Программа дополнительного образования художественной направленности "Золотой ключик"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог (воспитатель) старшей и подготовительной к школе группе.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Театральная деятельность и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование рабочей программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Настоящая Рабочая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет (старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным рабочим программам, описанным в литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4-vasileva-zolotoj-klyuch.docx | 301.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы
№п/п | Содержание | Стр |
I | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1 | Цели и задачи реализации рабочей программы | 4 |
1.1.2 | Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.1.3 | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики | 5 |
1.2 | Предполагаемые результаты освоения воспитанниками рабочей программы | 7 |
II | Содержательный раздел | 10 |
2.1 | Содержание психолого-педагогической работы | 10 |
2.2 | Особенности планирования образовательного процесса | 10 |
2.3 | Методы и средства реализации программы | 12 |
2.4 | Взаимодействие с семьями воспитанников | 12 |
2.5 | Календарно-тематическое планирование в старшей и подготовительной группах | 13 |
III | Организационный раздел | 33 |
3.1 | Список воспитанников группы | 33 |
3.2 | Материально-техническое обеспечение программы | 33 |
3.3 | Расписание | 34 |
3.4 | Методическое обеспечение программы | 34 |
3.5 | Мониторинг образовательного процесса | 35 |
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог (воспитатель) старшей и подготовительной к школе группе.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Театральная деятельность и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование рабочей программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Настоящая Рабочая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет (старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным рабочим программам, описанным в литературе.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель рабочей программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
- Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы:
Принципы проведения театрализованной деятельности:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей.
Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет, родители (законные представители), педагоги.
Старшая группа (от 5 до 6 лет) – 1 год.
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) – 1 год.
Средняя наполняемость группы – 20 детей. Процентное соотношение по половому признаку постоянно изменяется.
Реализация Программы осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательной, исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной. Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Рекомендации по работе над ролью:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
- подготовка театрального костюма;
Правила драматизации:
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.
Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.
Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
1.2. Планируемые результаты освоения детьми программы.
Предполагаемые умения и навыки
Старшая группа
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминать заданные позы.
Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.
Знать 5—8 артикуляционных упражнений.
Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.
Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
Уметь составлять предложения с заданными словами.
Уметь строить простейший диалог.
Уметь сочинять этюды по сказкам.
Подготовительная группа
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.
Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
Находить оправдание заданной позе.
На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.
Уметь подобрать рифму к заданному слову.
Уметь сочинить рассказ от имени героя.
Уметь составлять диалог между сказочными героями.
Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.
Планируемые качества освоения рабочей программы
Любознательный, активный - проявляет интерес к уже знакомым и новым для него произведениям. С любопытством рассматривает иллюстрации к текстам, называет изображённых на них героев сказок.
Эмоциональный, отзывчивый – подражает эмоциям взрослых и детей, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками – понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле, прочитанном произведении может высказать свою точку зрения.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила – чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Имеющий первичные представления – об особенностях театральной культуры, умеет адаптироваться в социальной среде.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы – совершенствует умения разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театра, элементов костюмов, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.
Овладевший необходимыми умениями и навыками – имеет представление о театре, театральной культуре; устройства театра; театральных профессиях (актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор и др.).
II.Содержательный раздел
2.1 Содержание психолого-педагогической работы.
Рабочая программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения.
2.2 Особенности планирования образовательного процесса
Рабочая программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год — 35.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.
Содержание рабочей программы включает пять основных блоков
Блок 1. Театральная игра.
Блок 2. Культура техники речи.
Блок 3. Ритмопластика.
Блок 4. Основы театральной азбуки.
Таким образом, в процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.
Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: благодаря этому дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.
Именно на развитие эмоционального мира и артистических способностей ребенка – дошкольника путем приобщения его к театральному искусству и участия в театрализованной деятельности направлена Рабочая программа «Золотой ключик».
Основные направления программы:
1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
- Что такое театр, театральное искусство;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Какие превращения происходят на сцене;
- Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
2.3.Методы и средства реализации программы
- Занятия.
- Игры- занятия.
- Игры- загадки.
- Занятия- путешествия.
- Игры- драматизации.
- Занятия- путешествия.
- Игры- драматизации.
- Совместная деятельность педагога и воспитанников.
- Самостоятельная деятельность воспитанников.
- Игры, упражнения, этюды.
Работа с детьми:
индивидуальная
парная,
подгрупповая.
Работа с родителями
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Реализация данной рабочей программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.
Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.
Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь.
В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения, А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.
Основными формы работы с родителями:
- Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
- Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
- Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе»)
- Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
- Анкетирование
- Совместные спектакли
- Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
- Дни открытых дверей
- Совместные литературные вечера
Формы театрализованной деятельности:
- Спектакли с участием родителей.
- Театральные праздники для детей разного возраста и разных возможностей (совместная организация педагогов разных структурных подразделений детского сада).
- Семейные конкурсы, викторины.
- День открытых дверей для родителей.
- Мастер-классы и семинары-практикумы «Театральная мастерская».
- Консультации для родителей
План взаимодействия с родителями
Сроки | Тема | Форма проведения |
1 квартал | «Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей» | Стендовая информация |
2 квартал | «Мои любимые герои» | Выставка рисунков |
3 квартал | «Мастерская» | Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю. |
4 квартал | «Знаете ли вы своего ребёнка?» | Анкетирование |
Помимо всего выше перечисленного, родители помогают в выборе пьес для инсценировок.
2.5.Календарно-тематическое планирование в старшей группе и подготовительной группе
Рабочая программа старшей группы (5 – 6 лет)
Сентябрь | ||||||||||||||||||||
Тема | Содержание | Материалы | Задачи | |||||||||||||||||
| Что такое театр? - Виды театров. - С чего начинается театр. | Беседа, просмотр картинок и видео- роликов. | Знакомить с понятием театр, видами театров, воспитывать эмоционально-положительное отношение к театру. Пополнять словарный запас. | |||||||||||||||||
2. Кто работает в театре. «Закулисье». | Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри. Беседа, просмотр видео- ролика. | Мультимедийный экран | Воспитывать эмоционально-положительное отношение к театру и людям, которые там работают. Пополнять словарный запас. | |||||||||||||||||
3. Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр» | Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика. | Мультимедийный экран | Знакомить с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх. | |||||||||||||||||
4. «Игры с бабушкой Забавушкой», | Игра «Пойми меня» Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя». | Отгадывание загадок. Беседа. Игры и упражнения на создание игровой мотивации. | Развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность | |||||||||||||||||
Октябрь | ||||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Задачи | |||||||||||||||||
5. «Сочини сказку» | Дыхательные и речевые упражнения, чистоговорки, загадки, игра «Шкатулка» | Атрибуты для игры | Развивать воображение, фантазию, образное мышление. | |||||||||||||||||
6. Мимика | Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации; скороговорки; игра «Успокой куклу»; игра «Теремок»; отгадываем загадки | Куклы, маски героев сказки «Теремок», скороговорки, загадки | Развивать мимику; раскрепощать через игровую деятельность | |||||||||||||||||
7. Сила голоса | Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»; скороговорки; пальчиковые игры; игра «Веселый бубен», Игра «Эхо» | Скороговорки, бубен | Развивать силу голоса; работать над активизацией мышц губ. | |||||||||||||||||
8. «Расскажи стихи руками» | Составление рассказов по картине, потешки, Игра «Наш оркестр» | Книга «Расскажи стихи руками», стихотворения, атрибуты для игры | Поощрять желание участвовать в театрально-игровой деятельности. Обогащать словарный запас детей, побуждать их включаться в беседу, отвечать на вопросы педагога. | |||||||||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Задачи | |||||||||||||||||
9. Инсценировка | Инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка». | атрибуты сказок «Рукавичка» и «Заюшкина избушка» | Формировать умение характеризовать душевное состояние героя. Поддерживать желание детей участвовать в театрально-игровой деятельности | |||||||||||||||||
10. Пантомима | Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»; упражнения на развитие сенсомоторики; этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры пальчиковые игры; этюд «Цветочек» | Игры, шапочка гриба, бумажные лепестки цветка | Развивать умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения; Развивать сценическую раскрепощённость. | |||||||||||||||||
11. Сила голоса и речевое дыхание | Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»; скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры. | Игры, скороговорки. | Развивать силу голоса и речевое дыхание; активизировать мышцы губ | |||||||||||||||||
12. Инсценировка | Инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах» | Атрибуты сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах» | Поддерживать желание детей участвовать в театрально-игровой деятельности. Развивать речь, активизировать словарь. | |||||||||||||||||
13. Мимика и жесты | Артикуляционная гимнастика; игра «Прекрасный цветок»; игра «Дует ветер»; пальчиковые игры; игра «Медведь и елка»; игра «Солнечный зайчик»; этюд «Это я! Это мое!» игра «Волк и семеро козлят»; игра «Одуванчик»; этюд «Великаны и гномы»; упражнения на тренировку памяти; игра «Радуга»; этюд «Медведь в лесу» | Игры, атрибуты сказки «Волк и семеро козлят» | Развивать воображение; учить с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние. | |||||||||||||||||
Декабрь | ||||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Задачи | |||||||||||||||||
14. «Очень жить на свете туго без подруги и без друга» | Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации; скороговорки; игра «Успокой куклу»; игра имитация «Друзья Беседа о друзьях. Игра «Скажи о друге ласковое слово». | Рассказывание сказки «Лучшие друзья». | Обогащать словарный запас детей, побуждать их включаться в беседу, отвечать на вопросы педагога. | |||||||||||||||||
15. Слух и чувство ритма. | Артикуляционная гимнастика; игра «Лиса и волк»; игра «Ловим комариков»; игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры; отгадываем загадки; этюд «Колокола»; игра «Чудесные превращения» | Игры, накидка на стул | Развитие слуха и чувства ритма у детей | |||||||||||||||||
16. «В лесу родилась Ёлочка» | Артикуляционная гимнастика; игра «Дует ветер»; пальчиковые игры; игра «Волк и елка»; игра «Солнечный зайчик»; упражнения на тренировку памяти; этюд «В лесу родилась Ёлочка» | Атрибуты для игр | Развивать воображение; учиться с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное | |||||||||||||||||
17. «Новогодние приключения» | Инсценировка песни «В лесы родилась Ёлочка» | Развивать способность передавать эмоциональное состояние. Создавать предпраздничное настроение. | ||||||||||||||||||
Январь | ||||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Задачи | |||||||||||||||||
18. Театральные игры | Артикуляционная гимнастика; «Что изменилось?» «Поймай хлопок» «Я положил в мешок..» «Тень» «Внимательные звери» «Веселые обезъянки» «Угадай что я делаю» | Атрибуты к играм | Развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. | |||||||||||||||||
19. «Холодно заиньке» | Инсценировка сказки «Холодно заиньке» | Атрибуты для инсценировки | Продолжать работу над выразительностью речи, жестов, Учить изображать мимикой, жестами различные эмоции. Познакомить со сказкой «Холодно заиньке» | |||||||||||||||||
20. Сочиняем сказку сами. | Сочиняем сказку сами. | Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. | ||||||||||||||||||
21. Сценическая пластика | Артикуляционная гимнастика; игра «Не ошибись»; игра «Если гости постучали»; пальчиковые игры «Бельчата»; этюд «Гадкий утенок» | Игры | Развивать умение передавать через движения тела характер животных | |||||||||||||||||
Февраль | ||||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Задачи | |||||||||||||||||
22. Расслабление мышц | Артикуляционная гимнастика; этюд на расслабление мышц «Штанга»; игра «Волк и овцы»; скороговорки; пальчиковые игры | Скороговорки, атрибуты к играм | Развивать умение владеть собственным телом; учить управлять собственными мышцами. | |||||||||||||||||
23. «Два жадных медвежонка» | Загадки, этюды, инсценировка сказки, Упражнение «Если бы мы были…». | Атрибуты для инсценировки | Поддерживать заинтересованное отношение к играм-драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности Формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь. | |||||||||||||||||
24. «Гуси – лебеди» | Потешки, этюд «Девица, девица», инсценировка сказки | Атрибуты для инсценировки | Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь. | |||||||||||||||||
25. Чувства, эмоции | Артикуляционная гимнастика; Упражнения на тренировку памяти; Игра «Заря»; этюд «Отряхнем руки»; пальчиковые игры этюд «любимая игрушка»; игра «Старый сом»; упражнения на развитие сенсорной моторики; игра «Кошка и скворушки»; игра «Почта»; этюд «Кривое зеркало» | Атрибуты к играм | Знакомить с миром чувств и эмоций; развивать умение передавать чувства и эмоции, учить овладевать ими | |||||||||||||||||
Март | ||||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Задачи | |||||||||||||||||
26. Знакомство с театром масок | Инсценировка сказки«Мужик и Медведь» | Маски героев сказок | Поощрять желание участвовать в театрально-игровой деятельности | |||||||||||||||||
27. Театр масок | Инсценировки сказок «Волк и Семеро козлят» «Курочка Ряба» | Маски героев сказок | Поощрять желание участвовать в театрально-игровой деятельности | |||||||||||||||||
28. Инсценировка шуток-малюток | Артикуляционная гимнастика; Игра «Птицелов»; пальчиковые игры | Игры | Развивать речь, интонацию, логическое ударение | |||||||||||||||||
29. Культура и техника речи | Артикуляционная гимнастика «Считай до пяти» «Больной зуб» «Укачиваем куклу» «Игра со свечой» «Самолет» «Мяч эмоций» | Повязка, кукла, свечка, мяч | Формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развивать воображение; расширять словарный запас | |||||||||||||||||
Апрель | ||||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Задачи | |||||||||||||||||
30-33 Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад» | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Костюмы для инсценировки сказки, декорации, сценарий сказки | Развивать эмоциональную, связно - речевую сферы у детей |
Май | |||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Задачи |
34. Театрализованное представление | Показ спектакля родителям. | Костюмы для инсценировки сказки, декорации | Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год. |
Мониторинг |
Рабочая программа подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)
Сентябрь | ||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Задачи | |||||
1. Здравствуй театр! | Беседа «Летние впечатления». Игра «Где мы были, мы не скажем». Музыкально - ритмическая композиция «В гостях у лета». Игры на развитие голоса. Игра «Дружные ребята». | Музыкальное сопровождение | Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений; развивать способность понимать собеседника. | |||||
2. «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я » | Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды. | Костюмы для детей | Знакомить с русскими народными костюмами | |||||
3. «Пойми меня» | Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения. | Загадки, игры | Создать игровую мотивации. | |||||
4. «Игры с бабушкой Забавушкой » | Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя». | Игры | Развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность. | |||||
Октябрь | ||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Задачи | |||||
5. Вот так яблоко! | Беседа по содержанию, мимические этюды; имитационные упражнения. | Книга с иллюстрациями к сказке В. Сутеева «Яблоко». | Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. | |||||
6. Импровизация сказки «Яблоко». | Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. | Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. | Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. | |||||
7. Репетиция сказки «Яблоко» | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Декорации, костюмы, роли | Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. | |||||
8. Драматизация сказки «Яблоко» | Показ спектакля детям младших групп | Декорации, костюмы | Развивать внимание, память, образное мышление детей. | |||||
Ноябрь | ||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Задачи | |||||
9. В лес по ягоды пойдем, с верхом кружки наберем! | Беседа по содержанию | Книга с иллюстрациями к сказке «Дудочка и кувшинчик» | Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. | |||||
10. Импровизация сказки «Дудочка и кувшинчик» | Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. | Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. | развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. | |||||
11. Репетиция сказки «Дудочка и кувшинчик». | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Декорации, костюмы, роли | формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. | |||||
12. Драматизация сказки «Дудочка и кувшинчик». | Показ спектакля детям младших групп | Декорации, костюмы | развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. | |||||
Декабрь | ||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Задачи | |||||
13. «Волшебный посох Деда Мороза» | Беседа по содержанию | Книга с иллюстрациями к сказке «Волшебный посох Деда Мороза» | развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Волшебный посох Деда Мороза». | |||||
14-15. Репетиция новогодней сказки «Волшебный посох Деда Мороза». | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. Декорации, костюмы, роли | формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. | |||||
16. Играем новогодний спектакль | Показ спектакля родителям | Декорации, костюмы | развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками | |||||
Январь | ||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Задачи | |||||
17. Игровой урок. | Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации; скороговорки игра «Не ошибись»; игра «Если гости постучали»; пальчиковые игры «Бельчата»; | Атрибуты к играм | развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики. | |||||
18. Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять | Артикуляционная гимнастика «Считай до пяти» «Больной зуб» «Укачиваем куклу» «Игра со свечой» «Самолет» «Мяч эмоций» | Карточки с рифмами для стихотворений | Развивать дикцию; разучить новые скороговорок; ввести понятие «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам. | |||||
Февраль | ||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Задачи | |||||
20. «Снегурочка». | Беседа по содержанию | Книга с иллюстрациями к сказке «Снегурочка» | Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Снегурочка» по мотивам пьесы Н. Островского. | |||||
21. Весна идет! Весна поет! | Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. | Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. | Тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства. | |||||
22. Репетиция весенней сказки «Снегурочка». | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Декорации, костюмы, роли | Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. | |||||
23. Играем спектакль «Снегурочка» | Показ спектакля детям младших групп | Декорации, костюмы | Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. | |||||
Март | ||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Задачи | |||||
24. Шел солдат к себе домой | Беседа по содержанию. | Книга с иллюстрациями к сказке | развивать речь детей; познакомить с текстом сказки | |||||
25. Чтение пьесы «Огниво». | Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. | Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. | Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Огниво» по мотивам сказки Г. – Х. Андерсена. | |||||
26. Слушайся, ты, нас солдат, если хочешь быть богат! | Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; | Репетиция ролей по эпизодам | Формировать четкую, грамотную речь. | |||||
27. Я здесь на сундуке сижу. | Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; | Репетиция ролей по эпизодам | Формировать четкую, грамотную речь. | |||||
Апрель | ||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Задачи | |||||
28. «До чего же, мы, несчастные царевны». | Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; | Репетиция ролей по эпизодам | Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. | |||||
29-31. Репетиция сказки «Огниво». | Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Декорации, костюмы, роли | Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев; формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. |
Май | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Задачи | |
32. Играем спектакль «Огниво». | Показ спектакля родителям | Декорации, костюмы | Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. | |
33. Игровая программа «Это вы можете!» | Показ детьми самых любимых эпизодов и ранее сыгранных ролей | Костюмы, декорации | Закрепить пройденный материал; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей | |
Мониторинг |
III. Организационный раздел
3.1. Список воспитанников группы.
№ п/п | Фамилия Имя | Дата рождения |
1 | Андреенкова Ксения | 27.05.2013 |
2 | Андросова Екатерина | 13.03.2013 |
3 | Гордеев Данила | 24.02.2013 |
4 | Демидов Илья | 08.05.2013 |
5 | Затонский Дмитрий | 21.11.2013 |
6 | Карезина Наталия | 14.11.2013 |
7 | Маликова Милана | 22.01.2014 |
8 | Миракян Арина | 07.08.2013 |
9 | Осипенков Артем | 15.05.2013 |
10 | Романенков Кирилл | 09.07.2013 |
11 | Ручьева Мария | 25.07.2013 |
12 | Саркисян Марк | 10.12.2013 |
13 | Усачев Александр | 01.07.2013 |
14 | Усачева Ксения | 01.07.2013 |
15 | Шамсутдинова Александра | 01.11.2013 |
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
В группе организован уголок для театрализованных представлений, спектаклей. В нем отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.
Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности. Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стресссоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.
Главные условия - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:
- воспитание у ребенка основ общей культуры.
- приобщение детей к искусству театра.
- развитие творческой активности и игровых умений детей.
При проектировании предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
- индивидуальные и социально – психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально – личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные особенности.
«Центр Театра»
1. Настольный театр игрушек.
2. Настольный театр картинок.
3. Детские костюмы для спектаклей.
4. Взрослые костюмы для спектаклей.
5. Элементы костюмов для детей и взрослых.
6. Атрибуты для занятий и для спектаклей.
7. Музыкальный центр, видеоаппаратура
8. Медиотека (аудио- и CD диски).
9. Декорации к спектаклям
10. Методическая литература
3.3 Расписание
День недели | Время в режиме дня |
Среда / Четверг | Старшая группа: 15:30 – 15:55 Подготовительная группа: 15:30 – 16:00 |
3.4 Методическое обеспечение Программы
- Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы\
- Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия.
- Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:»
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
- Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста.
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого.
- Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.
- Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра.
- Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников.
- Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных.
- Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы.
- Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду.
- Поляк Л. Театр сказок.
- Чистякова М.И. Психогимнастика
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.
- Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду»
- Юдина С.Ю. Мои любимые праздники.
3.5 Мониторинг образовательного процесса в детском саду
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.
Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.
Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого
изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.
Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.
Давать характеристики главных и второстепенных героев.
Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.
Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.
Проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.
Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
5. Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.
Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки.
Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.
Ход проведения.
1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).
Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия
берется за основу.
3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
4. Показ спектакля гостям.
Механизм оценки получаемых результатов
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5. Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Так как Рабочая программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
Ожидаемый результат:
1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.
2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.
5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников кружка в самом различном качестве.
Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности
Высокий уровень (18-21 баллов).
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.
Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.
Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.
Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.
Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.
С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.
Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов).
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.
Знает правила поведения в театре.
Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.
Пересказывает произведение только с помощью руководителя.
Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.
Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования "Художественное творчество"
Для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы- 1 год....
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы
Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное тематическое планирование....
Программа Дополнительного образования «Художественно – конструктивное развитие и воспитание детей через освоение нетрадиционной техники работы с бумагой»
Программа дополнительного образования по художественному – конструктивному развитию и воспитанию детей «Загадочные шарики» разработана в соответствии с особенностями и возможностями ...
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Рабочая программадополнительного образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования художественно-эстетической...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправ...