Технология обучения сотрудничеству как ключевая технология в образовательном процессе ДОУ
методическая разработка

Смагина Ирина Сергеевна

Технология сотрудничества  позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения, что создаёт острую необходимость подготовки детей к соответствующему типу обучения. Поэтому внедрение учебного сотрудничества непосредственно на развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста является одним из средств решения проблем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_obucheniya_v_sotrudnichestve.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технология обучения сотрудничеству как ключевая технология

в образовательном процессе ДОУ

Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми направлена на обеспечение условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира.

Актуальность данной технологии заключается и в том, что она позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения, что создаёт острую необходимость подготовки детей к соответствующему типу обучения. Поэтому внедрение учебного сотрудничества непосредственно на развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста является одним из средств решения проблем

Роза  Семеновна Буре Коллективная деятельность детей на занятиях имеет большую воспитательную роль, в частности, у детей в процессе взаимодействия развиваются  умение договориться, уступать сверстнику, соблюдать правила, действовать по инструкции.

Галина Анатольевна Цукерман При контактах со сверстником ребенок учится добывать недостающую информацию с помощью вопросов, планировать предстоящую деятельность, строить свое действие с учетом действий партнера, понимать относительность, субъективность мнений, строить свое поведение в соответствии с эмоциональным состоянием партнера.

Целью данной технологии является развитие навыков сотрудничества у детей младшего и старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности развивающего цикла.

Достижение этой цели предполагается посредством решения следующих задач: 

 - Формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе.

 -Развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий.

 -Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

Программа «Радуга» Образовательная технология предусматривает организацию обучения сотрудничеству с 5-го года жизни в продуктивных видах деятельности – конструирование, ручной труд.

Работа с использованием технологии сотрудничества предполагает последовательное прохождение с детьми следующих этапов:

1. Цель первого этапа работы на НОД с детьми – освоение элементарных форм учебного сотрудничества. Данный этап программы реализуется с детьми младшего дошкольного возраста.

2. Целью второго этапа – освоение правил взаимодействия с взрослым и сверстниками в процессе учебного сотрудничества. Данный этап программы реализуется с детьми старшего дошкольного возраста (старшая группа).

3. Цель третьего заключительного этапа – обучение детей самостоятельного выбору формы организации в непосредственно-образовательной деятельности. Данный этап программы реализуется с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).

Развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, имеют особую структуру:

1. На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?»

Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе которой каждый ребенок хочет высказаться, и роль воспитателя.

Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и предлагает проверить кто прав, через реальные действия: «вот попробуем выполнить, и увидим, кто из нас был прав»

2. Второй структурный элемент НОД – определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом.
Это, прежде всего – 
работа в парах, в которой дошкольники осваивают один из видов сотрудничества: действия по правилу (т.е. разделение материала по какому либо признаку) или по роли (т.е. разделение функций).

        Другая форма сотрудничества детей – это деятельность в микрогруппах совместно действующих детей.

        Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.

3. Третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно у доски, на отдельном материале.

4. Четвертый структурный элемент – организация контроля и оценки предполагает действия контроля и оценки.

        Взаимопроверка и взаимооценка осуществляется при работе детей группами, парами, самостоятельно. Анализу подвергается каждая операция и способ её выполнения.

        Важным шагом в этом становится обучение детей самооценке.

        Самооценка предполагает, что ребёнок, умеющий учиться, должен уметь оценивать свои достижения.

        После выполнения задания ребёнок подводит итоговую оценку (например, работа прогнозировалась как легкая, я оказалась тяжёлой).

Таким образом, в процессе реализации данной технологии дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия меду собой и с педагогом; навыками само и взаимного контроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология сотрудничества как ключевая технология в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Презентация учебного занятия для воспитателей ДОУ, где раскрыты высказывания ученых о необходимости обучения дошкольников навыкам сотрудничества со сверстниками,как рассматривают эту тему современные ...

О преимуществах технологии игрового сотрудничества со старшими дошкольниками в процессе приобщения к музыкально-ритмическим движениям.

В статье рассматриваются важность и эффективность применения в практике музыкального воспитания старших дошкольников инновационной педагогической технологии игрового сотрудничества с педагогом....

Применение дистанционных технологий обучения в ДОУ в современном образовательном процессе

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного ...

Семинар-практикум для воспитателей «Технология сотрудничества как ключевая технология образовательного процесса ДОУ»

Сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми, психологическое равноправие, открытость, уважительное отношение к различиям во мнениях и подходах в реш...

Применение дистанционных технологий обучения в ДОУ в современном образовательном процессе

Применение дистанционных технологий обучения в ДОУ в современном образовательном процессе...

Консультация для воспитателей «Технология сотрудничества - как ключевая технология в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»»

Технология сотрудничества - это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным поиском целей и анализом х...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятельности ...