Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании
презентация по коррекционной педагогике по теме
Выступления на семинаре - практикуме для воспитателей детского сада " Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukl_logopeda_artik_gimn.zip | 175.48 КБ |
tvorcheskaya_prezentatsiya.ppt | 1.76 МБ |
doklad.docx | 44.86 КБ |
ikt_vystuplenie.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение народной культуры. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания; к его народному духу, к его поэзии ребёнок должен приобщаться с первых годов жизни. Язык – это главнейший фактор социального общения людей, он является цементом, склеивающим все проявления человеческой жизни в одно целое.
Основные закономерности развития речи Голосовые реакции (до 1,5 -2 месяцев); Гуление (2-6 месяцев); Лепет (6-8 месяцев); Первые слова (8-9 месяцев); Фраза (три года) Заканчивается формирование правильного произношения всех звуков русского языка к 5 годам; единичные ошибки – до 6 лет) Накопление словарного запаса (к концу раннего возраста – 1000-1200 слов; к концу дошкольного возраста – до 3000 – 4000 слов).
Центральный отдел речевого аппарата Зона Брока – активная экспрессивная речь) Зона Вернике - пассивная (импрессивная речь)
Периферический отдел речевого аппарата
Основные направления развития речи ЗКР речевое дыхание фонематический слух звукопроизношение просодика орфоэпия Грамматика синтаксис морфология словообразование Связная речь Грамота Лексика
Основные направления развития речи ЗКР речевое дыхание фонематический слух звукопроизношение просодика орфоэпия Грамматика синтаксис морфология словообразование Связная речь Грамота Лексика Коммуникативная компетентность
Коммуникативная компетентность – это … умение слушать и понимать чувства другого человека; умение вести диалог; понимать настроение собеседника.
Благодарю за ваше внимание и участие!!! Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад № 5 «Сказка» г. Адыгейска
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
Обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ОВЗ и детей- инвалидов
учителя – логопеда Кушу А.Н.
2017 год
«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов
правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Владимир Путин
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе дошкольных образовательных организаций. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.
Что же это за категория детей? Дети - инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Дети с ОВЗ подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организации. Отдельные группы – группы компенсирующей направленности, реализующие адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в группе устанавливается до 15 человек.
Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей), обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях
Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.
«Конвенцией о правах инвалидов» и другими нормативно-правовыми актами в течение последних нескольких лет в Российской Федерации создана обновленная правовая база для создания доступной среды для инвалидов:
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 15),
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79),
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (п. 4 ст. 19), и другие нормативные правовые акты.
Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (классы, группы). Действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
- с нарушением слуха;
- с дисфункцией речи;
- с патологией опорно-двигательного аппарата;
- с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
- с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
- дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
Статус «ребенок с ОВЗ» в дошкольном возрасте дает следующие права:
1.Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом , специальным педагогом в условиях образовательной организации.
2.Право на особый подход со стороны педагогов, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
3.Право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т.е. обычной образовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития.
4. Право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием должны заниматься специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), а воспитатель ознакомиться с полученными ими данными.
Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов сегодня предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, которая будет обеспечивать адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание нравственной, психологической атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
Работа проводится всеми специалистами ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя- дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.
Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее перспективной организационной формой обучения. Дошкольные образовательные учреждения, организуя интегрированное воспитание и обучение детей с ОВЗ, решают следующие социально значимые задачи:
1) расширение охвата детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью;
2) обеспечение родителей (опекунов) консультативной поддержкой;
3) подготовка общества к принятию человека с ограниченными возможностями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться и развиваться в обычном детском саду. Начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте.
Основы коррекционного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья надо знать всем людям, которые будут взаимодействовать с таким ребенком. В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении работникам необходимо знать следующие положения коррекционной работы:
• Включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.
• При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития.
• Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, по
ниманию его ситуации.
• Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала.
Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями. При разработке такой программы опираться на общие закономерности возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии.
Соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья:
• создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности;
• осуществлять коммуникативную направленность обучения;
• строго индивидуализировать обучение;
• всесторонне развивать у ребенка продуктивные виды деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т.п.;
• создавать условия для активного участия родителей и замещающих их лиц в воспитании и обучении детей.
Предлагается соблюдать следующие обязательные направления коррекционные работы в сфере развития жизненной компетенции для всех
категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослым, чтобы попросить помощи.
2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
3. Овладение навыками коммуникации.
4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.
5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
В образовательной организации должны создаваться специальные условия для получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами понимают условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальной методической литературы, методических пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий со специалистами, обеспечение доступа в здание детского сада, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.
В настоящее время МБДОУ Детский сад № 5 «Сказка» г. Адыгейска
функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи и задержкой психического развития (ЗПР). В логопедической группе 16 детей, из них с ОВЗ 12 детей и 4 детей с легким нарушением речи. В группе с ЗПР 10 детей одна из них с диагнозом ДЦП.
Образовательная деятельность с воспитанниками этих групп осуществляется по образовательным программам Феличевой Т.Б. и Чевелевой Н.А. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей для детей»; Программа группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития С. Г. Шевченко. Специалисты ДОУ проводят групповые и индивидуальные коррекционные занятия.
Основные направления работы с детьми с ОВЗ в полном объёме отвечают ФГОС ДОО:
-физическое развитие – развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации;
-социально-личностное развитие – обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь
-познавательно-речевое развитие – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов;
- развитие речи как средства познания;
-художественно-эстетическое развитие – развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции.
Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется в следующих формах:
- закаливающие процедуры, специально организованная образовательная деятельность (в режимных моментах),
- игры-тренинги,
- индивидуальная работа, все виды игр, беседы.
В организации образовательной деятельности мы учитываем:
-диагностику индивидуальных особенностей детей (беседа и анкетирование
родителей, педагогическая диагностика развития ребёнка, наблюдение за поведением детей в группе;
-планирование образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей детей группы; организацию предметно-развивающей среды, стимулирование развития самостоятельности, инициативы и активности, обеспечивающих детям с разными возможностями доступ к развитию;
-организацию совместной жизнедеятельности детей в условиях данной группы. Она подразумевает индивидуальную работу; создание условий для творческого развития детей (музыкально-ритмические упражнения, фольклорные народные игры, песни, хороводы, игры с шумовыми игрушками, игротерапия, сказкотерапия и др.);
- создание ситуаций, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата; использование естественных и образовательных ситуаций для развития социальных навыков; демонстрацию желательного поведения в различных ситуациях;
-использование различных видов деятельности, которые соответствуют уровню развития детей);
- мониторинг образовательного процесса.
В детском саду имеются: компьютеры, ж/к телевизор, DVD, музыкальные центры. Мы планируем приобрести проектор для детей логопедической группы.
В нашем ДОУ в кабинетах специалистов имеются методические пособия и дидактические материалы для работы с детьми ОВЗ.
В помощь и себе, и всем коллегам, которые работают в коррекционной группе, я подобрала тематические книги:
«Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ» – это методическое пособие с рекомендациями по преодолению дефектов в развитии будет интересно всем заинтересованным лицам;
«Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с
ФГОС» – компакт-диск серии «Педагогическая видеомастерская» содержит материалы по созданию такой развивающей среды, которая максимально раскроет потенциал каждого ребенка.
«Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования»;
«ФГОС НОО: коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»;
«Специальное образование детей с особыми образовательными потребностями»;
«Методы, приемы и формы работы с родителями по развитию и коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ».
Большая работа проводится не только с детьми, но и с родителями. Консультирование, позволяющее дифференцированно подходить к каждой семье, имеющей «особого» ребенка, занимает важное место в нашей работе. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
Систематически мы проводим Дни открытых дверей, когда родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов. На семинарах-практикумах родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
На совместных праздниках родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.
Моя работа строится таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, был коммуникабелен, мог работать в группе, вести диалог – «взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе», «обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение». Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач».
На сегодняшний день мы используем следующие нетрадиционные методы воздействия: игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия- и др. Но мне хочется добавить, на мой взгляд, наиболее целесообразными и эффективными являются: арома, музыка, хромотерапия, су – джок и пескотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для коррекционно-развивающего обучения очень важно создать положительное эмоциональное отношение ребенка к занятиям. Занятия с детьми проводятся специалистом с группой (10 человек) или по подгруппам (5 - 6 человек), в первой половине дня. Подгруппы организуются с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав. Занятия по подгруппам чередуются с работой, организуемой воспитателями. Учитель –логопед и дефектолог проводят динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, результаты обследования детей фиксирует в протоколах, что помогает им планировать индивидуально-коррекционные занятия, направленные на развитие отдельных психических функций и операций.
Таким образом, организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработку рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой. Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
Список литературы:
1. Клещевникова В.И. Нормативно – правовое обеспечение работы коррекционных и оздоровительных групп ДОУ.- //Справочник руководителя ДОУ, 2009, №5, с.37.
2. Кривоносова Т. Правовой статус детей – инвалидов и детей с ОВЗ в новом законе об образовании.- //Справочник руководителя ОУ, 2013, №10, с.38.
3. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего, основного общего и среднего общего образования. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.13г. № 1015. - //Вестник образования, 2013, № 20 (особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья).
4. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.13г. № 1014. - //Вестник образования, 2013, № 20 (особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья).
5. Груздева Л.А. Учебно – методические и образовательные комплексы в обучении детей с особыми образовательными способностями.- //Справочник замдиректора школы, 2013, №6, с.30.
6. Евтушенко С.Г. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.- //Справочник старшего воспитателя, 2009, №5, с.57
7. Инклюзивный детский сад. Организация образовательного процесса. Партнерство с семьями, имеющими детей с ОВЗ. Психологическая поддержка родителей детей-инвалидов. Управление инклюзивным детским садом.- //Справочник руководителя дошкольного учреждения, 2013, №12.
8. Инклюзивное образование. Особый ребенок в детском саду. -//Управление ДОУ, 2010, №6.
9. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт /авт.-сост.А.А.Наумов.- Волгоград: Учитель, 2012.
10. Комплексная работа с семьей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Учебно – методические материалы предлагает библиотека ИРРО (электронные материалы есть в библиотеке ЦРОиИТО).
11. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. Малофеев Н.А. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики.-//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009, №6.
12. Пасечник Л. Дети с особыми познавательными потребностями.-//Дошкольное воспитание, 2009, №1, с.4 (о проблеме интеграции особых детей).
13. Семаго Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов.- //Библиотека ж «Управление ДОУ.- М:Сфера, 2012.
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании
Кушу Анжела Нальбиевна
учитель- логопед МБДОУ №5 «Сказка»
г. Адыгейск
Слайд 1
Отличительной особенностью современного образования является стремительное проникновение информационно-коммуникационных технологий во все его уровни.
Слайд 2
Перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача- найти место ИКТ в рамках действующего законодательства, то есть описать место ИКТ в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного образования осваивается в процессе совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.
Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома. Научно – техническая революция расширила понятия грамотности, грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером. Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения» или «компьютерная технология».
Слайд 3
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео- ).
Слайд 4
Среди педагогов, родителей существуют опасения по поводу введения компьютеров в учебный процесс. С одной стороны существует мнение, что компьютер предоставляет:
- Новые возможности для творческого развития детей
- Повышает привлекательность содержания материала
- Позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения
- Повышает навыки самостоятельной работы и самоконтроля
С другой стороны:
- компьютер может стать средством отвлечения внимания детей;
- использование компьютеров приведет к тому, что «целое поколение людей не сможет складывать и вычитать числа, если рядом не будет компьютера»;
- «дети будут гораздо меньше общаться друг с другом», т.к. будут большую часть времени сидеть за компьютером
Но жизнь не стоит на месте. Ю.Горвиц «Обучать надо не тому, что есть, а тому, что будет». И педагог вынужден идти в ногу со временем, а значит использовать все средства на благо своих детей.
Рассмотрим существующие модели использования ИКТ в ДОУ.
Визуальная модель. Эта модель включает презентации, видеофрагменты фильмов и мультфильмов, модули действий (в группе раннего возраста используется для обучения детей самостоятельной деятельности-последовательности умывания, одевания, собирания в правильной последовательности пирамидок, конструирования различных предметов), слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Все эти средства обеспечивают наглядность, дающую возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, не только обратиться к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему, более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Необходимое оборудование: телевизор; DVD, CD; компьютер с периферией (экран и проектор); сканер, интерактивная доска.
Аудиомодель.
Эта модель включает музыкальное сопровождение, аудиокниги, радиоспектакли. Фактически во всех типах занятий и во всех образовательных областях используется музыкальное сопровождение. Звуки музыки сопровождают ребенка на протяжении всего дня. Для реализации этой модели в распоряжении воспитателя имеется большая коллекция музыкальных фрагментов.
Другим не менее важным средством является аудиокнига. Она оказывается прекрасным решением в случае непомерной скученности групп, когда воспитатель не имеет возможности постоянно держать в поле зрения большое количество детей.
Необходимое оборудование: музыкальные плееры с акустической системой; проигрыватель; компьютер с акустической системой; радио.
Игровая модель. Игровая модель опирается на использование ИКТ в детском саду для игр. При этом могут использовать не только традиционные ИКТ, но и электронные игрушки, включенные в процесс учебно-образовательной деятельности. Среди последнего можно назвать: детские компьютеры, интерактивные обучающие игрушки, электронные игры, интерактивные развлекательные игрушки.
Детский обучающий и развивающий компьютер или детский игровой компьютер предназначен, прежде всего, для того, чтобы развивать ребенка, однако для него все будет выглядеть как игра. Обучающая и развивающая электронная игрушка рассчитана на помощь ребенку в освоении алфавита, счета, чтения и письма. Детские компьютеры проектировались в расчете на детей от 2 до 16 лет. Те, что предназначены для детей младшего возраста, будут иметь интерактивные фигурки персонажей мультфильмов или смогут рассказать сказку, сыграть мелодию, показать мультик или предложить сыграть в интересную игру. Интерактивные, обучающие и развивающие товары выпускаются с четко заданной целью - развитие определенных знаний, умений или навыков. Мягкие развивающие игрушки предназначены для детей самого юного возраста и рассчитаны на развитие моторики и двигательной активности. Они позволят мять, колотить, бросать их. Все это нужно для того, чтобы у малыша наилучшим образом шло развитие опорно-двигательного аппарата. Мягкие обучающие игрушки позволят развить необходимую систему знаний, к примеру, разучить цифры, алфавит или познакомить с многообразием окружающего мира.
Интерактивные товары могут общаться с ребенком, читать ему стихи и петь песенки. Эти игрушки не сделают из ребенка научного гения, но заложат для этого основы и дадут необходимые навыки. Здесь неоценима роль взрослого, роль родителей в этом процессе -- именно он направит все усилия в нужное русло. Детские настольные и карманные электронные игры подразделяются на две основные категории — игры, созданные для развлечений, и развивающие игры.
Необходимое оборудование: интерактивные обучающие игрушки; электронные игры; интерактивные развлекательные игрушки; компьютеры.
Методическая модель. Важнейшую роль в организации учебно- воспитательного процесса играет методическая модель применения ИКТ, которая формируется буквально у нас на глазах. Методическая модель включает следующие части: методические видеозанятия, дидактические аудиокниги, система вебинаров, дистанционные семинары и лекции, электронные педагогические СМИ и методические интернет-ресурсы.
Методические видеозанятия представляют собой большую, но разрозненную коллекцию занятий, созданных с разными целями (рекламными, мемориальными, а также непосредственно методическими).
Дидактические аудиокниги насчитывают уже несколько лет истории. Некоторые методические разработки были рассчитаны для использования в аудиорежиме. Но, хотя количество аудиокниг быстро растет, пока нет методики использования этого ресурса.
Дистанционные семинары и лекции - более традиционный по сравнению с предыдущим способ обучения с применением ИКТ.
Необходимые ресурсы: телевизор; . DVD, CD; компьютер с периферией: акустическая система; веб-камера; интернет; плеер; радио.
Подготовительная модель. Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения, применяемая довольно широко, — это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. Часто воспитатели, найдя хорошую книгу с упражнениями и заданиями для детей (к примеру, тетрадь на печатной основе, столь любимая детьми, родителями и педагогами), обращаются к родителям с просьбой сделать копии. Использование обычных сканера и принтера, а также наличие элементарных навыков работы в любом графическом редакторе позволяет решить эти проблемы. Педагог может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости.
Подготовительная модель позволяет изготовить:
- необходимые дидактические пособия;
- раздаточный материал;
- предметные и сюжетные картинки;
- маски, медальоны для подвижных игр;
- атрибуты для театральной деятельности.
Необходимое оборудование: компьютер с периферией (издательская система); сканер; брошюратор; графические программы.
Диагностическая модель. Проведение диагностики сопровождается заполнением большого количества бумаг, таблиц, которые зачастую подходят лишь для демонстрации проверяющему лицу как свидетельство того, что «ведется работа».
Для решения обозначенных проблем в ряде дошкольных образовательных учреждений организованы диагностические службы, советы, творческие группы; педагогическая диагностика внесена в годовые и календарные планы дошкольного учреждения и педагогов; ведется соответствующая документация (имеются диагностические программы и заключения по результатам педагогической диагностики). Таких дошкольных образовательных учреждений с каждым годом становится больше, и все-гаки в настоящее время они являются скорее исключением, чем правилом. Вместе с тем, согласно принятым ФГОС, требуется вести постоянный мониторинг. Для этой цели ИКТ являются крайне необходимым средством.
Необходимое оборудование: компьютер; аппараты для диагностики физиологических параметров: электронные весы и т. п.
Информационная модель. Информационная модель - это колоссальный объем справочной литературы, блогов, рисунков, программ игровых и обучающих, которые хранятся в интернете.
Необходимое оборудование: компьютер и интернет.
Коммуникационная модель. Коммуникационная модель- способ профессиональной связи с помощью ИКТ со специалистами в профессиональной сфере.
Необходимое оборудование: компьютер и интернет.
Использование моделей. Как было показано выше, существует множество программ, уроков, размышлений на тему организации игрового и учебно-воспитательного процесса на основе ИКТ для дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, ИКТ это - современный образовательный инструмент, который в руках педагога преобразуется в учебно-познавательную динамическую наглядность, позволяющую решить воспитательно-образовательные задачи на качественно новом уровне. Можно говорить о том, что на современном этапе развития, компьютеризация педагогической деятельности, становится технической базой для реализации развивающей дидактики, системного индивидуального и дифференцированного воздействия, направленного на развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и зоны ближайшего развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...
Конспект совместной деятельности с детьми по познавательному развитию Тема: «Путешествие по осеннему лесу» с использованием СОТ «Информационно-коммуникационная технология в дошкольном образовании – Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В.»
Цель: Закрепление представлений о характерных признаках осени.Задачи: Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью;Расширить знания детей о ...
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Всероссийская научно-практическая конференция «Проектирование новой школы: реализация образовательных стандартов» Направление 1. Дошкольное образование...
Презентация Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании
Презентация подготовлена к докладу на педагогическом совете...
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании
проблеме использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе дошкольного образования...
Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании
Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании...