Конспект занятия "Удивительное мыло"
план-конспект занятия

Кожевникова Елена Анатольевна

Конспект занятия "Удивительное мыло"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Удивительное мыло29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад присмотра и оздоровления №1»

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в  подготовительной группе

Тема: «Удивительное мыло»

Воспитатель: Е.А.Кожевникова

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в  подготовительной группе

Тема: «Удивительное мыло»

 Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности. (ОО «Познание»)

Задачи:

познакомить детей этапами организации и проведения исследовательской деятельности. (ОО «Познание»)

- упражнять в использовании разнообразных методов исследования («подумать самостоятельно»«спросить у взрослого»«посмотреть в книгах»«посмотреть в компьютере»«провести эксперимент», «понаблюдать»). (ОО «Познание»)

- упражнять в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками. (ОО «Коммуникация»)

- упражнять в составлении повествовательного монолога с элементами описания. (ОО «Коммуникация»)

Познавательное развитие:

  • Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов.
  • Упражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом.
  • Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри, при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат.
  • Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать.
  • Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования
  • Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.

Речевое развитие:

  • Активизировать и обобщать словарь детей существительными (аромат, пузырьки), прилагательными (прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое, пахучее) мыло, несъедобное), словообразование: яблочное, апельсиновое, ягодное, персиковое, ванильное, ромашковое, лимонное и глаголами (пенится, скользит, переливается на свету, размыливать), развивать связную речь, умение рассуждать.
  • Закреплять употребление в речи конструкций простых и сложных предложений.
  • Умение самостоятельно делать выводы.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать высказывания до конца, не перебивать друг друга.

Физическое развитие:

  • Активизация мышечного тонуса и моторно-координаторных систем.

Используемые образовательные технологии:

  • технология исследовательской деятельности (экспериментирование) с использованием моделирования
  • ИКТ (слайды:«Пузырик»)
  • Здоровьесберегающие (динамическая пауза: игра «Пузырь»)
  • Развивающее обучение (мнемотехника)

Материалы и оборудование: 

  • «Пузырик» (компьютерная презентация)
  •  таинственная коробочка
  •  рисунки-схемы «Как получить пузыри»
  •  пластмассовые ложки
  •  Ёмкости с водой
  •  Стаканы
  •  Салфетки
  •  Гуашь
  •  Бумага
  •  кусочки мыла
  •  коктейльные трубочки
  • Ноутбук
  • Мнемотаблица со стихотворением

Практическая задача: проверить правильность выдвинутой гипотезы.

Материал и оборудование: карточки с символическими изображениями «методов исследования», фломастеры, листочки бумаги размером 7/7 сантиметров, детские энциклопедии, головной убор, мантия, лоскутки ткани темного и светлого цвета, 2 тазика, мыло на каждого ребенка.

Ход  занятия:

  1. Мотивация

Воспитатель выпускает  из баночки мыльные пузыри,  обращает внимание  детей, которые заняты игрой самостоятельно.

Воспитатель: Ой, как высоко полетели! Их так много!!! Что это такое?

Ответ детей: Это мыльные пузыри.

А у вас так получится?

Ответ детей: Да (можно дать детям попробовать выпускать пузыри)

Воспитатель: Они такие красивые, как радужные мячики! Давайте поймаем один и подарим маме.

Ответы детей:  Их нельзя поймать. У нас не получиться.

Воспитатель: Они такие воздушные, почему не получится?

Ответ детей: Мыльные пузыри не прочные, они лопаются, как только попадают к нам на ладошку.

Воспитатель: Как жалко. Вы хотите узнать, как можно сделать  прочные мыльные пузыри, которые не будут лопаться, и с ними можно будет играть?

Ответы детей. Да, хотим.

Воспитатель: А вы знаете, из чего состоят   мыльные пузыри?

Ответ детей: Они  образуются из  воды и мыла.

Воспитатель: Значит,  мыло и мыльные пузыри - это одно и то же?

Ответ детей: Да

Воспитатель: Ребята, вы даете разные ответы на мои вопросы - это ваши предположения. Ученые называют эти предположения – гипотезами, которые необходимо проверить.

Воспитатель: С помощью чего, это можно проверить?

Ответ детей: провести эксперимент или опыт.

2. Выбор темы

Воспитатель: А с чем мы будем проводить эксперименты?

Ответ детей: С мылом.

Воспитатель: Верно, мы с вами будем проводить опыты с мылом, и, возможно совершим открытие!

Воспитатель: Как называется место,  где ученые проводят разные опыты и эксперименты.

 Ответ детей:

Воспитатель: Правильно! Это место называется ЛАБОРАТОРИЯ.

И я вас приглашаю пройти в нашу лабораторию.

(Дети с воспитателем под музыку из телепередачи «Кукутики» «Мы пускаем пузыри» проходят к столам, на которых разложено все для опытов.) 

Воспитатель: Вот мы и пришли в лабораторию, где все готово для работы.

А в лаборатории есть специальная одежда?

Ответ детей:

Воспитатель: Тогда мы оденемся, помогите друг другу одеть фартуки и шапочки.

Разделиться на две группы ученых по цвету значков на вашей одежде, присаживайтесь на свои рабочие места.

- Но прежде чем начать наш эксперимент, повторим правила безопасности:

1. Всё за собой ты убери,

Будь аккуратным и не сори.

2. Не пробуй на вкус ничего никогда,

Иначе тебя ожидает беда.

3. И никогда никому не мешай,

Соседа всегда своего уважай!

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Постановка практической задачи

Воспитатель: В ходе исследования мы вместе выясним, кто из нас прав. Чтобы мы не забыли все гипотезы, которые выдвинули, я хочу вас попросить их фиксировать на доске.

Воспитатель: Итак, первый вопрос:  С помощью чего, из каких источников информации, мы можем еще узнать о мыле?

(В ходе коллективного обсуждения дети называют и выбирают методы исследования. Карточки с символическим изображением выбранных методов исследования выкладываются на доску).

Воспитатель: Какие же методы исследования нам помогут собрать информацию о мыле? (проверить наши гипотезы)

(Ответы детей)

Ученые говорят«С помощью каких методов можно проверить нашу гипотезу», т. е. «подумать самому»«спросить у другого человека», «понаблюдать»«посмотреть в книге»«провести эксперимент», «понаблюдать» - это все методы исследования. Дети вывешивают на доске картинки с гепотезами.

А теперь каждая команда проверит, справились ли с заданием ваши соперники.

2. Планирование деятельности

Воспитатель: Как вы думаете, с чего начать наше исследование? Какой метод вам будет более интересным? «Подумать самому» и «Эксперимент»

(Ответы детей)

3. Осуществление деятельности

Сбор материала.

Воспитатель: Ребята, подумайте и вспомните, какие вы знаете свойства мыла? 

Дети: - Оно пенится, мылиться, убивает бактерии.

(Каждому ребенку дается возможность высказаться о том, что он знает о мыле. Педагог помогает детям обобщить информацию, которая затем фиксируется на листе бумаги одним из детей)

Воспитатель: Основное предназначение мыла — очистить (удалить) и смыть с поверхности различные микроорганизмы и  загрязнения.  Проверим эту гипотезу?

Воспитатель: Как мы можем  проверить, что оно мылится и пениться? (Ответы детей). Предлагаю проверить, как стирает мыло? Для этого наполним два тазика теплой водой. Возьмем две салфетки. Проведем линии губной помадой на салфетках. Одну салфетку постираем в тазике с водой без мыла, а другую – с мылом.

(Дети проводят эксперимент по инструкции педагога)

Воспитатель: На какой салфетке не осталось следов помады? Какой можно сделать вывод?

(Ответы детей).

Вывод: «Вода без мыла не в состоянии самостоятельно удалить грязь с тела, с одежды, с посуды. Мыло растворяет частицы грязи в воде».

(Один из детей фиксирует информацию на листе бумаги).

Воспитатель: Но чтобы провести дальше  наше исследование нам надо немного размяться.

Физминутка

 «Мыло бывает разным»

Мыло бывает

Разным – пре - разным:        идут по кругу, держась за руки

Синим, зелёным,

Оранжевым, красным...        «моют» руки

Но не пойму,

Отчего же всегда        повороты туловища в стороны, раскрыв руки

Чёрной – пречерной

Бывает вода?        «волны» руками перед собой

Чтобы дать микробам бой,        боксирующие движения перед собой

Моем руки мы с тобой.        потирают  ладони о ладонь

Воспитатель: Следующий метод нашего исследования – «Спросить у другого человека». Ребята, у кого мы можем спросить? (Ответы детей) Что мы можем спросить у портного?. Какой вопрос мы зададим?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, как вы думайте, можно ли рисовать мылом?

(Ответы детей)

Воспитатель: (Педагог включает видеоинформацию для детей. Затем информация обобщается детьми, и один из детей фиксирует ее на листе бумаги).

Воспитатель: Предлагаю проверить. Нарисует мылом на лоскутках ткани темного и светлого цвета.

(Дети проводят эксперимент по инструкции педагога)

Воспитатель: Рисует ли мыло? получилось проверить? на ткани какого цвета мыло рисует лучше?

(Ответы детей)

Вывод: на ткани темного цвета мыло рисует. Зафиксировали после проведения эксперимента.

(Один из детей фиксирует информацию на листе бумаги)

Воспитатель:  Какой еще метод следующий мы определили в плане?

(ответы детей)

Воспитатель: Что напишем в поиске, чтобы Интернет нам выдал правильную информацию?

(ответы детей)

Воспитатель: Спросим, сможем ли мы самостоятельно изготовить мыло?

(Ответы детей). (Педагог набирает вопрос в поиск, читает полученную информацию для детей. Затем информация обобщается детьми, и один из детей фиксирует ее на листе бумаги).

Прекрасное душистое мыло можно сварить прямо у себя на кухне используя мыльную основу и различные натуральные добавки (сухоцветы, глина белая, голубая, розовая, черная, какао, овес, кокосовая стружка, маковые семена, кофе, различные целебные травы, кофе, дольки цитрусовых и т.п.) различные  ароматизаторы или отдушки;).

С ингредиентами можно экспериментировать, составлять собственные рецепты.

Можно сварить мыло разной формы, аромата, цвета, обладающее полезными свойствами.

Вспомним  правила безопасности при работе с мылом:

  1. Всё за собой ты убери, будь аккуратным, не сори.
  2. Не пробуй на вкус ничего никогда, иначе тебя ожидает беда.
  3. Не допускать попадания мыла в глаза, при попадании быстро промой глаза водой.

Практическая часть

На столе: материал для изготовления мыла и технологические карты.

Изготовление  формового мыла  из «мыльной основы»

1.  Возьмите  основу для мыла, и  разделите на кубики

2. Поместите нужное  количество кубиков основы для мыла в емкость - стакан для растапливания.

3.  Поместите емкость с кубиками в микроволновую печь до расплавления основы  в однородную массу.

4. В полученную массу капнем несколько капель красителя и ароматизатора и масла.

5. Залейте  массу в специальные формочки, сбрызнутую спиртом..

6. Еще раз сбрызнуть спиртом из пульверизатора, для удаления пены.

6. Ждем пока мыло высохнет и остынет.

Воспитатель: Пока наше мыло  застывает поиграем в игру «Расставь мыло на полочку»

Воспитатель выносит на подносах  мыло  разного  по форме, цвету и составу... (или на экран слайд с фото)

VI. Результат

6. Обобщение полученных данных.

Воспитатель предлагает детям подойти к нему

Воспитатель: А теперь, предлагаю надеть академический головной убор и мантию. И рассказать о проведенном исследовании.

(Дети по желанию рассказывают)

7. Итог задаёт следующие вопросы:

Воспитатель: Где мы сегодня были? В лаборатории. Кем мы были? Учеными. Что мы делали? Проводили эксперименты. Что мы узнали про мыло? Подтвердились ли наши гипотезы? Что мы узнали нового, чего не знали раньше?

Воспитатель: Ну, что же ребята, вы  сегодня побыли настоящими учёными и провели много экспериментов, а у меня есть подарок посмотрите, это памятка, которая поможет вам правильно мыть руки!

(Ответы детей)

Спасибо Вам большое за плодотворную работу. 

Каждому из вас желаю

Аккуратным, чистым быть.

С мылом, щеткой и водою

Обязательно дружить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Мыло и вода-враг микробов"

конспект НОДтема: «Мыло и вода – враги микробов»Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, правила по уходу за руками и телом.Обучающие задачи:Сформировать у дете...

Конспект НОД "Мыло-фокусник"

НОД  «Мыло-фокусник» (непосредственно-образовательная деятельность в средней группе).Цель занятия: познакомить детей со свойствами и назначением мыла и его разновидностями (туалетное,...

Конспект занятий "Мыло и вода, враги микробов"

Конспект занятий "Мыло и вода, враги микробов"и фото ...

Конспект НОД "Мыло-фокусник"

Конспект по экспериментальной деятельности...

Конспект занятия "Мыло-фокусник"

Конспект занятия по познавательному развитию...