Программа Дополнительного образования «Художественно – конструктивное развитие и воспитание детей через освоение нетрадиционной техники работы с бумагой»
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) на тему
Программа дополнительного образования по художественному – конструктивному развитию и воспитанию детей «Загадочные шарики» разработана в соответствии с особенностями и возможностями детей младшего дошкольного возраста
Возраст от двух до четырех лет является наиболее сензитивным для становления фундаментальных психологический образований. В первые четыре года жизни складываются основы самосознания, личности, деятельности ребёнка. Именно в этот период закладываются отношение ребенка к миру, к другим людям и к себе; основные формы общения со взрослыми и сверстниками.
У детей младшего дошкольного возраста необходимо развивать мелкую моторику рук, сенсорные и художественные способности. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития малыша, которое неразрывно связано с расширением его деятельности – общей двигательной и ручной: манипулируя предметами, ребёнок познает их свойства и особенности. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности, поэтому по желанию родителей была составлена программа дополнительного образования «Загадочные шарики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop._obrazovaniya_zagadochnye_shariki.docx | 144.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
Дополнительного образования
«Художественно – конструктивное развитие и воспитание детей через освоение нетрадиционной техники работы с бумагой»
(кружок «Загадочные шарики»)
для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет)
Составила воспитатель:
Кораблинова Е.В.,
Коломна 2014г
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования по художественному – конструктивному развитию и воспитанию детей «Загадочные шарики» МДОУ ЦРР детского сада № 15 «Орленок» разработана в соответствии с особенностями и возможностями детей младшего дошкольного возраста
Возраст от двух до четырех лет является наиболее сензитивным для становления фундаментальных психологический образований. В первые четыре года жизни складываются основы самосознания, личности, деятельности ребёнка. Именно в этот период закладываются отношение ребенка к миру, к другим людям и к себе; основные формы общения со взрослыми и сверстниками.
У детей младшего дошкольного возраста необходимо развивать мелкую моторику рук, сенсорные и художественные способности. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития малыша, которое неразрывно связано с расширением его деятельности – общей двигательной и ручной: манипулируя предметами, ребёнок познает их свойства и особенности. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности, поэтому по желанию родителей была составлена программа дополнительного образования «Загадочные шарики».
Для реализации данной программы в ДОУ имеются необходимые условия:
- аудиовизуальные средства (телевизор, магнитофон)
- учебно-наглядные пособия:
- плакаты
- схемы
- модели
- демонстрационный материал
- дидактические игры
- иллюстрации,
- методические пособия, художественная и вспомогательная литература,
- оборудование:
- магнитная доска
- салфетки бумажные
- цветной картон
- газеты
- ножницы и канцелярский нож, клей ПВА (для педагога),
- клей-карандаш для детей.
Программа направлена на формирование художественного творчества, конструктивных навыков детей младшего дошкольного возраста, умения видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса, развитие мелкой моторики, высших психических процессов: памяти, воображения, внимания, мышления, речи, совершенствования навыков общения в коллективе.
Новизна программы в том, что происходит раскрытие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка младшего дошкольного возраста через поиск воспитателем новых образовательных форм и интеграцию образовательных областей посредством игровой деятельности. Конструктивно-художественное развитие детей происходит с помощью использования нетрадиционного материала – бумажных салфеток.
Актуальность и целесообразность заключается в том, что ведущими мотивами этого вида деятельности для дошкольников является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, необычное. Навыки и умения, полученные в процессе изготовления поделок из бумажных салфеток, пригодятся ребенку в дальнейшем.
Отличительными особенностями программы является то, что вариативное использование образовательного материала, позволяет развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; дети видят конечный результат своей деятельности, учатся доводить начатое дело до конца.
Данная программа реализуется через кружок «Загадочные шарики » с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Ведет кружок «Загадочные шарики» воспитатель Кораблинова Е.В.
Срок реализации программы 2 года
Продолжительность программы 5 лет
Режим: занятия проводятся 1 раз в неделю, каждую среду во второй половине дня.
Продолжительность - не более 15 минут – во второй младшей группе, 20 минут - в средней группе. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, уровень овладения навыками и умениями.
Цели программы:
- Формирование творческой личности ребенка через художественно-эстетическое развитие;
- Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
- Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка
- Уважительное отношение к результатам детского творчества.
Задачи:
- Способствовать развитию мелкой моторики рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- Осуществлять развитие внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии, самостоятельности.
- Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира
- Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа.
- Воспитывать художественный вкус, интерес к художественно-конструктивной деятельности
- Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с помощью изготовления поделок из бумаги, с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
- Учить детей составлять композиции из одной и нескольких базовых однотипных форм, преимущественно по образцу воспитателя.
- Поощрять желание детей добавлять в композиции собственные элементы, составлять композиции самостоятельно. Развивать творческое мышление, фантазию.
- Учить действовать последовательно при составлении композиции.
Формы и методы организации детей:
- специально организованная образовательная деятельность, в процессе которой дети получают знания, навыки по художественному творчеству. Занятия проводятся со всей подгруппой детей одновременно, обеспечив при этом каждому ребенку возможность свободного перемещения в пространстве. Кроме игрового приема включаем в процесс занятия сюрпризные моменты, создавая проблемные ситуации, побуждая тем самым детей к активному творческому мышлению.
- совместной деятельности педагога с детьми. В совместной деятельности педагог широко использует:
- индивидуальный подход к каждому ребенку,
- рассматривание образцов, схем
- демонстрация иллюстраций по теме занятия
- дидактические, театрализованные игры с детьми
- прослушивание музыкальных произведений,
- дидактические и пальчиковые игры.
- чтение художественной литературы
- подбор стихотворений по различным темам
- беседы
- объяснение и обсуждения хода работы
- наблюдения в природе
- исследовательская и продуктивная деятельность
- индивидуальная работа детей
- опора на личный опыт детей
- развлечения
Ожидаемые результаты:
После проведения каждого блока предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля. Мониторинг результативности определяется через индивидуальное выполнение заданий, беседы, наблюдения.
К концу 1 года ребенок должен знать:
- определять и соотносить цвета
- уметь скатывать шарики разных размеров из бумажных салфеток
- подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам
- аккуратно наклеивать готовые формы на шаблон
- уметь приклеивать шарики плотно друг к другу
- уметь радоваться готовому результату
К концу 2 года ребенок должен знать:
- определять и соотносить основные цвета и оттенки
- создавать композиции из бумажных шариков
- правильно держать ножницы
- уметь резать ими по прямой
- уметь рассказать о сюжете картинки
- самостоятельно готовить свое рабочее место
- убирать материалы по окончании работы
Критерии оценки эффективности реализации программы:
1 год
1. Степень увлеченности .
2. Степень творчества выполняемых работ.
Высокий уровень- 3 балла
(У ребёнка постоянный и устойчивый интерес к мастерству; самостоятельно и творчески выполняет работу; освоил способы работы с бумажными салфетками, умеет скатывать шарики разных размеров, плотно приклеивает их друг к другу, знает и соотносит цвета, аккуратно наклеивает)
Средний уровень – 2 балла
(Ребёнок с небольшой помощью педагога, но творчески выполнил работу; проявляет самостоятельность, инициативу; обладает достаточно качественными навыками и умениями)
Низкий -1 балл
(У ребёнка есть представления о процессе художественной деятельности, но он не всегда добивается положительного результата; при активной позиции взрослого может проявить творчество)
2 год
Критерии оценки эффективности реализации программы:
1. Степень увлеченности .
2. Степень творчества выполняемых работ.
Высокий уровень – 3 балла
(У ребёнка постоянный и устойчивый интерес к мастерству; самостоятельно и творчески выполняет работу; умеет создавать композиции из готовых шариков, освоил способы работы с ножницами, умеет резать ими по прямой, самостоятельно готовит себе место, умеет рассказать о содержании картинки)
Средний уровень -2 балла
(Ребёнок с небольшой помощью педагога, но творчески выполнил работу; проявляет самостоятельность, инициативу; обладает достаточно качественными навыками и умениями)
Низкий - 1 балл
(У ребёнка есть представления о процессе художественной деятельности, но он не всегда добивается положительного результата; при активной позиции взрослого может проявить творчество)
Формы подведения итогов реализации программы:
- Осенняя ярмарка
- Выставка «Новый год у ворот»
- Изготовление подарков к различным праздникам
- Творческие отчёты детей
- Театрализованные представления
- Выставки для родителей
- Вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков,
- Участие в конкурсах ДОУ и Коломенского района.
;.
Структура содержания образовательной программы:
Одним из интересных и увлекательных видов конструктивно-художественной деятельности является – бумагопластика. При организации деятельности использует нетрадиционный материал - бумажные салфетки. Для изготовления поделки, ребёнку достаточно оторвать кусочек бумажной салфетки, сформировать комочки и выложить их на подготовленный контур, закрепляя клеем. Это очень увлекательный труд. Важная задача – сформировать положительную мотивацию труда, для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен, а процесс изготовления поделки посилен. Также, необходимо помочь ребёнку последовательно выполнять работу. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумажными салфетками даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.
Разработанная программа предусматривает в работе с детьми младшего возраста постепенное овладение техникой «бумажная пластика», опираясь на несколько блоков. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом возраста, основано на личностно-ориентированном подходе.
1 блок «Волшебное свойство бумаги»
. В данном блоке знакомим детей со свойствами бумажных салфеток: мягкие, пушистые, легкие, красивые, хорошо рвутся, легко скатываются в комочки. На занятиях используем игровые методы и приемы, экспериментирование, позволяющие быстрее включить детей в образовательный процесс, вызвать интерес к работе с бумагой.
2 блок «Бумажные комочки»:
В данном блоке даем знания детям о том, что размер комка зависит от количества салфеток: чем больше салфеток скатываются в комок, тем большего диаметра он получается. Дети узнают технику скатывания бумажных шариков, как правильно выложить на шаблоне рисунок, подобрав нужный цвет. Содержание данного блока предусматривает изготовление подделок из двух шариков, с добавлением мелких деталей и выполнение поделки из нескольких шариков, дополняя мелкими деталями, объединяя в один сюжет. Добиваемся, чтобы дети доводили начатое дело до конца. Воспитываем в детях желание радовать своим творчеством окружающих.
3 блок «Страна мастеров»
В данном блоке изготавливаем различные поделки по интересам детей, используя все приобретенные знания и умения в технике «бумажная пластика», учим детей создавать композиции, подбирая правильно цвета и оттенки. Воспитываем в детях трудолюбие, приучая их к аккуратности. Формируем художественно-эстетический вкус, проводя презентацию детских работ и отбирая лучшие для участия в районных конкурсах.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№ п\п | Содержание, тема | Количество занятий | Форма работы | Примечание | |
Октябрь | |||||
1 блок «Волшебное свойство бумаги» | «Бумажная Фея" – знакомство со свойствами бумажных салфеток | 2 |
Экспериментальная деятельность | В группе | |
«Ожидание чуда» | 2 | Рассматривание поделок, выполненных воспитателем | В группе | ||
Ноябрь | |||||
2 блок «Бумажные комочки» | «Осень в гости к нам пришла» | 3 |
| В группе и на участке | |
«Осенняя ярмарка» | 1 | Выставка детских работ для родителей | Группа | ||
Декабрь | |||||
«Новый год у ворот» | 3 | Беседа, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, схем, практическая деятельность детей | Группа | ||
«Открытка к Новому году» | 1 | Выставка детских работ для родителей | |||
Январь | |||||
«Зимушка-зима» | 3 | Беседа, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, схем, практическая деятельность детей, Театрализованные и подвижные игры | Группа Наблюдения на прогулке | ||
Февраль | |||||
«Игрушки – мои любимые друзья» | 2 | Беседа, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, схем, практическая деятельность детей | |||
«Открытка для папы» | 1 | Беседа, заучивание стихотворений по теме, рассматривание иллюстраций, практическая деятельность | Выставка детских работ | ||
Весенние цветы | 1 | Беседа, заучивание стихотворений по теме, рассматривание иллюстраций, практическая деятельность | В группе | ||
март | |||||
«Подарок милой мамочке» | 1 | Беседа, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, практическая деятельность | Выставка детских работ | ||
«Вышла курочка-хохлатка, с нею желтые цыплятки» | 3 | Беседа, подвижная и театрализованная игра, просмотр мультфильмов, практическая деятельность | В группе | ||
Апрель | |||||
«Стоп, машина, тише ход, на дороге пешеход» | 3 | Беседа, наблюдения на улице, просмотр мультфильмов, ролево-сюжетная игра, практическая деятельность | В группе и на улице | ||
Коллективное панно «Улица» | 1 | Беседа, практическая деятельность | Группа | ||
Май | |||||
«Весна идет –весне дорогу» | 2 | Беседа, наблюдения, игры, практическая деятельность | Группа | ||
Презентация детских работ | 1 | Украшение группы | Группа |
Календарно-тематическое планирование
2 год обучения
№ п\п | Содержание, тема | Количество занятий | Форма работы | Примечание |
Октябрь | ||||
1 блок «Волшебное свойство бумаги» | «Приглашение в мир мастерства и красоты» | 2 | Беседа, видеопрезентация работы кружка, рассматривание готовых работ, | В группе |
«Собираем урожай» | 2 | Беседа, хоровод «Что нам осень принесла?», рассматривание иллюстраций, овощей, практическая и экспериментальная деятельность | Группа | |
Ноябрь | ||||
2 блок «Бумажные комочки» | «Деревья осенью» | 2 | Беседа, рассматривание иллюстраций, наблюдения на улице, видеофильмы, практическая деятельность | Группа, улица |
«Натюрморт в корзине» | 1 | Беседа, рассматривание иллюстраций, видеофильмы, практическая деятельность | Группа | |
«Осенняя ярмарка» | 1 | Выставка детских работ на тему «Осень» | группа | |
Декабрь | ||||
«Украсим нашу елочку» | 2 | Беседа, рассматривание иллюстраций, наблюдения на улице, видеофильмы, практическая деятельность | Группа | |
Новогоднее панно | 1 | Театрализованная и практическая деятельность | Группа | |
Новогодние открытки | 1 | Беседа, разучивание стихотворений, практическая деятельность | Выставка детских работ | |
Январь | ||||
«Зимушка – зима» | 3 | Беседа, наблюдения на прогулке, практическая и экспериментальная деятельность, игры | Группа, улица | |
Февраль | ||||
«Военная техника» | 3 | Беседа, заучивание стихотворений по теме, рассматривание иллюстраций, практическая деятельность | В группе | |
«Открытка для папы» | 1 | Беседа, заучивание стихотворений по теме, рассматривание иллюстраций, практическая деятельность | Выставка детских работ | |
Март | ||||
«Подарок маме – своими руками» | 1 | Беседа, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, практическая деятельность | Выставка детских работ | |
3 блок «Страна мастеров» | «Цветик – семицветик» | 3 | Беседа, рассматривание иллюстраций, практическая деятельность | В группе |
Апрель | ||||
«В некотором царстве, в бумажном государстве» | 2 | Беседа, чтение сказок, рассматривание иллюстраций, мультфильмов. Практическая деятельность | В группе | |
«Ожившая сказка» | 2 | Театрализованная деятельность | В группе | |
Май | ||||
«Поздравление ветеранов» | 1 | Беседа, рассматривание открыток, чтение стихотворений, рассказов, практическая деятельность | В группе | |
«Солнышко весеннее улыбнулось нам» | 1 | Изготовление поделки по желанию детей | Выставка в группе | |
Презентация детских работ | 1. | Рассматривание готовых поделок, отбор на выставку | Выставка |
Методическое обеспечение программы:
- Приобретено:
- специальная методическая литература:
1. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией. - М.: Просвещение, 2008.
2. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М., 1999.
3. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. Ярославль, 2000.
4. Колдина Д.Н.,Аппликация с детьми 3-4 лет: конспекты занятий. Мозайка-синтез, 2011.
5. Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим. СПб., 2001.
6. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. СПб., 2001.
7. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. СПб., 2001.
- бумажные салфетки различных цветов
- иллюстрации по теме занятия с изображением сказочных персонажей: колобок, репка, зайчик, божья коровка, снеговик, медвежат, курочки с цыплятами
времен года, овощей и фруктов и т.д.
- подобраны видеофильмы с мультфильмами «Маша и медведь», «Смешарики», «Репка», «Колобок», «Теремок».
- распечатаны трафареты детской раскраски для выкладывания изображения предмета
-аудиозаписи со сказками, со звуками природы, со спокойной музыкой, песенки из мультфильмов ( В.Шаинский, Г. Гладков, Н. Римский – Корсаков, П. Чайковский, Г. Фрид)
- Составлены:
- конспекты занятий
- беседы
- игры
- комплексы пальчиковой гимнастики
- тематика экскурсий, наблюдений
- конспекты театрализованной деятельности
Литература:
1. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией. - М.: Просвещение, 2008.
2. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М., 1999.
3. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. Ярославль, 2000.
4. Колдина Д.Н.,Аппликация с детьми 3-4 лет: конспекты занятий. Мозайка-синтез, 2011.
5. Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим. СПб., 2001.
6. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. СПб., 2001.
7. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. СПб., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по теме самообразования: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник работы с бумагой»
Данный материал поможет воспитателям составить свой индивидуальный план самообразования....
«Художественно-эстетическое воспитание детей через использование современных нетрадиционных техник работы с бумагой»
Тема: Мастер-класс «Художественно-эстетическое воспитание детей через использование современных нетрадиционных техник работы с бумагой» Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие...
Проект «Развитие творческих способностей детей через разные виды техники работы с бумагой»
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование разных видов техники работы с бумагой (квиллинг, торцевание, оригами)...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования Кружок с детьми средней группы «Изостудия Акварелька»
quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...
Презентация "Художественно - эстетическое воспитание детей через использование современных нетрадиционных техник работы с бумагой"
нетрадиционная техника для детей старшего возраста...
Проект «Развитие творческих способностей детей через разные виды техники работы с бумагой»
Цель: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование разных видов техники работы с бумагой (квиллинг, торцевание, оригами и др.)Задачи:Познакомить со свойствами и ра...
Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлинг):
Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлин...