Заметки воспитателя о социально-личностном развитии ребенка-дошкольника.
материал на тему
Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку осуществлять разные виды свободной деятельности - играть, рисовать,музицировать,слушать сказки и рассказы, конструировать и т.д. Многообразие видов деятельности дает детям достаточно много знаний, умений, навыков, а, главное- развивает их чувства, мышление, воображение, память, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми.Воспитание дошкольника сегодня - личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка: в детском саду и в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_sots.lichn_.razitii.docx | 15.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Заметки воспитателя о социально-личностном развитии.
«Сегодняшние дети отличаются от сверстников десятилетней давности. Они более информированные, раскованные, общительные…»
Дошкольный возраст – это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающем мире. Они осваивают мир природы,вещей, человеческих отношений, начинают ориентироваться в разных сферах действительности.Это способствует формированию потребностей в общении и познании. Результатом дошкольного образования становится готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному,
познавательному…
О необходимости ориентироваться на заказ общества и думать прежде всего о ребенке писал в свое время замечательный педагог и психолог П.Ф.Каптерев:
«Общество заинтересовано прежде всего не государственными видами на образование, не строем школ и их законами, а своими детьми, их развитием, их здоровьем, их бодрым и веселым настроением…Благо детей на первом плане. Поэтому общество есть защитник общего гуманного образования детей…поэтому настоящая научная педагогия – требование общества.Государство педагогией собственно не занимается, оно создает школы и наблюдает за ними, но педагогически не организует их и не управляет ими.Все это делает общество…Оно намечает пути в воспитании и образовании. Государство пользуется уже готовыми результатами…»
Разработка проблемы становления внутреннего мира ребенка в педагогической науке получила свое развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности педагогической работы с детьми были уровень развития детей, степень овладения ими знаниями, умениями,навыками. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир.
Эмоциональное благополучие, психологическая устойчивость взрослого во многом зависит от того, каким было его детство. Основы, определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном возрасте. Именно в этот важный период дети формируются полноценными личностями, у них формируются такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное место.Дети по своей природе эгоцентристы, необходимо помнить об этом. Поэтому воспитывать детей надо не вопреки их возрастным особенностям, а с учетом их. В первые семь лет ребенок проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям, возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир:
- «Я среди других»
- «Что я могу»
- «Я и другие»
Деятельность ребенка всегда включена в общение. Ребенок развивается не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности.В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник активно действует, познает его, познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о себе самом и окружающем мире.
« Я среди других» - познание ребенком себя через отношения с окружающими. Вступая в игры со сверстниками, общаясь со взрослыми, ребенок делает открытие: он похож на тех, кто его окружает,но он не такой, как все. Различия он видит не только в половой принадлежности,но и в особенностях внешности, отношении к окружающему миру. Главным союзником в этот период становится взрослый.
«Что я могу»- ребенок познает свой внутренний мир чувств и состояний, учится анализировать их и управлять ими.
«Я и другие» - противопостовляя себя другим, ребенок занимает активную позицию в разнообразных социальных отношениях. Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания на пути становления его «Я».
Взрослые не «формируют» ребенка по заданному эталону, а выращивают в ребенке творческие способности, готовность к самореализации. Задача главная и очень важная: поддержать в ребенке все то, что связано с личностным развитием. Ребенок не должен быть «как все» и расти « как все». Каждый из дошкольников проходит свой индивидуальный социально-личностный путь развития. Процесс образования определяется как развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный.
Главное условие формирования успешной личности: взрослые должны быть наблюдательными и терпеливыми.Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям.
Если ваш ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых, умеет общаться со взрослыми и сверстниками, значит вы добились хороших результатов в социально-личностном развитии ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Познание самого себя как одно из направлений социально- личностного развития ребенка дошкольника"
"Научно-практическая конференция педагогических работников дошкольных образовательных учреждений"...
О роли воспитателя в социально личностном развитии детей дошкольного возраста.
Знакомясь с Федеральными Государственными требованиями трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство социально - личностному развитию детей. Социализация детей сегодня - этопроц...
Рабочая программа "Методическое управление в повышении профессионализма воспитателей по социально-личностному развитию детей"
Приоритеты социализации определены ФГОС. Соответственно этой политике, меняется тип образования. Вместо информационно-знаниевого складывается тип образования, ориентированный на развитие личности ребё...
Консультация "Использование национально-культурных традиций чувашского народа в социально-личностном развитии ребенка-дошкольника"
Выступление на городском семинаре-практикуме для педагогов ДОУ, студентов педагогического колледжа и родителей воспитанников...
Методические рекомендации для воспитателей Тема: «Социально-коммуникативное развитие ребенка - дошкольника средствами музыкально – театрализованной деятельности»
Цель: дать понятие об эффективности использования музыкально – театрализованной деятельности в решении проблемы приобретения дошкольниками социально - коммуникативных навыков....
02.06.2020 Консультация для педагогов "Социальное личностное развитие ребенка дошкольника, посредством создания оптимально-развивающей предметно среды"
Консультация для педагогов"Социальное личностное развитие ребенка дошкольника, посредством создания оптимально-развивающей предметно среды"...
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ: ПРОФИЛАКТИКА ПРОБЛЕМ В ОБЩЕНИИ У РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
От взаимоотношений и способов взаимодействия родителей и детей, в первую очередь, зависит наличие или отсутствие коммуникативных проблем у ребенка со сверстниками и взрослыми в садике и потом, в более...