Консультация для педагогов "Занимательная азбуковедение; развивающие игры и упражнения для дошкольников в практике работы по развитию устной речи у детей".
консультация (подготовительная группа)

Елена Александровна  Капаева

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду - это развитие речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_dlya_pedagogov_konsultatsiya.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 26 «СКАЗКА»

607661 Нижегородская область город Кстово улица Жуковского дом 2

Тел.(83145) 2 – 83 – 92, email: kstovo.skazka@mail.ru 

Сообщение к педсовету

Тема: «Занимательное азбуковедение:

развивающие игры и упражнения для дошкольников

в практике работы по развитию устной речи у детей»

Выполнила воспитатель

Капаева Елена Александровна

Кстово

2023год

Вопросы развития связной речи исследовали С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Т. В. Ахутина и др. По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных.

Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи; обогащения, закрепления и активации словаря; совершенствование грамматической правильности речи; формирования разговорной (диалогической) речи; развития связной речи; воспитания интереса к художественному слову; подготовки к обучению грамоте.

В дошкольном возрасте игра — ведущая деятельность детей и одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.

Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста можно разделить на три основные группы:

Первая группа – это подвижные игры.

Вторая группа – это дидактические игры.

Третья группа – это сюжетно - ролевые игры, игры драматизации.

У всех видов игр есть единая задача – умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, выполнять установленные правила игры. Здесь развитие речи играет главную, основную роль.

 С этой целью на практике применяют следующие подвижные игры:

Подвижные игры.

1.Подвижные речевые игры  (Топни-хлопни. Сидит ворон на дубу. Колокольчики звенят.  Кот и мыши. У медведя во бору. Кошки-мышки. Два мороза. Мы весёлые ребята. Гуси-гуси. Баба-яга. Дети, по ходу движения, выполняют команды: «дерево» - остановка руки вверх; «куст» - приседают; ).

 Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

2. Игры на развитие мелкой моторики («Составь узор из спичек и палочек»

Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом. «Заплети косичку» ( для индивидуальных занятий.) Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.

 «Угадай букву». Цель игры: развивать мелкую моторику, закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление. «Выкладывание по контуру». Цель: развивать точность движений.  И др.)

3.  Подвижные игры на развитие звукопроизношения.

Игра «Придумай слова на определенный звук»

Педагог по очереди кидает мяч игрокам, которые называют слова на определенный звук, например – П.

4. Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве

Все дети с речевой патологией – имеют нарушение функции правильного письма. Поэтому у детей необходимо формировать пространственное представление. В игровых заданиях используются предлоги: в, на, за, перед, около.

Играющие выполняют команды: Встаньте на ковёр, положите игрушку в ящик, сядь за стол, встаньте перед диваном, положите на тумбочку и т.д.).

В подготовительной группе подвижные игры, организуются не только воспитателем, но и детьми, если игры интересны для детей, проходят живо, эмоционально, непринужденно.

Особое внимание уделяется дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, расширяется представление об окружающей действительности, совершенствуется внимание, память, наблюдательность, мышление.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Дидактические игры.

К ним относятся:

Настольно – печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.

Словесные игры

С помощью словесных игр у детей улучшается речь и речевое общение, так как в каждой словесной игре одной из первых задач является развитие связной речи.

Дидактические игры проводятся поэтапно, с усложнением: подготовительный, развивающий, закрепляющий этап.

  1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи.

Цели: развивать у детей слуховое внимание. Научить детей находить заданный звук в слове; умение выделять заданный звук, определять место заданного звука. Развитие умения различать слова – паронимы на слух; научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

Игра «Найди звук». Цель: находить слова, которые начинаются с одинакового звука.(шуба, шапка, шарф – со зв.Ш, жук, жаба-Ж и т.д.).

 Назови овощи, фрукты, ягоды со звуком «Р» (морковь, груша, гранат, смородина),   «РЬ» (перец, черешня, репа и др.).

«Сломанный телефон», «Найди звук», «Едем, летим, плывём», «Составь слово», «Игра «Узнайте звук» (хлопните в ладоши, если он есть в слове - ива, индюк, шар, астра, Ира, красный, синий, Илюша, яблоко, сливы). Игра «Где звук». (Определите позицию звука в словах: нос, санки, низко, пятница, красный, кони, ночь, окна, огонек, носорог). Игра « Слоговой аукцион». (Придумайте слова, начинающиеся со слога ба…, . бу…, бо…, бе…). Игра « Найди лишнее слово». (Круг, плуг, друг, волк, тигр, грач. Гром, гнездо, горох, гвоздь, клад, град). Игра «Замени звук» (Замените звук [з] в слове зуб звуком [д], чтобы получилось другое слово. (Дуб). Замените звук [у] в слове лук звуком [а], чтобы получилось другое слово. (Лак). Замените звук [л] в слове лак звуком [м], чтобы получилось другое слово. (Мак)) и др.

  1. Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря). Цель: дифференциация понятий, активизация словаря. активизация глагольного словаря; Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные слова, учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закреплять слова-обобщения; упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

«В мире растений», «Фрукты – овощи», «Скажи наоборот», «Подбери слово», «Найди лишнюю картинку», «Четвёртый лишний», «Верно ли это?», «Подбери точное слово», и др.

  1. Игры для составления слов, словообразование. «В гостях у лесника», «Что из чего сделано?»(стол из дерева-деревянный стол, мяч из резины-резиновый мяч и т.д.), «Из какого материала», «Придумай новые слова», «Говорящие слова» (босые ноги-босоножки, вода  падать-водопад и др.).  «Цель: упражнять детей в подборе однокоренных слов.
  2. Игры для развития грамматического строя речи. «Живые слова», «Дополни предложение», «Придумай предложение», «Объясните, почему…», «Один и много», «Добавь слова», «Найди ошибку», «Правильно или нет?», «Закончи фразу», «Какой? Какая? Какое? Какие?» (называть признаки предмета, обогащать речь прилагательными), «Найди точное слово», «Один-много»(упражнять в образовании мн.числа и правильном употреблении слов в род.п.), «Распространи предложение» и др.

  Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений, по структурной схеме,  дополнять предложение; развивать речевую активность, быстроту мышления. 

  1. Игры и упражнения по развитию связной речи. Игровое упражнение «Распространи предложение». Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут. (Куда? Зачем)» Или более усложненный вариант«Дети идут в школу, чтобы.» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра «Пойми меня». Цель — развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Игровое упражнение «Если бы.». Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования. Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как : «Если бы я был волшебником, то.» «Если бы я стал невидимым.» «Если весна не наступит никогда.»

Игровое упражнение «Закончи сам». Цель — развитие у детей связной речи, воображения.

Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

«Кто больше заметит небылиц?», «Найди картинке место», «Исправь ошибку». Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации; научить устанавливать или соблюдать правильную последовательность действия; находить лишние для данного рассказа детали.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. Так как в ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

 Если развитие речи идёт через сюжетно-ролевую игру, то сюжет игры нужно строить таким образом, чтобы в нее были включены элементы и игры-драматизации, хороводной и дидактической игры.

Сюжетно – ролевые игры (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:

1. соблюдение правил,

2. социальный мотив игр,

3. эмоциональное развитие,

4. развитие интеллекта дошкольника,

5. развитие воображения и творчества, речи.

Одним из важным условием развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них; наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. Также наряду с сюжетными игрушками, нужно использовать предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики, кирпичики, цилиндрики и т. д.).

Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Поэтому, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

«В пустых стенах ребенок не заговорит…»

Поэтому предметно- развивающая среда должна быть оснащена современным игровым оборудованием, которое включает наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

Между речью и игрой существует связь: речь развивается и активизируется в игре, а игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, осмысливая их; словом, он выражает свои мысли и чувства.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения

Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста  с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....

Консультация"Готовимся к школе: развивающие игры и упражнения"

Консультация"Готовимся к школе: развивающие игры и упражнения"...

Методическое пособие "Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО "

Пособие адресуется педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, методистам ДОУ, родителям при организации досуга детей в семье, а также будет интересно студентам дошкольных отделений ...

Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей»

В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь усложняются программы, которые требуют от учеников более сильн...

Методические рекомендации для родителей: «Занимательная логика: развивающие игры и упражнения для дошкольников»

Развитие логического мышления – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основной его деятельностью является не ...