Образовательная программа дополнительного образования "Художественное творчество"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) по теме
Для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы- 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_rogramma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_hudozhestvennoe_tvorchestvo.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга»
Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании. Детское творчество построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Маленький ребёнок легче выражает свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объёмное изображение - в лепке, силуэтное - в аппликации, графическое – в рисовании).
Дополнительная образовательная программа «Художественное творчество» комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов художественной деятельности детей на основе придания ей развивающего и творческого характера.
Актуальность состоит в том, что интеграция разных видов художественной деятельности детей, на которых строятся занятия, обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Программа занятий для младшего и среднего возраста составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития И.А.Лыковой «Цветные ладошки», рекомендованной Учёным Советом Федерального государственного образовательного учреждения Академия повышения квалификации работников образования и Учёным советом Института художественного образования Российской Академии образования. Использовались пособия к данной программе: «Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии», «Художественный труд в детском саду», «Дидактические игры и занятия».
Продолжительность реализации образовательной программы – 1 год.
Режим занятий: 1 раз в неделю в течение 8 месяцев, длительностью 15-20 минут. Занятия по художественному творчеству построены по принципу интеграции (конструирование и рисование, лепка и конструирование и др.). Занятия проводятся в изостудии.
Количество академических часов в неделю – 1 час.
Количество академических часов в год – 32 часа.
В начале и в конце учебного процесса проводится диагностика художественно-эстетического развития детей.
Формы проведения итогов реализации образовательной программы – выставка детского творчества.
Целью программы является формирование у детей младшего и среднего возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи:
- Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, форма, ритм, динамика).
- Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приёмы.
- Учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество.
- Вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.
- Создавать оригинальные образы из двух-трёх деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали.
- Учить самостоятельно дополнять образ мелкими оригинальными деталями.
- Побуждать детей к экспериментированию с традиционными и нетрадиционными материалами и техниками.
Ожидаемые результаты:
- Формирование представления и отображение ребёнком впечатлений о предметах и явлениях окружающей действительности в продуктивных видах деятельности;
- Развитие творчества и творческого воображения;
- Формирование самостоятельности, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца;
- Формирование аккуратности и трудолюбия;
- Развитие умений и навыков в обработке различных материалов;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Овладение обобщенными приёмами создания изображения;
- Формирование экспериментальной деятельности детей с художественными материалами;
- Повышение интереса к занятиям по рисованию, лепке, конструированию.
Структура занятий
Вводная часть: игровая мотивация, создание интереса.
Включение игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки); сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; получение писем, посылок; игры – драматизации; упражнения и игры на развитие творчества, цветоведения, воображения; принятие на себя роли юных художников, фотографов, сказочных героев.
Знакомство с изображаемым предметом.
Основная часть (практическая):
показ последовательности создания изделия (рисунка). Выполнение работы детьми. Доработка (дорисовывание) изделия с помощью дополнительного материала (деталей) и инструментов.
Заключительная часть:
рассматривание и анализ готовых работ.
Проводятся гимнастика для глаз для снятия зрительного напряжения, физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
Для проверки знаний дошкольников будет проведена диагностика освоения детьми дополнительной программы «Художественное творчество» (приложение № 1).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов (блоков) | Общее количество учебных часов | В том числе: | |
теоретических | практических | |||
1 | Цветоведение | 1 | 1 | |
2 | Конструирование из природного и бытового материала | 4 | 4 | |
3 | Конструирование + рисование | 2 | 2 | |
4 | Конструирование + лепка | 2 | 2 | |
5 | Плетение из бумаги | 1 | 1 | |
6 | Конструирование (бумагопластика) | 4 | 4 | |
7 | Лепка | 4 | 4 | |
8 | Пластилинография | 3 | ||
9 | Коллаж | 2 | 2 | |
10 | Витраж | 2 | 2 | |
11 | Нетрадиционные техники изображения в рисовании:
| 7 | 1 1 1 1 1 1 1 | |
Итого: | 32 | 1 | 31 |
СОДЕРЖАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Художественное творчество»
№ п/п | Наименование разделов (блоков) | Содержание |
1 | Цветоведение | Сюрпризный момент (приход Королевы Кисточки), знакомство с красками и цветами, беседа, рассматривание иллюстраций, рисование разных видов линий |
2 | Конструирование из природного и бытового материала | Слушание сказки, беседа по содержанию, показ способа изображения, инсценирование, самостоятельный выбор материалов ребёнком, изготовление изделия |
3 | Конструирование + рисование | Чтение стихотворений, подвижная игра, беседа по содержанию, показ способа изображения, изготовление изделия |
4 | Конструирование + лепка | Слушание песни, беседа по содержанию, показ способа изображения, изготовление изделия |
5 | Плетение из бумаги | Гимнастика для глаз, музыкальное сопровождение, беседа по содержанию, показ способа изображения, изготовление изделия |
6 | Конструирование (бумагопластика) | Физкультурная минутка, беседа по содержанию, художественное слово, показ способа изображения, изготовление изделия |
7 | Лепка | Викторина сказок, загадки, фонограмма, показ выполнения способов изготовления изделий, изготовление |
8 | Пластилинография | Беседа по содержанию, показ способа изображения, изготовление изделия |
9 | Коллаж | Самостоятельный подбор материала детьми, игра «Начни - продолжу», игровое упражнение, беседа по содержанию, показ способа изображения, изготовление изделия |
10 | Витраж | Словесное описание, презентация, сюрпризный момент, беседа по содержанию, показ способа изображения, изготовление изделия |
11 | Нетрадиционные техники изображения в рисовании:
| Просмотр презентации, рассматривание выставки по теме, дорисовывание, музыкальное сопровождение, беседа по содержанию, показ способа изображения, самостоятельный выбор способа изображения и материала детьми, изготовление изделия |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Художественное творчество»
№ п/п | Перечень разделов (блоков) занятий | Используемые формы | Методы и приемы | Дидактическое и техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Цветоведение | Совместно-индивидуальная | Наглядный, словесный, практический (репродуктивный), эвристический. | Гуашь, кисти беличьи, листы бумаги, «Королева-кисточка». | Уточняющие вопросы к детям, |
2 | Конструирование из природного и бытового материала | Интегрирован ная, индивидуальная | Наглядный, словесный, практический. | Природный материал, клей, клеевые кисти, клеёнки, тряпочки. | Оформление выставки |
3 | Конструирование + рисование | Интегрирован ная, индивидуальная | Наглядный, словесный, практический, исследовательский | Гуашь, кисти клеевые, беличьи, листы бумаги, восковые карандаши, вата, клей. | Оформление выставки |
4 | Конструирование + лепка | Интегрирован ная, индивидуальная | Наглядный, словесный, практический | Цветная бумага, картон, клей, клеевые кисти, пластилин, солёное тесто. | Оформление выставки |
5 | Плетение из бумаги | Интегрирован ная, индивидуальная | Наглядный, словесный, практический (репродуктивный) | Цветная бумага, картон, клей, клеевые кисти. | Оформление выставки |
6 | Конструирование (бумагопластика) | Интегрирован ная, индивидуальная | Наглядный, словесный, практический (репродуктивный) | Цветная бумага, картон, клей, клеевые кисти. | Оформление выставки |
7 | Лепка | Интегрирован ная, индивидуальная | Наглядный, словесный, практический | Пластилин, клеенка. | Оформление выставки |
8 | Пластилинография | Интегрирован ная, индивидуальная | Наглядный, словесный, практический (репродуктивный), исследовательский. | Пластилин, клеенка, дополнительные детали. | Оформление выставки |
9 | Коллаж | Интегрирован ная, совместно-индивидуальная | Наглядный, словесный, практический, исследовательский. | Цветная бумага, картон, клей, клеевые кисти, дополнительный материал. | Оформление выставки |
10 | Витраж | Интегрирован ная, индивидуальная | Наглядный, словесный, практический, исследовательский. | Витражные краски, плёнка, пластиковые крышки, образец. | Оформление выставки |
11 | Нетрадиционные техники изображения в рисовании:
| Интегрирован ная, индивидуальная | Наглядный, словесный, практический, исследовательский, эвристический. | Гуашь, кисти беличьи, листы бумаги, поролоновые губки, ватные палочки, вата, мыльные пузыри и др. | Оформление выставки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Умелые ручки». Разработана на основе программы И.А. Лыковой « Цветные ладошки».
Перспективный план составлен с опорой на педагогические технологии:• И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», « Цветные лад...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (платные образовательные услуги) Цирковая студия «Сюрприз»
Образовательная программа дополнительного образования Цирковая студия "Сюрприз"...
Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.
Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...
Образовательная программа дополнительного образования по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества «РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСТВО»
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим ...
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству» Автор-составитель: Будкина Елена Сергеев
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.программа реализуется с использованием техн...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....