Дополнительная общеразвивающая программа "Кисти и краски" для детей 4-6 лет
методическая разработка
Уже с раннего возраста ребёнок начинает чувствовать красоту окружающего мира. У него появляется чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства. Каждый ребёнок на определённом отрезке жизни увлечённо рисует. В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности.
Существует множество техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребёнка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать традиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_kisti_i_kraski.docx | 42.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Золушка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ
«Центр развития ребёнка – детский сад «Светлячок»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
решением Директор филиала
педагогического совета _________ В.А. Сихвардт
№ от « » августа 2020 года
Дополнительная общеразвивающая программа
«Кисти и краски»
(нетрадиционная техника рисования)
Для детей 4-6 лет
Воспитатель Городилова Е.А.
2020 г.
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………………….....................3
- Цель и задачи программы……………………………………………………………….5
- Учебно-тематический план программы………………………………………………..5
- Содержание программы………………………………………………………………..16
- Годовой календарный учебный график……………………………………………….17
- Организационно-педагогические условия реализации программы……....................17
- Планируемые результаты…………………………………………………....................18
- Оценочные и методические материалы……………………………………………….19
- Литература………………………………………………………………………………19
- Пояснительная записка
Уже с раннего возраста ребёнок начинает чувствовать красоту окружающего мира. У него появляется чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства. Каждый ребёнок на определённом отрезке жизни увлечённо рисует. В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности.
Существует множество техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребёнка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать традиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии
Актуальность программы «Кисти и краски» заключается в том, что в процессе её реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста ещё не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же рисунок можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребёнок знает вариантов техник нетрадиционного рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи. А их может быть столько, насколько развиты у ребёнка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Кисти и краски».
Новизна и оригинальность заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественной-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, употребление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).
Главное на занятиях «Кисти и краски» - желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно.
Отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используется нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Принципы:
- системности – занятия проводятся в системе в течение всего учебного процесса;
- последовательности – знания давать постепенно, без перегрузки, с нарастающим объемом информации;
- принцип творчества – программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей;
- принцип научности – детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.;
- принцип доступности – учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип сравнений и выбора – разнообразие вариантов заданной темы, методов и способы изображения, разнообразие материалов.
- Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- обучать приёмам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- развивать художественно-творческие способности детей;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;
- приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка);
- развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
- развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
3. Учебно-тематический план
Месяц | № п/п | Тема занятий, техника | Задачи | Приемы | материалы |
сентябрь | 1 | Диагностика | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимых для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | ||
2 | Осенний лес. Елизавета | Познакомить с новым видом изобразительной техники; развивать чувства композиции, цветовосприятия. | Печать | Листья, бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | |
3 | Рябина. Рисование отпечатком | Учить рисовать на ветке ягодки и листики; закрепить данные навыки рисования; развивать чувство композиции. | Печать, примакивание | Бумага А4, гуашь, салфетки, картошка | |
4 | Овощная грядка. Рисование ватной палочкой | Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования. | Пуантилизм (изображение с помощью точек) | Бумага А4, гуашь, ватные палочки салфетки, кисточки | |
5 | Осенние деревья. Рисование ладошкой | Познакомить с новым видом изобразительной техники; развивать чувства композиции, цветовосприятия. | Рисование ладошкой | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | |
6 | Осенний листочек рисование кистью | Познакомить детей с тем, как можно размешать и получить краску. | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | ||
7 | Белочка готовится к зиме. Пушистость | Закрепить данные навыки рисования; развивать чувство композиции | Рисование целлофаном | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки, целлофан | |
8 | Овощи. Набрызг | Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности; продолжать знакомить с разными техниками и материалами. | Набрызг, трафарет | Бумага А4, гуашь, зубная щётка, салфетки, кисточки | |
9 | Павлин. Печать листьями | Развивать чувство композиции, цветовосприятия. | Печать | Листья, бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | |
Итого: | 9 | ||||
Октябрь | 1 | Ягоды и фрукты. Рисование пальчиками | Учить рисовать простейшие фигурки, пользоваться всей разноцветной гаммой красок; воспитывать у детей умение работать индивидуально | Отпечаток пальчиков | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки |
2 | Виноград. Высокая печать | Познакомить с новым способом рисования ягод; учить детей передавать форму грозди винограда; формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод; развивать чувство композиции. | Печать | Бумага А4, белый картон, гуашь, салфетки, кисточки | |
3 | Мои любимые рыбки. Рисование с клеем | Совершенствовать умение рисовать с клеем; воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Рисование с клеем | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки, клей | |
4 | Ёжики на опушке. Тычок жёсткой полусухой кистью | Закрепить умение пользоваться техниками; учить дополнять изображение подходящими деталями; развивать чувство композиции, воспитывать у ребёнка художественный вкус. | Тычок | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | |
5 | Аппликация с дорисовыванием. Ваза с цветами | Учить дополнять изображение подходящими деталями; развивать чувство композиции | Бумага А4, ткань, гуашь, салфетки, кисточки | ||
6 | Осенний букет. Набрызг | Познакомить с приёмом набрызга и техникой печати по трафарету; воспитывать у ребёнка художественный вкус. | Набрызг по трафарету | Бумага А4, зубная щётка, трафарет, гуашь, салфетки, кисточки | |
7 | Грибы в корзинке. Рисование ладошкой | Расширять знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью ладошки. | Печать | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | |
8 | Зачем человеку зонт. Работа с трафаретом | Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию | Набрызг | Бумага А4, гуашь, зубная щётка, трафарет, салфетки, кисточки | |
9 | Цветы. Грифонаж | Закрепить умение пользоваться техниками; развивать чувство композиции, воспитывать у ребёнка художественный вкус. | Бумага А4, гуашь, свеча, салфетки, кисточки | ||
Итого: | 9 | ||||
Ноябрь | 1 | Сова. Пластилинография | Закрепить умение пользоваться техниками; развивать чувство композиции, воспитывать у ребёнка художественный вкус. | Бумага А4, пластилин, гуашь, салфетки, кисточки | |
2 | Ветка рябины. Рисование пальчиками | Закрепить умение пользоваться техниками; развивать чувство композиции, воспитывать у ребёнка художественный вкус; воспитывать у детей умение работать индивидуально | Отпечатки | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | |
3 | Корзинка с фруктами. Цветной граттаж | Закрепить умение пользоваться техниками; развивать чувство композиции, воспитывать у ребёнка художественный вкус; воспитывать у детей умение работать индивидуально | Рисование свечой | Бумага А4, свеча, гуашь, салфетки, кисточки | |
4 | Лисичка. Высокая печать | Учить дополнять изображение подходящими деталями; развивать чувство композиции | Печать | Бумага А4, белый картон, гуашь, салфетки, кисточки | |
5 | Дерево. Монотипия | Учить дополнять изображение подходящими деталями; развивать чувство композиции | Отпечаток | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | |
6 | Грибы. Рисование кистью | Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности; продолжать знакомить с разными техниками и материалами. | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | ||
7 | Зайчики. Набрызг | Закрепить приём набрызга и технику печати по трафарету; воспитывать у ребёнка художественный вкус. | Набрызг по трафарету | Бумага А4, зубная щётка, трафарет, гуашь, салфетки, кисточки | |
8 | Лесные жители. Тинга тинга | Закрепить технику печати по трафарету | Тинга тинга | Бумага А4, гуашь, трафарет, салфетки, кисточки | |
Итого: | 8 | ||||
Декабрь | 1 | Первый снег. Рисование пальчиками | Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. | Отпечаток | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки |
2 | Зимние напевы. Набрызг | Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности; продолжать знакомить с разными техниками и материалами. | Набрызг по трафарету | Бумага А4, зубная щётка, трафарет, гуашь, салфетки, кисточки | |
3 | Лес в снегу. Размытый рисунок (по сырому) | Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности; продолжать знакомить с разными техниками и материалами. | Бумага А4, акварельные краски, салфетки, кисточки | ||
4 | Зимний лес. Печать по трафарету пальчиками | Упражнять в печати по трафарету; закрепить умение рисовать пальчика; развивать чувство композиции; воспитывать у ребёнка художественный вкус | Отпечаток | Бумага А4, гуашь, трафарет, салфетки, кисточки | |
5 | Снежинка. Набрызг губкой | Развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету; развивать чуткость к восприятию зимних явлений. | Бумага А4, губка, гуашь, салфетки, кисточки | ||
6 | Дед Мороз. Рисование кистью | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности изображения. | Гуашь + соль | Бумага А4, гуашь, соль, салфетки, кисточки | |
7 | Снегирь. Пластилинография | Закрепить умение пользоваться техниками; развивать чувство композиции, воспитывать у ребёнка художественный вкус. | Бумага А4, пластилин, гуашь, салфетки, кисточки | ||
8-9 | Ёлочка пушистая, нарядная. Рисование пальчиками, кистью | Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками; воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Отпечаток, тычок | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | |
Итого: | 9 | ||||
Январь | 1 | Кто живёт в зимнем лесу. Тычок жёсткой полусухой кистью | Продолжать учить детей изображать животных, используя нетрадиционные техники рисования. | Трафарет, тычок | Бумага А4, гуашь, трафарет, салфетки, кисточки |
2 | Снежок. Фотокопия | Закрепить технику рисования свечой; воспитывать у детей художественный вкус. | Рисование свечой | Бумага А4, гуашь, свеча, салфетки, кисточки | |
3 | Снеговик | Учить дорисовывать картинку со снеговиком; развивать чувство композиции; воспитывать у детей художественный вкус | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | ||
4 | Морозный узор. Кляксография | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве. | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | ||
5 | Мои рукавички. Высокая печать | Упражнять в техники печатания; закрепить умение украшать предметы несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | Печать | Бумага А4, белый картон, гуашь, салфетки, кисточки | |
6 | Зимний лес. Фроттаж | Закрепить умение пользоваться техниками; развивать чувство композиции, воспитывать у ребёнка художественный вкус; воспитывать у детей умение работать индивидуально | Отпечаток | Бумага А4, листья, восковые мелки, салфетки | |
Итого: | 6 | ||||
Февраль | 1 | Зимнее дерево на мятой бумаге | Учить новой техники рисования мятой бумагой или полиэтиленовым кульком. | Отпечаток | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки |
2 | Тюльпаны. Рисунок с клеем | Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками; воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Рисование с клеем | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки, клей | |
3 | Самолёт. Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать простейшие фигуры, состоящие из отпечатков пальцев; воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Рисование пальчиками | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | |
4 | Плюшевый медвежонок. Пушистость | Развивать у детей навык тампонирования губкой. | Бумага А4, гуашь, целлофан, салфетки, кисточки | ||
5 | Волшебный лес | Познакомить детей с новой техникой рисования с помощью разноцветных верёвочек. | Волшебные верёвочки | Бумага А4, гуашь, верёвочки, салфетки, кисточки | |
6 | Цветочная ваза. Высокая печать | Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания; развивать чувство композиции. | Печать | Бумага А4, гуашь, белый картон, салфетки, кисточки | |
7 | Пушистые животные. Тычок жёсткой полусухой кистью | Совершенствовать умение детей рисовать в технике «тычок жёсткой полусухой кистью»; учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных; развивать чувство композиции. | Тычок | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | |
8 | Осьминог. Рисование ладошкой | Развивать у детей чувство цвета; закрепить умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. | Рисование ладошками | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | |
Итого: | 8 | ||||
Март | 1 | Мимоза для мамы. Рисование мятой бумагой | Закрепить умение рисовать мятой бумагой; развивать чувство композиции. | Отпечаток | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки |
2 | Солнышко. Бороздки | Закреплять технику рисования ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки. |
| Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | |
3 | Животные. Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать простейшие фигуры, состоящие из отпечатков пальцев. | отпечаток | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | |
4 | Подснежники. Фотокопия | Закрепить технику рисования свечой; воспитывать у детей художественный вкус. | Рисование свечой | Бумага А4, гуашь, свеча, салфетки, кисточки | |
5 | Путешествие в сказочный лес. Рисование нитью | Закрепить умение детей изображать лес в нетрадиционных техниках рисования; воспитывать аккуратность в работе с красками. | Рисование нитью | Бумага А4, гуашь, нить, салфетки, кисточки | |
6 | Весна пришла. Фроттаж | Закрепить знание детей о пейзаже; развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие. | Отпечаток | Бумага А4, листья, восковые мелки, салфетки | |
7 | Звёздное небо. Набрызг по трафарету | Закрепить технику рисования набрызга по трафарету; учить создавать образ звёздного неба. | Набрызг | Бумага А4, гуашь, зубная щётка, трафарет, салфетки, кисточки | |
8 | Весеннее небо. Размытый рисунок (по сырому) | Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому»; развивать творческое воображение. | Рисование по сырому | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | |
9 | Рыбка. Пластилинография | Закрепить умение пользоваться техниками; развивать чувство композиции, воспитывать у ребёнка художественный вкус. | Бумага А4, гуашь, пластилин, салфетки, кисточки | ||
Итого: | 9 | ||||
Апрель | 1 | Неваляшка | Закреплять умение рисования присыпания солью по мокрой краске; воспитывать у детей художественный вкус. | Рисование солью | Бумага А4, гуашь, соль, салфетки, кисточки |
2 | Космос. Набрызг по трафарету | Учить передаче образа космического пространства в технике набрызга по трафарету. | Набрызг по трафарету | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | |
3 | Космический пейзаж. Цветной граттаж | Закрепить умение рисования с помощью свечи. | Рисование свечой | Бумага А4, гуашь, свеча, салфетки, кисточки | |
4 | Грачи прилетели. Высокая печать | Учить детей печатками изображать стаю перелётных птиц. | Печать | Бумага А4, гуашь, белый картон, салфетки, кисточки | |
5 | Аквариум. Рисование ладошками | Учить обводить ладошку простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. | Рисование ладошками | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | |
6 | Паутинка. Кляксография | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве. | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | ||
7 | Вороны. Высокая печать | Учить детей печатками изображать стаю птиц; развивать изобразительные навыки и умения. | Бумага А4, гуашь, белый картон, салфетки, кисточки | ||
8 | Бабочка. Монотипия. | Закрепить умение пользоваться техниками; учить дополнять изображение подходящими деталями; развивать чувство композиции, воспитывать у ребёнка художественный вкус. | Отпечаток | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | |
9 | Гусеница. Рисование пальчиками | Закрепить умение пользоваться техниками; учить дополнять изображение подходящими деталями; развивать чувство композиции, воспитывать у ребёнка художественный вкус. | Отпечаток | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | |
Итого: | 9 | ||||
Май | 1 | Черемуха. Рисование ватными палочками | Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком; формировать чувство композиции и ритма; воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Тычок | Бумага А4, гуашь, ватные палочками, салфетки, кисточки |
2 | Салют. Чёрно-белый граттаж | Закрепить умение рисования с помощью свечи. | Рисование свечой | Бумага А4, гуашь, свеча, салфетки, кисточки | |
3 | Божья коровка. Высокая печать | Упражнять в рисовании с помощью печаток; воспитывать у детей художественный вкус. | Печать | Бумага А4, гуашь, белый картон, салфетки, кисточки | |
4 | Одуванчик. Набрызг по трафарету | Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения; развивать чувство композиции. | Набрызг по трафарету | Бумага А4, гуашь, зубная щётка, трафарет, салфетки, кисточки | |
5 | Волшебные кляксы. Кляксография | Совершенствовать технику рисования кляксография; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения. | Кляксография | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | |
6 | Астры. Пушистость | Продолжать совершенствовать навыки рисования кляксами; воспитывать радостное настроение от полученного результата. | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки, целлофан | ||
7 | Плыви, плыв кораблик. Размытый рисунок (по сырому) | Закреплять технику рисования по сырому; совершенствовать навыки рисования; продолжать развивать мелкую моторику. | Рисование по сырому | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | |
8 | В гостях у красок. Рисование пальчиками | Закрепить знания и умения детей применять в рисунке нетрадиционные техники рисования; поддерживать интерес к изодеятельности. | Отпечаток | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисточки | |
Итого: | 8 |
№ п/п | Название раздела | Содержание раздела | Количество часов | |
теория | практика | |||
Вводное занятие | Знакомство с нетрадиционными техниками рисования | 2 | 2 | |
Овладение техники нетрадиционного рисования | Показ педагога и объяснение как рисовать | 7 | 60 | |
Диагностика | Выявление уровня развития навыков и умений приобретённых в процессе работы | 2 | 2 | |
Итого: | 85 |
- Содержание программы
Программа «Кисти и краски» разработана для детей 4-6 лет. Занятие проводится во второй половине дня по 20 минут.
Структура занятия
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, слушание песенок и т.д. Например, игра «Что бывает такого цвета», «Волшебные картинки», «Лабиринт».
ЧАСТЬ 2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель этой части занятия: закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместно сюжетно-ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка по теме занятия.
Методы работы:
- индивидуальный;
- групповой;
- наглядный.
Формы работы:
- игры;
- беседы, работа с наглядным материалом;
- практические упражнения для отработки необходимых навыков;
- чтение и заучивание художественной литературы;
- рассматривание репродукций картин.
5. Годовой календарный учебный график
Объем образовательной нагрузки | |
В неделю | 2 |
В месяц | 9 |
В год | 85 |
Время проведения образовательной деятельности |
|
6.Организационно-педагогические условия реализации программы
1. Бумага А4;
2. Гуашь;
3. Трафареты;
4. Кисточки с коротким ворсом (тычок)
5. Губки;
6. Ластики;
7. Нитки;
8. Щётки зубные;
9. Соль;
10. Восковые мелки;
11. Восковая Свеча;
12. Печатки, штампы (овощи, растения, листья, животные, узоры)
14. Ватные палочки;
15. Салфетки;
16. Карандаши цветные;
17. Акварельные краски.
7. Планируемые результаты.
К концу обучения дети:
- различают способы нетрадиционного рисования;
- самостоятельно создают индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.);
- самостоятельно передают сюжетную композицию;
- дают мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- знают традиционные материалы, которыми можно рисовать: пальчиками, ладошками, пробковыми и картофельными печатками, ватными палочками, губками, зубными щетками;
- знают свойства акварели и её отличия от гуашевых красок; характерные и отличительные признаки предметов быта и животных; правильно работают карандашом, фломастером, кистью; изменяет положение руки в зависимости от приёмов рисования;
- владеют нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, печатание различными печатками, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, тампонирование губкой резерв из свечи в сочетании с акварелью, оттиск различными печатками и мятой бумагой, предметная монотипия, акварель по сырому;
- используют разнообразие цвета, смешивают краски на палитре для получения нужного оттенка;
- комбинируют разные способы изображения и изоматериалов;
- изображают отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты;
- создают простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы;
- творят в сотворчестве с воспитателем и детьми.
8.Оценочные и методические материалы
Формы контроля:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в детском саду.
- Участие в выставках и конкурсах различного уровня.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.
Критерии отслеживания усвоения материала
По методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№ п/п | Ф.И. ребенка | Технические навыки | Точность движений | Средства выразительности | Наличие замысла | Проявление самостоятельности | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | ||||||||
Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | |
1. |
Н. – начало года
К. –конец года
Литература
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008 г.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.; КАРО, 2008 г.
- Баймашова В.А. Как научить рисовать. – М.: «Издательсов Скрипторий 2003», 2011.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.: «Издательство Скрипторий 2003», - 2007.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: методические рекомендации для воспитателей. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
- Компанцева Л.В. Освоение личностно-ориентированных технологий художественного образования детей дошкольного возраста: Сб. из опыта работы. Личностно-ориентированные технологии приобщения детей к искусству. Ростов н/Д., 2003.
- Евдокимова Е.Е. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности https://infourok.ru/doklad-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez-netradicionnie-formi-izobrazitelnoy-deyatelnosti-2414391.html
- Балеевских Т.Я. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования https://docplayer.ru/50047425-Tema-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez-ispolzovanie-netradicionnyh-metodov-risovaniya.html
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников http://pedlib.ru/Books/6/0297/6-0297-32.shtml
- Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999.
- Урунтаева Г.А., Ю.А. Афонькина «ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ» - М,:«ПРОСВЕЩЕНИЕ», «ВЛАДОС», - 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет «Волшебные пальчики»
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет (тестопластика)...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет «Волшебные пальчики»
Дополнительная общеразвивающаяобразовательная программадля детей 4 – 7 лет«Волшебные пальчики»...
Дополнительная общеразвивающая программа «Бодрячок» для детей 3-7 лет срок реализации 4 года Выполнил инструктор по физической культуре Елисеева М.В.
Дополнительная общеразвивающая программа«Бодрячок»для детей 3-7 летсрок реализации 4 годаВыполнил инструктор по физической культуре Елисеева М.В....
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеразвивающая программа «Безопасность и дети» для детей с 4 до 5 лет.
Дополнительная общеразвивающая программа«Безопасность и дети» для детей с 4 до 5 лет....
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Инженерики» для детей 5-7 лет
Всероссийская общественная организация содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России».Игровые практики в реализации парциальной модульной обр...