ДОКЛАД Теоретические аспекты работы воспитателя в группе младенческого возраста по приучению детей к режиму дня в условиях дома ребёнка.
материал (младшая группа)
Основные принципы и требования к организации режима дня в группах младенческого и раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rezhim_dnya.docx | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУЗ ТО «Тюменский специализированный дом ребёнка»
ДОКЛАД
Теоретические аспекты работы воспитателя в группе младенческого возраста по приучению детей к режиму дня в условиях дома ребёнка.
Выполнила:
Каранкевич Алёна Александровна
воспитатель
Тюмень
2020
Теоретические аспекты работы воспитателя в группе младенческого возраста по приучению детей к режиму дня в условиях дома ребёнка.
Правильный режим основывается на главной закономерности жизненных процессов - их периодичности.
Режим дня – это рациональное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка, а также правильное чередование различных видов деятельности во время бодрствования [1].
Вопросы режима уже давно разработаны теоретически и широко известны в практике. Для того, чтобы правильно построить режим, прежде всего следует установить правильный режим сна и бодрствования.
Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина считали режим основой жизни. Они писали о том, что соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность сна и бодрствования, определенное чередование всех гигиенических процессов и кормления, своевременность занятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур. Режим способствует нормальному функционированию организма, является основным условием своевременного и правильного физического и нервно-психического развития, бодрого настроения, спокойного поведения малыша [2].
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
В.А. Зебзеева, И.И. Левашова, С. В. Теряева в своих работах выделяют основные компоненты режима:
- дневной сон,
- бодрствование,
- прием пищи,
- время прогулок [2].
Правильный режим является непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей. Правильный режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.
Показателями правильно составленного режима являются:
1. Отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов, негативных реакций и т.д.).
2. Уровень деятельности малыша соответствует возрасту.
3. Ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому.
4. У ребенка хороший аппетит, глубокий сон.
5. Малыш принимает активное участие во всех режимных процессах и положительно к ним относится [4].
Основные принципы организации режима в группах младенческого и раннего возраста:
1. Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.
2. Обеспечить единство и постоянство подхода со стороны всех воспитывающих лиц, а именно: детский сад, семья, преемственность в работе всего персонала группы.
3. Обеспечить частое и преимущественно индивидуальное общение ребёнка со взрослыми, особенно в период адаптации.
4. Обеспечить доброжелательное общение взрослого с ребёнком, создавая благоприятную эмоциональную обстановку в группе. Общение должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным.
5. Обеспечить правильное поведение взрослого. Помнить золотое правило: поведение взрослого – образец для подражания ребёнка. Ребёнок –зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны.
6. Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе.
7. Постепенное включение каждого ребёнка в режимный процесс.
Чёткость выполнения режима дня во многом зависит от того, как сам малыш регулирует своё поведение на основе выработанных привычек и навыков самообслуживания. Опыт показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребёнка выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых, без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения, как организованность и самодисциплина, чувство времени, умение экономить его.
Основные требования к режиму дня в группе детей младенческого возраста.
Осуществляя режимные моменты, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности). Приближенный к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада способствует его комфорту, хорошему настроению и активности. Нарушение привычного распорядка приводит к ухудшению настроения ребёнка, пониженному эмоциональному фону и, как следствие, - к ослаблению иммунитета.
Для здоровья и развития ребёнка имеет большое значение режим дня. Он организовывает жизнь и ребёнка, и родителей и помогает справиться с множеством дел спокойно, без суеты. Еда, сон и прогулки в определенное время дисциплинируют малыша, который привыкает к распорядку и легче перестраивается с одного занятия на другое. Создание режима дня в соответствии с рекомендациями детских врачей и педагогов необходимо для воспитания гармоничной личности.
Организм ребёнка приспосабливается к определенному биоритму и к сроку настраивается на прием пищи или сон, а все органы и системы функционируют в нем слаженно. Нарушения этого режима являются причиной не только капризов, но и болезней. Важно поддерживать здоровье ребёнка и создавать условия для его благополучного роста и развития [7].
Обычно дети, которые привыкли к чёткому распорядку дня, отличаются бодростью, жизнерадостностью и уравновешенностью.
Если ребёнок посещает детское учреждение, то он и его родители вынуждены придерживаться определенного режима дня. У не посещающих такие заведения детей образ жизни зависит от родителей. Обычно мамы по часам кормят и укладывают спать детей первых лет жизни, регулярно выводят их на прогулку. Если режим дня по какой-либо причине изменяется, то ребенок начинает капризничать, у него нарушаются сон и аппетит, появляются возбуждение или вялость.
Режим дня помогает воспитывать в ребёнке самостоятельность. Он знает, что необходимо мыть руки перед едой, убрать игрушки перед сном, и обычно без капризов соглашается это сделать. Распределение времени на различные занятия в течение дня и по дням недели помогает сделать нагрузку равномерной, в результате чего и ребенок будет менее подвержен переутомлению, а значит, учебно-игровая деятельность окажется более успешной.
В раннем дошкольном возрасте закладывается характер ребёнка, а к пяти годам он уже полностью сформирован, далее он будет только усиливаться, более отчетливо проявляться. Режим дня помогает выработать организованность, успевать выполнять действия в срок, способствует учебному процессу, который у малышей происходит в игровой форме [3].
У детей первых трёх лет режим дня изменяется наиболее часто. Это связано с изменениями числа приёмов пищи, продолжительностью ночного и частотой дневного сна. Распорядок дня направлен на воспитание и способствует росту, физическому и психологическому развитию, укреплению здоровья, а также развитию речи.
Дети младенческого и раннего дошкольного возраста отличаются повышенной утомляемостью. Для них характерна неустойчивость нервных процессов и быстрая истощаемость нервной системы. Чередование различных видов деятельности помогает поддерживать хорошую работоспособность в течение дня. Смена деятельности приводит к активизации различных зон коры головного мозга, поэтому у ребенка поддерживается тонус и не возникает выраженной усталости.
Жизнедеятельность организма человека имеет определенные биоритмы, связанные со сменой дня и ночи. В течение дня активность ребенка изменяется. Максимальная работоспособность отмечается в 8-12 и 16-18 ч. В период с 14 до 16 ч ребенок проявляет наименьшую активность. Именно поэтому занятия, которые могут вызвать переутомление, планируют на первую половину дня, а после обеда устраивают тихий час (обычно сон). Учёт биоритмов в создании распорядка дня помогает оптимально распределить нагрузку ребенка [9].
Изменяется работоспособность и в течение недели. После выходных дней ребёнок в понедельник адаптируется к существующему в детском саду режиму. В последующие дни он втягивается в различные занятия, учебный процесс, игры и проявляет наибольшую работоспособность. К концу недели нарастает усталость и работоспособность снижается, что связано с недостаточной физической активностью (во время занятий детям приходится много сидеть, не все игры сопровождаются движением) и все нарастающей умственной нагрузкой. Именно поэтому рекомендуется с детьми играть в подвижные игры, больше гулять на улице, при планировании дня чередовать умственную и физическую нагрузку. Если ребенок в течение дня сохраняет хорошую работоспособность, не переутомляется, то он психически более стабилен.
В дошкольном возрасте дети сохраняют бодрость на протяжении не более 5-6 ч, поэтому им необходим дневной сон. Режим дня помогает ребенку засыпать и просыпаться в одно время. Если есть полноценный ночной сон, а значит и отдых, то будет и хорошее настроение утром после пробуждения.
Обязательным условием правильной организации жизни ребенка первого года жизни является физиологический режим. Он должен обеспечить соответствующий возрасту и состоянию ребёнка ритм смены сна и бодрствования, согласованный с ритмом кормления, и их правильную последовательность, а также необходимое для каждой возрастной категории детей суточное количество часов сна.
На основе исследований Н.М. Щелованова (Таблица 1) установлены качественные изменения и закономерности развития бодрствования и сна у детей раннего возраста.
Таблица 1
Изменение продолжительности бодрствования, количества и длительности отрезков дневного сна и количества кормлений в течение суток у детей в возрасте от 1 мес. до 1 года
Возраст | Кормление | Бодрствование, ч | Сон | Кол-во часов сна в сутки | |||
Кол-во | Интервал, ч | Кол-во периодов | Длит-ть периода, ч | Ночной, ч | |||
1-3 мес. | 7 | 3 | 1-1,5 | 4 | 2-1,5 | 10-11 | 18,5-17,5 |
3-6 мес. | 6 | 3,5 | 2-1,5 | 4 | 2-1,5 | 10-11 | 17,5-16,5 |
6-9 мес. | 5 | 4 | 2-2,5 | 3 | 2-1,5 | 10-11 | 16,5-15,5 |
9 мес. – 1 год | 4-5 | 3,5-4,5 | 2,5-3,5 | 2 | 2,5+1,5-2 | 10-11 | 15,5-14,5 |
У новорожденного ребёнка сон и бодрствование возникают многократно в течение суток, длительность их различна. Ребёнок почти все время спит, но сон его беспокоен, прерывист, а бодрствование кратковременно; правильнее было бы сказать, что ребенок находится в дремотном состоянии. Здоровый новорожденный ребёнок проявляет беспокойство или кричит, когда на это есть причина (он голоден, хочет спать, ему холодно или очень жарко).
В дом ребёнка в основном попадают дети с различными заболеваниями нервной системы, и на одного взрослого приходится от 3 до 8 детей раннего возраста. В этих условиях выработка режима оптимизирует становление суточного ритма «сон – бодрствование».
Наличие пищевой доминанты у новорожденного позволяет в первые дни жизни (на 7-10-й день) выработать у него ритм кормления. В начальный период приучения к режиму ребенок обычно сам не просыпается к кормлению. Если он спит спокойно и крепко, следует подождать некоторое время, пока не наступит поверхностный сон: будить ребенка для кормления лучше именно в это время. Отклонение от времени кормления в пределах 20–30 мин в таких случаях вполне допустимо. Если же ребенок просыпается и кричит за 20–30 мин до установленного времени кормления, то его можно начать кормить раньше. К концу второй недели жизни к каждому кормлению он будет просыпаться сам.
К концу 1-го месяца жизни устанавливается суточный ритм сна и бодрствования, когда основная часть сна приходится на ночь, а бодрствования – на день.
К 2–2,5 мес. устанавливается и дневной ритм – это наиболее трудный этап формирования режима.
Ритм кормления определяется суточной потребностью ребёнка в пище, объемом пищи, усваиваемой в одно кормление, длительностью процесса усвоения и связан с ритмом бодрствования и сна (зависит от него).
Кормление через равные промежутки времени устанавливается с первых дней жизни ребёнка и сохраняется до 9 мес., так как в этом возрасте даже самая незначительная задержка кормления вызывает беспокойство, возбуждение, крик.
Очень важно установить правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей ребенка: до 9-10 мес. наиболее целесообразна такая последовательность, при которой ребёнок сначала ест, после чего активно бодрствует, а затем спит.
После 9-10 мес. последовательность изменяется (так же, как и ритм кормления), что связано с увеличением длительности бодрствования и сокращением количества отрезков дневного сна.
При назначении режима дня и его изменении необходимо учитывать не только возраст каждого ребёнка, но и его индивидуальные особенности (потребность в определенной длительности бодрствования, частоте и длительности дневного сна), физическое развитие, состояние здоровья.
Переводить ребенка на следующий возрастной режим можно лишь по сумме признаков, учитывая не только возраст, но и особенности поведения (очень медленное засыпание; отказ от дневного сна или раннее пробуждение после него; сохранение активности до конца бодрствования; беспокойство во время кормления или признаки голодного возбуждения задолго до кормления).
Особенно труден переход на режим с двумя отрезками дневного сна, так как при этом меняется не только ритм, но и последовательность всех элементов режима. Поэтому переводить на новый режим надо постепенно: сначала сокращают длительность каждого дневного сна и увеличивают период бодрствования; затем сокращают число отрезков дневного сна, но увеличивают их длительность. При этом до полного привыкания ребёнка к новому ритму следует максимально сократить его бодрствование: раньше накормить, раньше уложить спать и т. д.
Точное соблюдение режима имеет большое значение, однако иногда возможны и отступления от него. Если видно, что ребёнок устал, нужно уложить его спать раньше времени, предусмотренного по режиму. Когда малыш сам не просыпается ко времени ночного кормления, лучше не будить его, а подождать, пока он не начнёт проявлять признаки беспокойства.
Режим дня составляют так, чтобы в течение каждого отрезка бодрствования сменялись разные виды деятельности. В режиме дня всех подгрупп должно быть установлено время для проведения индивидуальных и групповых занятий, массажа и гимнастики, для оздоровительных и гигиенических процедур. В теплое время года для детей старше 9 мес. указывается время прогулки. Массаж делают ежедневно 1 раз в день до кормления или через 30–40 мин после еды. Купают детей до полугода ежедневно; купать их можно перед любым отрезком дневного сна, но целесообразнее всего перед четвертым дневным сном. Детей в возрасте от 6 до 9 мес. можно купать перед третьим дневным сном, а после 9-10 мес. – перед ночным сном (3–4 раза в неделю).
Показателем правильности режима является поведение ребенка: при нормальном режиме он не возбужден, спокоен, активен во время бодрствования; к концу бодрствования его активность уменьшается, он зевает – видно, что хочет спать; уложенный в кровать, спокойно и быстро засыпает, крепко спит и просыпается вовремя бодрый, спокойный; от еды не отказывается.
Для четкого выполнения режима необходимо обязанности персонала распределить так, чтобы дети в группе никогда не оставались одни. Воспитатель и няня, занимаясь уходом за детьми, выполняют одинаковую работу, но делают ее не одновременно, а поочередно.
Варианты режима кормления новорожденных детей
1) 5.00; 8.00; 11.00; 14.00; 17.00; 20.00; 23.00 ч.
2) 6.00; 9.00; 12.00; 15.00; 18.00; 21.00; 24.00 ч.
3) 6 ч; 9 ч 30 мин; 13 ч; 16 ч 30 мин; 20 ч; 23 ч 30 мин.
Режим 1 (с конца периода новорожденности до 2,5–3 мес.)
1-й вариант
Кормление: 5.00; 8.00; 11.00; 14.00; 17.00; 20.00; 23.00.
Бодрствование: 8.00-9.00; 11.00–12.00; 14.00–15.00; 17.00–18.00; 20.00–21.00.
Сон: 9.00–11.00; 12.00–14.00; 15.00–17.00; 18.00–20.00; 21.00-8.00 (ночной).
Купание: 14.45 или 17.45 или 20.45.
Примечание. После кормления в 5 ч ребенка сразу укладывают спать. Температуру измеряют утром и вечером во время кормления.
По этому режиму живут дети 1-2-го месяца жизни, просыпающиеся к кормлению задолго до 6 ч утра и нуждающиеся в большем времени для сна.
При наличии в группе 1-го года жизни нескольких возрастных подгрупп этот режим позволяет утром (в 6–8 ч) разобщить детей и обеспечить воспитателю возможность их обслуживания.
2-й вариант
Кормление: 6.00; 9.00; 12.00; 15.00; 18.00; 21.00; 24.00.
Бодрствование: 6.00-7.00; 9.00–10.00; 12.00–13.00; 15.00–16.00; 18.00–19.00.
Сон: 7.00-9.00; 10.00–12.00; 13.00–15.00; 16.00–18.00; 19.00-6.00 (ночной).
Купание: 15.45 или 18.45 (перед сном).
Индивидуальные занятия: во 2, 3 и 4-й отрезки бодрствования.
Примечание. К концу этого возрастного периода длительность бодрствования увеличивается до 1,5 ч. Детей, спокойно бодрствующих в это время, укладывают спать последними (в 7.00; 10.30; 13.30; 16.30; 19.30), а затем переводят на режим следующей возрастной подгруппы. Температуру измеряют утром и вечером во время кормления.
Режим 2 (с конца периода новорожденности до 6 мес.)
Кормление: 6.00; 9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30.
Бодрствование: 6.00-7.30; 9.30–11.00; 13.00–14.30; 16.30–18.00; 20.00–21.00.
Сон: 7.30-9.30; 11.00–13.00; 14.30–16.30; 18.00–20.00; 21.00-6.00 (ночной).
Купание: 17.45 (перед сном).
Игры и занятия: проводятся во 2, 3, 4-м отрезках бодрствования, в свободное от кормления и гигиенических процедур время.
Примечание. Детей старше 4 мес., у которых длительность бодрствования увеличивается до двух часов, укладывают спать в 7.30; 11.30; 15.00; 16.30.
Вначале укорачивают 4-й, а затем 2-й или 3-й отрезки дневного сна. Желательно, чтобы днем дети спали на свежем воздухе 3–4 раза. Измерение температуры проводится утром и вечером во время кормления детей.
Если ко времени проведения занятий не все дети закончили есть, последних кормит няня.
Режим 3 (от 5–6 мес. до 9-10 мес.)
Кормление: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00.
Бодрствование: 6.00-8.00; 10.00–12.00; 14.00–16.00; 18.00–20.00.
Сон: 8.00–10.00; 12.00–14.00; 16.00–18.00; 20.00-6.00 (ночной).
Групповые игры и занятия: 11.00; 15.00.
Индивидуальные занятия: во 2-й и 3-й отрезки бодрствования, в свободное от кормления и гигиенических процедур время.
Купание: 19.45 (перед ночным сном) или перед 3-м дневным сном.
Примечание. Детей старше 7–9 мес., длительность бодрствования которых увеличивается до 2 ч 30 мин, укладывают спать в 8.00; 12.30; 16.30 и 20.30.
Если в группе много детей до 9 мес., то целесообразно развести их во время утреннего кормления: можно начинать кормление детей одной подгруппы в 6.30 или в 7.00 утра.
Режим 4 (от 9-10 мес. до 1 г. – 1 г. 2 мес.)
1-й вариант
Бодрствование: 6.30-9.00; 11.30–14.00 (14.30); 16.00 (16.30)-19.30(20.00).
Кормление:
завтрак -7.00(7.15),
обед -11.30,
полдник -16.00 (16.30),
ужин – 19.00(19.30),
ночное кормление – по мере пробуждения детей с 22.00.
Сон:
дневной 1-й – 9.00–11.30,
дневной 2-й – 14.00–16.00 (14.30–16.30),
ночной -19.30 (20.00) – 6.30.
Групповые занятия: 8.30; 12.45; 13.30; 17.30.
Индивидуальные занятия: на протяжении всех отрезков бодрствования, в свободное от кормления и гигиенических процедур время.
Купание: 18.30 (19.00) или 19.30 (20.00) перед ужином или ночным сном.
Туалет: после сна, перед сном, в середине бодрствования.
Примечание. С 22 ч следует кормить детей только по мере пробуждения (по назначению врача).
Если в группе много детей в возрасте от 9-10 мес. до 1 года, то для этой подгруппы целесообразно установить 2–3 варианта режима дня. По первому варианту должны жить младшие дети и дети ослабленные, с повышенной возбудимостью. Они меньше бодрствуют и больше спят. К году длительность бодрствования у них может увеличиться до 3–3,5 ч.
2-й вариант
Бодрствование: 6.30-9.30; 12.00–15.00; 17.00–20.00.
Кормление:
завтрак – 7.00 (7.15),
обед – 12.00,
полдник – 14.45 (15.00),
ужин – 19.00(19.15),
ночное кормление – по мере пробуждения детей с 22.00.
Сон:
дневной 1-й – 9.30–12.00,
дневной 2-й – 15.00–17.00,
ночной – 20.00-6.30. Групповые занятия: 8.30; 13.00; 13.45; 17.30.
Индивидуальные занятия: на протяжении всех отрезков бодрствования, в свободное от кормления и гигиенических процедур время.
Купание: 18.30 (перед ужином) или 20.00 (перед ночным сном).
Туалет: после сна, перед кормлением, перед сном, в середине бодрствования.
Примечание. После второго дневного сна детям дают питье, витамины, соки.
2-й вариант режима рассчитан на самых старших детей (11 мес. – 1 г. 2 мес.), физически крепких, уравновешенных.
В доме ребёнка очень важно не только установить правильный режим, но и методически верно осуществлять все режимные процессы. От этого в большой степени зависят физическое и нервно-психическое развитие ребенка, его эмоциональное состояние.
Предложения взрослого что-то сделать (есть, спать, совершить туалет) должны совпадать с потребностями ребёнка. А это возможно лишь при точном соблюдении режима, внимательном наблюдении за ребёнком, умении понимать его состояния.
Начиная какую-либо процедуру после игры или режимного процесса, надо подготовить к ней ребёнка добрыми, ласковыми словами, создаваемой обстановкой, переключать его постепенно, не применяя насилия.
Ребёнок первого года жизни не может сам занять себя, долго бодрствовать без участия взрослого. Пока дети спят, воспитатель подготавливает все необходимое для самостоятельной деятельности, в манеже и за барьером на полу раскладывает игрушки, подбирая их таким образом, чтобы они соответствовали возрасту и уровню развития детей, их должно быть немного – 2–3 на каждого ребёнка.
Роль воспитателя в разные отрезки бодрствования детей различна. Так, в начале бодрствования, когда малыши просыпаются и их начинают кормить, и в конце, когда они устают и их укладывают спать, воспитатель принимает минимальное участие в организации деятельности детей.
Накормив, воспитатель начинает заниматься с детьми: показывает, как обращаться с игрушками, меняет игрушки, переключает каждого малыша с одного вида деятельности на другой, меняет положение ребёнка в манеже или его позу на полу, перекликается с детьми, подносит их к окну, к зеркалу.
Для спокойного состояния детей очень важно, чтобы в группе была тишина. Шум утомляет, из-за него ребёнок не слышит речь взрослого, собственный голос, голоса других детей.
Детям старше 2 мес. одного эмоционального общения уже мало, с ними нужно проводить и занятия.
С помощью занятий у ребенка формируют те умения, которыми он не может овладеть самостоятельно. Занятия проводят по программе, в одних и тех же условиях, по определенной методике.
Для обучения ребёнка первого года жизни, особенно первых месяцев жизни, используются все моменты общения, но для достижения своевременного развития необходимы систематические специальные занятия. Благодаря им самостоятельная деятельность детей (действия с предметами, движения, речь) постоянно усложняется.
Все занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и сопровождаться ласковыми словами взрослого. Речь взрослого вызывает у ребёнка положительные эмоции, интерес, помогает установить контакт между взрослым и ребёнком, делает его внимание более устойчивым. После 6 мес., когда малыш начинает понимать слова взрослого, важна не только эмоциональная и интонационная сторона речи, но и её содержание.
Новые умения на первом году жизни формируются медленно, они с трудом возникают и первое время неустойчивы. Поэтому все занятия, цель которых – обучить новому умению, проводятся индивидуально. Ежедневные индивидуальные занятия предусматриваются с двух месяцев и до года, а при задержке в развитии – до достижения ребёнком уровня этого возраста.
В каждый отрезок бодрствования с ребёнком надо провести несколько индивидуальных занятий, чередуя их с самостоятельной деятельностью.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития ребенка. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Прогулки с детьми в возрасте 1-3 мес. проводятся от -10°С до +30°С (сон). С 3 до 6 месяцев от -15°С до +30°С (сон). С 7 до 12 месяцев от -15°С до +30°С (сон) летом пребывание под рассеянными лучами солнца 2-3 раза в день по 10 минут.
Основоположники педиатрии считали, что день, проведённый без прогулки, – потерянный день в жизни детей. Важно правильно, соответственно сезону и погоде, одеть и обуть ребёнка, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.
Зимой резкое действие холодного воздуха воспринимается прежде всего кожей лица и слизистыми покровами верхних дыхательных путей, поэтому особенно важно предупреждать охлаждение детей, следить за тем, чтобы они могли свободно дышать через нос, чтобы ноги и руки их были сухими.
Летом по возможности все режимные процессы проводятся на воздухе.
Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей, поэтому грамотно организованный режим пойдёт на пользу малышу. Показатель правильности режима – поведение малыша: он спокоен и активен, не плачет, не возбужден, не отказывается от еды, быстро засыпает, крепко спит и просыпается бодрым.
В младенческом возрасте ведущая деятельность – эмоциональное общение. Особенностью первого года жизни является очень быстрый темп развития, которое находится в большой зависимости от воздействий взрослого человека. На первом году жизни у детей формируется, и ярко выражаются определённые потребности: в общении с взрослыми, двигательной активности, в различных впечатлениях.
Отсутствие родных мам, то, что дети постоянно находятся в детском коллективе, - это специфически влияет на поведение, развитие, здоровье детей. На воспитателе лежит очень большая ответственность за жизнь и здоровье детей, поэтому одной из главных задач является своевременная профилактика и коррекция всех отклонений в развитии, здоровье и поведении детей, облегчении их адаптации в группе.
В доме ребёнка очень важно не только установить правильный режим, но и методически верно осуществлять все режимные процессы. От этого в большой степени зависят физическое и нервно-психическое развитие ребёнка, его эмоциональное состояние.
Таким образом, режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Список использованных источников
- Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль: учебник / ред. М. Ф. Рзянкиной, В. Г. Молочного. – Ростов на Дону: Феникс, 2005 – 376 с.
- Зебеева, В.А. Организация режимных процессов в ДОУ / В.А. Зебеева. - Москва: ТЦ Сфера,2017. - 80с. - (Библиотека руководителя ДОУ).
- Зерщикова, И. В. Особенности воспитания детей раннего возраста / И.В. Зерщикова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №3. - С. 89-91.
- Макарова, Л. И. Физиолого-гигиенические принципы организации режима дня и учебного процесса в образовательных организациях: учебное пособие / Л. И.Макарова, И. Г. Погорелова; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков. –Иркутск: ИГМУ, 2016 – 52 с.
- Развитие и воспитание детей в домах ребенка: учеб. пособие для системы послевуз. проф. образования врачей педиатров / [В.А. Доскин и др.]; / под ред. В.А. Доскина и З.С. Макаровой. – Москва: Изд-во ВЛАДОС-ПРАЕСС. 2007. - 375с. - (Библиотека работника детского дома и дома ребенка).
- Реабилитация детей в домах ребенка: учеб. пособие для системы послевуз. образования врачей педиатров / [Доскин В.А., Макарова З.С., Ямпольская Р.В.]; под ред. В.А. Доскина, З.С. Макаровой. - Москва: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 335 с. - (Библиотека работника детского дома и дома ребенка).
- Рыбаченко, А. Б., Барба, М. Ф., Харсекина, Е. В. Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт как форма сопровождения детей, не посещающих детский сад / А.Б. Рыбаченко, М.Ф. Барба, Е.В. Харсекина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №2. - С. 83-85.
- Современные подходы к работе с детьми раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие [Текст] / Сост. И.И.Левашова, С.В.Теряева. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011 - 204 с.
- Устинова, С. В., Грименко, Е. А. Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ / С.В. Устинова, Е.А. Грименко // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – Санкт - Петербург: Заневская площадь, 2014. - С. 155-157.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Обучение лепке в игре детей 2-4 лет в условиях дома ребёнка»
Презентация педагогического проекта...
План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»
План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...
Педагогический анализ воспитательно – образовательной работы воспитателей 2 группы раннего возраста за 2019 – 2020 учебный год
Списочный состав детей на начало года составлял 27. Из них 17 мальчиков и 10 девочек. На конец года - 27 детей. Из них 17 мальчиков и 10 девочек. В течение года списочный соста...
Педагогический анализ воспитательно – образовательной работы воспитателей 2 группы раннего возраста ( Попович Г.П., Беляева Н.Г.) за 2019 – 2020 учебный год
Списочный состав детей на начало года составлял 27. Из них 17 мальчиков и 10 девочек. На конец года - 27 детей. Из них 17 мальчиков и 10 девочек. В течение года списочный состав груп...
.Самоанализ работы воспитателя 2 группы раннего возраста.
Самоанализ (годовой отчет) 2 группы раннего возрастаГруппа раннего возраста «Курносики»....
Социализация детей раннего возраста с ОВЗ посредством информационно-коммуникативных технологий в условиях дома ребёнка
Использование ИКТ в работе с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии...
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ в группе раннего возраста
ПЛАНИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫВОСПИТАТЕЛЯОктябрь 2024 2 группа раннего возраста1Климова ЛидаД/И «ВКЛАДЫШИ» ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг,...