Профилактика и преодоление синдрома эмоционального выгорания педагога
методическая разработка

Программа тренингов с педагогами дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_emotsionalnogo_vygoraniya.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Программа для педагогов дошкольных учреждений

«Профилактика и преодоление синдрома эмоционального выгорания педагога»

        Цель программы: создание  и реализация комплексной системы мер по профилактике и преодолению «синдрома эмоционального выгорания» у педагогов дошкольного учреждения и коррекции деструктивного эмоционального состояния.

        Задачи:

  • Диагностика эмоционального выгорания педагогов ДОУ.
  • Знакомство педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения.
  • Обучить педагогов психотехническим приемам, способствующим нормализации эмоционального состояния.
  • Способствовать сохранению благоприятного психологического микроклимата, снижению уровня конфликтности, тревожности.
  • Способствовать формированию психологической готовности к работе с детьми ОВЗ.
  • Информировать администрацию дошкольного образовательного учреждения о стратегических и тактических мероприятиях, способствующих снижению стрессогенных факторов и повышению мотивационной готовности работать с детьми ОВЗ.

Формы работы: мини-лекции, групповые и индивидуальные консультации, тестирование, тренинги.

Сроки реализации программы: общая продолжительность программы составляет 12 часов. Занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью 90 минут. Наполняемость группы составляет 6-10 человек (педагоги).

Программа проводится в течение восьми занятий с группой наполняемостью 8 – 10 человек в довольно просторном помещении (музыкальный зал).

Формы организации занятий программы

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от цели и задач каждого занятия.  Занятия проходят в форме тренинга. Во время занятия участники сидят в кругу. Круг - это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям участников, облегчает взаимопонимание. Занятия являются практическими с элементами социально – психологического тренинга, поэтому число участников может изменяться. Принципы работы на занятиях – принципы тренинга: «здесь и сейчас», искренность и открытость, активность, конфиденциальность.

Структура занятия.

1.Вводная часть (приветствие – 5 минут, разминка – 10 минут).

2.Основная часть (мини-лекции, игры и упражнения 60 минут).

3.Заключительная часть (рефлексия, эмоциональная оценка деятельности, прощание, притчевый, метафорический посыл -15 минут).

        Тематическое планирование представлено в таблице 8. Программа включает в себя 4 уровня профилактики и устранения синдрома эмоционального сгорания:

1. Органический (телесный). Снятие физического напряжения, усталости, головной боли, бессонницы, ослабления иммунитета.

2. Эмоциональный. Снятие эмоционального напряжения, беспокойства, взволнованности, чувства тревоги, подавленного и апатичного состояний.

3. Рациональный (смысловой). Приобретение смысла своей профессиональной деятельности, повышение уровня толерантности, формирование позитивных установок к себе и своей деятельности.

4. Поведенческий. Устранение стереотипов профессиональных действий.

Таблица 8. Тематическое планирование – по программе «Профилактика и преодоление синдрома эмоционального выгорания педагога».

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Содержание занятия

1.

Профессиональное выгорание педагога: причины и симптомы

- Познакомить с понятием «синдром эмоционального выгорания», рассказать о причинах возникновения синдрома и группах риска.

- Познакомить с приемами улучшения собственного эмоционального благополучия.

- Продолжать знакомить коллектив с тренинговой формой работы.

- Способствовать сплочению коллектива.

1. Приветствие, правила группы, настрой на работу, игры на разогрев.

2.1. Теоретический блок – понятие о СЭВ, причины и факторы риска.

2.2. Упражнение «Марафон Джеффа» вопросы об эмоциональном состоянии.

2.3. Упражнение «Комок проблем».

2.4. Арт-методика «Коллаж» - что нравится и что не нравится в работе воспитателя.

3.Упражнение «Сердце с пожеланием», рефлексия, подведение итогов, притча «Каменотес».

2.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания

- Познакомить с возможностями профилактики и уменьшению  СЭВ.

- Продолжать знакомить участников с тренинговой формой занятия, развивать  навыки рефлексии.

- Способствовать формированию желания и возможностей избавиться от  негативных переживаний.

- Развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.

1. Приветствие, правила группы, мотивация на работу, игры на разогрев.

2.1. Теоретический блок – опасность СЭВ, психосоматика, приемы по снятию и профилактике СЭВ.

2.2. Упражнение «Маскарад».

2.3. Упражнение «Коктейль удовольствий».

2.4. Релаксационное упражнение «Мудрец из храма»

2.5. Элементы самомассажа.

3. Итоговая рефлексия, подведение итогов, притча «Мудрец или все в твоих руках».

3.

Позитивные установки

- Познакомить с понятием «Установки», показать пользу и вред «позитивного» и «негативного» мышления.

- Продолжать знакомить с техниками саморегуляции.

- Регуляция эмоционального состояния.

1. Приветствие, мотивация и настрой на работу, игры на разогрев.

2.1. Теоретический блок – «Что такое «Установки?», информация о позитивных и негативных установках, аффирмации Луизы Хей.

2.2. Упражнение «Для чего мне эта аффирмация?»

2.3. Игра «Художник – оптимист».

2.4. Релаксационное упражнение «Полет птицы»

2.5. Упражнение «Избавляемся от негативных слов»

2.6. Упражнение «Мирный договор с прошлым»

2.7. Упражнение «Калоши счастья»

2.8.Элементы самомассажа.

 3. Итоговая рефлексия, подведение итогов, рубаи О.Хаяма «В одно окно смотрели двое…»

4.

Толерантность

-Познакомить с понятием «толерантность».

-Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны.

- Помочь педагогам внимательно относиться детям, имеющим статус ОВЗ; понимать и принимать их особенности.

- Помочь педагогам понять философию инклюзивного образования.

- Развивать эмпатию.

1. Приветствие, мотивация и настрой на работу, игры на разогрев.

2.1. Теория: «Толерантность – нетерпимость…», «Особенности детей ОВЗ", «Алгоритм терпимого отношения к детям».

2.2. Упражнение «Алгоритм терпимости».

2.3. Упражнение «Сердце толерантного педагога»

2.4. Упражнение «Пойми без слов» - ситуации.

2.5. Упражнение «Конфликтные ситуации».

2.6. Теория: 4 способа решить конфликтные ситуации, стратегия сотрудничества.

2.7. Упражнение «Почувствуй себя другим»

3. Итоговая рефлексия, подведение итогов, притча «Два волка».

5.

«Особый» ребенок

- Показать особенности поведения разных категорий детей, научить ставить себя на место ребенка, отслеживая при этом его чувства, формировать личностно – ориентированную модель взаимодействия с ребенком

- Помочь педагогам внимательно относиться детям, имеющим статус ОВЗ; понимать и принимать их особенности.

- Помочь педагогам понять философию инклюзивного образования.

- Развивать эмпатию.

1. Приветствие, мотивация и настрой на работу, игры на разогрев.

2.1. Упражнение «Ценности», обязательная рефлексия!

2.2. Правовая игра «Трансплантация», обязательная рефлексия!

 2.3.Теория «Мир «особого» ребенка.

2.4. Упражнение «Погружение» – это погружение в мир семьи ребенка ОВЗ.

2.5. Упражнение «Портрет ребенка ОВЗ»

2.6.Упражнение «Трудности»

2.7. Упражнение «Сказка об «особом» ребенке» с использованием кубиков для сторителлинга.

3. Итоговая рефлексия, подведение итогов, притча «Трещина в кувшине».

6.

Арт-терапевтические приемы в помощь настроению

- Познакомить  с разнообразными арт-терапевтическими направлениями.

- Улучшить физическое и эмоциональное состояние педагога, т. е. помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к профессии.

1. Приветствие, мотивация и настрой на работу, игры на разогрев.

2.1. Теория «Арт-терапия – работа с душой через творчество».

2.2. Упражнение «Рисунок состояния».

2.3. Игра «Закорючка».

2.4. Упражнение «Рисование в парах».

2.5. Релаксационное упражнение «Прекрасный сад».

2.6. Продолжение предыдущего упражнения  «Цветок прекрасного сада»

2.7. Коллаж «Я. Прошлое, настоящее, будущее».

3. Итоговая рефлексия, подведение итогов, притча «Закрытое окно».

7.

Народное и не только творчество в психологии здоровья

- Формирование у педагогов понимания значимости использования  творчества в эмоциональной саморегуляции.

- Снятие мышечного напряжения и развитие умения расслабляться.

1. Приветствие, мотивация и настрой на работу, игры на разогрев.

2.1. Теория «Чем полезно творчество».

2.2. Мозговой штурм «Кукла - поделка для чего на Руси?»

2.3. Мастер-класс «куколка Ангел», «Зайчик на пальчик».

2.4. Игра на нестандартное мышление «Пословицы – перевертыши».

2.5. Релаксационное упражнение «В стране сказок»

2.6. Теоретический блок «Аромотерапия», «Чайная терапия»

2.7. мастер-класс «Собери свой чай»

3. Итоговая рефлексия, подведение итогов, притча «Творчество».

8.

Эмоциональное благополучие педагогов и воспитанников

- Рассказать о влиянии эмоционального благополучия и  стресса на организм и психику человека.

- Познакомить с двумя поведенческими стратегиями (стратегия избегания неудачи и стратегия победителя).

- Продолжать знакомить с приемами улучшения собственного эмоционального благополучия.

- Способствовать сплочению коллектива.

1. Приветствие, мотивация и настрой на работу, игры на разогрев.

2.1. Теория «защищаемся от стрессов».

2.2. Упражнение «Ластик».

2.3. Игра «Кораблекрушение», обязательная рефлексия.

2.4. Теория «Две поведенческие стратегии (стратегия избегания неудачи и стратегия победителя)».

2.5. Упражнение «Марафон самоопределения «Моя позиция» - утверждения про эмоциональное состояние на работе и инклюзивное образование.

2.6. Игра «Ассоциации».

3. Упражнение «Ладошка» эмоциональный якорь от коллектива, итоговая рефлексия, подведение итогов, притча «Крылья бабочки».

Ожидаемые результаты

  • Повышение информационно-теоретической компетентности педагога.
  • Повышение уверенности в себе и снижение тревожности.
  • Обучение навыкам общения, контролю своего поведения, умению адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы.
  • Сформированный настрой и мотивацию работать с детьми ОВЗ, повышение толерантности.
  • Снижение эмоционального истощения и синдрома эмоционального выгорания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека)  и профилактическим  материалом в работе по про...

Исследовательский проект по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ "Территория здоровья"

В общем виде синдром "выгорания" рассматривается как долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных стрессов средней интенсивности. Наиболее широко эта пр...

Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

Программа« Арт-терапевтическая студия для педагогов»(Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)

       «Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция  человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологическ...

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»...

«Арт-терапия в профилактике и коррекции синдрома «эмоционального выгорания» педагогов»

Презентация к занятию по профилактике и коррекции эмоционального выгорания педагогов «Арт-терапия в профилактике и коррекции синдрома «эмоционального выгорания» педагогов» ...

Презентация Тренинг для педагогов на тему: «Профилактика и устранение синдрома эмоционального выгорания у педагогов»

Профессия педагога очень энергозатратная. Она требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты....