Образовательная деятельность по развитию речи "Весну выручаем" подготовительная группа.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Карамиля Ирина Анатольевна

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста  через составление описательного рассказа по мнемотаблице. 

Задачи:

  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».
  • Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.
  • Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, образование однокоренных слов.
  • Развивать умение составлять по картинке рассказ, определяя количество слов в предложении. Понимать определение слово, предложение, слог.
  • Развивать фонематический слух. Умение определять количество слогов в слове.
  • Развивать умение заучивать стихотворение по мнемотаблице, развивать выразительность речи.
  • Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_vesnu_vyruchaem.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

ОД по развитию речи в подготовительной группе

 «Весну выручаем»

Образовательные задачи:

1. Развитие связной речи через составление описательного рассказа по мнемотаблице.

2.Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».

3. Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.        

4.Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать числительные с существительными; образование однокоренных слов;

5. Совершенствовать речевой слух. Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи.

Воспитательные задачи:

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Воспитание навыков сотрудничества в игре, активности, инициативности, самостоятельности, творческих способностей, воображение.

Словарная работа:
Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем.

Обогащать речь существительными, обозначающими растения, птиц.

Расширить словарь признаков по теме: «Весна».

Оборудование: мнемотаблица по теме «Весна» формата А2. Презентация по теме «Весна», раскраски, письмо.

Картинка Весна.
1 часть. Вводная.
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И гостям мы улыбнемся.
Здравствуйте, гости!
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришла посылка. Интересно, от кого она? Здесь есть и письмо.

Воспитатель: Ребята. Пишу Вам я, Весна – красна. Очень долгий мой путь к Вам.  Зима никак не хочет уходить из нашего края, не пускает меня. Поэтому я прошу Вас помочь мне. Выполните задания!

Воспитатель: Как вы думаете, мы сможем выручить весну? Давайте попробуем. Вы готовы помочь?
Дети: Да, готовы.

Воспитатель: Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем?

Дети: Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним приметы весны.
Дети: тает снег, текут ручьи, появляются  проталины, капают сосульки,
прилетают птицы, на деревьях набухают почки, расцветают первые цветы, зацветают деревья.

Игра «Подбери слова».

Я попрошу вас, подобрать, как можно больше слов существительных к словам:

Весенний –  день, плащ, дождь.

Весенняя –  куртка, капель.

Весеннее – настроение, солнце.

Воспитатель: переверните   цифру 1- что мы видим- буква «В», что она обозначает?

Дети: («В»- первая буква в слове Весна).

Воспитатель: как выдумаете, что же это за чудо, которое поможет Весне?

Дети: Солнце.

Воспитатель: А, почему Вы так думаете?

Дети: Солнце греет   землю, воздух, становится тепло.

Воспитатель: Поиграем и расскажем про солнышко.
Проводиться
игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить.

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

Воспитатель: Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо. Открываем цифру 2.

Воспитатель: задание следующее. Игра «Составь предложение».

В конверте картинки (ручьи, снег, сосульки, проталины). Дети сами делятся на 2-3 команды, выбирают себе картинки и составляют предложения. Детям дается время на обсуждение, кто каким словом будет в своей команде. Задача: составить предложение и сказать его вслух. Каждый ребёнок называет свое слово. Вопросы к детям: сколько слов в предложении?

Например:

Весной тает снег.

На поляне проталины.

По дорогам бегут ручьи.

На крыше висят сосульки.

Воспитатель: открываем цифры 3,4,5

Воспитатель: весна просит отгадать загадки. Задание: рассказать о приметах в каждом месяце.

Дети присаживаются на   стульчики.

1.Дует теплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает,

Что за месяц? Кто узнает? (март)  

2.Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?     (апрель)   

3.Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят,

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?   (май)  

Воспитатель: открываем цифры 6,7.  (деревья и цветы).

Воспитатель: Ребята, как называют птиц, которые возвращаются каждый год в наши края с южных стран?

Дети: перелётные птицы.

Воспитатель: Весна просит назвать птиц, и найти птицу, которая здесь лишняя. Поиграем в игру «Четвертый лишний».

Воспитатель: объясните, почему ты так думаешь.

По ходу рассматривание птиц образовать родственные слова. 

Грач- граченок, грачата, грачиха, грачиные (гнезда), грачевник (скопление грачиных гнезд).

Скворец - скворушка, скворечник, скворцовый, скворечный, скворчата, скворченок.

Соловей- соловушка, соловеюшка, соловьиха, соловьенок, соловьята.

Воспитатель: Какие птицы? А по характеру?  (крикливые, шумные, дружные, общительные, полезные, перелётные).  

Что делают? Какая польза от птиц? (вьют гнезда, кричат, летают, ловят жуков, уничтожает мышей, возвращаются)

Игра «Кто где живет?». 

Нам нужно определить количество слогов в названии птиц и расселить их каждую птицу в свой домик. В домик с одним окном поселятся птицы, в названии которых 1 слог, в домик с двумя окнами – птицы с 2 слогами, а птицы с тремя слогами в названии поселятся в доме с тремя окнами (дети определяют и называют количество слогов в словах).

1 слог: грач

2 слога: ле - бедь, ут-  ка, цап- ля

3 слога: лас- точ- ка, во- ро-бей, си - ни-ца, со- ло- вей, во- ро-на, со- ро-ка

Материал: 3 домика с окнами.

Воспитатель: открываем   цифру 8.

Воспитатель: Следующее задание. Нужно выучить отрывок из стихотворения Алексея Плещеева «Сельская песенка». Заучиваем стихотворение по мнемотаблице.

Воспитатель: открываем цифру 9. 

Воспитатель: Мы все открыли с вами цифры. Теперь можем составить рассказ о весне.

Дети по цепочке рассказывают по мнемотаблице о весне.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

3. часть Заключительная. Рефлексия.

  Воспитатель: посмотрите, мы помогли весне! Весна победила, зима отступает! Понравилось Вам наше путешествие? Что   понравилось? Что было трудно для Вас? А в награду, нам Весна подарила раскраски, которые мы в группе и раскрасим.  Дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по образовательной области «Развитие речи» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

Перспективный план по образовательной области «Развитие речи» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет...

Образовательная деятельностьпо формированию первичных представлений о малой Родине на тему: «Край, в котором мы живём»

Цель: формирование первичных представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках и традициях, многообразии народов Поволжья....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в группе младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в группе младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)...

Рабочая программа "АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (5-7 лет)"

Программа сформирована как программа педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошк...

Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности (СНОД) Образовательная область «Развитие речи» (подготовительная группа) Тема: «Осень» (обобщающее занятие)

Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности (СНОД)Образовательная область «Развитие речи»(подготовительная группа)Тема: «Осень» (обобщающее занятие)...

Проект занятия По образовательной деятельности развитие речи в группе «ЯГОДКА» раннего возраста «Киска-киска» (чтение и заучивание потешки) Разработала и провела воспитатель: Сокольникова Т.М.

   Цель: Формировать у детей желание и умение повторять рифмующиеся слова и звукосочетания текста, развивать слуховое и зрительное восприятие. Воспитывать сочувствие и желание помочь ...