Тема: Развитие устной речи у детей 6-7 лет
консультация
Предварительный просмотр:
Доклад - выступления
Тема: Развитие устной речи у детей 6-7 лет
Воспитатель: Юдина С.Б.
В формировании устной речи детей выделяют несколько направлений:
Воспитание звуковой культуры речи
Формирование грамматического строя речи
Формирование лексического строя речи (словаря)
Развитие связной речи
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и
грамматически правильное его использование
Словарный запас бывает пассивным и активным.
Пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает.
Aктивный словарь - это слова, которые ребенок говорит.
Активный богатый словарный запас свидетельствует об уровне
интеллектуального развития человека.
Словарный запас ребенка в основном формируется в семье и складывается
уже к 6-7 годам.
Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч
слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные,
глаголы, качественные прилагательные, наречия. В своей речи он активно
использует антонимы (грустный - весѐлый, высоко - низко),
синонимы (например, пес, собака, псина), слова – действия, слова –
признаки. Под задачами речевого развития понимают Воспитание звуковой культуры речи, куда входит развитие фонематического слуха и восприятия (узнавание неречевых звуков, речевых звуков)
Развитие навыков звукового анализа и синтеза
Коррекция звукопроизношения (отсутствие, пропуски, замены, искаженное
произношение звуков)
Развитие плавного речевого выдоха
Формирование лексико-грамматического строя речи, куда входит
Активизация употребления в речи слов, обозначающих качества и действия
предметов
Обучение пониманию и правильному использованию в речи предлогов и
наречий
Обучение словоизменению и словообразованию
Развитие связной речи, куда входит
Развитие диалогической речи
Развитие монологической речи
Кроме того, существуют выразительные средства речи, такие, как темп и
ритм речи, высота и сила голоса и интонационная выразительность
Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний – это процесс
постепенный и достаточно сложный. Наиболее доступным видом развития
связного высказывания является диалог.
Формирование речи без опоры на готовый сюжет предполагает ведение
диалога детьми на базе имеющихся представлений и знаний о предметах, их
качествах и назначении.
Мы в своей работе по развитию устной речи используем:
Рассказ-описание предмета; это способствует развитию умственных
операций анализа и синтеза, наблюдательности, мышления и воображения.
Монолог-описание, развивает у детей умение наблюдать в наблюдаемых
предметах части и признаки (главные и второстепенные), адекватно
обозначать их словами. Вопросы: что ты знаешь о предмете? Что предмет
расскажет о себе?
Загадки-описания предметов;
Образец загадок-описаний дает взрослый используя вопросы от имени
предметов или объектов: Угадай, кто я такой? Угадай моѐ название?
Сравнительный рассказ-характеристика, в нем описываются два предмета с
контрастными признаками. Предметы противопоставляются по величине,
цвету, форме, деталям, материалу и т.д. После выделения различий
определяются общие признаки.
Рассказ по серии картинок;
развивает у детей наблюдательность, способствует уточнению имеющихся
представлений и обогащению их новыми сведениями.
Работа над серией последовательных картинок включает приемы:
Определение последовательности событий;
Ответы на вопросы по каждой картинке;
Образец рассказа или сказки данный взрослым;
Рассказы детей с опорой на картинки;
Рассказ без зрительного подкрепления;
Инсценировка сюжета;
Пантомима (обыгрывание действий персонажа без слов).
Рассказ по сюжетной картинке;
содержит информацию о событиях и фактах, которые произошли с самим
ребѐнком. Примерные темы: «Как ты провел выходной?», «День рождения»,
«Твой любимый питомец», «Как ты помогаешь маме» и др.
Рассказ из личного опыта;содержит информацию о событиях и фактах,
которые произошли с самим ребѐнком. Примерные темы: «Как ты провел
выходной?», «День рождения», «Твой любимый питомец», «Как ты
помогаешь маме» и др.
Сочинение сказок и рассказов - перед рассказом актуализируется словарь:
даются упражнения на усвоение грамматических категорий языка, на
составление словосочетаний по теме рассказа; уточняется значение
отдельных слов.
Чтение стихов наизусть
Для успешного формирования устной речи детей необходимо создать
благоприятные условия:
вызвать интерес у детей и избегать быстрого утомления. Игра, рисование.
Художественное слово и другие средства побуждают познавательную
активность ребенка.
Игры и игровые упражнения разнообразны по целям и содержанию и
направлены на развитие, совершенствование речевой деятельности ребенка.
Мы используем игры для формирование лексико-грамматического строя
речи.
“Найди по цвету”
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде
и числе.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род,
число), а ребѐнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой
форме прилагательного. Например:
Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
“Назови ласково”
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
Покажите ребенку предмет, затем объясните, что это большой предмет
(например, «Это большое яблоко») и попросите ребенка, назвать его ласково
или назвать такой же маленький предмет.
Например, яблоко-яблочко, мяч-мячик, дом-домик и т.д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения
Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/17/picture-1056142-1539800925.jpg)
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Развитие устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе экологического воспитания»
Задача и цели профессионального развития Основной целью моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-386978-1390227712.jpg)
Статья "ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК БАЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА"
При наличии правильно построенного педагогического процесса достигается переход к новым формам общения – речевым. Повышение эффективности восприятия детьми с нарушением слуха фонетической ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/23/picture-1033330-1524482492.jpg)
План самообразования РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ МИНИАТЮР» НА 2021-2022 уч. год
изучение влияния двигательно-речевых миниатюр на развитие устной речи у дет старшего дошкольного возраста с ОНР...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-310998-1381208201.jpg)
Проект " Развитие устной речи у детей раннего возраста"
Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Читающий человек –мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге, начиная с раннего возраста. Ведь книга ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/06/picture-844432-1478438721.jpg)
Консультация для педагогов "Занимательная азбуковедение; развивающие игры и упражнения для дошкольников в практике работы по развитию устной речи у детей".
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду - это развитие речи....