Социально-личностное воспитание дошкольника
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Личный опыт работы по социально-личностному воспитнию дошкольников, в процессе посещения театров, выставок и музеев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-lichnostnoe_vospitanie_2.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
От разнообразия форм к качеству образования.
Из опыта работы воспитателей: Монастырской М.Е., Грудской Л.С.
Социально-личностное воспитание дошкольника.
Основной фактор становления и формирования личности — социальная среда, формирующая подрастающего ребенка, решающим образом влияющая на становление его личностного мира. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.
Социально-личностное воспитание дошкольника выражается в развитии способности ребенка ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей, проявлять свое отношение к миру и людям в соответствии с культурными традициями, нормами и правилами, принятыми в обществе. Оно решает задачу расширения социального кругозора дошкольников, представлений о людях, семье, семейных и родственных отношениях, культурных традициях семьи, детского сада, города, страны. Под влиянием воспитания у дошкольников формируются нравственные ориентиры, связанные с развитием интереса к жизни разных народов, к событиям истории страны, желание участвовать в народных играх, национальных праздниках. Социально-нравственный опыт накапливается ребенком непрерывно, как под руководством взрослого, так и в самостоятельном поведении. Опора на чувства и эмоции детей является обязательным условием социально-личностного воспитания. В детском саду мы воспитываем у детей привычку доброжелательного отношения к людям, готовность к проявлению сочувствия и заботы, стремление находить самостоятельно и с помощью воспитателя пути справедливого разрешения возникающих проблем. Дети активно осваивают правила и нормы культуры поведения и общения. Область осваиваемых ими правил постоянно расширяется, что приводит в старшем дошкольном возрасте к становлению привычек культурного поведения в семье, в детском саду, в общественных местах, на улице. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
Дети очень глубоко воспринимают прекрасное – и мы решили, что их необходимо познакомить с лучшими творениями человека: посетить вместе с ним выставку, музей, театр.
Именно в этом направлении мы стали активно работать с детьми. В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи, мы прежде всего, постарались привлечь к нашей работе родителей наших воспитанников. Это стало основой для совместных усилий и помощи детям в налаживании отношений с социальным миром. Москва – это культурный центр, представленный большим количеством музеев: от музеев мирового значения до маленьких музеев, частных коллекций. В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Посещение театра или музея для ребенка – это намного больше, чем занимательная прогулка. Это выход из пространства привычных впечатлений, из рамок своего дома, детского сада. Это большое и особенное путешествие, это знакомство с произведениями искусства, с людьми других эпох и культуры. Всё это сильно расширяет кругозор ребенка, прививает любовь к своей малой Родине.
Наша первая поездка была в Музей сказки. Совестно вместе с детьми и их родителями мы побывали на веселой, театрализованной экскурсии, во время которой дети через сказки знакомились с культурой русского народа, обычаями и традициями, творчеством писателей и художников. Малыши все воспринимают только тогда, когда увидят, потрогают. Дети примеряли русские сарафаны и кокошники, плясали в хороводе, залезали на русскую печь и были в восторге, впрочем, как и их родители. Оказавшись в необычной торжественной обстановке, маленькие экскурсанты начали понимать, что узнать, увидеть много интересного можно не только сидя у телевизора, компьютера или читая книгу, но и рассматривая музейные экспонаты и общаясь с экскурсоводом. Вместе с тем, дети получили опыт правильного поведения в общественном месте. Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения.
Следующим нашим совместным выходом стало посещение Историко - этнографического Театра. Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональное настроение, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества. Театрализованная деятельность давно признана особым терапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Совместное посещение театра было воспринято детьми с огромным энтузиазмом и интересом. Они старались вести себя как взрослые, с любопытством рассматривали незнакомую окружающую обстановку, познакомились с внутренним устройством театра, в зале самостоятельно искали по билетам свои места. А костюмы артистов, волшебные превращения и сам спектакль оставили незабываемые впечатления. Все увиденное на спектакле, надолго осталось в памяти у детей: они делились впечатлениями с товарищами, рассказывали о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Но самое яркое отражение спектакль нашел в творческих играх: дети устраивали театр и сами, и при помощи игрушек, разыгрывали увиденное. Эти игры развивают творческие способности, эмоции, формируют социальное отношение детей к обществу. Мы видели, у ребят появилась мечта, захотелось побывать еще на других экскурсиях. У нас получилось достичь цели – заинтересовать детей, приобщить их к культурным ценностям и традициям. При этом, мы решили важнейшую задачу по формированию культуры поведения в общественных местах.
В дальнейшем, мы посетили с детьми кукольный театр. Мир кукол очень близок и понятен детям. Следить за ожившими куклами, эмоционально переживать за них, помогает детям определить своё отношение к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими, на отрицательных. Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое в силу образно-конкретного мышления дошкольника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.
Ближе к концу подготовительной группы, мы, с детьми и родителями, побывали в музее Великой Отечественной войны и в Музее Космонавтики. Дети с нетерпением ждали каждую новую поездку. И каждое новое посещение музея, театра, выставки превратилось для них в путешествие в загадочный, ещё не открытый ими мир. Музей для дошкольников является средством формирований целостной личности. Он, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живет в виде музейных предметов, созданных человеком
И мы поняли, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с родным городом, с историей и культурой своей страны, что дети в процессе посещения музеев, приобретают уникальный познавательный опыт и формируются как личности; с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их дети непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями. В воспитательном процессе необходимо ориентировать детей на новые дела и свершения. Не должно быть застоя и однообразия в организации образа жизни дошкольников. Дети должны видеть и ощущать свое движение вперед.
Социализация человека продолжается в течение всей жизни, но дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, который по высказываниям Л.С. Выготского рассматривается как “врастание в человеческую культуру”. А семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков социально-личностного развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Познание самого себя как одно из направлений социально- личностного развития ребенка дошкольника"
"Научно-практическая конференция педагогических работников дошкольных образовательных учреждений"...
Преодоление социально-личностных нарушений у дошкольников методом рисования на песке.
Описание опыта работы с дошкольниками, имеющими эмоционально-личностные расстройства методом песочного рисования....
Заметки воспитателя о социально-личностном развитии ребенка-дошкольника.
Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку осуществлять разные виды свободной деятельности - играть, рисовать,музицировать,слушать сказки и рассказы, конструировать и т.д. Многообразие...
Взаимодействие с семьей в вопросах социально-личностного развития старших дошкольников
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая ...
Практико - значимый проект "Формирование социально- личностных навыков у дошкольников через народные игры"
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки...
Социально-личностное развитие старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством приобщения к культуре и истории родного края
О социально-личностном развитиии дошкольников с речевыми нарушениями путем приобщения к куьтуре и истории родного края...
«В гостях у Дружбы» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧАСТИЕМ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА.
Проблема межличностных отношений старших дошкольников является одной из актуальнейших в современной педагогике. Ведь для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их обще...