План самообразования РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ МИНИАТЮР» НА 2021-2022 уч. год
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
изучение влияния двигательно-речевых миниатюр на развитие устной речи у дет старшего дошкольного возраста с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2022.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВАИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №7 «ОСТРОВ СОРКОВИЩ»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА:
«РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ МИНИАТЮР»
НА 2021-2022 уч. год
ВОСПИТАТЕЛЬ: СТЕПАНОВА НЮРГУЯНА НИКОЛАЕВНА
Тема: «Развитие устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством
использования двигательно-речевых миниатюр»
Актуальность темы определяется двумя факторами. Во-первых, в связи с принятием ФГОС дошкольному образованию перед дошкольными образовательными организациями стоит серьезная задача не только подготовки детей к школе, но и включает владение речью как средством общения культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой и т.д.
Во-вторых, в процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста не всегда удается сохранить поразительную языковую чувствительность детей к словотворчеству. Хотя человек практически всю жизнь познает новые явления и обозначающие их слова, учится разбираться оттенках слов, фонетика и грамматика, по мнению многих ученых-языковедов, осваиваются в основном от двух до пяти лет.
Цель: изучение влияния двигательно-речевых миниатюр на развитие устной речи у дет старшего дошкольного возраста с ОНР Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения и анализа необходимой литературы данной проблеме.
- Разработать и апробировать систему занятий с детьми и родителями по развитию устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством использования двигательно-речевых миниатюр.
- Провести сравнительный анализ развития разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста в начале и в конце учебного года на примере детей подготовительной логопедической группы «Почемучки» МБДОУ ЦРР -д/с № 7 «Остров сокровищ» г. Якутска.
- Оформить в группе уголок, накопить необходимый материал по теме самообразования.
- Работать в тесном сотрудничестве с другими специалистами и использовать миниатюры разнообразных занятиях, в повседневной жизни детей, на прогулках, при проведении вечер развлечений и праздничных утренников.
Предполагаемый результат: В процессе внедрения в речь двигательно-речевых миниатюр постоянного их использования в повседневной жизни ребенка, на прогулках, на различных занятиях педагогами разных направлений активизируется словарь, развивается связная речь благодаря разнообразию заданий и активной двигательной деятельности укрепляются мышцы ребенка, улучшается координация движений, становится более широкой их амплитуда, постепенно исчезает зажатость плечевых и локтевых суставов, раскрепощаются кисти и палы появляется большая подвижность и гибкость суставов ног и всего туловища. Все это способствует интенсивному развитию общей и тонкой моторики и речи детей с ОНР.
Перспективный план работы по самообразованию: I этап: Теоретический
- выявление проблемы, теоретическое изучение вопроса - в течение всего периода;
- изучение научно-методической литературы:
Авдеева Ю.В. «Коммуникативное развитие детей 5-7 лет, 2012
Алябьева Е.А. «Игры для детей 4-7 лет. Развитие речи и воображения», 2010
Лифиц Е.А. «Развитие речи, движения и мелкой моторики», 2010
Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения», 1971
Селеверстов В.И. «Речевые игры с детьми», 1978
Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно», 2001
Рудик О.С. «С детьми играем - речь развиваем», 2012
Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребенка. Проблемы и задачи исследования речи детей», 1985
Красильникова Л.В. «Развитие речевой активности детей 6-7 лет», 2010
- изучение опыта работы воспитателей логопедических групп посредством интернет сообществ (maam.ru, nsportal.ru и т.д.) - в течение всего периода.
- изучение статей в журналах по данной теме «Дошкольное воспитание» и т.д. - в течение всего периода.
- этап: Практический
- проведение диагностики речевых нарушений у детей логопедической группы – начало и конец учебного года.
- изготовление пособий и дидактических игр - в течение всего периода.
- создание, пополнение и обновление предметно-развивающей среды в речевом уголке течение всего периода.
- использовать двигательно-речевые миниатюры на разных занятиях, во время режим моментов, при проведении логопедических пятиминуток, включить их в комплексы гимнастики после сна, в сценарий вечеров развлечений и т.д. - в течение всего периода.
- проведение анкетирования, консультаций и индивидуальных бесед с родителями д логопедической группы (учитель-логопед и воспитатели) - в течение всего периода
- разучивание текстов и движений с детьми - в течение всего периода.
Работа с родителями:
- организовать совместно с учителем-логопедом консультацию на тему «Роль двигательно-речевых миниатюр в развитии речи ребенка» - октябрь 2021 г.
- организовать выставку дидактических игр для речевого развития детей, сделать мини-сборник с двигательно-речевыми миниатюрами - в течение всего периода.
- провести открытое занятие для родителей с использованием миниатюр - конец учебного 2022 г.
Система занятий по развитию речи с использованием двигательно-речевых миниатюр Сентябрь
Дата | Тема содержания | Программное содержание | Используемая двигательно-речевая; миниатюра |
1 неделя | Детский сад | Познакомить с помещением детского сада, расширить представления о труде работников детского сада. Развивать внимание и понимание речи. | «Мой сад» Цель: развив внимание и понимание речи, эмоциональной сферы. |
2 неделя | Предметы туалета | Уточнить обобщающее понятие «предметы туалета», уточнить и активизировать словарь по данной теме | «Щетки» Цель: развивать KI мелкой моторики памяти, воображения. Использовать середине занятия посредством беседы о КГН. |
3 неделя | Овощи | Закрепить и расширить представления об овощах, сборе урожая, заготовке овощей на зиму | «Огород» Цель: развитие внимание к ело выделять название предметов, их признаки |
4 неделя | Фрукты | Закрепить и расширить представления о фруктах, сборе урожая, заготовке фруктов на зиму | «Апельсин» Цель: развив; внимание к ело выделять название предметов, их признаки |
Октябрь
1 неделя | Ягоды | Сформировать представление о | «Чаепитие» |
ягодах (название, внешние | Цель: развив. | ||
признаки, обобщающее слово) | внимание, память | ||
подражательные | |||
движения. |
знания названии, строения грибов и окраски шляпки, где растут, какие бывают грибы | «но дорожке в лес» Цель: работа звуками [Р], [Г]. | ||
3 неделя | Осень | Активизировать словарь по теме. Закрепить знание основных признаков осени, учить подбирать синонимы к глаголам. | «Перелетные птицы: Цель: развитие слухового внимания пружинные движения ног. |
4 неделя | Деревья | Закрепить знание названий деревьев, их строение, учить различать хвойные и лиственные деревья | «По дорожке в лес» Цель: повторе текста, развитие внимания, движений |
Ноябрь
1 неделя | Игрушки | Учить вслушиваться в обращенную речь. Выделять названия предметов, действий, признаков | «Платье для куклы» Цель: развитие пам5 речи, эмоциональной сферы |
2 неделя | Одежда, обувь, головные уборы | Закрепить знание названий предметов одежды, обуви, головных уборов. Учить подбирать синонимы. | «Сапожок» Цель: снятие внутреннего мышечного зажима эмоционального напряжения |
3 неделя | Дом и его части | Расширить представления о домах, архитектуре, строительных материалах. | «Строим дом» Цель: развив подражательные движения |
4 неделя | Мебель | Закрепить знание названий мебели, ее отдельных частей и обобщающее слово. Расширить знания о назначении мебели, различных ее видов. | «Чаепитие» Цель: развивать внимание, память, подражательные движения. |
Декабрь
1 неделя | Семья | Расширить знания о семье, закрепить знания о родственных отношениях в семье. | «Маме помогаю» Цель: воспитывать чувство любви к своим близким и родным желание помочь развитие общих движений |
2 неделя | Зима | Углубить представления о зиме, состоянии погоды зимой, явлениях зимней природы. | «Мороз» Цель: развитие общих движений, ориентировка пространстве, работа над звуками [3], [С] |
3 неделя | Зимующие птицы | Закрепить знания о зимующих птицах, обобщающее слово. Учить подбирать действия к предмету | «Скворечники» Цель: развить воображения подражательных действий |
~г nv^vjjyi | vjnivmnw рсиилсчспий | rcitmwpwib представления и | «снежинки» |
новогоднем празднике. Рассказать | Цель: развитие | ||
как встречают Новый год в разных | основных движений | ||
странах | ориентировка | ||
пространстве, развитие | |||
памяти и внимание, | |||
воображения. |
Январь
1 неделя | Рождественские каникулы | - | - |
2 неделя | Рождественские каникулы | - | - |
3 неделя | Домашние птицы и их детеныши | Познакомить с названиями домашних птиц и их детенышей, внешним видом, повадками, с условиями жизни | «Скворечники» Цель: повторение текста, развитие воображения, подражательных движений |
4 неделя | Домашние животные и их детеныши | Расширить и углубить представления о домашних животных и их детенышах | «Лошадки» Цель: работа над звуком [Ц], развитие воображения подражательных движений |
Февраль
1 неделя | Домашние животные и их детеныши | Расширить и углубить представления о домашних животных и их детенышах | «Теленок» Цель: развитие воображения подражательных движений |
2 неделя | Дикие животные наших лесов | Закрепить представления о диких животных, учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона. Закрепить знание названий детенышей животных | «Три медведя» Цель: развитие внимания, движений. |
3 неделя | День Защитника Отечества | Систематизировать знания о Дне защитника Отечества, героях ВОВ | «Защитники Отечества» Цель: развитие мелкой моторики. |
Март
1 неделя | Транспорт | Расширить представление о транспорте, сформировать представления о воздушном, водном и наземном транспорте | «На шоссе» Цель: работа над звуком [Ш], развитие координации. |
2 неделя | Женские профессии | Дать представление о профессиях мам. Закрепить знания о празднике 8 марта | «Мамочка» Цель: самомассаж подушечек пальцев нажимы, растирания |
3 неделя | Продукты питания | Расширить представления о продуктах питания, закрепить знание названий блюд | «Суп для куклы» Цель: развитие мелкой моторики, координации движения |
-г П^диш | посуда | Уточнить и расширить представления о посуде, материале, из которого она сделана. Учить различать кухонную, столовую и чайную посуду, называть части посуды | «Посуда» Цель: развитие внимания, памяти, общих движений |
5 неделя | Весна | Уточнить представление о характерных признаках весны (увеличение светового дня, таяние снега) Ознакомить с названиями весенних месяцев. | «Шаловливые сосульки» Цель: снятие внутреннего мышечного зажима и эмоционального напряжения |
Апрель
1 неделя | Город | Обобщить и расширить представления и знания о родном городе, его истории и достопримечательностях | «Парк аттракционов) Цель: развитие общих движений, ориентировки в пространстве |
2 неделя | Перелетные птицы | Закрепить знания о птицах, понятия перелетные, водоплавающие | «Птички» Цель: развитие мелкой моторики |
3 неделя | Весна | Уточнить представление о характерных признаках весны (увеличение светового дня, таяние снега) Закрепить названия весенних месяцев. | «Солнышко» Цель: развитие памяти, внимания, работа над звуками [Ш], [Ж] |
4 неделя | Комнатные растения | Показать, что весной происходит бурный рост комнатных растений, обобщить представления об уходе за комнатными растениями | «Цветок» Цель: развитие координации движения |
Май
1 неделя | Электроприборы | Сформировать представление о том, что электроприборы сделаны людьми. Определить назначение основных электроприборов в доме, учить как с ними обращаться | «Стирка» Цель: развитие общих движений |
2 неделя | День Победы | Расширить знания о празднике День Победы | «Защитники Отечества» Цель: повторение текста, развитие мелкой моторики |
3 неделя | Насекомые | Обобщить и расширить знания о жизни насекомых весной, вредных и полезных насекомых | «Жук» Цель: развитие Ориентировки в пространстве |
4 неделя | Цветы | Закрепить знания названий цветов. Учить различать садовые и полевые цветы | «Цветы» Цель: работа на звуком [Ц], координация движения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей»
Цель проекта – внедрение метода развития связной речи у детей-дошкольников с ОНР III уровня с помощью составления описательных рассказов на основе визуальных схем-моделей...
Мастер-класс Тема: «Развитие музыкально-творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий. Музыкальный бизикуб.
Мастер-класс нацелен на расширение представлений педагогов о дидактическом пособии "Музыкальный бизикуб", о методах и приёмах, развивающих музыкально-творческие способности дошкольников млад...
Проект "Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора "ТИКО""
Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Развитие конструкторских способностей у детейсреднего и старшего дошкольного возраста посредством констр...
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИМВОЛОВ И СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
В системе работы по формированию навыка фонематического анализа и синтеза предсталены основные понятия, которые формируются при формировании данных навыков и используемые опорные символы и схемы, помо...
План по самообразованию педагога «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования палочек Х.Кюизенера»
Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиск...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» на 2021-2022 учебный год
Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала че...
отчет по самообразованию "Развитие математических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и...