Конспект открытого занятия: «Развитие связной речи на примере работы сюжетной картиной».
план-конспект занятия (старшая группа)

Храмова Елена Александровна

Одним из самых необходимых условий развития связной речи ребенка является наглядность. Великий русский педагог К.Д. Ушинский обосновал ценность картинок тем, что изображение возбуждает мысль ребенка и вызывает выражение этой мысли в "самостоятельном слове". Одним из методов развития связной речи, является составление рассказа по сюжетной картинке. Содержание картин должно быть интересным и понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_po_syuzhetnoy_kartinke.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия:

«Развитие связной речи на примере работы сюжетной картиной».

Октябрь 2016

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА

МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»

(ГКУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

                        Воспитатель: Храмова Е.А.

Цели:

Образовательные: обучать детей умению вслушиваться в звуки осенней природы и рассказывать об услышанном и увиденном, используя определения и эпитеты; обогащение эмоциональночувственной и познавательной сферы детей через установление простейших сезонных закономерностей в явлениях живой и неживой природы.

Коррекционные: развития умения детей использовать непосредственный опыт для решения речевых логических задач на тему осени.

Развивающие: развитие связной речи на примере работы сюжетной картины, памяти, внимания.

Оборудование: картинки на каждого ребенка с изображением разноцветных листьев; иллюстрации на тему «Золотая осень»;

Запись музыки Вивальди «Времена года», «Осень»

Тип занятия: Комбинированный.

Основной метод проведения занятия :наглядный, практический, словесный.

План занятия:

1 .Организационный момент. Календарь.

  1. Физкультминутка «Мы листики осенние»
  2. Сообщение темы занятия. Сюрпризный момент.
  3. Работа с сюжетной картиной «Прогулка в осенний лес»
  4. Подвижная игра «Осенние листья»
  5. Дети составляю рассказ по сюжетной картинке
  6. Итог занятия

Ход занятия.

1.Организационный момент. Календарь.

-Доброе утро, дети !

Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте, ребята мы

поздороваемся с нашими гостями. -Сегодня        число,         день

недели.

  • Ребята, а кто скажет мне какое сейчас время года? (осень) Давайте

послушаем с вами  музыку Вивальди «Времена года Осень»

Звучит музыка        

Промелькнуло звонкое лето, незаметно на порог осень пришла и постепенно все вокруг начало меняться:

  • Листья желтеют, затем опадают
  • Вянет трава
  • Дни становятся короче, а ночи длиннее
  • Идут дожди
  • Дует сильный ветер
  • Птицы улетаю в теплые края
  • Сейчас я загадаю вам загадки , а вы постарайтесь их отгадать: Загадки про осень:

1 .Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

(Осенью)

  1. Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Осенью)
  2. Утром мы во двор идём - Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (Осень)

  1. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (Осень)
  2. Пришла без красок В без кисти

И перекрасила все листья.(Осень)

- А теперь, ребята, послушайте стихотворение И. Бунин «Листопад» (Звучит музыка Вивальди «Времена года» «Осень»)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца...

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной...

- Ребята, о чем говорится в стихотворении? ( об осени, о листопаде, о том что пожелтели листья на деревьях)

Осень наступила, уже мало зеленых листьев, много желтых и красных листьев.

-Какое сейчас время года? (осень) - Назовите , пожалуйста, осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

По картинке перечисляют и показывают признаки осени.

Подитог:

-Мы вспомнили, какое сейчас время года, назвали осенние месяцы, рассказали, какая бывает погода осенью. Молодцы.

2. Физкультминутка

Игра «Мы листики осенние».

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.

Подитог:

Молодцы! Хорошо поиграли, дружно. Дети во что мы играли. Мы были листочками, которые кружил ветер.

3. Сообщение темы:

Тема нашего занятия «Развитие связной речи на примере работы сюжетной картиной»

  1. Работа с сюжетной картиной «Прогулка в осенний лес»

Воспитатель вывешивает на доску сюжетные картинки. Рассказ воспитателя по сюжетной картинке: Ребята сейчас мы с вами пойдем гулять в осенний лес.

Что мы видим? Это деревья, они красивые: рябина, клен . Воспитатель показывает детям листья клена и рябины.

Какого они цвета? Желтые и красные.

Давайте рассмотрим что это за деревья- рябина, клен.

Давайте рассмотрим листики клена и рябины. Листья на деревьях летом были зеленые, а теперь стали желтые и красные.

Прибежала лисичка и стала собирать листочки и грибочки.

Какого цвета листики собирала лисичка? (красные и желтые)

Куда лисичка собирает грибы? ( в корзинку)

Много лиса собрала грибов? (целую корзину)

Потом пришел ёжик. Ёжик тоже набрал грибов.

Куда ёжик собирал грибы? ( в корзину)

У лисы грибы в корзине и у ёжика грибы в корзине

Идут лиса и ёжик по осеннему лесу и встречают они мишку .

Мишка тоже гуляет по осеннему лесу и собирает листочки .

Какие листочки собирает мишка? ( рябиновые)

Показать листик рябины. Какого он цвета? (красный, желтый)

А еще мишка собрал ягоды рябины, потому что любит кушать эти ягоды.

Воспитатель вешает картинку под дерево рябины - желтушку.

Идут лиса, еж и медведь по лесу и увидели они под рябиной выросли грибы и нападали листья, а лисичка и говорит - «Посмотрите друзья, я лисичка и гриб - лисичка»

Ой!!!!!!!!!! Кто это за деревом собирает листочки? Это же белка, она собирает кленовые листья, обрадовались звери, что встретили белочку и все вместе пошли гулять по осеннему лесу.

  1. Подвижная игра «Осенние листья»

Сколько листьев расписных,

Красных, желтых, золотых!

Листик для Сони,

Листик для Саши... (раздаем листочки, перечисляем всех детей)

Листиком помашем,

С листиком попляшем.

Красный, желтый, золотой,

Вьется листик надо мной (2 раза)

Вот листочки высоко, вот листочки низко,

Вот листочки далеко, вот листочки близко! (2 раза)

Мы - листочки, мы - листочки, (бежим по кругу с листочками)

Мы - осенние листочки.

Мы на веточках сидели (садимся на корточки)

Ветер дунул - полетели, (дуем)

Мы летали, мы летали,

Так устали, так устали!

Перестал дуть ветерок...

Лист на землю тихо лег...

Ветер снова вдруг подул (дуем)

И листочки с веток сдул, (бежим по кругу)

Все листочки полетели

И на землю снова сели. (Делаем движения по тексту)

Куча листьев здесь лежит,

Кто-то листьями шуршит.

Из-под листьев - черный нос.

Кто иголками оброс?

Вы, конечно, догадались,

С кем мы с вами повстречались?

С ежиком!

Топ-топ-топ - сюда, топ-топ-топ - туда.

Топ-топ-топ - сюда, топ-топ-топ - туда.

  1. Дети составляю рассказ по сюжетной картинке

Воспитатель предлагает детям рассказать рассказ о сюжетной картинке.

Вася рассказывает про белку и берет фигурку белки в руки.

Игорь рассказывает про ежика и берет фигурку ежика в руки . Никита рассказывает про мишку и берет фигурку мишки в руки. Кирилл рассказывает про лису и берет фигурку лисы в руки.

(Когда дети рассказывают воспитатель задает наводящие вопросы Где? Какой? Кто? Какого цвета? Что собирают? Куда собирают?) Дети держа в руках фигурки зверей поют песенку про осень.

  1. Итог занятия:

Ребята вам понравилось занятие? Что мы делали на занятии: читали стихи об осени, отгадывали загадки об осени, играли в игру «Мы листики осенние», составляли рассказ по сюжетной картинке, пели песенку про осень. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по связной речи в первой младшей группе.

Программные задачи: 1. формировать у детей представление о моркови как овощной культуре, ввести в активный словарь словосочетания: морковь твердая, сладкая, хрустит; ее можно тереть на терке,...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Наш детский сад»

В конспекте удачно продуман мотивационный этап. Творческий подход к изучаемой теме вызывает интерес у детей. Ключевые вопросы помогают детям рассуждать и делать выводы...

Презентация на тему: Развитие связной речи с использованием серий сюжетных картин в среднем дошкольном возрасте

В данной презентации представлен проект  по развитию связной речи с использованием серий сюжетных картин в среднем дошкольном возрасте....

Логопедическое занятие по развитию связной речи. Пересказ рассказа по сюжетной картине "Это я виноват!"

Логопедическое занятие по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР. Пересказ рассказа по сюжетной картине....

Конспект открытого занятия по связной речи в средней группе с элементами ТРИЗ Тема: «По тропинкам любимых сказок»

Конспект открытого занятия по связной речи в средней группе с элементами ТРИЗТема: «По тропинкам любимых сказок»...