Обучение сотрудничеству. Рассуждения психолога.
статья
Немного личных рассуждений на тему проблем коммуникации у детей и о том, какую роль в этом играет родитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_storone_rebenka.docx | 13.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Мне видится, что одна из основных задач детского сада- это научить детей конструктивной коммуникации, сотрудничеству. Сама среда детского сада предъявляет к детям достаточно много требований в этом отношении. Необходимо соблюдать очередь в бытовых, режимных моментах, в игре, а также установленные воспитателем правила. В более старшем возрасте дети должны уметь создавать свои правила в игре, и, безусловно, соблюдать их выполнение.
Нам, взрослым, может показаться, что всё это сделать очень просто. Неужели мой ребенок не сможет подождать в очереди, чтоб прокатиться на горке? Или не возьмет другой стул, если его заняли?
На самом же деле ребенок должен обладать огромным спектром умений для того, чтобы суметь выполнить эти требования. Но сегодня не об этом. Сегодня о том, что случается после того, как компромисс не случился и дети не смогли договориться.
Чаще всего случается конфликт с последствиями, например, потасовка. И тогда у родителей возникает вопрос: кто же виноват?
Эволюционно сложилось так, что мать всегда защищает детеныша. В дикой природе без защиты матери детеныш не выживет. У людей в социальной среде все немного иначе. Мать действительно на стороне ребенка, однако на инстинкт накладывается еще и социальный контекст. Есть в психологии понятие локуса контроля. Он может быть внешним (экстернальным) и внутренним (интернальным). При внешнем локусе причины неудач мы ищем во внешней среде, при внутренним- начинаем поиск причин с себя и своего поведения. У родителей тоже есть локус контроля! И очень часто от родителей, которые, якобы, на стороне ребенка, я слышу: "это не он", "он хороший и добрый мальчик, он бы так не поступил", "это всё Саша Васин, надо его наказать!".
Бесспорен тот факт, что дети "копируют" поведение родителей. Также, они копируют и локус контроля.
Как мне кажется, намного продуктивнее, хоть и труднее, показывать пример того, что человек сам способен выстраивать, менять свои эмоции и поведение. Что он не объект, которого "провоцируют" или "заставляют", на которого "влияют". Важно научить ребенка тому, что в большей степени ответственность за его поведение лежит не на ком-то, а на нем самом. Если локус контроля ребенка будет обращен к себе, то ему будет намного проще определять свои желания, свои чувства и эмоции, а затем эмоции и желания других. Ему будет проще в более старшем возрасте выстраивать отношения, разрешать конфликты. Это совсем не значит, что всё зависит от ребенка и, что полностью исключаются внешние обстоятельства, которые влияют на ситуацию. Это значит, что превалирующую роль играет сам ребенок, а уже второстепенную- обстоятельства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения детей рассуждению
Индивидуальное развитие детей немыслимо без речевого оформления суждений и умозаключений, которое выражается в докозательстве, в форме текста-рассуждения....
«Обучение сотрудничеству ребенка со сверстниками как условие подготовки к обучению в школе»
laquo;Обучение сотрудничеству ребенка со сверстниками как условие подготовки к обучению в школе»...
Дистанционное обучение. Задания от психолога.
Задания от психолога...
Дистанционное обучение. Задания от психолога.
Задания от психолога...
Методика обучения детей рассуждениям
Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи....
Сотрудничество педагога - психолога и музыкального руководителя при проведении образовательной деятельности по художественно – эстетическому сопровождению детей дошкольного возраста.
Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя дошкольной образовательной организации строится в рамках психолого-педагогического сопровождения реализации образовательной области &laqu...
Технология обучения сотрудничеству как ключевая технология в образовательном процессе ДОУ
Технология сотрудничества позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения, что создаёт острую необходимость подготовки дете...