Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании
консультация
Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.
Но главная цель при использовании ИКТ – не заменить традиционные средства, а дополнить их.
Необходимо помнить, что ни одна компьютерная технология, как бы ни была она эффективна, не заменит живого общения с детьми. Компьютерные технологии на занятиях не цель, а инструмент педагога, средство, активизирующее коррекционный процесс. Так, применение презентаций, видеороликов на занятиях педагога позволяет работать с речевым материалом, соотносимым с реальными жизненными условиями, а также моделировать такие ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.
При внедрении в педагогическую деятельность интерактивных технологий решаются следующие задачи: с одной стороны – у детей повышается мотивация к занятиям, а следовательно, эффективность коррекционной работы; с другой – использование подобных технологий позволяет педагогам расширить собственные возможности, что также отражается на результатах проводимой коррекции
При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:
• привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
• формировать информационную культуру у детей;
• активизировать познавательный интерес;
• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
• активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:
• позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала;
• использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
• при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.).
Правила и нормы СанПин при использовании информационно – коммуникативных технологий.
По требованиям СанПин занятия с использованием компьютера предполагают для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. Но если использовать компьютер только в качестве экрана, то позволяется при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физминуткой. В конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.
Конечно, обязательно проветривание помещения до и после занятия.
Занятия с использованием ИКТ проводятся не более 2 – 3 раз в неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей. СанПин нам определяет размер экрана 28 дюймов или от 69 см (для всей группы).
К формам применения ИКТ для воспитания познавательной активности дошкольников относятся:
- Презентация. Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание, так как одновременное воздействие на два органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь большего эффекта
- Фото-экскурсия. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.
- Слайд-шоу. Очень удобно с помощью слайд-шоу проводить родительские собрания, показывать жизнь группы за кадром. Такой способ у детей помогает раскрыть свои творческие умения. Есть дети, которые стесняются выступать публично, а такая форма подхода помогает ребёнку постепенного раскрепощения, быть более уверенным в себе.
- Познавательный видеофильм. Данную форму можно использовать в разных видах деятельности педагога с детьми. Видеофильмы можно использовать при проведении ООД, режимных моментов, при подготовке к сюжетно-ролевым играм и т.д. Например, с помощью любимых героев мультфильма “Смешарики”, есть видеофильмы, где герои рассказывают о правилах дорожного движения. “Уроки тетушки Совы”, где дети знакомятся с искусством; – уроки безопасности и многое другое.
- Комплексы зрительных гимнастик, упражнения для снятия зрительного утомления с использованием ИКТ. Цель электронных физминуток: сохранение зрения, снятие усталости с глаз. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дефициты движения пагубно отражаются на функции глаза.
- Компьютерные игры (развивающие, обучающие). Компьютерные игры можно использовать с целью развития познавательных процессов у дошкольников, а также для обучения и закрепления пройденного материала. Детям интересно, они лучше запоминают материал.
- Анимированные пазлы. Можно отнести к категории дидактических игр, ребенок учится логически мыслить, тренирует воображение, пространственное восприятие, память, воспитывает усидчивость, терпение, умение концентрировать внимание, способность доводить начатое дело до конца. По мнению методистов в дошкольном возрасте не уместно подменять реальные пазлы электронными, т.к. это прекрасное средство для развития мелкой моторики.
- Тест для проверки уровня развития мышления дошкольников по аналогии с компьютерная игрой «Четвертый лишний». Такой тест очень полезен, он тренирует внимание, развивает память и сообразительность. Поможет малышам развивать логическое мышление, научиться рассуждать и делать выводы.
- Анимированная игровая викторина. Позволяет в игровой форме провести проверку знаний, активизирует внимание, память.
- Развивающие, обучающие мультфильмы. Познавательные мультфильмы дают возможность в полной мере раскрыть детям творческий потенциал.
Примеры игр.
«Правда-ложь»
«Гимнастика для глаз»
«Математическая лаборатория»
«Овощи- фрукты»
«Дифференциация звуков»
«Собери рыку»
Использование информационно коммуникативных технологий добавляет много красок, познавательного интереса в занятие педагога.
Индивидуальные различия в развитии детей дошкольного возраста, в том числе и в речевом развитии, могут быть очень велики. Федеральный государственный стандарт предусматривает необходимость обеспечения условий для коррекционной работы с детьми в каждом дошкольном учреждении.
Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.
И свое выступление я хочу закончить следующими словами:
Какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения с педагогами, педагога с ребёнком они НЕ МОГУТ И НЕ ДОЛЖНЫ.
Далее участники семинара-практикума пробуют на практике представленные игры. В конце семинара подводится результативность обмена опытом по использованию интерактивного оборудования.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении
Способы и виды использования информационно-коммуникационных технологий в различных видах образовательной деятельности...
Конспект совместной деятельности с детьми по познавательному развитию Тема: «Путешествие по осеннему лесу» с использованием СОТ «Информационно-коммуникационная технология в дошкольном образовании – Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В.»
Цель: Закрепление представлений о характерных признаках осени.Задачи: Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью;Расширить знания детей о ...
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Всероссийская научно-практическая конференция «Проектирование новой школы: реализация образовательных стандартов» Направление 1. Дошкольное образование...
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании
Выступления на семинаре - практикуме для воспитателей детского сада " Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании"...
Презентация Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании
Презентация подготовлена к докладу на педагогическом совете...
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании
проблеме использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе дошкольного образования...