Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании
консультация

Демидова Ирина Александровна

Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

Но главная цель при использовании ИКТ – не заменить традиционные средства, а дополнить их.

Необходимо помнить, что ни одна компьютерная технология, как бы ни была она эффективна, не заменит живого общения с детьми. Компьютерные технологии на занятиях не цель, а инструмент педагога, средство, активизирующее коррекционный процесс. Так, применение презентаций, видеороликов на занятиях педагога  позволяет работать с речевым материалом, соотносимым с реальными жизненными условиями, а также моделировать такие ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.

При внедрении в педагогическую деятельность интерактивных технологий решаются следующие задачи: с одной стороны – у детей повышается мотивация к занятиям, а следовательно, эффективность коррекционной работы; с другой – использование подобных технологий позволяет педагогам расширить собственные возможности, что также отражается на результатах проводимой коррекции

При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:

• привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

• формировать информационную культуру у детей;

• активизировать познавательный интерес;

• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

• позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала;

• использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

• при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;

• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.).

Правила и нормы СанПин при использовании информационно – коммуникативных технологий.

По требованиям СанПин занятия с использованием компьютера предполагают для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. Но если использовать компьютер только в качестве экрана, то позволяется при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физминуткой. В конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.

Конечно, обязательно проветривание помещения до и после занятия.

Занятия с использованием ИКТ проводятся не более 2 – 3 раз в неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей. СанПин нам определяет размер экрана 28 дюймов или от 69 см (для всей группы).

К формам применения ИКТ для воспитания познавательной активности дошкольников относятся:

  1. Презентация. Мультимедийные презентации   - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание, так как одновременное воздействие на два органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь большего эффекта
  2. Фото-экскурсия. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.
  3. Слайд-шоу. Очень удобно с помощью слайд-шоу проводить родительские собрания, показывать жизнь группы за кадром. Такой способ у детей помогает раскрыть свои творческие умения. Есть дети, которые стесняются выступать публично, а такая форма подхода помогает ребёнку постепенного раскрепощения, быть более уверенным в себе.
  4. Познавательный видеофильм. Данную форму можно использовать в разных видах деятельности педагога с детьми. Видеофильмы можно использовать при проведении ООД, режимных моментов, при подготовке к сюжетно-ролевым играм и т.д. Например, с помощью любимых героев мультфильма “Смешарики”, есть видеофильмы, где герои рассказывают о правилах дорожного движения. “Уроки тетушки Совы”, где дети знакомятся с искусством; – уроки безопасности и многое другое.
  5.  Комплексы зрительных гимнастик, упражнения для снятия зрительного утомления с использованием ИКТ. Цель электронных  физминуток: сохранение  зрения, снятие усталости с глаз. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дефициты движения пагубно отражаются на функции глаза.
  6. Компьютерные  игры (развивающие, обучающие). Компьютерные игры можно использовать с целью развития познавательных процессов у дошкольников, а также для обучения и закрепления пройденного материала. Детям интересно, они лучше запоминают материал.
  7.  Анимированные пазлы. Можно отнести к категории дидактических игр, ребенок учится логически мыслить, тренирует воображение, пространственное восприятие, память, воспитывает усидчивость, терпение, умение концентрировать внимание, способность доводить начатое дело до конца. По мнению методистов в дошкольном возрасте не уместно подменять реальные пазлы электронными, т.к. это прекрасное средство для развития мелкой моторики.
  8.  Тест  для проверки уровня развития мышления дошкольников по аналогии с компьютерная игрой «Четвертый лишний». Такой тест очень полезен, он тренирует внимание, развивает память и сообразительность. Поможет малышам развивать логическое мышление, научиться рассуждать и делать выводы.
  9.  Анимированная игровая викторина. Позволяет в игровой форме провести проверку знаний, активизирует внимание, память.
  10.  Развивающие, обучающие мультфильмы. Познавательные мультфильмы дают  возможность в полной мере раскрыть детям творческий потенциал.

Примеры игр.

«Правда-ложь»

«Гимнастика для глаз»

«Математическая лаборатория»

«Овощи- фрукты»

«Дифференциация звуков»

«Собери рыку»

Использование информационно коммуникативных технологий добавляет много красок, познавательного интереса в занятие педагога.

Индивидуальные различия в развитии детей дошкольного возраста, в том числе и в речевом развитии, могут быть очень велики. Федеральный государственный стандарт предусматривает необходимость обеспечения условий для коррекционной работы с детьми в каждом дошкольном учреждении.

Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

И свое выступление я хочу закончить следующими словами:

Какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения с педагогами, педагога с ребёнком они НЕ МОГУТ И НЕ ДОЛЖНЫ.

Далее участники семинара-практикума пробуют на практике представленные игры. В конце семинара подводится результативность обмена опытом по использованию интерактивного оборудования.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении

Способы и виды использования информационно-коммуникационных технологий в различных видах образовательной деятельности...

Конспект совместной деятельности с детьми по познавательному развитию Тема: «Путешествие по осеннему лесу» с использованием СОТ «Информационно-коммуникационная технология в дошкольном образовании – Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В.»

Цель: Закрепление  представлений о  характерных признаках осени.Задачи: Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью;Расширить знания детей  о ...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Всероссийская научно-практическая конференция «Проектирование новой школы: реализация образовательных стандартов» Направление 1. Дошкольное образование...

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании

Выступления на семинаре - практикуме для воспитателей детского сада " Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании"...

Презентация Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании

Презентация подготовлена к докладу на педагогическом совете...

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании

проблеме использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе дошкольного образования...