методический материал по самообразованию на 2020-2021 учебный год
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ
Миргалимовой Альфии Нургалиевны
Общий стаж - 26 лет
Педагогическй стаж- - 25 лет
Категория - первая
Дата последней аттестации –
Дата следующей аттестации –
Тема: «Экологическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста»
Введение
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский.
Живая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Актуальность
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Работа с родителями: одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкий план.
Цель работы с родителями: объяснить актуальность, важность проблемы экологического воспитания детей, повысить образовательный уровень по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего в семье.
Предполагаемый результат:
-Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
- Воспитание защитников природы.
-Творческая активность воспитанников.
Пояснительная записка:
Цель: повышение профессионального мастерства, компетентности, совершенствование условий для формирования экологического воспитания у деией старшего дошкольного возраста.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне рещить следующие задачи:
- Формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
- Развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
-Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
-Осуществление систематической работы с детьми;
-Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим миром.
-повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы;
-разработать перспективный план работы с детьми;
Основные направления моей деятельности:
1. В информационной области:
- использование интернет и мультимедиа - ресурсов, образовательных программ и учебных материалов;
- создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ - технологий.
2. В диагностико-прагматической области:
- совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
- овладение современными методиками диагностики всестороннего развития дошкольников;
- планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики.
3. В области содержания образования:
- применение ФГОС ДО в практической деятельности;
- дидактическое и методическое обеспечение введения ФГОС ДО;
- изучение и распространение передовых педагогических технологий;
- формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников;
- формирование общей культуры личности каждого ребенка, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
4. В области повышения квалификации:
- участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках;
- участие в семинарах и мастер-классах;
- внедрение в практику инновационных педагогических технологий,
- методические семинары, практикумы;
- реализации собственных творческих способностей.
Список используемой литературы:
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М. 1993.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.1991.
3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5-7 лет. ФГОС. – Мозаика-Синтез, 2016
4. Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.
5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
7. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
8. Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
9. ГризикТ.И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
10.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
11.Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М.,Просвещение, 1988.
12.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
13.Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
14.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
15.Николаева С.Н. «Юный эколог». - М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
16.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995.
План мероприятий с детьми по экологическому воспитанию на 2021-2021 учебный год:
Сентябрь:
Беседа « О лете» - Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках; закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.
Беседа «Какие бывают насекомые» - Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения, местам обитания, способу передвижения; закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания; воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
Беседа «Планета Земля в опасности» - Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди; на планете Земля обитает много живых существ; планета сейчас в опасности: вода, почва, воздух стали грязными; что нужно делать чтобы спасти планету.
Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа» - Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы; сформировать представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы); познакомить с основными природными компонентами и их связями.
Октябрь:
"Рассказ об экологических пирамидах"- Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Закрепить знание детей об "экологических пирамидах".
Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу?» - Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни; воспитывать любовь к животным; закрепить знания детей о среде обитания животных; расширять представления детей о животном мире, показать его разнообразие; воспитывать бережное отношение к живой природе.
«Как растения готовятся зиме» - Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособление семян к распространению; уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью; учить устанавливать связь между состоянием растений и условием среды, выявлять причины происходящих изменений.
"Беседа о кроте"- Дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни: короткое овальное тело, отсутствие ушных раковин, маленькие глазки, заостренный вытянутый нос с короткими усами.
Ноябрь:
« Беседа об осени» - Обобщить и систематизировать знания детей об осени; учить устанавливать связь между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека» - Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
«Обитатели нашего уголка природы» - Уточнить виды растений , которые имеются в уголке природы. Формировать представление: растения и животные - живые существа, у них есть потребность в определенных условиях: для растений - тепло, свет, вода, питательная почва. Если условия соответствуют потребностям, то растения остаются живыми, хорошо себя чувствуют, растут. Обитателям уголка природы условия жизни создают люди (воспитатели, дети), они заботятся о них, ухаживают. В свою очередь, и людям полезно для здоровья находиться в помещении, где много зеленых, цветущих растений.
«Влагоустойчивые и засухоустойчивые комнатные растения» - Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям с мягкими, тонкими листьями требуется много влаги, они родом из влажных мест, их надо часто поливать, а некоторые - еще и опрыскивать; другие - с плотными, толстыми стеблями, листьями - засухоустойчивые, они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения. Толстые листья, стебли, иногда колючки вместо листьев - это результат приспособленности засухоустойчивых растений к запасанию воды и малому ее расходованию, поливать комнатные растения надо по-разному - в соответствии с их потребностями во влаге.
Декабрь:
« У кого какой дом» - Дать детям представления об основных природных сообществах (лес, луг, водоём) как месте (доме) обитания растений и животных, научить понимать зависимость состояния растений и животных от условий внешней среды, выделять характерные признаки зимы, перечислять обитателей природных сообществ, прослеживать экологические связи в природе между растительным и природным миром (на примере ели) на основе собственных суждений; активизировать и обогатить словарный запас детей.
« Дуб и сосна» - Дать детям представление о взаимосвязях живых организмов. Рассказать, что жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других - с сосной. Обратить внимание детей на то, что с каждым из деревьев связаны разные организмы: растения, животные (причем – разные птицы, насекомые, звери), грибы. Рассказать о возможных последствиях рубки отдельных деревьев и лесов в целом.
«Волк и лиса – лесные хищники» - Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время; формировать представление о приспособленности хищников к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость; упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных.
«Жалобная книга природы» - Познакомить детей с основными правилами поведения на природе, дать представление об особенностях роста и развития некоторых растений и животных; способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны.
Январь:
Беседа «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» - Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; выяснить, как маскируются животные.
«Сравнение диких и домашних животных. Значение животных в жизни человека» - Уточнить с детьми признаки домашних животных; показать, что они отличаются от диких; упражнять умственные способности детей; рассказать о значении животных в жизни человека. Их роли в обеспечении жизнедеятельности человека; учить размышлять, сознавать необходимость защиты животных.
Беседа «Я – человек» - На основе исследовательской деятельности развивать представление о том, что человек – часть природы, и одновременно существо мыслящее; совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.
« Лесная зона» - Дать детям представление о зоне лесов (тайга и лиственный лес; о климатических и природных особенностях), назвать растения и животных, определять их приспособленческие особенности к лесной жизни, выстраивать пищевые цепочки, дополнять ответы друг друга; активизировать и обогащать словарь; способствовать воспитанию интереса к родной природе.
Февраль:
«Что мы знаем о птицах?» - Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы.
Беседа «Кто главный в лесу?» - Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе; способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.
«Наблюдение за кошкой и котятами» - Выявить признаки кошки с котенком как домашних животных, как зверей. Воспитать у детей удовольствие от общения с ними.
Обобщающая беседа «Как узнать зиму?» - Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе; закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой; формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
Март:
«Волшебница вода. Круговорот воды в природе» - Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде; рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу; познакомить детей с явлением «кислого» дождя.
«Свойства воды» - Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; знания свойств воды поможет детям лучше понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде.
« Водоемы» - Рассказать детям о водоёме как природном сообществе (место обитания растений и животных, их взаимосвязь), познакомить с мерами сохранения водоёмов; обогащать и активизировать словарь; способствовать воспитанию интереса к природе, желание сохранять её.
Беседа «Кто в воде живет» - Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны животных и среды их обитания.
Апрель:
«Что растёт в воде?» - Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.
«Весенний уход за комнатными растениями» - Учить детей по внешним особенностям растений определять их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и определять способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представление о том, что среди растений есть влаголюбивые и засухоустойчивые.
«Знакомство со свойствами воздуха» - Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле; воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Май:
«Носы нужны не только для красы» - Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных; показать приспособленность органов дыхания к окружающей среде.
«Солнце – большая звезда» - Дать представление о солнце как о звезде и о планетах солнечной системы; показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный; познакомить детей с понятием света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных.
Беседа о весне (обобщающая) - Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны; учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда.
мониторинг |
Диагностика экологических знаний детей в подготовительной группе
1. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Что необходимо, чтобы рыбки себя хорошо чувствовали?
2. Расскажи о комнатных растениях нашей группы (с показом, от 6 и более)
3. Какие условия необходимы для комнатных растений?
4. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь (5 и более видов)
5. Расскажи о птицах, которые залетают на наш участок зимой? Как этих птиц назвать одним словом? (5 и более видов)
6. А ещё каких птиц ты знаешь кроме зимующих? Почему они улетают в тёплые края? (5 и более видов)
7. Расскажи, что делают в зимнее время ёж, лиса, лось, белка.
8. Расскажи и покажи (картинки), каких насекомых ты знаешь?
9. Расскажи, какую пользу приносят насекомые (пчела, муравей, божья коровка)
10. Что такое лес? Расскажи, что ты знаешь о нём? (растения, животные)
11. Кто заботиться о лесе? Что ты можешь сделать доброго для леса? (правила)
12. Предложить детям картинки с осознанно допущенными ошибками (н-р, лесные растения помещены в воду и т.д.) расскажи, что напутал художник?
13. Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые, рыбы, звери, птицы, Животные травоядные и хищные, земноводные).
14. Выяснить умение определять условия жизни животных с помощью вопросов: Где живут рыбы? Могут ли они обитать на суше? Почему? Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?
15. Назови и покажи животных на картинке (более 8 диких и домашних)
16. Назови и покажи птиц на картинке (более 8)
17. Д/И «Каждому свой домик» (животные Севера, жарких стран, средней полосы)
Критерии оценки ответов:
1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы
Подсчёт результатов:
17 – 24 – низкий уровень
25 – 39 – средний уровень
40 -51 – высокий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год.
Тема: «Использование игровых технологий в развитии мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста».Направление: познавательно-оздоровительноеЦель: повышение своего теоретического...
План работы педагога по самообразованию на 2020-2021 учебный год
проектная деятельность...
Перспективный план по самообразованию на 2020 - 2021 учебный год
Цель: привитие первоначальных навыков творческого ансамблевого музицирования и развитие системы музыкальности в целом. Сохранение и укрепление здоровья детей посредством элементарного музицирова...
ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»
Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....
ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ на 2020-2021 учебный год
ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ«Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУс детьми младшего возраста»на 2020-2021 учебный год...
Тема самообразования на 2020-2021 учебный год "Конструирование как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Тема самообразования на 2020-2021 учебный год "Конструирование как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...
МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на 2020-2021 г. учебный год Тема: «Сенсомоторное развитие детей 3-4 лет»
МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮна 2020-2021 г. учебный годТема: «Сенсомоторное развитие детей 3-4 лет»...