Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет «Волшебные пальчики»
рабочая программа на тему
Дополнительная общеразвивающая
образовательная программа
для детей 4 – 7 лет
«Волшебные пальчики»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Киселёвского городского округа
детский сад №24.
Дополнительная общеразвивающая
образовательная программа
для детей 4 – 7 лет
«Волшебные пальчики»
Составители:
Илларионова Е.Е.
Царапкина О.С.
Киселёвск, 2016г.
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка………………………………………………………………………………………3
1.2.Цели и задачи программы……………………………………………………………………………………5
1.3.Принципы формирования программы…………………………………………………………………….....6
1.4. Значимые характеристики программы ……………………………………………………………………..7
1.5. Ожидаемые результаты и способы определения результативности………………………………………8
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание деятельности по освоению программы ………………………………………………………9
2.2. Принципы реализации программы ………………………………………………………………………….11
2.3.Учебно-тематические планы НОД…...……………………………………………………………………....12
2.4. Средняя группа………………………………………………………………………………………………..12
2.5.Старшая группа………………………………………………………………………………………………..19
2.6. Подготовительная группа……………………………………………………………………………………24
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материалы и инструменты для работы с тестом ………………………………………………….30
3.2. Методическое обеспечение …………………………………………………………………...31
3.3. Список литературы ………………………………………………………………………………………..31
3.4. Информационная карта к дополнительной общеразвивающей образовательной программе ………….32
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Чем больше уверенности в детской руке, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения необходимые
для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой,
с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка Другими словами: чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Тесто – доступный материал, из которого легко и приятно лепить.
Детское изобразительное творчество – это мир ярких удивительных образов, в которых дети передают свои впечатления от окружающей их действительности.
Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и должна быть взаимосвязана со всеми ее направлениями. Только при этом условии она будет успешной и сможет приносить детям удовлетворение и радость.
Овладение дошкольниками разнообразными способами лепки дает им возможность создавать изображения предметов и явлений действительности, помогает творчески выражать свои впечатления от жизни, свое отношение к этим явлениям.
В процессе занятий тестопластикой осуществляются различные стороны воспитания.
Занятия способствуют умственному воспитанию дошкольников. В процессе самой деятельности уточняются представления детей о свойствах и качествах предметов, в этом учувствуют зрение, осязание, мелкая моторика рук. Здесь важно отметить, что от развития мелкой моторики ребенка, напрямую зависит его мыслительная деятельность и развитие речи. Совершенствуется способность анализировать от боле общего различия до дифференцированного. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, крепче закрепляется в сознании.
Так же занятия лепкой способствует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления. /форма, цвет, величина, положение в пространстве/
Лепка способствует развитию эстетического восприятия – восприятия того, что красиво.
Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором. Что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.
Актуальность программы:
Занятия тестопластикой оказывают влияние и на нравственное воспитание детей. Эта деятельность может быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Ребенок дает определение, характеристику тому предмету, который лепит, выражает свою оценку, свое отношение. В работах заключен творческий замысел, глубокие чувства и переживания детей.
Коллективные занятия лепкой содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений. Учат справедливо и благожелательно оценивать работы товарищей, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Для создания любого предмета необходимо проявить усилие, приложить труд, овладеть навыками общения с тестом, а также овладеть умениями лепить предмет той или иной формы и строения. Из этого следует, что тестопластика включает в себя и трудовое воспитание. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. Эта деятельность является средством развития и таких качеств, как сознательность, целенаправленность, самостоятельность в выполнении работы, настойчивость, умение довести начатое до конца, аккуратность, умение заняться полезным делом.
Особое значение для воспитания и развития дошкольника имеет связь занятий тестопластикой с разнообразными играми, познавательной деятельностью, например: создание изображений и изделий для игры в магазин, дом и т.д. (посуда, овощи-фрукты и пр.).
Использование в работе с детьми соленого теста способствует их всестороннему развитию, так как работа с тестом развивает мелкую моторику рук соответственно речь, мышление, а так же включает в себя все стороны воспитания: сенсорное, эстетическое, нравственное, трудовое.
Целесообразность.
Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Цели и задачи программы:
Цели:
обучение учащихся навыкам изготовления разнообразных изделий из соленого теста,
воспитание творческой личности, развитие её интересов, наклонностей, способностей.
Задачи:
• вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки.
• развивать творческие способности, фантазию, воображение.
• развивать мелкую моторику рук и готовность руки к школе.
• воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
• помогать детям в их желании сделать свои работы общественно – значимыми.
Принципы формирования программы:
Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.
Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
Принцип обогащения сенсорного опыта.
Последовательности и систематичности.
Личностно-ориентированный подход.
Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
Технологии:
Игровое обучение
Педагогика сотрудничества
Методы:
Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
Практический
Формы:
Индивидуальные
подгрупповые
групповые.
Средства:
соленое тесто
стеки
доски
кисти
краска гуашь
шаблоны
Значимые характеристики программы
Работа с тестом – это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных
движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми.
Преимущества этой программы в том, что она рассчитана на детей с различным уровнем подготовки и развития.
Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания учебного материала.
Она предназначена для работы с детьми 4 -7 лет с различным уровнем подготовки и может быть использована
для индивидуальной и групповой работы, работы малыми группами, а так же для коррекционной и развивающей работы
с детьми. Программа рассчитана на 3 года обучения.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:
возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуально, и педагогом;
скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения;
коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях;
оригинальность предлагаемых художественных решений;
окрепшая моторика рук.
Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие в выставках.
Прогнозированный результат
Воспитанники должны знать:
• виды и назначение изделий из соленого теста;
• необходимые инструменты и материалы;
• основные этапы изготовления изделий;
• основные приемы лепки, технологию выполнения;
• композиционные основы построения изделия;
• законы сочетания цветов;
• требования к качеству и отделке изделий;
• правила безопасной работы во время изготовления изделий.
Воспитанники должны уметь:
• изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
• приготавливать тесто для лепки;
• использовать инструменты для работы;
• изготовлять отдельные детали;
• соединять детали в готовое изделие;
• составлять композицию из отдельных элементов;
• сушить изделие;
• гармонично сочетать цвета;
• проводить окончательную отделку изделий, лакирование;
• выполнять правила безопасной работы;
• организовывать рабочее место;
• определять качество готового изделия.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Содержание деятельности по освоению программы
Образовательные:
- знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
- учить соблюдать правила техники безопасности;
- учить стремится к поиску, самостоятельности;
- учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
Развивающие:
- развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм,
образцов, поиске новых решений в создании композиций;
- развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим
воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
- формирование способности к творческому раскрытию,
самостоятельности, саморазвитию;
- формирование способности к самостоятельному поиску методов и
приемов, способов выполнения
Воспитательные:
- воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к
выставкам;
2. воспитывать умение четко соблюдать необходимую
последовательность действий;
3. воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за
собой.
Отличительная черта программы:
Формирование интегрированного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» и через углубление содержания образовательной области «Художественное творчество» за счёт обучения детей лепки из солёного теста.
Описание основных приёмов, методов программы
1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:
- Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
- Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
- Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
2.Словесный метод:
- беседа, рассказ;
- объяснение, пояснение;
- вопросы;
- словесная инструкция;
3.Наглядный:
- рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);
- показ выполнения работы (частичный, полностью);
- работа по технологическим картам.
4. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:
- математикой;
- развитием речи;
- художественной литературой.
Принципы реализации программы
1. Доступность – тематика занятий подобрана таким образом, что с заданием справляются дети с любым уровнем
подготовки. Обучение строится, как игра.
2. Индивидуализация – учитывается особенность ребенка.
3. Системность и последовательность – заключается в непрерывности и планомерности педагогического процесса,
что ведет к выполнению поставленной задачи перед детьми.
4. Наглядность – создается положительный эмоциональный настрой, способствует общению, развитию речи.
Форма обучения:
- Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность НОД зависит от возрастной группы:
- 4 -5лет – 20 минут
- 5-6лет – 25 минут
- 6-7 лет – 30 минут
- Программа рассчитана на детей с разным уровнем подготовки и может быть использована для развивающей
индивидуальной и групповой работы.
Учебно-тематический план ДООП «Волшебные пальчики»
Средняя группа
№ п/п | Тема занятия | Цели | Практическая работа | Оборудование | Кол-во часов | |
1. | «Вот так тесто! » | познакомить детей с тестом, научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику рук. | разминание | соленое тесто, мисочка с водой, влажные салфетки, подкладные доски | 1 | |
2-3 | «Путешествие в «Круглую страну» | вызывать интерес детей к лепке из теста, знакомить с формой шара; учить формообразующему движению – скатыванию округлых форм развивать тактильную чувствительность, учить смешивать краску на палитре для проведения тонких линий. | Обследование предметов круглой формы различных размеров, лепка шаров различных размеров, расплющивание шаров в круги. Обследование с закрытыми глазами предметов шарообразной и круглой формы, раскрашивание кругов и шаров, слепленных на предыдущем занятии | соленое тесто, гуашь, мисочки с водой, кисточки. | 2 | |
4 | «Солнышко» | Закреплять умение определять формы круг и шар, находить между ними различие; учить формообразующему движению – скатывание жгутика, развить мелкую моторику, мышление, воображение | лепка солнышка | Цветное тесто, вода, кисточки | 1 | |
5 | «Фрукты» | учить лепить широкую невысокую посуду (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнуть края), учить скатывать шары одинакового размера | лепка фруктов из цветного теста | Цветное тесто, фрукты (муляжи), стеки, мисочки с водой, кисточки | 1 | |
6 | «Бублики» | учить раскатывать тесто прямыми движениями рук, соединяя колбаску в кольцо, соединять концы, прижимая их друг к другу, делить на части, узнавать и называть круглую форму; воспитывать чувство удовлетворения от того, что довел работу до конца. | лепка из цветного теста | Цветное тесто, мисочки с водой, кисти, веревочка | 1 | |
7-8 | «Гриб» | учить раскатывать из маленьких шариков теста столбики и соединять их с дополнительным материалом, формировать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику | Лепка Раскрашивание. | Тесто, дощечки, вода, кисточки, картинки с изображением грибов | 2 | |
9-10 | «Маленькая куколка» (Неваляшка) | лепить предмет состоящий из двух частей круглой формы, разной величины, закреплять умение раскатывать тесто между ладонями кругообразными движениями, соединять две части. | лепка из соленого теста раскрашивание изделия | соленое тесто, игрушка-неваляшка, мисочка с водой, кисточки, дощечки, салфетки. | 2 | |
11-12 | «Елка» (налеп из теста) | продолжать учить детей применять в лепке знакомые способы работы, закреплять умения детей скатывать из теста маленькие шарики и прикреплять их к елочке, учить выбирать и создавать при помощи смеши-вания на палитре праздничную цветовую гамму. | лепка украшение | Соленое тесто, стеки, бисер для украшения, кисточки, картон | 2 | |
13-14-15 16 | «Зимние забавы» (Снеговик) «Миска с апельсинами» | развивать у детей умение самостоятельно рассматривать знакомый предмет и передавать в лепке его форму и строение; развивать воображение, мышление, мелкую моторику; вырабатывать умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание. учить лепить широкую невысокую посуду в определенной последовательности (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнуть края, учить скатывать шары одинакового размера | фон для снеговика рамочка для снеговика лепка снеговика лепка апельсинов из цветного теста | цветное тесто, картон, кисточки, миска с водой Цветное тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки | 3 1 | |
17-18 | «Подарок папе» | вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким, развивать внимание, мелкую моторику | лепка раскрашивание | соленое тесто, мисочка с водой, фломастеры, гуашь, палитра, картон. | 2 | |
19-20 | «Подарок мамочке» | воспитывать у детей любовь и заботу к близким (маме, бабушке, вызвать желание порадовать их подарком; закреплять навыки лепки, развивать фантазию, воображение мелкую моторику. | лепка раскрашивание | соленое тесто, картон, фломастеры, картон, мисочка с водой, кисточки. | 2 | |
21-22-23 | «Гусеница» | продолжать учить скатывать шары различных размеров (от большого к маленькому, учить создавать из различных по размеру шаров необходимый образ; подбирать цветовую гамму для передачи характера. | лепка листика из цветного теста лепка гусеницы раскрашивание | цветное тесто для листика (зеленое) ,белое тесто для гусеницы, гуашь, кисточки, стеки, фломастеры, вода | 3 | |
24 | Подставка под Пасхальное яйцо. | Развивать фантазию и умение самостоятельно работать по образцу. | лепка подставки из цветного теста | Цветное тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки | 1 | |
25-26 | «Ежик из шишки» | учить детей формообразующему движению- скатыванию капельки, развивать умение при расплющивание капельки создавать форму листика, вырабатывать умение лепить мелкие детали, продолжать развивать композиционные умения располагая ежика на листе. | лепка листика из цветного теста лепка ежика (туловище из шишки) | цветное тесто (желтое, зеленое, мисочка с водой, шишка, стек, старый фломастер, мягкая игрушка. | 2 | |
27-28 | «Божья коровка» | вырабатывать умения работы с шарообразной формой, продолжать учить смешивать на палитре различные цвета. | лепка божьей коровки раскрашивание | тесто, старый фломастер, стек, палитра, гуашь, мисочка с водой | 2 | |
29-30 | «Черепашка» | вырабатывать умения работы с шарообразной формой, продолжать учить смешивать на палитре различные цвета. | лепка черепашки раскрашивание | тесто, старый фломастер, стек, палитра, гуашь, мисочка с водой | 2 | |
31-32 | «Одуванчик» | вырабатывать у детей, умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, развивать внимание, мелкую моторику | лепка раскрашивание | соленое тесто, мисочка с водой, фломастеры, гуашь, палитра | 2 | |
Итого: 32 |
Старшая группа
№п/п | Тема занятия | Цель | Практическая работа | Оборудование | Кол-во часов | |
1-2 | «Собираем урожай» | закреплять у детей знание обобщенных понятий «овощи», «фрукты», упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, для украшения поделки использовать стеки, природный материал, продолжать учить детей, смешивать на палитре новые цвета | Рассматривание картинок с изображением овощей, фруктов; лепка овощей раскрашивание | фрукты, овощи, (муляжи, картинки, соленое тесто, гуашь, палитра, кисточки, картон, вода | 2 | |
3-4 | «Подсолнух» | вырабатывать умение на картонной основе при помощи теста, отламывать небольшими кусочками и расплющивать на картоне, сделать фон, продолжать учить детей скатывать и сплющивать шарик (для серединки подсолнуха, работать ладонями и пальцами, для создания необходимой формы (листья, лепестки) ; вырабатывать умения работать стеком, прорабатывая детали. | лепка фона с рамочкой лепка подсолнуха | соленое тесто (цветное, семечки подсолнуха, стеки, кисти, картон под основу, вода. | ||
5-6 | «Мышка» | учить передавать в лепке сказочные образы; учить детей применять умения лепить овальную форму при изображении предметов и животных; закреплять умение передавать характер формы | лепка раскрашивание | соленое тесто, кусочек веревочки для хвоста, фломастеры, вода, кисти, гуашь, палитра. | 2 | |
7-8 | «Мухомор» | лепка мухомора конструктивным способом из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка, развивать композиционные умения, при расположение мухомора на полянке | лепка полянки лепка мухомора | цветное соленое тесто, фольга на каркас для грибов, стек, вода, кисточки | 2 | |
9-10 | «В лесу родилась елочка» | учить детей лепить елочку модульным способом, воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту елочки, добиваться выразительной формы | лепка елочки украшение елочки | Соленое тесто (цветное, фломастеры, картон под основу бисер для украшения, блестки, яркие бусины. | 2 | |
11-12 | «Новогодние игрушки» | учить самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы, учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму. | лепка звездочки и ёлочных шаров из соленого теста. Раскрашивание | Соленое тесто (цветное, стеки, формочки для вырезания игрушек, фломастеры, бисер, разноцветная фольга, клей ПВА, кисточки, гель с блестками | 2 | |
13-14 | Подсвечник. | Развивать фантазию и умение самостоятельно работать по образцу. | лепка раскрашивание | Соленое тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки | 2 | |
15-16 | «Кот» | развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к животным; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях | лепка фона лепка кота | Цветное тесто, картонная заготовка прямоугольной формы, стеки, фломастеры, вода, кисти тесто | 2 | |
17 | «Валентинка» | вырабатывать навыки скатывания капелек различной формы, учить формировать сердечки из скатанных капелек, вызывать интерес к вылепленным изделиям, радость от работы. | лепка сердечка из цветного теста | цветное тесто, стеки, фломастеры, вода, кисточки | 1 | |
18-19-20 | «Подарок папе» | Учить лепить самолет конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строение и способе передвижения самолета, развивать любовь к близким. | лепка фона лепка самолета раскрашивание | соленое тесто, стеки, вода, кисточки, картон под основу, фольга, звездочки. | 3 | |
21-22 | «Цветы для мамы» | вырабатывать умение на картонной основе при помощи цветного теста сделать фон, вырабатывать у детей умение заполнять круглый формат, закомпановав на нем цветок. | лепка фона из цветного теста лепка цветка в круглом фоне | цветное тесто, картонная заготовка круглой формы для фона, стек, фломастеры. | 2 | |
23-24 | «Подставка под яйцо» | развивать фантазию, умение самостоятельно работать по образцу, Продолжать учить лепить основную форму предмета кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стек для проработки деталей для украшения. | лепка подставки под яйцо. Раскрашивание | Тесто, стеки, фломастеры, кисточки, вода, яйцо киндер сюрприза. | 2 | |
25-26-27 | «Аквариум» | вызывать интерес к созданию композиции «аквариум», развивать чувство формы и композиции; вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов на палитре, закрепляем знания о теплых и холодных тонах. | лепка фона лепка рыбок, водорослей. раскрашивание изделия | тесто, фломастеры, гуашь, палитра, кисточки, вода | 3 | |
28 | «Грустный клоун» | вырабатывать умение скатывать капельку и расплющивать ее необходимого размера, учить располагать мелкие детали (глаза, нос, рот, украшение шапки) ; учить передавать настроение средствами лепки. | лепка грустного клоуна из цветного теста. | тесто, стеки, дощечки, миска с водой, кисточки, фломастеры. | 1 | |
29 | «Веселый клоун» | вырабатывать умение скатывать капельку и расплющивать ее необходимого размера, учить располагать мелкие детали (глаза, нос, рот, украшение шапки) ; учить передавать настроение средствами лепки. | лепка веселого клоуна из цветного теста. | тесто, стеки, дощечки, миска с водой, кисточки, фломастеры. | 1 | |
30-31-32 | «Цыпленок» | развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях | лепка фона лепка цыпленка раскрашивание изделия | тесто, картонная заготовка прямоугольной формы, стеки, фломастеры, вода, краски, кисти | 3 | |
Итого: 32 |
Подготовительная группа
№ п/п | Тема занятия | Цели | Практическая работа | Оборудование | Кол-во часов |
1-2 | «Грибная поляна» | развивать композиционные умения, закреплять умения лепить грибы, добиваться большой точности в передаче формы (углубление изгиба шляпки, утолщение ножки, развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику, эстетический вкус. | лепка поляны, грибов раскрашивание изделия | соленое тесто, гуашь, дощечки для лепки, мисочки с водой, стеки, кисточки, фольга. | 2 |
3-4-5 | «Урожай яблок» | учить детей сравнительному анализу, при исследовании формы и цвета различных сортов яблок, вырабатывать умение лепить фон на картонной основе; умение лепить мелкие детали, развивать умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре. | лепка фона и рамки лепка корзины с яблоками раскрашивание изделия | соленое тесто, картон для основы, стек, фломастеры, палитра, миска с водой, гвоздика (приправа), гуашь, кисточки. | 3 |
6-7-8 | «Осенние припасы» | продолжать развивать композиционное мышление, развивать наблюдательность, развивать умение работать различными способами лепки, подбирать цветовую гамму для создания необходимого образа. | лепка полянки лепка животных раскрашивание | соленое тесто, вермишель для иголок (еж, гуашь, кисточки, картон, стеки, фломастеры | 3 |
9 | «Дед Мороз» | воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения (украшать детали одежды, использовать стеку для подрисовки штрихами меха на одежде ит. д.) | лепка деда Мороза | соленое тесто, фольга, картон, фломастеры, стеки, вода, кисточки | 1 |
10-11 | «Снегурочка» | воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения (украшать детали одежды, использовать стеку для подрисовки штрихами меха на одежде ит. д.) | лепка Снегурочки раскрашивание, украшение изделия (Дед Мороза и Снегурочки) | соленое тесто, фольга, картон, фломастеры, стеки, гуашь, вода, кисточки | 2 |
12 | «Новогодние подсвечники» | учить лепить подсвечник и украшать его, используя известные приемы лепки (налеп, вдавливание) : продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки | лепка изделия | свеча, металлические крышки от бутылок, цветное соленое тесто, вода, гуашь, кисточки, фломастеры | 1 |
13-14 | «Рождественские украшения» | учить раскатывать тесто скалкой, вырезать звезды по шаблону, обрабатывать края кистью, украшать поделку, расписывать после просушки, развивать фантазию, творчество. | лепка изделия раскрашивание | соленое тесто, дощечки, фломастеры, гуашь, кисточки, стеки, бисер | 2 |
15-16 | «Сердечки- валентинки» | закреплять умения и навыки различных способов лепки, развивать мелкую моторику, воображение, творчество, умение красиво располагать предметы на пластинке. | Лепка
раскрашивание | соленое тесто, дощечки, фломастеры, гуашь, кисточки, стеки, бисер, магнитная лента. | 2 |
17-18 | «Декоративная пластина в подарок родным и близким в честь Дня защитника Отечества» | вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким; развивать композиционные умения, продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки | Лепка Раскрашивание | соленое тесто, картон под основу, стеки, гуашь, кисточки, звездочки (для украшения танка, и т. д. | 2 |
19-20 | «Брошь для мамы» | учить лепить детей по заранее подготовленным эскизам и сочетать орнамент с формой изделия, выполнять рельеф путем налепа. Работу выполнять аккуратно | Лепка брошь для мамы Раскрашивание изделий | соленое тесто, стеки, дощечки, картон, кисточки, вода, фломастеры, бисер. | 2 |
21-22 | «Рамка для фотографий» | учить детей самостоятельному выбору композиции, продолжать развивать умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре учить подбирать цветовую гамму для создания настроения в работе | лепка рамки налеп, украшение рамки цветами раскрашивание | Соленое тесто, картон для рамки, стеки, фломастеры, вода, кисточки, гуашь | 2 |
23-24 | «Космодром» | учить детей создавать конкретные пластические образы конструктивным и комбинированным способами: преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения космического корабля, преобразовывать и дополнять форму шара для получения спутника | лепка основы из цветного теста лепка космического корабля, спутника | цветное тесто, фольга, фломастеры, стеки, фотографии, пуговицы, вода | 2 |
25-26-27 | «Ваза с цветами» (панно) | вырабатывать умение лепить фон на картонной основе и украшать его, закреплять умение у детей передавать форму вазы, соблюдать пропорции, строение формы, наносить стекой узор на поверхности формы продолжать учить детей лепить цветы (скатываем капельки и расплющиваем их) | лепим фон, вазу (из цветного теста) лепим цветы (цветное тесто) оформление работы | Цветное соленое тесто, картон прямоуголь-ной формы, стеки, фломастеры, вода, кисточки | 3 |
28-29-30 | «Петух» (панно) | продолжать учить лепить фон на картонной основе, украшать его, вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов и оттенков на палитре, создавать контрастную цветовую гамму | лепка фона петуха раскрашивание оформление работы | соленое тесто, картон под основу, стеки, гуашь, кисточки | 3 |
31-32 | «Божья коровка и ее подружка» | продолжать развивать композиционное мышление, развивать наблюдательность, воображение, чувство цвета | лепка раскрашивание | соленое тесто, стеки, вода, кисточки, фломастеры, гуашь | 2 |
Итого: 32 |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Материалы и инструменты для работы с тестом:
Мука, соль, инструментарий, различные украшения.
Ожидаемые результаты работы по ДОД:
1.Повышение уровня развития мелкой моторики кистей рук, глазомера.
2.Развитие творческих способностей детей.
3.Овладение приемами работы с соленым тестом и инструментами необходимыми для работы.
Результативность работы по ДОД
«Тестопластика»: Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий и, если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с тестом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Методическое обеспечение
1.Создание развивающей предметно – пространственной среды.
2.Информационное обеспечение о результатах работы по программе – статьи для родителей и педагогов, практические лектории для родителей.
Список литературы:
1. «Внешкольник» №9, 2003 (Требования к созданию и оформлению образовательных программ дополнительного
образования детей).
2. Знатных Ольга, сост. Дородин Ю.Г. Мезенская роспись. – М. Мозаика-Синтез, 2003 г.
3. Костина Катя Лубочные картинки – М. Мозаика-Синтез, 2003 г.
4. Кискальт И. «Соленое тесто» - М. Провиздат, 2004 г.
5. Поделки и сувениры из соленого теста – ткани, бумаги и природных материалов. – М. «Мой мир» 2006 г.
6. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. Для учителя – М. Просвещение, 1984 г.
7. Силаева К.В. Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки. – М. Эксмо, 2003 г.
8. Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем.- Издательский дом « Цветной мир».-2012
9. Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста.- Издательский дом « Цветной мир».-2012
10. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста.- ООО ТД «Издательство Мир книги» - 2009
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Волшебные пальчики»
№ | Наименование образовательного учреждения, реализующего рабочую программу | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа детский сад №24. |
1 | Адрес учреждения | г. Киселёвск, ул.Забайкальская,5 |
2 | Программа утверждена | На педагогическом совете |
3 | Полное название программы | Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет«Волшебные пальчики»
|
4 | Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа | 4-7 лет. |
5 | Срок реализации программы | 3 года. |
6 | Количество учебных групп, занимающихся по программе | 1 группа. |
7 | Сведения об авторе (ФИО, образование, должность, квалификация) | Илларионова Елена Евгеньевна Средне – специальное , 1 категория Царапкина О.С. высшее |
Характеристика программы | ||
8 | Направленность | Художественно-эстетическая |
9 | Цель | Воспитание художественного вкуса, коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста. |
10 | Уровень освоения | Общекультурный уровень освоения. 1 год обучения предполагает развитие трудолюбия, усидчивости, аккуратности в работе, воображения, фантазии. Соблюдение правил по технике безопасности. 2 год обучения предполагает приобщить детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи. Оказать помощь в раскрытии индивидуальных способностей дошкольников и способствовать развитию наблюдательности; коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками 3 год обучения предполагает стремление к поиску самостоятельности; понимание необходимости качественного выполнения образа. Сформировать представление об основах композиции. Приобщить детей к миру художественного изобретательства. |
11 | Ожидаемые результаты | У детей развивается стойкий интерес к тестопластике . Дети ответственно относятся к выполнению работ, стремятся к самостоятельному, качественному выполнению образа. Аккуратно выполняют задание, доводят начатое дело до конца. Умеют помогать друг другу при выполнении коллективной работы. Имеют представления о народных промыслах. Уверенно делят тесто на части соответственно замыслу. Владеют техническими приёмами лепки. Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным. Лепят предметы, передавая их характерные особенности. Имеют представления о роли цвета в мелкой пластике. Умеют составлять простые композиции. Рассказывают о последовательности выполнения своей работы, отвечая на вопросы педагога. Соблюдают правила по технике безопасности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет «Волшебные пальчики»
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет (тестопластика)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ, « ЗДОРОВЕЙ-КА»
Здоровье-это счастье,Здоровье -это радость,Здоровье -это богатство,Здоровье- это элексир жизни....
Дополнительная Общеразвивающая Образовательная Программа для детей 3-7 лет "Здоровей-ка"
ДОО для детей 3-7 лет "Здоровей-ка"...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социально-коммуникативной направленности «Веселые пальчики»
Направленность программы:Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые пальчики» имеет социально-педагогическую направленность.Актуальность программы:Зачем развивать мелкую моторику ру...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа научно-технической направленности «Введение в програмирование. Образовательный робототехнический модуль ТЕХНОЛАБ» (нормативный срок освоения 1 учебный год) возраст детей 6-7 лет 2021-2022 учебный го
Пояснительная записка Одной из приоритетных задач ФГОС является интеллектуальное и творческое развитие дошкольников. Для ее реализации рекомендуется использовать образовательный робототехнический...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Волшебный песочек"
Программа разработана для проведения дополнительных занятий для детей раннего возраста с кинетическим песком....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Раз-ступенька» для детей от 4 до 6 лет
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеАпрелевская СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов ДОШ № 2 «Ромашка»...