Профилактика и преодоление синдрома эмоционального выгорания педагога
методическая разработка
Программа тренингов с педагогами дошкольных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_emotsionalnogo_vygoraniya.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа для педагогов дошкольных учреждений
«Профилактика и преодоление синдрома эмоционального выгорания педагога»
Цель программы: создание и реализация комплексной системы мер по профилактике и преодолению «синдрома эмоционального выгорания» у педагогов дошкольного учреждения и коррекции деструктивного эмоционального состояния.
Задачи:
- Диагностика эмоционального выгорания педагогов ДОУ.
- Знакомство педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения.
- Обучить педагогов психотехническим приемам, способствующим нормализации эмоционального состояния.
- Способствовать сохранению благоприятного психологического микроклимата, снижению уровня конфликтности, тревожности.
- Способствовать формированию психологической готовности к работе с детьми ОВЗ.
- Информировать администрацию дошкольного образовательного учреждения о стратегических и тактических мероприятиях, способствующих снижению стрессогенных факторов и повышению мотивационной готовности работать с детьми ОВЗ.
Формы работы: мини-лекции, групповые и индивидуальные консультации, тестирование, тренинги.
Сроки реализации программы: общая продолжительность программы составляет 12 часов. Занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью 90 минут. Наполняемость группы составляет 6-10 человек (педагоги).
Программа проводится в течение восьми занятий с группой наполняемостью 8 – 10 человек в довольно просторном помещении (музыкальный зал).
Формы организации занятий программы
Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от цели и задач каждого занятия. Занятия проходят в форме тренинга. Во время занятия участники сидят в кругу. Круг - это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям участников, облегчает взаимопонимание. Занятия являются практическими с элементами социально – психологического тренинга, поэтому число участников может изменяться. Принципы работы на занятиях – принципы тренинга: «здесь и сейчас», искренность и открытость, активность, конфиденциальность.
Структура занятия.
1.Вводная часть (приветствие – 5 минут, разминка – 10 минут).
2.Основная часть (мини-лекции, игры и упражнения 60 минут).
3.Заключительная часть (рефлексия, эмоциональная оценка деятельности, прощание, притчевый, метафорический посыл -15 минут).
Тематическое планирование представлено в таблице 8. Программа включает в себя 4 уровня профилактики и устранения синдрома эмоционального сгорания:
1. Органический (телесный). Снятие физического напряжения, усталости, головной боли, бессонницы, ослабления иммунитета.
2. Эмоциональный. Снятие эмоционального напряжения, беспокойства, взволнованности, чувства тревоги, подавленного и апатичного состояний.
3. Рациональный (смысловой). Приобретение смысла своей профессиональной деятельности, повышение уровня толерантности, формирование позитивных установок к себе и своей деятельности.
4. Поведенческий. Устранение стереотипов профессиональных действий.
Таблица 8. Тематическое планирование – по программе «Профилактика и преодоление синдрома эмоционального выгорания педагога».
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
1. | Профессиональное выгорание педагога: причины и симптомы | - Познакомить с понятием «синдром эмоционального выгорания», рассказать о причинах возникновения синдрома и группах риска. - Познакомить с приемами улучшения собственного эмоционального благополучия. - Продолжать знакомить коллектив с тренинговой формой работы. - Способствовать сплочению коллектива. | 1. Приветствие, правила группы, настрой на работу, игры на разогрев. 2.1. Теоретический блок – понятие о СЭВ, причины и факторы риска. 2.2. Упражнение «Марафон Джеффа» вопросы об эмоциональном состоянии. 2.3. Упражнение «Комок проблем». 2.4. Арт-методика «Коллаж» - что нравится и что не нравится в работе воспитателя. 3.Упражнение «Сердце с пожеланием», рефлексия, подведение итогов, притча «Каменотес». |
2. | Профилактика синдрома эмоционального выгорания | - Познакомить с возможностями профилактики и уменьшению СЭВ. - Продолжать знакомить участников с тренинговой формой занятия, развивать навыки рефлексии. - Способствовать формированию желания и возможностей избавиться от негативных переживаний. - Развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний. | 1. Приветствие, правила группы, мотивация на работу, игры на разогрев. 2.1. Теоретический блок – опасность СЭВ, психосоматика, приемы по снятию и профилактике СЭВ. 2.2. Упражнение «Маскарад». 2.3. Упражнение «Коктейль удовольствий». 2.4. Релаксационное упражнение «Мудрец из храма» 2.5. Элементы самомассажа. 3. Итоговая рефлексия, подведение итогов, притча «Мудрец или все в твоих руках». |
3. | Позитивные установки | - Познакомить с понятием «Установки», показать пользу и вред «позитивного» и «негативного» мышления. - Продолжать знакомить с техниками саморегуляции. - Регуляция эмоционального состояния. | 1. Приветствие, мотивация и настрой на работу, игры на разогрев. 2.1. Теоретический блок – «Что такое «Установки?», информация о позитивных и негативных установках, аффирмации Луизы Хей. 2.2. Упражнение «Для чего мне эта аффирмация?» 2.3. Игра «Художник – оптимист». 2.4. Релаксационное упражнение «Полет птицы» 2.5. Упражнение «Избавляемся от негативных слов» 2.6. Упражнение «Мирный договор с прошлым» 2.7. Упражнение «Калоши счастья» 2.8.Элементы самомассажа. 3. Итоговая рефлексия, подведение итогов, рубаи О.Хаяма «В одно окно смотрели двое…» |
4. | Толерантность | -Познакомить с понятием «толерантность». -Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны. - Помочь педагогам внимательно относиться детям, имеющим статус ОВЗ; понимать и принимать их особенности. - Помочь педагогам понять философию инклюзивного образования. - Развивать эмпатию. | 1. Приветствие, мотивация и настрой на работу, игры на разогрев. 2.1. Теория: «Толерантность – нетерпимость…», «Особенности детей ОВЗ", «Алгоритм терпимого отношения к детям». 2.2. Упражнение «Алгоритм терпимости». 2.3. Упражнение «Сердце толерантного педагога» 2.4. Упражнение «Пойми без слов» - ситуации. 2.5. Упражнение «Конфликтные ситуации». 2.6. Теория: 4 способа решить конфликтные ситуации, стратегия сотрудничества. 2.7. Упражнение «Почувствуй себя другим» 3. Итоговая рефлексия, подведение итогов, притча «Два волка». |
5. | «Особый» ребенок | - Показать особенности поведения разных категорий детей, научить ставить себя на место ребенка, отслеживая при этом его чувства, формировать личностно – ориентированную модель взаимодействия с ребенком - Помочь педагогам внимательно относиться детям, имеющим статус ОВЗ; понимать и принимать их особенности. - Помочь педагогам понять философию инклюзивного образования. - Развивать эмпатию. | 1. Приветствие, мотивация и настрой на работу, игры на разогрев. 2.1. Упражнение «Ценности», обязательная рефлексия! 2.2. Правовая игра «Трансплантация», обязательная рефлексия! 2.3.Теория «Мир «особого» ребенка. 2.4. Упражнение «Погружение» – это погружение в мир семьи ребенка ОВЗ. 2.5. Упражнение «Портрет ребенка ОВЗ» 2.6.Упражнение «Трудности» 2.7. Упражнение «Сказка об «особом» ребенке» с использованием кубиков для сторителлинга. 3. Итоговая рефлексия, подведение итогов, притча «Трещина в кувшине». |
6. | Арт-терапевтические приемы в помощь настроению | - Познакомить с разнообразными арт-терапевтическими направлениями. - Улучшить физическое и эмоциональное состояние педагога, т. е. помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к профессии. | 1. Приветствие, мотивация и настрой на работу, игры на разогрев. 2.1. Теория «Арт-терапия – работа с душой через творчество». 2.2. Упражнение «Рисунок состояния». 2.3. Игра «Закорючка». 2.4. Упражнение «Рисование в парах». 2.5. Релаксационное упражнение «Прекрасный сад». 2.6. Продолжение предыдущего упражнения «Цветок прекрасного сада» 2.7. Коллаж «Я. Прошлое, настоящее, будущее». 3. Итоговая рефлексия, подведение итогов, притча «Закрытое окно». |
7. | Народное и не только творчество в психологии здоровья | - Формирование у педагогов понимания значимости использования творчества в эмоциональной саморегуляции. - Снятие мышечного напряжения и развитие умения расслабляться. | 1. Приветствие, мотивация и настрой на работу, игры на разогрев. 2.1. Теория «Чем полезно творчество». 2.2. Мозговой штурм «Кукла - поделка для чего на Руси?» 2.3. Мастер-класс «куколка Ангел», «Зайчик на пальчик». 2.4. Игра на нестандартное мышление «Пословицы – перевертыши». 2.5. Релаксационное упражнение «В стране сказок» 2.6. Теоретический блок «Аромотерапия», «Чайная терапия» 2.7. мастер-класс «Собери свой чай» 3. Итоговая рефлексия, подведение итогов, притча «Творчество». |
8. | Эмоциональное благополучие педагогов и воспитанников | - Рассказать о влиянии эмоционального благополучия и стресса на организм и психику человека. - Познакомить с двумя поведенческими стратегиями (стратегия избегания неудачи и стратегия победителя). - Продолжать знакомить с приемами улучшения собственного эмоционального благополучия. - Способствовать сплочению коллектива. | 1. Приветствие, мотивация и настрой на работу, игры на разогрев. 2.1. Теория «защищаемся от стрессов». 2.2. Упражнение «Ластик». 2.3. Игра «Кораблекрушение», обязательная рефлексия. 2.4. Теория «Две поведенческие стратегии (стратегия избегания неудачи и стратегия победителя)». 2.5. Упражнение «Марафон самоопределения «Моя позиция» - утверждения про эмоциональное состояние на работе и инклюзивное образование. 2.6. Игра «Ассоциации». 3. Упражнение «Ладошка» эмоциональный якорь от коллектива, итоговая рефлексия, подведение итогов, притча «Крылья бабочки». |
Ожидаемые результаты
- Повышение информационно-теоретической компетентности педагога.
- Повышение уверенности в себе и снижение тревожности.
- Обучение навыкам общения, контролю своего поведения, умению адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы.
- Сформированный настрой и мотивацию работать с детьми ОВЗ, повышение толерантности.
- Снижение эмоционального истощения и синдрома эмоционального выгорания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по про...
Исследовательский проект по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ "Территория здоровья"
В общем виде синдром "выгорания" рассматривается как долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных стрессов средней интенсивности. Наиболее широко эта пр...
Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...
Программа« Арт-терапевтическая студия для педагогов»(Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)
«Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологическ...
Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»...
«Арт-терапия в профилактике и коррекции синдрома «эмоционального выгорания» педагогов»
Презентация к занятию по профилактике и коррекции эмоционального выгорания педагогов «Арт-терапия в профилактике и коррекции синдрома «эмоционального выгорания» педагогов» ...
Презентация Тренинг для педагогов на тему: «Профилактика и устранение синдрома эмоционального выгорания у педагогов»
Профессия педагога очень энергозатратная. Она требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты....