Диагностика представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе
материал (старшая, подготовительная группа)
Описание методик для педагогической диагностики сферы представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_predstavleniya_starshego_doshkolnika_o_sebe.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика представлений старшего дошкольника
о себе и отношения к себе.
Одной из наиболее сложных для педагогической диагностики сфер является сфера представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе. Для ее изучения может быть использованы такие методики как наблюдения за проявлениями детей в повседневной жизни, диагностическая ситуация (рассказ ребенка о себе), беседа с ребенком «Что ты любишь», экспериментальная методика «Лесенка».
В ходе наблюдения за общением и деятельностью детей педагог отмечает:
- Проявления самостоятельности и уверенности ребенка в деятельности умения самостоятельно выдвинуть идею, действовать в соответствии с планом, оценивать свою деятельность.
- Отношение к советам и замечаниям взрослых, сверстников.
- Элементарные умения контролировать свое поведение, сдерживать свои эмоции.
- Позиция, которую ребенок занимает в общении со сверстниками – лидер, партнер, подчиненный, уверенность в общении.
- Желание ребенка рассказывать о себе, проявление интереса к своему прошлому и будущему, умение устанавливать связь между прошлым и настоящим, настоящим и будущим.
Для изучения особенностей представления дошкольников о себе предлагается дополнить результаты наблюдений в ходе проведения экспериментальных методик.
Экспериментальная ситуация «Рассказ незнакомому другу»
Методика проведения. В индивидуальной беседе ребенку рассказывается, что жители другой страны прислали письмо, в котором они очень просили каждого из детей детского сада рассказать немного о себе. После этого ребенку предлагается рассказать о себе то, что ему захочется.
Если ребенок затрудняется рассказать о себе, воспитатель задает вопросы: расскажи, как ты выглядишь, есть ли у тебя друзья, что ты любишь делать, что ты умеешь лучше всего и т.д.
Желательно зафиксировать рассказ детей и оценить то, о чем рассказывал ребенок в первую очередь особенности своего внешнего вида, свои умения, то чем он любит заниматься, личностные качества. Обычно то, о чем ребенок начинает рассказ о себе является наиболее значимым для него самого. Важно обратить внимание и на то, как ребенок рассказывал и отвечал на вопросы - уверенно, заинтересованно, с желанием, смущаясь, односложно, отказывался от ответа. Эти особенности характеризуют не только сформированность - любит заниматься, личностные качества и др. и представлений дошкольника о себе, но и о самоотношении ребенка.
Углубить представления педагога о развитии представлений о себе у детей старшего дошкольного поможет беседа с детьми.
Беседа «Что ты любишь»
(модифицированный вариант методики Корепановой М.)
Методика проведения. «Сегодня мы поговорим о тебе, мне хочется узнать, что тебе нравится, а что нет, что ты уже научился делать, чему хочешь научиться».
- Что ты любишь больше всего на свете?
- Чем бы ты стал заниматься, если тебе разрешили бы делать все?
- Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр.
- Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).
- Что ты умеешь делать? Чему научился? А чему бы ты хотел научиться?
- Представь, что я волшебница и могу выполнить любое твое желание. О чем ты хочешь попросить?
Для определения тех нравственных качеств, которые выделяет в себе ребенок, особенностей его самооценки традиционно используется тест «Лесенка», которая разработана для дошкольников в нескольких модификациях.
Экспериментальная методика «Лесенка» (вариант Я.Л .Коломинского, М.И. Лисиной)
Стимульный материал. На листе бумаги нарисованы силуэты лестницы из 6 ступенек, фигурки мальчика и девочки.
Методика проведения. Методика начинается с непринужденного разговора о семье ребенка, его близких родственниках, о друзьях в детском саду.
1 серия. Затем педагог показывает лист бумаги с изображением лестницы и говорит, что если всех детей рассадить на ее 6 ступеньках, то на самой верхней окажутся самые хорошие ребята, ниже - просто хорошие, затем - средние, но тоже хорошие дети. На второй лестнице соответственно распределяются плохие дети, т.е. на самой нижней ступеньке — самые плохие и так далее.
После этого ребенку дается фигурка мальчика или девочки (в соответствии с его полом) и просят поставить ее на ту ступеньку, которой, соответствует он сам. При этом ребенок должен пояснять, почему он выбрал именно эту ступеньку.
2 серия. После этого ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит воспитатель, мама, друзья. Можно спросить ребенка и о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку и кто на самую нижнюю. После каждого ответа выясняют, почему ребенок так думает.
Обработка данных. Подсчитываются оценки отдельно по каждой серии эксперимента. Чем выше ступенька лесенки, тем выше самооценка ребенка. Для старшего дошкольного возраста нормальным считается, когда ребенок ставит себя на 4-6 ступеньки.
При ответах на вопросы обращают внимание на следующие показатели.
Отвечают на следующие вопросы:
- проявляет ли ребенок интерес и готовность рассказывать о себе, оценивать себя?
- каким ребенок считает себя и на какую из 6 ступенек ставит себя?
- может ли ребенок объяснить, почему он поставил себя на ту или иную ступеньку?
- каково соотношение между самооценкой ребенка и его представлениями об его оценке педагогом, близкими?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир в твоих руках 1. Модуль: Отношение к себе и к окружающим людям Тема: Волшебная страна внутри нас.
Головачева Е.А.Модуль: «Отношение к себе и к окружающим людям».Тема: «Волшебная страна внутри нас»Цель: ознакомление с чувствами человека.Задачи: Познакомить детей с тем, какие бывают чувства;Уч...
Диагностика по разделу «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа
диагностическая карта предназначена для выявление знаний дете по ФЭМП...
Воспитание толерантного отношения к себе и другим
Непосредственная образовательная деятельность...
Методическая разработка « Формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме и воспитание ценностного отношения к себе и другим через проектную деятельность».
Основной целью работы является: разработка содержания и системы работы по формированию у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме и воспитанию ценностного отношения к с...
Диагностика уровня сформированности представлений старших дошкольников о птицах
Диагностика уровня сформированности представлений старших дошкольников о птицах включает тест и ключ к нему....
Практики обогащения представлений старших дошкольников о самих себе и развитие положительной оценки
Хотим поделиться своими впечатлениями от семинара, проходившегов рамках международного образовательного форума.Слайд 2 Называется он «Практики обогащения представлений старших дошкольников о сам...
Диагностика уровня сформированности математических представлений старших дошкольников (подготовительная группа).
Представляем вашему вниманию подробную диагностику уровня сформированности математических представлений старших дошкольников (подготовительная группа)....