Методика обучения детей рассуждению
консультация по развитию речи по теме

Рытова Галия Равильевна

Индивидуальное развитие детей немыслимо без речевого оформления суждений и умозаключений, которое выражается в докозательстве, в форме текста-рассуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_obucheni_detey_rassuzhdeniyu.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект консультации для воспитателей

по методике развития речи

Обучение детей дошкольного возраста рассуждению.

Развитие связной речи детей - одна из наиболее значимых и сложных задач речевого воспитания. Классики отечественной педагогики  К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева подчеркивали необходимость обучения детей рассказыванию, предлагали формы и методы обучения монологической речи. Современная дошкольная педагогика и методика развития речи тоже относят эту проблему к числу приоритетных в обучении детей. Вместе с тем следует отметить, что под монологом подразумевается  исключительно развитие описательной и повествовательной речи. Формирование умений рассуждать всегда относили  к школьному периоду в связи со сложностью данного типа речи в содержательном и языковом отношении. Рассуждение предполагает не только констатацию фактов, признаков, действий, развивающихся во времени, а обязательно некоторый анализ имеющегося опыта. Установление причинно- следственных связей в рассуждении предусматривает использование сложных синтаксических конструкций, более четкую логику высказывания.

 В настоящее время целый ряд программ воспитания и обучения дошкольников прямо направлены на развитие умственных способностей детей. Так, по программе »Развитие» в учебный процесс дошкольного учреждения вводятся занятия по пространственному моделированию, логике и т.п. Цель занятий по логике – найти несоответствие противоречие в рисунке, высказывании и объяснить его. На занятиях по конструированию дошкольники разъясняют последовательность строительства и особенность постройки. Таким образом, индивидуальное развитие детей немыслимо без речевого оформления суждений и умозаключений, которое выражается в доказательстве, в форме текста-рассуждения. Необходимость обучения детей данному типу речи становится очевидной.

Согласно современному подходу к  процессу развития речи, разработанному Ф.А. Сохиным, О. С. Ушаковой и их сотрудниками, такое

обучение должно строится на формировании языковых обобщений и элементарного осознания детьми явлений языка и речи. Нужно формировать у детей элементарные представления  о данном типе текста, познакомить с алгоритмом его составления. Данное уточнение является принципиальным, поскольку до сих пор в работе по развитию речи ведущим является практическое овладение детьми родным языком . Осознанию дошкольниками языковых явлений не уделяется должного внимания . В тоже время доказано, что эффективность работы по развитию речи зависит от усиления  лингвистической основы обучения, ознакомления дошкольников с системой языковых правил. Это позволяет формировать речевые умения и навыки сознательно, с опорой на систему ориентиров , а не методом проб и ошибок ( Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, О.С.Ушакова, Е.М.Струнина и др.).

Все существующие системы обучения языку предполагают упражнение детей в составлении разных видов рассказов. Известный языковед Л.В.Щерба отмечал: « Упражняться можно только в чем-либо известном… Если же правила неизвестны, то и упражняться не в чем». Именно такими упражнениями  без правил является работа над связной речью во многих альтернативных программах  воспитания и обучения дошкольников.

Можно выделить задачи обучения речи-рассуждению детей старшего дошкольного возраста:

-формировать у детей представления о сущности речи-рассуждения, о функции данного типа текста;

-формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающей действительности и выражать их в речи;

-учить вычленять существенные для доказательства выдвинутого тезиса признаки явлений;

-формировать представления об оформлении текста-рассуждения в речи, о языковых особенностях объяснения (структура характеризуется определенной последовательностью - тезис, доказательство, вывод; между частями используются слова-связки: потому - что, так как, поэтому, значит, следовательно, вот почему и т .п.);

-поощрять активный поиск соответствующих доказательству языковых средств, наиболее адекватно передающих мысль доказательство;

-упражнять в использовании при доказательстве видно – модальных  слов: во-первых, во вторых, в- третьих, для большей четкости аргументации, для убедительности объяснения использовать примеры (Не все птицы летают, например, страус).

Решение поставленных задач осуществляется, прежде всего, на занятиях по развитию речи, где детям даются знания об особенностях рассуждения как типа речи. Используются известные в обучении описанию и повествованию приемы:

-пропуск частей рассуждения

-перепутывание частей

-дополнение объяснения недостающими аргументами

-коллективные рассуждения с воспитателем и детьми.

Воспитатель выделяет состав рассуждения дает начало и слова - связки  между частями: «Наступила весна, потому что, во-первых,… во-вторых,… в- третьих,…Вот почему…»    

Эффективны содержательные и структурные модели рассуждения. Содержательные модели подсказывают, о чем надо говорить, доказывая выдвигаемый тезис, структурные напоминают- напоминают об оформлении рассуждения. Можно использовать в работе со старшими  дошкольниками модель в виде дерева, где ствол - мысль, которая доказывается, ветви –аргументы в пользу мысли, а крона в виде полукруга- вывод.

Полученные на речевых занятиях знания и умения рассуждать закрепляются на различном материале в разных видах деятельности: природоведческом – объяснение явлений природы, литературном- объяснение мотивов поведения поступков героев, смысла пословиц, метафорических загадок,  фразеологизмов, математическом- объяснение ответов к задачам.

На занятиях по логике, математике, развитию речи хорошо использовать такие логические упражнения, как «Найди лишний предмет» (пенал, мяч, линейка), «Найди пару», «Так бывает или нет?», «Хорошо-плохо», «Найди  ошибку» (яблоко круглое, а лимон - кислый, зебра полосатая, а леопард - злой, холодильник белый, а ковер - мягкий), «Чего не хватает?». В последнем упражнении следует найти связь между  предметами и подробно объяснить свой выбор слова: белка- дупло ,лиса-…(нора), цветок- бутон, лист-…

На реевых занятиях в контексте словарной работы хорошо использовать рассуждение в заданиях: «Объясни словечко»(подосиновик, телогрейка, безветрие, пограничник, подснежник, мухомор, овощевод), «Почему так говорят?»(золотые руки; воздух как стекло; ослиное упрямство; молоко убежало и т. п.), «Когда так говорят?» (Хочешь есть калачи, не сиди на печи. Варианты: 1.После работы нужен отдых. 2. Чтобы хорошо жить, надо хорошо трудиться. 3. Лежа есть вредно).

Полезно проводить грамматические упражнения на закрепление умений строить сложноподчиненные предложения разных типов, необходимых  при доказательстве: «Закончи предложение» (Мальчик быстро бежал, так как …; Собака  грозно зарычала, потому что…; Мама отругала сына за то, что…)

На   занятиях по чтению или рассказыванию традиционно воспитатель беседует с детьми по теме произведения. Обязательно следует давать задания на выяснение понимания идеи рассказа или сказки в форме рассуждения: прав ли мужик в рассказе Л. Н.Толстого « Три калача и одна баранка?»; почему старуха осталась у разбитого корыта?» (по сказке А.С. Пушкина).

        Таким образом, только работа, проводимая в системе, предполагающая обучение  как содержанию, так и оформлению   речи- рассуждения в разных видах деятельности позволит сформировать устойчивое умение пользоваться  данным типом речи в разных ситуациях.

                                        (Современное  детство: развитие , образование,                                                 культура: Материалы Всероссийской научно-                                                         практической конференции.- Ульяновск:                                 Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2004.-200с.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод объединение "Методика обучение детей раннего возраста слушанию и рассказыванию художественных произведений"

Методика обучения детей слушанию рассказывания художественных произведений...

Загадки и речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности способству...

Играем вместе. Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упражнению) имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении преимущественно используются игровые приемы.

Учимся играть вместе.Как же научить малыша ловкости и уме­лости в играх с мячом. Методика обу­чения детей раннего возраста упражнени­ям и играм с мячом (как и любому физиче­скому упраж...

Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы страховки) - подсказки для инструктора

Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы стр...

Методика обучения детей построению высказываний типа рассуждений

Методика обучения детей построению высказываний типа рассуждений...

Методика обучения детей рассуждениям

Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи....

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формир...