Социально-личностное развитие старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством приобщения к культуре и истории родного края
консультация (старшая группа) по теме
О социально-личностном развитиии дошкольников с речевыми нарушениями путем приобщения к куьтуре и истории родного края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podanyova_t_a.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-личностное развитие старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством приобщения к культуре и истории
родного края
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
У дошкольников с нарушениями речи трудности становления межличностных отношений, неадекватность эмоциональных реакций, оценки и самооценки, нарушение коммуникативной деятельности, низкая познавательная мотивация приводят к резкому снижению уровня психосоциального и личностного развития и ограничивают возможности в познании социальной действительности . Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций детей. Обеднение и ограничение общения детей с окружающими людьми выявили наличие проблем эмоционального развития. Речевые отклонения накладывают отпечаток на познавательную сферу, коммуникативную функцию, эмоциональноволевые процессы. В связи с этим проблема развития ребенка с речевыми нарушениями во взаимодействии с окружающим миром становится сегодня особенно актуальной. Организация работы по формированию социальной компетентности у дошкольников с речевыми нарушениями требует совершенствования форм, методов, приемов работы не только с самим ребенком, но и с его окружением — социальным, предметным, природным, — выстраивания единого образовательного пространства развития ребенка.
Поскольку социально-личностное развитие предполагает целенаправленное формирование и последовательное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств, основой такого личностного развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты воспитательной работы с детьми. Патриотическое воспитание как один из аспектов целостного воспитательного процесса, является важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка, а также служит средством коррекционно-развивающей работы для формирования лексического запаса; обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка; развития навыков связной речи.
Базовым этапом формирования у детей с речевыми нарушениями любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. У ребенка необходимо воспитывать эмоционально - положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, истории. Успешность развития ребенка 5 – 6 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, которые должны быть организованы педагогами с учетом речевых и психоэмоциональных возможностей ребенка.
Ознакомление с родным краем - это стержень, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности, организация которой базируется на следующих принципах:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Содержание работы по ознакомлению дошкольников с родным краемв условиях нашего детского сада определяется с опорой на комплексный подход к проблеме патриотического воспитания и реализуется как:
- логопедическая коррекция на фронтальных занятиях по лексическим темам патриотической направленности;
- проведение в группе комплекса интегрированных занятий воспитателем по тематическому плану работы патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи;
- проведение музыкальным руководителем тематических утренников патриотической направленности;
- экскурсионная деятельность;
- проектная деятельность.
Развитие у дошкольников патриотических чувств и любви к городу, в котором они живут, воспитание бережного отношения к истории Новооскольского края, к его культурному наследию отрабатывается на занятиях, посвященных родному городу. Например, учитель-логопед обогащает предметный словарь детей названиями улиц: Ливенская, Дорожная и т.д. Активизирует глагольную лексику словами «строить», «ремонтировать», «украшать», «охранять», «убирать». Дети учатся употреблять грамматические категории, такие как: согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже: одна площадь, две площади и т.д., образовывать относительные
прилагательные: улица в Новом Осколе –новооскольская, составляют рассказ по темам «Моя улица», «День рождения города». С воспитателями играют в сюжетно-ролевую игру «Экскурсия по Новому Осколу», занимаются конструированием своей родной улицы или двора, в творческихработых отражают красоту природы родного края, достопримечательные места. С музыкальным руководителем разучивают песни о родном городе.
Несомненно, самое яркое событие для дошкольников - экскурсии, во время которых дети не только знакомились с местностью, в которой расположен микрорайон, но и любуются красивыми местами нашего города, его необычным разнообразным ландшафтом, замечательной природой. С большим интересом дети совместно с родителями работают со схемой нашего микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисовал дорогу из дома в детский сад. На схеме обозначают названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице. Знакомя детей с достопримечательностями нашего города, рассказываем о культурных центрах(Успенский собор, Краеведческий музей, Аллея славы, городская библиотека и т.д.). Для закрепления знаний об интересных местах нашего города можно использовать различные игры, одна из которых «Узнай, где я нахожусь?». Ребенок рассказывает о том, что видит на фотографии или иллюстрации с видами родного города, не называя самого места. Остальные дети пытаются догадаться, о чем идет речь.
Эффективным методом реализации данного направления в воспитании дошкольников может послужить проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. К участию в проекте привлекаются дошкольники, педагоги ДОУ, родители, работники музеев, библиотек. Метод проектов позволяет открыть в ребёнке новые возможности и способности, развить инициативу, самостоятельность, организаторские и артистические способности, стимулирует речевое общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность малышам чувствовать себя уверенно, раскрепощенно.
Как показывает практика, привлечение к исследовательской деятельности дошкольников с нарушениями речи помогает достичь высоких результатов коррекционной работы, повышает мотивацию дошкольников к познавательной и речевой деятельности, поскольку, экспериментируя, ребенок самостоятельно пытается найти решение заинтересовавшей его проблемы, а это, безусловно, способствует развитию его когнитивных, творческих способностей, коммуникативных навыков. В процессе реализации проекта дошкольники не только получают информацию, но и передают её другим, объясняют причинно – следственные связи, соотношение частей и целого, собирают доказательства и факты. В результате у детей активно пополняется словарный запас, закрепляются навыки грамматически правильного построения предложений, формируется связная речь.
Принимая во внимание возрастные и речевые особенности дошкольников с речевыми нарушениями, педагогу необходимо ненавязчиво координировать работу воспитанников над проектом, не ущемляя их собственных интересов и желаний. Следует помочь детям в выборе актуальной и, в то же время, посильной задачи, наметить план проекта, подсказать, где можно найти нужную информацию, научить выделять главное, определять связи, причины и следствия, продумать, каких специалистов можно привлечь к реализации отдельных разделов проекта, подобрать необходимый инструментарий для реализации исследовательской деятельности.
Примером краткосрочного проекта может послужить творческо-поисковая деятельность по знакомству дошкольников с историческими личностями родного края, а разные времена прославившими свою Родину. С целью знакомства дошкольников с героическим прошлым земляков во время Великой Отечественной войны организуются экскурсии к памятникам, мемориалам, аллеям боевой славы. Рассказы ветеранов Великой Отечественной войны в сопровождении иллюстраций, атрибутов, фронтовых писем помогают детям осмыслить величие подвига, совершенного русскими людьми в суровые дни войны, проникнуться чувством благодарности и теплоты к людям, защитившими родной край.Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну, и Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Очень важно рассказывать детям о тех людях, которые прославили и до сих пор прославляют наш край своим трудом, бескорыстным отношением к своему делу. Задача педагога – правильно, в доступной форме объяснить воспитанникам, что такое трудовой героизм, за какие заслуги можно получить звание Героя труда. Организация встреч с именитыми земляками поможет детям понять, что желание сделать свою страну, свой город еще краше и богаче должно присутствовать у каждого человека – патриота своей Родины.
В процессе краеведческой работы необходимо укреплять и развивать уважение к народным праздникам и традициям родного края, а также к к творчеству композиторов, поэтов, художников родного города. Подбор интересных фактов и событий из жизни знаменитостей, знакомство с наиболее яркими и доступными возрасту детей произведениями, организация вечеров развлечений, тематических праздников, создание альбомов, выставок фотографий, рисунков помогут грамотной реализации проекта и воспитанию искреннего чувства уважения и любви к творчеству именитых земляков.
Таким образом, в заключении можно отметить, что систематическая работа по воспитанию патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты в работе по социально-личностному развитию ребенка, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, которая создает оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания личностных положительных качеств, адаптации дошкольников в современном обществе.
Использованная литература:
1. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М., Просвещение, 1990г.
2. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2002 годы. - Российская газета. 2001 год.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург,- 1999 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели.
Статья содержит информацию + презентацию материала, по использованию наглядных моделей, с помощью которых у дошкольников:-обогащается активный словарь всех частей речи;-формируется фонемат...
Формирование социально-личностных компетентностей у старших дошкольников
«Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определен...
Ознакомление старших дошкольников с многообразием животного мира. Знакомство детей с животным миром родного края.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования э...
презентация к педагогическому Совету "ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ И ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ"
В презентации продемонстрированн методический материал, который может быть использован при организации работы в ДОО по приобщению дошкольников к истории и культуре родного края....
Проект Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром через приобщение к культуре и природе родного края
Актуальность проекта: Воспитание экологически грамотного человека. Если мы не научим детей любить и беречь природу,во чтоможет превратиться наша планета? Осознание ценности растений поможет молод...
Консультация для родителей Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы "учитель-логопед - ребенок - родитель"
Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....
Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством упражнений
В статье раскрываются поэтапное формирования интонационной выразительностиречи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством различных игр и упражнений....