Образовательная развивающая ситуации (развитие речи) "Весна"
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая группа)

Титова Екатерина Михайловна

Цель: уточнить и закрепить признаки весны, сезонные изменения в природе, связанные с этим периодом, совершенствование речевых способностей детей (звукопроизношение, четкость речи, громкость голоса, интонация).

Задачи:

Образовательные: Уточнять представления о весне, как явлении природы. Поощрять желание детей называть приметы весны: тает снег, бегут ручьи, прилетели  перелетные птицы, растаял снег, капель, набухли почки, появляются первоцветы, пригревает солнце. Предоставлять детям возможность сравнивать природное явление «солнце» с другими предметами, по сходному определению, через игровое упражнение: «Солнце круглое, как…», Продолжать учить узнавать на картинках  времена года, природные явления: лето, зима, весна, осень, птицы, костер, лампочка, солнце. Продолжать знакомить детей с первоцветами: мать-и-мачеха, крокус, одуванчик, подснежник.

Речевые: Развивать диалогическую речь детей через умение слушать вопросы педагога и отвечать на них полным развернутым предложением в играх «Доскажи Весеннюю историю»,  «Солнечный обруч». Подводить детей к осознанию того, что предложение состоит из определенного количества слов, которые бывают главными и второстепенными через игровое упражнение «Живые слова».

Коррекционно-развивающие: Поощрять попытки детей выражать свои мысли, передавать свои эмоции и отношение к тому или другому явлению природы. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, операции синтеза, анализа, сравнения. Развивать зрительную и слуховую память, операции запоминания и воспроизведения. Развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание. Развивать координацию движений через игровое упражнение «Цветы». Стимулировать  детей к  четкому, громкому произношению слов.

Воспитательные задачи:

Вовлечь детей в процесс решения познавательных заданий. Воспитывать чувство любви к природе. Воспитывать стремление бережно относиться к первоцветам. Поощрять и поддерживать активность и самостоятельность детей в выполнении заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvvvv.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Алёнушка» г.Строитель Яковлевского района Белгородской области»,

открытый показ образовательной развивающей ситуации (развитие речи), воспитатель Титова Е.М., апрель, 2017 год.

«Весна»

Цель: уточнить и закрепить признаки весны, сезонные изменения в природе, связанные с этим периодом, совершенствование речевых способностей детей (звукопроизношение, четкость речи, громкость голоса, интонация).

Задачи:

Образовательные: Уточнять представления о весне, как явлении природы. Поощрять желание детей называть приметы весны: тает снег, бегут ручьи, прилетели  перелетные птицы, растаял снег, капель, набухли почки, появляются первоцветы, пригревает солнце. Предоставлять детям возможность сравнивать природное явление «солнце» с другими предметами, по сходному определению, через игровое упражнение: «Солнце круглое, как…», Продолжать учить узнавать на картинках  времена года, природные явления: лето, зима, весна, осень, птицы, костер, лампочка, солнце. Продолжать знакомить детей с первоцветами: мать-и-мачеха, крокус, одуванчик, подснежник.

Речевые: Развивать диалогическую речь детей через умение слушать вопросы педагога и отвечать на них полным развернутым предложением в играх «Доскажи Весеннюю историю»,  «Солнечный обруч». Подводить детей к осознанию того, что предложение состоит из определенного количества слов, которые бывают главными и второстепенными через игровое упражнение «Живые слова».

Коррекционно-развивающие: Поощрять попытки детей выражать свои мысли, передавать свои эмоции и отношение к тому или другому явлению природы. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, операции синтеза, анализа, сравнения. Развивать зрительную и слуховую память, операции запоминания и воспроизведения. Развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание. Развивать координацию движений через игровое упражнение «Цветы». Стимулировать  детей к  четкому, громкому произношению слов.

Воспитательные задачи:

Вовлечь детей в процесс решения познавательных заданий. Воспитывать чувство любви к природе. Воспитывать стремление бережно относиться к первоцветам. Поощрять и поддерживать активность и самостоятельность детей в выполнении заданий.

Оборудование: тучка, капельки, цифры, ноутбук, мяч, обруч с лентами, картинка с первоцветами, напечатанное предложение, стулья, магнитная доска.

Предварительная работа: беседы с детьми о приметах весны, рассматривание иллюстраций, экскурсия в лес.

Ход:

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнемся.

Здравствуйте, гости!

-Ребята, у нас еще одна гостья – тучка! Она прилетела не просто так, а с заданиями. Мы будем срывать капельку, и смотреть, какое задание нужно выполнить. (Воспитатель подходит к тучке, снимает капельку, на которой цифра 1) С чего мы начнем? Где вы видите единичку? На ноутбуке, значит посмотрим что там. «Весенняя история». Тучка предлагает нам рассказать о весне, я начну, а вы будете помогать. Согласны? Смотрите и слушайте внимательно, когда я буду вас спрашивать – отвечайте, что бы у нас получилась интересная история.

На экране появляются картинки, демонстрирующие события истории.

1 сл. В.: «Жили-были четыре времени года. Вы их узнали?

Дети: Зима, Весна, Лето, Осень.

В.: Времена года жили дружно и по очереди правили миром.

2сл. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди стали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Испугались  Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

3 сл. На экране появляются картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ.

Воспитатель: Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце», Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).

4 сл. В.: Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Согрело землю. 5,6,7 сл. Ребята, подскажите, что стало происходить? Какие приметы весны вы видите на картинках? (На экране приметы весны, дети озвучивают):

- появились проталины - закапали сосульки- прилетели птицы- на деревьях набухли почки.- расцвели первые цветы- зацвели деревья. Сл.8

В.: Солнце помогло Весне, и мир снова расцвел яркими красками!  Какая замечательная история у нас с вами получилась! Пойдемте к тучке за заданием.

Цифра два. Где же у нас цифра 2, смотрите внимательно. На мяче. А что можно делать с мячом? (ответы)

Давайте поиграем с мячом и расскажем про солнышко.

Проводится игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должны ее закончить.

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон,).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

В.: Какие молодцы! Идем за следующим заданием. Цифра 3. Где она? На столе, а что здесь лежит? Слова. Это не просто слова, это предложение: «Светит яркое весеннее солнце»

Повторите это предложение. Давайте скажем тихо.

А теперь произнесем громко, радостно. Сколько слов в предложении? (четыре)

Назовите эти слова. (Дети называют)

 Игра называется «Живые слова». Вы будете не детьми, а словами.

-Дети выбирают слова, становятся в ряд слева направо и произносят предложение.

Теперь я хлопну в ладоши, слова разойдутся, а когда я позову «Слова ко мне!» они снова станут по порядку. Дети - «слова» произносят предложение и т.д.

В.: Если мы уберем слово «яркое», какое предложение получится? (светит весеннее солнце.) А если уберем слово «весеннее», какое предложение прочитаем? (светит яркое солнце) и т.д.

Следующее задание 4. Где 4?  На доске с картинкой. А что здесь изображено? Цветы. Что это за цветы? Называют. А как мы их можем назвать одним словом? Первоцветы.

В.: Весною, как только растает снег, распускаются первые цветы. Выходите скорее на полянку. Раз, два, три! Превратились дети в цветы.

-Воспитатель спрашивает у нескольких детей: Ты какой цветок? (Дети называют первоцветы) Упражнение «Цветы»

В.: Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки начали вянуть.

Сначала опустили головки, (Дети опускают головы, плечи),

потом листочки (Роняют руки вдоль туловища)

А потом согнулся весь стебелек (Приседают на корточки).

до самой земли.

Вдруг закапал дождь, (Медленно встают, поднимают руки),

и цветочки начали оживать. (Потом поднимают головки)

Подул ветерок, (Руки над головой,),

зашумели стебельки. (Покачивают руками, произносят звук «ш»).

Затих ветерок. (Спокойно опускают руки)

Раз, два, три! Стали мы опять детьми.

В.: А можно ли рвать первоцветы? Почему? А что можно с ними делать? (ответы). Давайте понюхаем, как пахнут цветы. Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем «Ах, как чудно пахнет цветок». Дети произносят фразу на выдохе 2-3 раза. Отлично!

В.: Ну, что? За заданием? 5. Где она? В обруче. Это не просто обруч. Это  Солнечный обруч ответов на вопрос: нравится ли вам  весна? Да? Тогда по очереди возьмитесь за ленточку и скажите, за что или почему вам нравится весна? (желтый обруч с лентами, ребята берутся за ленту и говорят почему нравится весна).

На что похож наш  обруч? На солнце, а вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно. Такими и оставайтесь!

(присаживаются на подушки)

Мы выполнили все задания тучки. Она вылила все свои капельки на землю и скоро растворится. А на небе будет светить яркое солнце. А вы будете рады, ели тучка опять прилетит в гости с заданиями? Какое задание вам понравилось больше всего? Почему? Спасибо вам огромное и тучке спасибо. До новых встреч!

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей - весеннее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Весна»

В гости к  детям приходит Весна, которая проводит беседу с детьми о данном времени года. Гостья загадывает ребятам загадки, говорит с ними о перелётных птицах, первоцветах о весенних приметах. В ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи "Весна идёт, весне дорогу!"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему "Весна идёт, весне дорогу!"В процессе занятия проводилось обсуждение картины В.Башкеева "Голубая...

Образовательная деятельность по развитию речи "Весну выручаем" подготовительная группа.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста  через составление описательного рассказа по мнемотаблице. Задачи:Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна&r...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Весна-красна» в средней группе

Цель: Обобщение и систематизирование представления детей о признаках ранней весны, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе.Задачи:- Уточнить и расширить знания детей по теме «...

Организованная образовательная деятельность по развитию речи "Весна"

Организованная образовательная деятельность по развитию речи "Весна"...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Весна»

Цель: закрепить представления  детей о характерных признаках весны и весенних явлениях....

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по развитию речи "Весна" в средней группе.

В начале апреля провела показ открытой НОД по развитию речи "Весна" в средней группе №1 "Ягодка"...