Конспект открытого занятия: «Развитие связной речи на примере работы сюжетной картиной».
план-конспект занятия (старшая группа)
Одним из самых необходимых условий развития связной речи ребенка является наглядность. Великий русский педагог К.Д. Ушинский обосновал ценность картинок тем, что изображение возбуждает мысль ребенка и вызывает выражение этой мысли в "самостоятельном слове". Одним из методов развития связной речи, является составление рассказа по сюжетной картинке. Содержание картин должно быть интересным и понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_po_syuzhetnoy_kartinke.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия:
«Развитие связной речи на примере работы сюжетной картиной».
Октябрь 2016
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА
МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»
(ГКУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)
Воспитатель: Храмова Е.А.
Цели:
Образовательные: обучать детей умению вслушиваться в звуки осенней природы и рассказывать об услышанном и увиденном, используя определения и эпитеты; обогащение эмоциональночувственной и познавательной сферы детей через установление простейших сезонных закономерностей в явлениях живой и неживой природы.
Коррекционные: развития умения детей использовать непосредственный опыт для решения речевых логических задач на тему осени.
Развивающие: развитие связной речи на примере работы сюжетной картины, памяти, внимания.
Оборудование: картинки на каждого ребенка с изображением разноцветных листьев; иллюстрации на тему «Золотая осень»;
Запись музыки Вивальди «Времена года», «Осень»
Тип занятия: Комбинированный.
Основной метод проведения занятия :наглядный, практический, словесный.
План занятия:
1 .Организационный момент. Календарь.
- Физкультминутка «Мы листики осенние»
- Сообщение темы занятия. Сюрпризный момент.
- Работа с сюжетной картиной «Прогулка в осенний лес»
- Подвижная игра «Осенние листья»
- Дети составляю рассказ по сюжетной картинке
- Итог занятия
Ход занятия.
1.Организационный момент. Календарь.
-Доброе утро, дети !
Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте, ребята мы
поздороваемся с нашими гостями. -Сегодня число, день
недели.
- Ребята, а кто скажет мне какое сейчас время года? (осень) Давайте
послушаем с вами музыку Вивальди «Времена года Осень»
Звучит музыка
Промелькнуло звонкое лето, незаметно на порог осень пришла и постепенно все вокруг начало меняться:
- Листья желтеют, затем опадают
- Вянет трава
- Дни становятся короче, а ночи длиннее
- Идут дожди
- Дует сильный ветер
- Птицы улетаю в теплые края
- Сейчас я загадаю вам загадки , а вы постарайтесь их отгадать: Загадки про осень:
1 .Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)
- Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Осенью)
- Утром мы во двор идём - Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (Осень)
- Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (Осень)
- Пришла без красок В без кисти
И перекрасила все листья.(Осень)
- А теперь, ребята, послушайте стихотворение И. Бунин «Листопад» (Звучит музыка Вивальди «Времена года» «Осень»)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца...
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной...
- Ребята, о чем говорится в стихотворении? ( об осени, о листопаде, о том что пожелтели листья на деревьях)
Осень наступила, уже мало зеленых листьев, много желтых и красных листьев.
-Какое сейчас время года? (осень) - Назовите , пожалуйста, осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
По картинке перечисляют и показывают признаки осени.
Подитог:
-Мы вспомнили, какое сейчас время года, назвали осенние месяцы, рассказали, какая бывает погода осенью. Молодцы.
2. Физкультминутка
Игра «Мы листики осенние».
Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.
Подитог:
Молодцы! Хорошо поиграли, дружно. Дети во что мы играли. Мы были листочками, которые кружил ветер.
3. Сообщение темы:
Тема нашего занятия «Развитие связной речи на примере работы сюжетной картиной»
- Работа с сюжетной картиной «Прогулка в осенний лес»
Воспитатель вывешивает на доску сюжетные картинки. Рассказ воспитателя по сюжетной картинке: Ребята сейчас мы с вами пойдем гулять в осенний лес.
Что мы видим? Это деревья, они красивые: рябина, клен . Воспитатель показывает детям листья клена и рябины.
Какого они цвета? Желтые и красные.
Давайте рассмотрим что это за деревья- рябина, клен.
Давайте рассмотрим листики клена и рябины. Листья на деревьях летом были зеленые, а теперь стали желтые и красные.
Прибежала лисичка и стала собирать листочки и грибочки.
Какого цвета листики собирала лисичка? (красные и желтые)
Куда лисичка собирает грибы? ( в корзинку)
Много лиса собрала грибов? (целую корзину)
Потом пришел ёжик. Ёжик тоже набрал грибов.
Куда ёжик собирал грибы? ( в корзину)
У лисы грибы в корзине и у ёжика грибы в корзине
Идут лиса и ёжик по осеннему лесу и встречают они мишку .
Мишка тоже гуляет по осеннему лесу и собирает листочки .
Какие листочки собирает мишка? ( рябиновые)
Показать листик рябины. Какого он цвета? (красный, желтый)
А еще мишка собрал ягоды рябины, потому что любит кушать эти ягоды.
Воспитатель вешает картинку под дерево рябины - желтушку.
Идут лиса, еж и медведь по лесу и увидели они под рябиной выросли грибы и нападали листья, а лисичка и говорит - «Посмотрите друзья, я лисичка и гриб - лисичка»
Ой!!!!!!!!!! Кто это за деревом собирает листочки? Это же белка, она собирает кленовые листья, обрадовались звери, что встретили белочку и все вместе пошли гулять по осеннему лесу.
- Подвижная игра «Осенние листья»
Сколько листьев расписных,
Красных, желтых, золотых!
Листик для Сони,
Листик для Саши... (раздаем листочки, перечисляем всех детей)
Листиком помашем,
С листиком попляшем.
Красный, желтый, золотой,
Вьется листик надо мной (2 раза)
Вот листочки высоко, вот листочки низко,
Вот листочки далеко, вот листочки близко! (2 раза)
Мы - листочки, мы - листочки, (бежим по кругу с листочками)
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели (садимся на корточки)
Ветер дунул - полетели, (дуем)
Мы летали, мы летали,
Так устали, так устали!
Перестал дуть ветерок...
Лист на землю тихо лег...
Ветер снова вдруг подул (дуем)
И листочки с веток сдул, (бежим по кругу)
Все листочки полетели
И на землю снова сели. (Делаем движения по тексту)
Куча листьев здесь лежит,
Кто-то листьями шуршит.
Из-под листьев - черный нос.
Кто иголками оброс?
Вы, конечно, догадались,
С кем мы с вами повстречались?
С ежиком!
Топ-топ-топ - сюда, топ-топ-топ - туда.
Топ-топ-топ - сюда, топ-топ-топ - туда.
- Дети составляю рассказ по сюжетной картинке
Воспитатель предлагает детям рассказать рассказ о сюжетной картинке.
Вася рассказывает про белку и берет фигурку белки в руки.
Игорь рассказывает про ежика и берет фигурку ежика в руки . Никита рассказывает про мишку и берет фигурку мишки в руки. Кирилл рассказывает про лису и берет фигурку лисы в руки.
(Когда дети рассказывают воспитатель задает наводящие вопросы Где? Какой? Кто? Какого цвета? Что собирают? Куда собирают?) Дети держа в руках фигурки зверей поют песенку про осень.
- Итог занятия:
Ребята вам понравилось занятие? Что мы делали на занятии: читали стихи об осени, отгадывали загадки об осени, играли в игру «Мы листики осенние», составляли рассказ по сюжетной картинке, пели песенку про осень. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по связной речи в первой младшей группе.
Программные задачи: 1. формировать у детей представление о моркови как овощной культуре, ввести в активный словарь словосочетания: морковь твердая, сладкая, хрустит; ее можно тереть на терке,...
Конспект открытого занятия по связной речи на тему: «Зима в городе и в деревне» в подготовительной логопедической группе «Улыбка» МДОУ Д/С №1 «Сказка» составила: учитель-логопед Панфилова Е.В.
Предлагаю вариант занятия в подготовительной логопедичекой группе по формированию связной речи...
Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.
Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Наш детский сад»
В конспекте удачно продуман мотивационный этап. Творческий подход к изучаемой теме вызывает интерес у детей. Ключевые вопросы помогают детям рассуждать и делать выводы...
Презентация на тему: Развитие связной речи с использованием серий сюжетных картин в среднем дошкольном возрасте
В данной презентации представлен проект по развитию связной речи с использованием серий сюжетных картин в среднем дошкольном возрасте....
Логопедическое занятие по развитию связной речи. Пересказ рассказа по сюжетной картине "Это я виноват!"
Логопедическое занятие по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР. Пересказ рассказа по сюжетной картине....
Конспект открытого занятия по связной речи в средней группе с элементами ТРИЗ Тема: «По тропинкам любимых сказок»
Конспект открытого занятия по связной речи в средней группе с элементами ТРИЗТема: «По тропинкам любимых сказок»...