Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет «Волшебные пальчики»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Илларионова Елена Евгеньевна

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет (тестопластика)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dod.docx59.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Киселёвского городского округа

детский сад №24.

 

                                                                       

                                                                             

Дополнительная общеразвивающая

образовательная программа

для детей 4 – 7 лет

«Волшебные пальчики»

                                                                                                                                                                                                             Составители:                                    

 Илларионова Е.Е.

                                                                               Царапкина  О.С.

                                                                                                   

Киселёвск, 2016г.

 

                                                                 

Содержание

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка………………………………………………………………………………………3

1.2.Цели и задачи программы……………………………………………………………………………………5

1.3.Принципы формирования программы…………………………………………………………………….....6

1.4. Значимые характеристики программы ……………………………………………………………………..7

1.5. Ожидаемые результаты и способы определения результативности………………………………………8

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание деятельности по освоению программы ………………………………………………………9

        2.2. Принципы реализации программы ………………………………………………………………………….11

2.3.Учебно-тематические планы НОД…...……………………………………………………………………....12

2.4. Средняя группа………………………………………………………………………………………………..12

2.5.Старшая группа………………………………………………………………………………………………..19

2.6. Подготовительная группа……………………………………………………………………………………24

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материалы и инструменты для работы с тестом ………………………………………………….30

3.2. Методическое обеспечение …………………………………………………………………...31

3.3. Список литературы ………………………………………………………………………………………..31

3.4. Информационная карта к дополнительной общеразвивающей образовательной программе ………….32

«Истоки творческих способностей и дарования  детей – на кончиках их пальцев.

                      От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник

                                                              творческой мысли. Чем больше уверенности в  детской руке, тем тоньше        взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения необходимые

для этого  взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой,

с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка Другими словами: чем больше

 мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Тесто – доступный материал, из которого легко и приятно лепить.

        Детское изобразительное творчество – это мир ярких удивительных образов, в которых дети передают свои впечатления от окружающей их действительности.

Изобразительная  деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и должна быть взаимосвязана со всеми ее направлениями. Только при этом условии она будет успешной и сможет приносить детям удовлетворение и радость.

Овладение дошкольниками разнообразными способами лепки дает им возможность создавать изображения предметов и явлений действительности, помогает творчески выражать свои впечатления от жизни, свое отношение к  этим явлениям.

В процессе занятий тестопластикой осуществляются различные стороны воспитания.

Занятия способствуют умственному воспитанию дошкольников. В процессе самой деятельности уточняются представления детей о свойствах и качествах предметов, в этом учувствуют зрение, осязание, мелкая моторика рук.  Здесь важно отметить, что от развития мелкой моторики ребенка, напрямую зависит его мыслительная деятельность и развитие речи.  Совершенствуется способность анализировать от боле общего различия до дифференцированного. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, крепче закрепляется в сознании.

        Так же занятия лепкой способствует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления. /форма, цвет, величина, положение в пространстве/

        Лепка способствует развитию эстетического восприятия – восприятия того, что красиво.

Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором. Что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

Актуальность программы:

      Занятия тестопластикой оказывают влияние и на нравственное воспитание детей. Эта деятельность может быть использована для воспитания у детей  любви ко всему лучшему, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Ребенок дает определение, характеристику тому предмету, который лепит, выражает свою оценку, свое отношение. В работах заключен творческий замысел, глубокие чувства и переживания детей.

        Коллективные занятия лепкой содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений. Учат справедливо и благожелательно оценивать работы товарищей, радоваться не только своей, но и общей удаче.

        Для создания любого предмета необходимо проявить усилие, приложить труд, овладеть навыками общения с тестом, а также овладеть умениями лепить предмет той или иной формы и строения. Из этого следует, что тестопластика включает в себя и трудовое воспитание. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. Эта деятельность является средством развития и таких качеств, как сознательность, целенаправленность, самостоятельность в выполнении работы, настойчивость, умение довести начатое до конца, аккуратность, умение заняться полезным делом.  

        Особое значение для воспитания и развития дошкольника имеет связь занятий тестопластикой  с разнообразными играми, познавательной деятельностью, например: создание изображений и изделий для игры в магазин, дом и т.д. (посуда, овощи-фрукты и пр.).

          Использование в работе с детьми соленого теста способствует их всестороннему развитию, так как работа с тестом развивает мелкую моторику рук соответственно речь, мышление, а так же включает в себя все стороны воспитания: сенсорное, эстетическое, нравственное, трудовое.  

Целесообразность.

 Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Цели и задачи программы:

Цели:

обучение учащихся навыкам изготовления разнообразных изделий из соленого теста,

воспитание творческой личности, развитие её  интересов, наклонностей, способностей.

Задачи:

• вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки.

• развивать творческие способности, фантазию, воображение.

• развивать мелкую моторику рук и готовность руки к школе.

• воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

• помогать детям в их желании сделать свои работы общественно – значимыми.

Принципы формирования программы:

    Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.

    Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.

Принцип обогащения сенсорного опыта.

Последовательности и систематичности.

Личностно-ориентированный подход.

Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

Технологии:

Игровое обучение

Педагогика сотрудничества

Методы:

Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);

Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)

Практический

Формы:

Индивидуальные

подгрупповые

групповые.

Средства:

соленое тесто

стеки

доски

кисти

краска гуашь

шаблоны

Значимые характеристики программы

Работа с тестом – это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных

движений,     координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми.

Преимущества этой программы в том, что она рассчитана на детей с различным уровнем подготовки и развития.

Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания учебного материала.

 Она  предназначена для работы с детьми 4 -7 лет с различным уровнем подготовки и может быть использована

для индивидуальной и групповой работы, работы малыми группами, а так же для коррекционной и развивающей работы

с детьми. Программа рассчитана на 3 года обучения.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

   Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:

   возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуально, и педагогом;

   скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения;

   коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях;

   оригинальность предлагаемых художественных решений;

   окрепшая моторика рук.

   Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие в  выставках.

Прогнозированный результат

Воспитанники должны знать:

• виды и назначение изделий из соленого теста;

• необходимые инструменты и материалы;

• основные этапы изготовления изделий;

• основные приемы лепки, технологию выполнения;

• композиционные основы построения изделия;

• законы сочетания цветов;    

• требования к качеству и отделке изделий;

• правила безопасной работы во время изготовления изделий.

Воспитанники должны уметь:

• изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;

• приготавливать тесто для лепки;

• использовать инструменты для работы;

• изготовлять отдельные детали;

• соединять детали в готовое изделие;

• составлять композицию из отдельных элементов;

• сушить изделие;

• гармонично сочетать цвета;

• проводить окончательную отделку изделий, лакирование;

• выполнять правила безопасной работы;

• организовывать рабочее место;

• определять качество готового изделия.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Содержание деятельности по освоению программы

    Образовательные:

  1. знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
  2. учить соблюдать правила техники безопасности;
  3. учить стремится к поиску, самостоятельности;
  4. учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;

   

     Развивающие:

  1. развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм,  

     образцов, поиске новых решений в создании композиций;

  1. развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим  

     воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;

  1. формирование способности к творческому раскрытию,    

     самостоятельности, саморазвитию;

  1. формирование способности к самостоятельному поиску методов и  

     приемов, способов выполнения

       Воспитательные:

  1. воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к

     выставкам;

     2.  воспитывать умение четко соблюдать  необходимую  

        последовательность действий;

     3. воспитывать умение организовать  свое рабочее место, убирать за    

       собой.                                              

Отличительная черта программы:

      Формирование интегрированного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» и через углубление содержания образовательной области «Художественное творчество» за счёт    обучения детей лепки из солёного теста.

Описание основных приёмов, методов программы

    1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:

  • Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет  лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
  • Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
  • Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2.Словесный метод:

  • беседа, рассказ;
  • объяснение, пояснение;
  • вопросы;
  • словесная инструкция;

3.Наглядный:

  • рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);
  • показ выполнения работы (частичный, полностью);
  • работа по технологическим картам.

4. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:

  • математикой;
  • развитием речи;
  • художественной литературой.

Принципы реализации программы

1. Доступность – тематика занятий подобрана таким образом, что с заданием справляются дети с любым уровнем

 подготовки.        Обучение строится, как игра.

2. Индивидуализация – учитывается особенность ребенка.

3. Системность и последовательность – заключается в непрерывности и планомерности педагогического процесса,

 что ведет  к выполнению поставленной задачи перед детьми.

4. Наглядность – создается положительный эмоциональный настрой, способствует общению, развитию речи.

Форма обучения:

  1. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность НОД зависит от возрастной группы:
  • 4 -5лет – 20 минут
  • 5-6лет – 25 минут
  • 6-7 лет – 30 минут
  1. Программа рассчитана на детей с разным уровнем подготовки и может быть использована для развивающей

         индивидуальной и групповой работы.

Учебно-тематический план ДООП «Волшебные пальчики»

Средняя группа

п/п

Тема занятия

Цели

Практическая работа

Оборудование

Кол-во

часов

1.

«Вот так тесто! »

познакомить детей с тестом, научить разминать тесто пальцами  и ладонями обеих рук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику рук.

разминание

соленое тесто, мисочка с водой, влажные салфетки, подкладные доски

1

2-3

«Путешествие в «Круглую страну»

вызывать интерес детей к лепке из теста, знакомить с формой шара; учить формообразующему движению – скатыванию округлых форм развивать тактильную чувствительность, учить смешивать краску на палитре для проведения тонких линий.

Обследование предметов круглой формы различных размеров, лепка шаров различных размеров, расплющивание шаров в круги.

Обследование с закрытыми глазами предметов шарообразной и круглой формы, раскрашивание кругов и шаров, слепленных на предыдущем занятии

соленое тесто, гуашь, мисочки с водой, кисточки.

2

4

«Солнышко»

Закреплять умение определять  формы круг и шар, находить между ними различие; учить формообразующему движению – скатывание жгутика, развить мелкую моторику, мышление, воображение

лепка солнышка

Цветное тесто, вода, кисточки

1

5

«Фрукты»

учить лепить широкую невысокую посуду (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнуть края), учить скатывать шары одинакового размера

лепка фруктов из цветного теста

Цветное тесто, фрукты (муляжи), стеки, мисочки с водой, кисточки

1

6

«Бублики»

учить раскатывать тесто прямыми движениями рук, соединяя колбаску в кольцо, соединять концы, прижимая их друг к другу, делить на части, узнавать и называть круглую форму; воспитывать чувство удовлетворения от того, что довел работу до конца.

лепка из цветного теста

Цветное тесто, мисочки с водой, кисти, веревочка

1

7-8

 «Гриб»

учить раскатывать из маленьких шариков теста столбики и соединять их с дополнительным материалом, формировать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику

Лепка

Раскрашивание.

Тесто, дощечки, вода, кисточки, картинки с изображением грибов

2

9-10

«Маленькая куколка» (Неваляшка)

лепить предмет состоящий из двух частей круглой формы, разной величины, закреплять умение раскатывать тесто между ладонями кругообразными движениями, соединять две части.

лепка из соленого теста

раскрашивание изделия

соленое тесто, игрушка-неваляшка, мисочка с водой, кисточки, дощечки, салфетки.

2

11-12

«Елка» (налеп из теста)

продолжать учить детей применять в лепке знакомые способы работы, закреплять умения детей скатывать из теста маленькие шарики и прикреплять их к елочке, учить выбирать и создавать при помощи смеши-вания на палитре праздничную цветовую гамму.

лепка

украшение

Соленое тесто, стеки, бисер для украшения, кисточки, картон

2

13-14-15

16

«Зимние забавы» (Снеговик)

«Миска с апельсинами»

развивать у детей умение самостоятельно рассматривать знакомый предмет и передавать в лепке его форму и строение; развивать воображение, мышление, мелкую моторику;

вырабатывать умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание.

учить лепить широкую невысокую посуду в определенной

последовательности (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнуть

края, учить скатывать шары одинакового размера

фон для снеговика

рамочка для снеговика

лепка снеговика

лепка апельсинов из цветного теста

цветное тесто, картон, кисточки, миска с водой

Цветное тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки

3

1

17-18

«Подарок папе»

вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок

близким, развивать внимание, мелкую моторику

лепка

раскрашивание

соленое тесто, мисочка с водой, фломастеры, гуашь, палитра, картон.

2

19-20

«Подарок мамочке»

воспитывать у детей любовь и заботу к близким (маме, бабушке, вызвать желание порадовать их подарком; закреплять навыки лепки, развивать фантазию, воображение мелкую моторику.

лепка

раскрашивание

соленое тесто, картон, фломастеры, картон, мисочка с водой, кисточки.

2

21-22-23

«Гусеница»

продолжать учить скатывать шары различных размеров (от большого к маленькому, учить создавать из различных по размеру шаров необходимый образ; подбирать цветовую гамму для передачи характера.

лепка листика из цветного теста

лепка гусеницы

раскрашивание

цветное тесто для листика (зеленое)

,белое тесто для гусеницы, гуашь, кисточки, стеки, фломастеры, вода

3

24

Подставка под Пасхальное яйцо.

Развивать фантазию и умение самостоятельно работать по образцу.

лепка подставки из цветного теста

Цветное тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки

1

25-26

«Ежик из шишки»

учить детей формообразующему движению- скатыванию капельки, развивать умение при расплющивание капельки создавать форму листика, вырабатывать умение лепить мелкие детали, продолжать развивать композиционные умения располагая ежика на листе.

лепка листика из цветного теста

лепка ежика (туловище из шишки)

цветное тесто (желтое, зеленое, мисочка с водой, шишка, стек, старый фломастер, мягкая игрушка.

2

27-28

«Божья коровка»

вырабатывать умения работы с шарообразной формой, продолжать учить смешивать на палитре различные цвета.

лепка божьей коровки

раскрашивание

тесто, старый фломастер, стек, палитра, гуашь, мисочка с водой

2

29-30

«Черепашка»

вырабатывать умения работы с шарообразной формой, продолжать учить смешивать на палитре различные цвета.

 лепка черепашки

раскрашивание

тесто, старый фломастер, стек, палитра, гуашь, мисочка с водой

2

31-32

«Одуванчик»

вырабатывать у детей, умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, развивать внимание, мелкую моторику

лепка

раскрашивание

соленое тесто, мисочка с водой, фломастеры, гуашь, палитра

2

                                                                                                                  Итого:   32

                                             

                                         

Старшая группа

№п/п

Тема занятия

Цель

Практическая работа

Оборудование

Кол-во часов

1-2

«Собираем урожай»

закреплять у детей знание обобщенных понятий «овощи», «фрукты», упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, для украшения поделки использовать стеки, природный материал, продолжать учить детей, смешивать на палитре новые цвета

Рассматривание картинок с изображением овощей, фруктов; лепка овощей

раскрашивание

фрукты, овощи, (муляжи, картинки, соленое тесто, гуашь, палитра, кисточки, картон, вода

2

3-4

«Подсолнух»

вырабатывать умение на картонной основе при помощи теста, отламывать небольшими кусочками и расплющивать на картоне, сделать фон, продолжать учить детей скатывать и сплющивать шарик (для серединки подсолнуха, работать ладонями и пальцами, для создания необходимой формы (листья, лепестки) ; вырабатывать умения работать стеком, прорабатывая детали.

лепка фона с рамочкой

лепка подсолнуха

соленое тесто (цветное, семечки подсолнуха, стеки, кисти, картон под основу, вода.

5-6

«Мышка»

учить передавать в лепке сказочные образы; учить детей применять умения лепить овальную форму при изображении предметов и животных; закреплять умение передавать характер формы

лепка

раскрашивание

соленое тесто, кусочек веревочки для хвоста, фломастеры, вода, кисти, гуашь, палитра.

2

7-8

«Мухомор»

лепка мухомора конструктивным способом из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка, развивать композиционные умения, при расположение мухомора на полянке

 лепка полянки

лепка мухомора

цветное соленое тесто, фольга на каркас для грибов, стек, вода, кисточки

2

9-10

«В лесу родилась елочка»

учить детей лепить елочку модульным способом, воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту елочки, добиваться выразительной формы

лепка елочки

украшение елочки

Соленое тесто (цветное, фломастеры, картон под основу бисер для украшения, блестки, яркие бусины.

2

11-12

«Новогодние игрушки»

учить самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы, учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму.

лепка звездочки и ёлочных шаров из соленого теста.

Раскрашивание

Соленое тесто (цветное, стеки, формочки для вырезания игрушек, фломастеры, бисер, разноцветная фольга, клей ПВА, кисточки, гель с блестками

2

13-14

Подсвечник.

Развивать фантазию и умение самостоятельно работать по образцу.

лепка

раскрашивание

Соленое тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки

2

15-16

«Кот»

развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к животным; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях

лепка фона

лепка кота

Цветное тесто, картонная заготовка прямоугольной формы, стеки, фломастеры, вода, кисти тесто

2

17

«Валентинка»

вырабатывать навыки скатывания капелек различной формы, учить формировать сердечки из скатанных капелек, вызывать интерес к вылепленным изделиям, радость от работы.

лепка сердечка из цветного теста

цветное тесто, стеки, фломастеры, вода, кисточки

1

18-19-20

«Подарок папе»

Учить  лепить самолет конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строение и способе передвижения самолета, развивать любовь к близким.

лепка фона

лепка самолета

раскрашивание

соленое тесто, стеки, вода, кисточки, картон под основу, фольга, звездочки.

3

21-22

«Цветы для мамы»

вырабатывать умение на картонной основе при помощи цветного теста сделать фон, вырабатывать у детей умение заполнять круглый формат, закомпановав на нем цветок.

лепка фона из цветного теста

 лепка цветка в круглом фоне

цветное тесто, картонная заготовка круглой формы для фона, стек, фломастеры.

2

23-24

«Подставка под яйцо»

развивать фантазию, умение самостоятельно работать по образцу, Продолжать учить лепить основную форму предмета кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стек для проработки деталей для украшения.

лепка подставки под яйцо.

Раскрашивание

Тесто, стеки, фломастеры, кисточки, вода, яйцо киндер сюрприза.

2

25-26-27

«Аквариум»

вызывать интерес к созданию композиции «аквариум», развивать чувство формы и композиции; вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов на палитре, закрепляем знания о теплых и холодных тонах.

 лепка фона

лепка рыбок, водорослей.

 раскрашивание изделия

тесто, фломастеры, гуашь, палитра, кисточки, вода

3

28

«Грустный клоун»

вырабатывать умение скатывать капельку и расплющивать ее

необходимого размера, учить располагать мелкие детали (глаза, нос, рот, украшение шапки) ; учить передавать настроение средствами лепки.

лепка грустного клоуна из цветного теста.

тесто, стеки, дощечки, миска с водой, кисточки, фломастеры.

1

29

«Веселый клоун»

вырабатывать умение скатывать капельку и расплющивать ее

необходимого размера, учить располагать мелкие детали (глаза, нос, рот, украшение шапки) ; учить передавать настроение средствами лепки.

лепка веселого клоуна из цветного теста.

тесто, стеки, дощечки, миска с водой, кисточки, фломастеры.

1

30-31-32

«Цыпленок»

развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях

лепка фона

лепка цыпленка

раскрашивание изделия

тесто, картонная заготовка прямоугольной формы, стеки, фломастеры, вода, краски, кисти

3

                                                                                                                  Итого:   32

                                       

Подготовительная группа

п/п

Тема занятия

Цели

Практическая работа

Оборудование

Кол-во

часов

1-2

«Грибная поляна»

развивать композиционные умения, закреплять умения лепить грибы, добиваться большой точности в передаче формы (углубление изгиба шляпки, утолщение ножки, развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику, эстетический вкус.

лепка поляны, грибов

раскрашивание изделия

соленое тесто, гуашь, дощечки для лепки, мисочки с водой, стеки, кисточки, фольга.

2

3-4-5

«Урожай яблок»

учить детей сравнительному анализу, при исследовании формы и

цвета различных сортов яблок, вырабатывать умение лепить фон на

картонной основе; умение лепить мелкие детали, развивать умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре.

лепка фона и рамки

лепка корзины с яблоками

раскрашивание изделия

соленое тесто, картон для основы, стек, фломастеры, палитра, миска с водой, гвоздика (приправа), гуашь, кисточки.

3

6-7-8

«Осенние припасы»

продолжать развивать композиционное мышление, развивать наблюдательность, развивать умение работать различными способами лепки, подбирать цветовую гамму для создания необходимого образа.

лепка полянки

лепка животных

раскрашивание

соленое тесто, вермишель для иголок (еж, гуашь, кисточки, картон, стеки, фломастеры

3

9

«Дед Мороз»

воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения (украшать детали одежды, использовать стеку для подрисовки штрихами меха на одежде ит. д.)

лепка деда Мороза

соленое тесто, фольга, картон, фломастеры, стеки, вода, кисточки

1

10-11

«Снегурочка»

воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения (украшать детали одежды, использовать стеку для подрисовки штрихами меха на одежде ит. д.)

лепка Снегурочки

раскрашивание, украшение изделия (Дед Мороза и Снегурочки)

соленое тесто, фольга, картон, фломастеры, стеки, гуашь, вода, кисточки

2

12

«Новогодние подсвечники»

учить лепить подсвечник и украшать его, используя известные приемы лепки (налеп, вдавливание) : продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки

лепка изделия

свеча, металлические крышки от бутылок, цветное соленое тесто, вода, гуашь, кисточки, фломастеры

1

13-14

«Рождественские украшения»

учить раскатывать тесто скалкой, вырезать звезды по шаблону, обрабатывать края кистью, украшать поделку, расписывать после просушки, развивать фантазию, творчество.

лепка изделия

раскрашивание

соленое тесто, дощечки, фломастеры, гуашь, кисточки, стеки, бисер

2

15-16

«Сердечки- валентинки»

закреплять умения и навыки различных способов лепки, развивать мелкую моторику, воображение, творчество, умение красиво располагать предметы на пластинке.

Лепка

 

раскрашивание

соленое тесто, дощечки, фломастеры, гуашь, кисточки, стеки, бисер, магнитная лента.

2

17-18

«Декоративная пластина в подарок родным и близким в честь Дня защитника Отечества»

 вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок

близким; развивать композиционные умения, продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки

Лепка

 Раскрашивание

соленое тесто, картон под основу, стеки, гуашь, кисточки, звездочки (для украшения танка, и т. д.

2

19-20

«Брошь для мамы»

 учить лепить детей по заранее подготовленным эскизам и сочетать

орнамент с формой изделия, выполнять рельеф путем налепа. Работу выполнять аккуратно

Лепка брошь для мамы

Раскрашивание изделий

соленое тесто, стеки, дощечки, картон, кисточки, вода, фломастеры, бисер.

2

21-22

«Рамка для фотографий»

учить детей самостоятельному выбору композиции, продолжать развивать умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре учить подбирать цветовую гамму для создания настроения в работе

лепка рамки налеп, украшение рамки цветами

раскрашивание

Соленое тесто, картон для рамки, стеки, фломастеры, вода, кисточки, гуашь

2

23-24

«Космодром»

учить детей создавать конкретные пластические образы конструктивным и комбинированным способами: преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения космического корабля, преобразовывать и дополнять форму шара для получения спутника

лепка основы из цветного теста

лепка космического корабля, спутника

цветное тесто, фольга, фломастеры, стеки, фотографии, пуговицы, вода

2

25-26-27

«Ваза с цветами» (панно)

вырабатывать умение лепить фон на картонной основе и украшать его,

закреплять умение у детей передавать форму вазы, соблюдать пропорции, строение формы, наносить стекой узор на поверхности формы продолжать учить детей лепить цветы (скатываем капельки и расплющиваем их)

лепим фон, вазу (из цветного теста)

лепим цветы (цветное тесто)

оформление работы

Цветное соленое тесто, картон прямоуголь-ной формы, стеки, фломастеры, вода, кисточки

3

28-29-30

«Петух» (панно)

продолжать учить лепить фон на картонной основе, украшать его, вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов и оттенков на палитре, создавать контрастную цветовую гамму

лепка фона петуха

раскрашивание

оформление работы

соленое тесто, картон под основу, стеки, гуашь, кисточки

3

31-32

«Божья коровка и ее подружка»

продолжать развивать композиционное мышление, развивать наблюдательность, воображение, чувство цвета

лепка раскрашивание

соленое тесто, стеки, вода, кисточки, фломастеры, гуашь

2

                                                                                                                  Итого:   32

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Материалы и инструменты для работы с тестом:

Мука, соль, инструментарий, различные украшения.

Ожидаемые результаты работы по ДОД:

1.Повышение уровня развития мелкой моторики кистей рук, глазомера.

2.Развитие творческих способностей детей.

3.Овладение приемами работы с соленым тестом и инструментами необходимыми для работы.

Результативность работы по ДОД

 «Тестопластика»: Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий и, если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.

     В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с тестом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Методическое обеспечение

1.Создание развивающей предметно – пространственной среды.

2.Информационное обеспечение о результатах работы по программе – статьи для родителей и педагогов, практические лектории для родителей.

                                                                                                     

Список литературы:

1. «Внешкольник» №9, 2003 (Требования к созданию и оформлению образовательных программ дополнительного

образования детей).

2. Знатных Ольга, сост. Дородин Ю.Г. Мезенская роспись. – М. Мозаика-Синтез, 2003 г.

3. Костина Катя Лубочные картинки – М. Мозаика-Синтез, 2003 г.

4. Кискальт И. «Соленое тесто» - М. Провиздат, 2004 г.

5. Поделки и сувениры из соленого теста – ткани, бумаги и природных материалов. – М. «Мой мир» 2006 г.

6. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. Для учителя – М. Просвещение, 1984 г.

7. Силаева К.В. Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки. – М. Эксмо, 2003 г.

8. Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем.- Издательский дом « Цветной мир».-2012

9. Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста.- Издательский дом « Цветной мир».-2012

10. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста.- ООО ТД «Издательство Мир книги» - 2009

                               

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

к дополнительной общеразвивающей образовательной программе  «Волшебные пальчики»

Наименование образовательного учреждения, реализующего рабочую программу

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа  детский сад №24.

1

Адрес учреждения

г. Киселёвск, ул.Забайкальская,5

2

Программа утверждена

На педагогическом совете

3

Полное название программы

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет«Волшебные пальчики»

                                                                                                             

4

Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа

4-7 лет.

5

Срок реализации программы

3 года.

6

Количество учебных групп, занимающихся по программе

1 группа.

7

Сведения об авторе (ФИО, образование, должность, квалификация)

Илларионова Елена Евгеньевна

Средне – специальное , 1 категория

Царапкина О.С.

высшее

Характеристика программы

8

Направленность

Художественно-эстетическая

9

Цель

Воспитание художественного вкуса, коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.

10

Уровень освоения

Общекультурный уровень освоения.

1 год обучения предполагает развитие  трудолюбия, усидчивости, аккуратности в работе, воображения, фантазии. Соблюдение правил по технике безопасности.

 2 год обучения предполагает приобщить детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи.

Оказать помощь в раскрытии индивидуальных способностей дошкольников и способствовать развитию наблюдательности; коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками

3 год обучения предполагает   стремление к поиску самостоятельности; понимание необходимости качественного выполнения образа.

Сформировать представление об основах композиции.

Приобщить детей к миру художественного изобретательства.

11

Ожидаемые результаты

У детей развивается стойкий интерес к тестопластике .

Дети ответственно относятся к выполнению работ, стремятся к самостоятельному, качественному выполнению образа.

Аккуратно выполняют задание, доводят начатое дело до конца.

Умеют помогать друг другу при выполнении коллективной работы.

Имеют представления о народных промыслах.

Уверенно делят тесто на части соответственно замыслу.

Владеют техническими приёмами лепки.

Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным.

Лепят предметы, передавая их характерные особенности.

Имеют представления о роли цвета в мелкой пластике.

Умеют составлять простые композиции.

Рассказывают о последовательности выполнения своей работы,

отвечая на вопросы педагога.

Соблюдают правила по технике безопасности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет «Волшебные пальчики»

Дополнительная общеразвивающаяобразовательная программадля детей 4 – 7 лет«Волшебные пальчики»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ, « ЗДОРОВЕЙ-КА»

Здоровье-это счастье,Здоровье -это радость,Здоровье -это богатство,Здоровье- это элексир жизни....

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социально-коммуникативной направленности «Веселые пальчики»

Направленность программы:Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые пальчики» имеет социально-педагогическую направленность.Актуальность программы:Зачем развивать мелкую моторику ру...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа научно-технической направленности «Введение в програмирование. Образовательный робототехнический модуль ТЕХНОЛАБ» (нормативный срок освоения 1 учебный год) возраст детей 6-7 лет 2021-2022 учебный го

Пояснительная записка Одной из приоритетных задач ФГОС является интеллектуальное и творческое развитие дошкольников. Для ее реализации рекомендуется использовать образовательный робототехнический...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Волшебный песочек"

Программа разработана для проведения дополнительных занятий для детей раннего возраста с кинетическим песком....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Раз-ступенька» для детей от 4 до 6 лет

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеАпрелевская СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов ДОШ  № 2 «Ромашка»...