«Профилактика эмоционального выгорания и эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе»
статья
Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям. Поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем. Выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно-ориентированной модели общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»
Семинар – практикум для педагогов
«Профилактика эмоционального выгорания и эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе»
Подготовила – педагог – психолог – Ковальчук Ю.К.
г. Нижневартовск 2017г
Цель проведения:
Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям. Поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем. Выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно-ориентированной модели общения.
Группа участников: педагоги ДОУ
Ход семинара – практикума:
- Упражнение-активатор «Апельсин»
Передавая друг другу апельсин, участники дают любые возможные определения апельсину. Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.
- Притча «Все зависит от того, на что ты настроен»
Один американец шёл со своим другом-индейцем по людной улице Нью-Йорк Сити. Индеец внезапно воскликнул:
- Я слышу сверчка.
- Ты с ума сошёл, - ответил американец, окинув взором переполненную людьми в час пик центральную улицу города.
Повсюду сновали автомобили, работали строители, над головой летали самолеты.
- Но, я правда слышу сверчка, - настаивал индеец, двигаясь к цветочной клумбе, разбитой перед причудливым зданием какого-то учреждения.
Потом он нагнулся, раздвинул листья растений и показал своему другу сверчка, беспечно стрекочущего и радующегося жизни.
- Удивительно, - отозвался друг. - У тебя, должно быть, фантастический слух.
- Да нет. Всё зависит от того, на что ты настроен, - объяснил он.
- Мне трудно в это поверить, - сказал американец.
- Ну смотри, - сказал он и рассыпал по обочине тротуара пригоршню монет.
Тут же прохожие завертели головами и полезли в свои карманы проверить, не у них ли просыпались деньги.
- Видишь, - блеснули глаза индейца, - всё зависит от того, на что ты настроен.
- Что такое эмоциональное выгорание?
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, познавательной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.
Развитию СЭВ способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний.
Выделяются три ключевых признака СЭВ. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.
Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства.
Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:
- физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);
- эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);
- поведенческие симптомы (во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);
- интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу);
- социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).
Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни.
Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе с людьми (рецепты В. В. Бойко)
• Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.
• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.
• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам.
• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.
• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.
• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.
• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.
• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.
• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.
• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.
• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.
4. Тест «Важней всего погода в ДОУ»
Примите результаты теста без обид и задумайтесь …
_Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.
2. Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.
Если Вы выбрали первый вариант, значит это человек, не поддающийся панике, знающий, что к его советам чаще всего прислушиваются. Такой сотрудник оценивает себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда такой сотрудник относится к коллегам с некоторым превосходством – уж он-то не позволит застать себя врасплох.
Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и коллеги могут найти у него утешение и поддержку. Такой сотрудник не любит шума и суеты, готов уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Всегда оказывается в нужное время в нужном месте. Иногда кажется нерешительным, но способен отстаивать убеждения, в которых уверен.
Выбор третьего варианта свидетельствует об умении данного сотрудника быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать.Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с коллегами может быть настойчив и резок, требуя четкости и ответственности. Поручая такому сотруднику подготовку и проведение серьезных мероприятий, нужно проследить, чтобы не было конфликтов.
Выбор четвертого варианта ответа говорит о способности данного сотрудника к нестандартному мышлении, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам такой сотрудник относится как к партнерам по игре и может обижаться, если играют не по его правилам. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Зная об особенностях сотрудников, можно Грамотно используйте свои сильные стороны и не дать проявиться слабым.
- Упражнение «Самореклама». Каждый участник в одном предложении должен сделать себе рекламу – сказать о том, что он умеет делать лучше всего.
- Рисуночный тест «Зима»
На этой картинке изображен кусочек зимнего пейзажа. Дополните эту картину всеми необходимыми для вас деталями. Важный момент - вам необходимо нарисовать человека.
Расшифровка теста:
- Если вы сделали упор на снежные сугробы, выделив каждый холмик штриховкой или тенями, то это может говорить, что в данный момент вы не чувствуете себя полностью счастливыми. Вероятно вас гнетут какие – то раздумья, душа полна переживаний.
- Если в дополнение к сугробам вы полностью закрасили небо, делав его пасмурным, видимо вы пессимист по натуре или в вашей жизни наступила черная полоса.
- Если Вы сделали упор на дом, приукрасив его, то это значит, что Вы жизнерадостный и счастливый человек. Главная ценность Вашей жизни – ваш дом, семья, близкие и друзья. Из общения с ними вы черпаете жизненные силы и энергию. Вы умеете наслаждаться жизнью и цените все ее дары.
- Если Вы ярче всего выделили елочку, то это говорит о том, что ваша жизнерадостность – это ваш способ установления контакта с миром. Вас любят окружающие, потому что вы веселый и легкий в общении человек, вы никогда не перекладываете ни на кого свои проблемы, не жалуетесь на судьбу и не навязываете свое мнение. Вам нравится жить так, как выживете.
- Снежинки в воздухе означают ваше желание получить новое впечатление, сменить обстановку, хоть ненадолго уйти от надоевшей реальности.
- Человек на рисунке –это ваши жизненные силы на настоящий момент жизни. Если вы нарисовали человека возле елки, то это говорит о том, что вы полны сил и не чувствуете усталости, что вы ощущаете себя в потоке времени и не желаете ничего менять. Если человек нарисован между домом и елкой, то это значит, что вы нуждаетесь в некоторой стимуляции: возможно вам надо обрести мечту или просто влюбиться. Человек в доме говорит о том, что вы нуждаетесь в отдыхе, вы устали морально и физически.
7. Психологическая зарядка
Психологическая зарядка направлена на овладения приемами релаксации, способствует повышению энергетического потенциала педагогов.
- Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче»
- Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»
- Руки на талии, делая наклоны туловищем вправо – влево, повторить: «покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут и я помогу»
- Положить на лоб левую ладонь, затем правую ладонь, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача»
8.Просмотр ролика.
9. Береги своего внутреннего кота!
Лелей у сердца тёплого кота!
Если скребётся он когтистой лапкой,
Прислушайся, ведь это неспроста,
Наверное, чего-то не в порядке.
Тревоги и печали не дают
Ему мурлыкать, разливая нежность.
Кот светится, когда в тебе поют
Осознанность, любовь и безмятежность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. Приемы эмоциональной саморегуляции .
Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Приемы эмоциональной саморегуляции . Способы повышения самооценки ....

Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»
Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:· Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогических работников
памятка по профилактике СЭВ у педагогических работников, понятие СЭВ,симтоматика...

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогических работников
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогических работников (памятка)...

«Арт-терапия в профилактике и коррекции синдрома «эмоционального выгорания» педагогов»
Презентация к занятию по профилактике и коррекции эмоционального выгорания педагогов «Арт-терапия в профилактике и коррекции синдрома «эмоционального выгорания» педагогов» ...
Профилактика и преодоление синдрома эмоционального выгорания педагога
Программа тренингов с педагогами дошкольных учреждений...

Презентация Тренинг для педагогов на тему: «Профилактика и устранение синдрома эмоционального выгорания у педагогов»
Профессия педагога очень энергозатратная. Она требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты....