Логопедическое занятие по развитию связной речи. Пересказ рассказа по сюжетной картине "Это я виноват!"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ерошенко Елена Анатольевна

Логопедическое занятие по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР. Пересказ рассказа по сюжетной картине.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_po_rr_pereskaz_po_syuzh_kartine.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №114 «Чебурашка» г. Брянска

Конспект НОД

Тема: Пересказа рассказа по сюжетной картине

«Это я виноват!»

                                                Составлен учителем-логопедом:

                                                Ерошенко Еленой Анатольевной

г. Брянск 2015 г.

Цель: сформировать умение пересказывать рассказ по сюжетной картине значительного объема.

Программные задачи:формировать умение делить рассказ на части (начало, середина, конец) и составлять модель рассказа; пересказывать рассказ близко к тексту, анализировать рассказы других детей, с помощью специальных карточек; упражнять в образовании и согласовании относительных прилагательных и  существительных  в творительном падеже.

Оборудование: сюжетная картина;кукла-бабушка; баночка с вареньем;модель рассказа - «птичка» (из трёх частей), карточки для анализа рассказа детей, д/упр.:«Помоги бабушке, поставь варенье в буфет»(на каждого ребенка).

Интеграция образовательных областей: С-К, Х-Т, Р, П, ФК, Б.

Ход:

1. Организационный момент:

Дети садятся за столы. Стук в дверь.

Логопед: Ребята, к нам кто-то стучится!?

Из-за двери логопед приносит куклу-бабушку с баночкой малинового варенья. Показывает детям.

Логопед: Здравствуйте! (здоровается с куклой-бабушкой). Ребята, к нам сегодня в гости пришла бабушка Арина и принесла нам угощенье – баночку варенья. Ребята, вы любите варенье? (ответы детей). Какое это варенье? (логопед показывает детям по очереди баночку с вареньем).

Дети отвечают.

Логопед: Я предлагаю вам поиграть в игру и помочь бабушке Арине поставить варенье на полку.

Д/упр.:«Помоги бабушке, поставь варенье в буфет»

Дети расставляют «баночки с вареньем» на полку в «буфете» (плоскостное изображение) и проговаривают ответы полным предложением.

Логопед:… , баночку с каким вареньем ты поставишь на полку?

Ребёнок: Я поставлю на полку баночку с малиновым вареньем.

Я поставлю на полку баночку с яблочным  вареньем.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы очень помогли бабушке Арине.

2. Основная часть:

Логопед: Ребята, однажды с баночкой варенья произошла интересная история. Потом эту историю нарисовал художник. И сегодня вы тоже сможете её увидеть и услышать.

Логопед вывешивает на доску картину к рассказу «Это я виноват».

Логопед: Рассмотрите, пожалуйста,  картину.  Сейчас я расскажу вам эту историю, а вы внимательно послушайте.

Логопед читает рассказ.

Это я виноват

        Маша и Паша играли в комнате. Бабушка готовила обед на кухне.

        Маша захотела варенья и полезла в шкаф за банкой. Паша сказал сестре: «Не надо, Маша! Подожди бабушку!» Но Маша не послушалась. Она встала на стул, взяла банку и не удержала её. Банка выскользнула  из Машиных рук и с грохотом разбилась.

        На шум пришла бабушка и молча встала в дверях. Паша шагнул вперёд и громко сказал: «Бабушка, это я виноват! Меня ругай!»

Логопед(беседа по тексту рассказа):

- Ребята, кто герои этого рассказа?- Где играли Маша и Паша?

- Где была бабушка? - Зачем Маша полезла в шкаф? - Что сказал Паша сестре? - Послушалась Маша брата? - Что случилось с банкой варенья? - Кто пришёл на шум? - Что сказала бабушка? - Что сказал Паша? - Почему Паша взял вину на себя? - Кто был старше? - Кто младше? - Кто поступил как настоящий друг?

Дети отвечают на вопросы логопеда по тексту рассказа.

Логопед: Ребята, вспомним, что было сначала? Что было потом? А чем закончился рассказ?(дети рассказывают рассказ по частям) Как можно назвать рассказ? (Ответы детей)

Логопед: Предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка:

Бабушка Арина                         («Пружинка» с поворотом головы и

Напекла блины нам,                туловища в стороны.)        

Тонкие, румяные,         Приседают, ладошки параллельно полу,                                                        поднимаются, руки к щекам (тыльной стороной),

Очень ароматные.                отводят разводят руки вперёд.)

Угощает бабушка нас                 (Наклоны туловища вперёд и в сторону

Пышными оладьями,                рисуют круг двумя руками.)

Чтобы радовались мы                 (Хлопки над головой и прыжки на месте.)

Наступлению зимы.

И варенья принесла:                (Шагают на месте, руки на поясе,  

Против гриппа и для сна.        Руки попеременно в стороны.)

Угощайтесь, не стесняйтесь,        (Наклоны в стороны,

Кушайте и улыбайтесь!                разводят руки в стороны и от себя.)

Логопед: Сейчас, один из вас перескажет рассказ с начала и до конца у доски.  Вы будете внимательно слушать и самостоятельно выкладывать схему «птички». Вспомним, с чем можно сравнить голову «птички» (начало), туловище (середина), хвостик (конец рассказа).

Логопед напоминает детям, как работать со схемой на примере большой «птички» на доске.

Один ребенок пересказывает рассказ по сюжетной картине (у доски). Остальные дети слушают пересказ и  выкладывают схему «птички» на столе  индивидуально.

Логопед: Спасибо, …! Ребята, вам понравилось, как … пересказал(а) нам эту историю. (дети отвечают) Я прошу вас оценить его (её) рассказ.

Выложите каждый на столе карточки (для анализа рассказа ребенка) и мы увидим: кому рассказ понравился больше, и почему?

Дети анализируют рассказ ребенка самостоятельно и выкладывают соответствующие карточки (критерии: полный или неполный рассказ, громко или тихо, много интересных слов вспомнил рассказчик или мало, понравилось как пересказали  рассказ или нет). Логопед спрашивает нескольких детей.

Логопед: … тебе понравился, как …  пересказал рассказ? Почему? Вспомни, что тебе понравилось больше?

Логопед: Кто ещё хочет рассказать нам эту историю.

Другой ребенок пересказывает рассказ  у доски, а остальные дети выкладывают модель «птички» (по частям) и оценивают его по окончании.  

Итог:

Логопед: (берёт куклу-бабушку)

Спросим у бабушки Арины, ей понравились наши рассказы?

Логопед: (отвечает за бабушку)

Спасибо, ребятки, мне очень понравилось.  Я рада, что вы узнали эту историю с баночкой варенья. Но я хотела бы вас попросить: будьте аккуратны  и послушны, всегда отвечайте за свои поступки!

Спасибо, а мне нужно идти. До свидания, ребята.

Логопед уносит куклу-бабушку за дверь.

Логопед: Ребята, вам понравилась история? Чему вы научились сегодня? (Дети отвечают) Спасибо, а теперь вы можете отдохнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ рассказа Л.Толстого "Косточка"

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности  Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»...

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи .Пересказ рассказа В.Катаева «По грибы»

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной к школе группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи "Пересказ рассказа "Белая сказка"

Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логично...

Конспект НОД по развитию связной речи "Пересказ рассказа К. Ушинского "Четыре желания"

Под связной речью понимают развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединённых одной темой и состовляющих единое смысловое...

Конспект НОД по развитию связной речи. Пересказ рассказа "Три весны" по Л.Н.Смирновой

Конспект фронтальной деятельности. Перессказ рассказа "Три весны" По Л.Н. Смирновой....

Конспект занятия по развитию связной речи "Пересказ рассказа Б.Житкова "Как слон спас хозяина от тигра"

Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи  у детей подготовительной к школе группы...