организации и проведения исследовательской деятельности. (ОО «Познание»)
- упражнять в использовании разнообразных методов исследования («подумать самостоятельно», «спросить у взрослого», «посмотреть в книгах», «посмотреть в компьютере», «провести эксперимент», «понаблюдать»). (ОО «Познание»)
- упражнять в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками. (ОО «Коммуникация»)
- упражнять в составлении повествовательного монолога с элементами описания. (ОО «Коммуникация»)
Познавательное развитие:
- Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов.
- Упражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом.
- Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри, при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат.
- Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать.
- Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования
- Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.
Речевое развитие:
- Активизировать и обобщать словарь детей существительными (аромат, пузырьки), прилагательными (прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое, пахучее) мыло, несъедобное), словообразование: яблочное, апельсиновое, ягодное, персиковое, ванильное, ромашковое, лимонное и глаголами (пенится, скользит, переливается на свету, размыливать), развивать связную речь, умение рассуждать.
- Закреплять употребление в речи конструкций простых и сложных предложений.
- Умение самостоятельно делать выводы.
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать высказывания до конца, не перебивать друг друга.
Физическое развитие:
- Активизация мышечного тонуса и моторно-координаторных систем.
Используемые образовательные технологии:
- технология исследовательской деятельности (экспериментирование) с использованием моделирования
- ИКТ (слайды:«Пузырик»)
- Здоровьесберегающие (динамическая пауза: игра «Пузырь»)
- Развивающее обучение (мнемотехника)
Материалы и оборудование:
- «Пузырик» (компьютерная презентация)
- таинственная коробочка
- рисунки-схемы «Как получить пузыри»
- пластмассовые ложки
- Ёмкости с водой
- Стаканы
- Салфетки
- Гуашь
- Бумага
- кусочки мыла
- коктейльные трубочки
- Ноутбук
- Мнемотаблица со стихотворением
Практическая задача: проверить правильность выдвинутой гипотезы.
Материал и оборудование: карточки с символическими изображениями «методов исследования», фломастеры, листочки бумаги размером 7/7 сантиметров, детские энциклопедии, головной убор, мантия, лоскутки ткани темного и светлого цвета, 2 тазика, мыло на каждого ребенка.
Ход занятия:
- Мотивация
Воспитатель выпускает из баночки мыльные пузыри, обращает внимание детей, которые заняты игрой самостоятельно.
Воспитатель: Ой, как высоко полетели! Их так много!!! Что это такое?
Ответ детей: Это мыльные пузыри.
А у вас так получится?
Ответ детей: Да (можно дать детям попробовать выпускать пузыри)
Воспитатель: Они такие красивые, как радужные мячики! Давайте поймаем один и подарим маме.
Ответы детей: Их нельзя поймать. У нас не получиться.
Воспитатель: Они такие воздушные, почему не получится?
Ответ детей: Мыльные пузыри не прочные, они лопаются, как только попадают к нам на ладошку.
Воспитатель: Как жалко. Вы хотите узнать, как можно сделать прочные мыльные пузыри, которые не будут лопаться, и с ними можно будет играть?
Ответы детей. Да, хотим.
Воспитатель: А вы знаете, из чего состоят мыльные пузыри?
Ответ детей: Они образуются из воды и мыла.
Воспитатель: Значит, мыло и мыльные пузыри - это одно и то же?
Ответ детей: Да
Воспитатель: Ребята, вы даете разные ответы на мои вопросы - это ваши предположения. Ученые называют эти предположения – гипотезами, которые необходимо проверить.
Воспитатель: С помощью чего, это можно проверить?
Ответ детей: провести эксперимент или опыт.
2. Выбор темы
Воспитатель: А с чем мы будем проводить эксперименты?
Ответ детей: С мылом.
Воспитатель: Верно, мы с вами будем проводить опыты с мылом, и, возможно совершим открытие!
Воспитатель: Как называется место, где ученые проводят разные опыты и эксперименты.
Ответ детей:
Воспитатель: Правильно! Это место называется ЛАБОРАТОРИЯ.
И я вас приглашаю пройти в нашу лабораторию.
(Дети с воспитателем под музыку из телепередачи «Кукутики» «Мы пускаем пузыри» проходят к столам, на которых разложено все для опытов.)
Воспитатель: Вот мы и пришли в лабораторию, где все готово для работы.
А в лаборатории есть специальная одежда?
Ответ детей:
Воспитатель: Тогда мы оденемся, помогите друг другу одеть фартуки и шапочки.
Разделиться на две группы ученых по цвету значков на вашей одежде, присаживайтесь на свои рабочие места.
- Но прежде чем начать наш эксперимент, повторим правила безопасности:
1. Всё за собой ты убери,
Будь аккуратным и не сори.
2. Не пробуй на вкус ничего никогда,
Иначе тебя ожидает беда.
3. И никогда никому не мешай,
Соседа всегда своего уважай!
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Постановка практической задачи
Воспитатель: В ходе исследования мы вместе выясним, кто из нас прав. Чтобы мы не забыли все гипотезы, которые выдвинули, я хочу вас попросить их фиксировать на доске.
Воспитатель: Итак, первый вопрос: С помощью чего, из каких источников информации, мы можем еще узнать о мыле?
(В ходе коллективного обсуждения дети называют и выбирают методы исследования. Карточки с символическим изображением выбранных методов исследования выкладываются на доску).
Воспитатель: Какие же методы исследования нам помогут собрать информацию о мыле? (проверить наши гипотезы)
(Ответы детей)
Ученые говорят: «С помощью каких методов можно проверить нашу гипотезу», т. е. «подумать самому», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «посмотреть в книге», «провести эксперимент», «понаблюдать» - это все методы исследования. Дети вывешивают на доске картинки с гепотезами.
А теперь каждая команда проверит, справились ли с заданием ваши соперники.
2. Планирование деятельности
Воспитатель: Как вы думаете, с чего начать наше исследование? Какой метод вам будет более интересным? «Подумать самому» и «Эксперимент»
(Ответы детей)
3. Осуществление деятельности
Сбор материала.
Воспитатель: Ребята, подумайте и вспомните, какие вы знаете свойства мыла?
Дети: - Оно пенится, мылиться, убивает бактерии.
(Каждому ребенку дается возможность высказаться о том, что он знает о мыле. Педагог помогает детям обобщить информацию, которая затем фиксируется на листе бумаги одним из детей)
Воспитатель: Основное предназначение мыла — очистить (удалить) и смыть с поверхности различные микроорганизмы и загрязнения. Проверим эту гипотезу?
Воспитатель: Как мы можем проверить, что оно мылится и пениться? (Ответы детей). Предлагаю проверить, как стирает мыло? Для этого наполним два тазика теплой водой. Возьмем две салфетки. Проведем линии губной помадой на салфетках. Одну салфетку постираем в тазике с водой без мыла, а другую – с мылом.
(Дети проводят эксперимент по инструкции педагога)
Воспитатель: На какой салфетке не осталось следов помады? Какой можно сделать вывод?
(Ответы детей).
Вывод: «Вода без мыла не в состоянии самостоятельно удалить грязь с тела, с одежды, с посуды. Мыло растворяет частицы грязи в воде».
(Один из детей фиксирует информацию на листе бумаги).
Воспитатель: Но чтобы провести дальше наше исследование нам надо немного размяться.
Физминутка
«Мыло бывает разным»
Мыло бывает
Разным – пре - разным: идут по кругу, держась за руки
Синим, зелёным,
Оранжевым, красным... «моют» руки
Но не пойму,
Отчего же всегда повороты туловища в стороны, раскрыв руки
Чёрной – пречерной
Бывает вода? «волны» руками перед собой
Чтобы дать микробам бой, боксирующие движения перед собой
Моем руки мы с тобой. потирают ладони о ладонь
Воспитатель: Следующий метод нашего исследования – «Спросить у другого человека». Ребята, у кого мы можем спросить? (Ответы детей) Что мы можем спросить у портного?. Какой вопрос мы зададим?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, как вы думайте, можно ли рисовать мылом?
(Ответы детей)
Воспитатель: (Педагог включает видеоинформацию для детей. Затем информация обобщается детьми, и один из детей фиксирует ее на листе бумаги).
Воспитатель: Предлагаю проверить. Нарисует мылом на лоскутках ткани темного и светлого цвета.
(Дети проводят эксперимент по инструкции педагога)
Воспитатель: Рисует ли мыло? получилось проверить? на ткани какого цвета мыло рисует лучше?
(Ответы детей)
Вывод: на ткани темного цвета мыло рисует. Зафиксировали после проведения эксперимента.
(Один из детей фиксирует информацию на листе бумаги)
Воспитатель: Какой еще метод следующий мы определили в плане?
(ответы детей)
Воспитатель: Что напишем в поиске, чтобы Интернет нам выдал правильную информацию?
(ответы детей)
Воспитатель: Спросим, сможем ли мы самостоятельно изготовить мыло?
(Ответы детей). (Педагог набирает вопрос в поиск, читает полученную информацию для детей. Затем информация обобщается детьми, и один из детей фиксирует ее на листе бумаги).
Прекрасное душистое мыло можно сварить прямо у себя на кухне используя мыльную основу и различные натуральные добавки (сухоцветы, глина белая, голубая, розовая, черная, какао, овес, кокосовая стружка, маковые семена, кофе, различные целебные травы, кофе, дольки цитрусовых и т.п.) различные ароматизаторы или отдушки;).
С ингредиентами можно экспериментировать, составлять собственные рецепты.
Можно сварить мыло разной формы, аромата, цвета, обладающее полезными свойствами.
Вспомним правила безопасности при работе с мылом:
- Всё за собой ты убери, будь аккуратным, не сори.
- Не пробуй на вкус ничего никогда, иначе тебя ожидает беда.
- Не допускать попадания мыла в глаза, при попадании быстро промой глаза водой.
Практическая часть
На столе: материал для изготовления мыла и технологические карты.
Изготовление формового мыла из «мыльной основы»
1. Возьмите основу для мыла, и разделите на кубики
2. Поместите нужное количество кубиков основы для мыла в емкость - стакан для растапливания.
3. Поместите емкость с кубиками в микроволновую печь до расплавления основы в однородную массу.
4. В полученную массу капнем несколько капель красителя и ароматизатора и масла.
5. Залейте массу в специальные формочки, сбрызнутую спиртом..
6. Еще раз сбрызнуть спиртом из пульверизатора, для удаления пены.
6. Ждем пока мыло высохнет и остынет.
Воспитатель: Пока наше мыло застывает поиграем в игру «Расставь мыло на полочку»
Воспитатель выносит на подносах мыло разного по форме, цвету и составу... (или на экран слайд с фото)
VI. Результат
6. Обобщение полученных данных.
Воспитатель предлагает детям подойти к нему
Воспитатель: А теперь, предлагаю надеть академический головной убор и мантию. И рассказать о проведенном исследовании.
(Дети по желанию рассказывают)
7. Итог задаёт следующие вопросы:
Воспитатель: Где мы сегодня были? В лаборатории. Кем мы были? Учеными. Что мы делали? Проводили эксперименты. Что мы узнали про мыло? Подтвердились ли наши гипотезы? Что мы узнали нового, чего не знали раньше?
Воспитатель: Ну, что же ребята, вы сегодня побыли настоящими учёными и провели много экспериментов, а у меня есть подарок посмотрите, это памятка, которая поможет вам правильно мыть руки!
(Ответы детей)
Спасибо Вам большое за плодотворную работу.
Каждому из вас желаю
Аккуратным, чистым быть.
С мылом, щеткой и водою
Обязательно дружить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Мыло и вода-враг микробов"
конспект НОДтема: «Мыло и вода – враги микробов»Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, правила по уходу за руками и телом.Обучающие задачи:Сформировать у дете...
Конспект ООД "Мыло и его секреты" (познавательное развитие)
Занятие для средней группы...
Конспект НОД "Мыло-фокусник"
НОД «Мыло-фокусник» (непосредственно-образовательная деятельность в средней группе).Цель занятия: познакомить детей со свойствами и назначением мыла и его разновидностями (туалетное,...
Конспект занятий "Мыло и вода, враги микробов"
Конспект занятий "Мыло и вода, враги микробов"и фото ...
Конспект НОД "Мыло-фокусник"
Конспект по экспериментальной деятельности...
Конспект НОД «Мыло и вода – наши лучшие друзья»? (первая младшая группа)
Занятие по экспериментированию...
Конспект занятия "Мыло-фокусник"
Конспект занятия по познавательному развитию...