Развитие познавательной активности и любознательности у детей 4-5 лет посредством многофункциональных дидактических пособий
презентация к уроку (средняя группа)
Одним из целевых ориентиров ФГОС ставит развитие познавательной активности и любознательности у дошкольников. Актуальность проблемы развития познавательного интереса определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Анализ теоретического и методического материала, а также собственные наблюдения позволяют сделать вывод о важности проблемы формирования познавательной активности и необходимости новых подходов к решению этой проблемы. И таким подходом является создание воспитателем многофункциональных дидактических пособий.
Профессиональной компетентностью педагога является умение создать РППС для развития ребёнка.
Игра дидактическая [греч. didaktikos - поучительный] - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие игры дидактические составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями.
Совместно с родителями мы создали такую дидактическую игру «Времена года в детском саду».
Данная игра разработана на основе иваноционного проекта «Сибирский родничок»
Главный герой проекта Родничок обращается к детям и дети ему помогают. Даже есть фигурки, где Родничок в сезонной одежде.
Игра может быть использована в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Макет детского сада был изготовлен из бросового материала (коробки, картон, фрагменты лего-конструктора), украшен заламинированными цветными изображениями.
И предназначен для детей среднего и последующих возрастов дошкольного возраста с усложнением целей и задач.
В макет входят: два дерева, изготовленных из картона, фигурки героя Родничка, сезонная одежда, изображения листвы, почек, разных птиц; изображения природных явлений, снежинки из бумаги, снег из синтепона. Картинки заламинированы и крепятся на липучки к макету.
Многофункциональность дидактической игры «Времена года в детском саду» заключается в реализации следующих дидактических задач:
Дидактические задачи:
- Познакомить или закрепить знания детей сезонных изменений в природе. Отмечать характерные признаки зимы, весны, лета, осени.
- Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.
- Формировать навык составления короткого рассказа о сезонных изменениях с деревом, предметах одежды, животных и птицах.
- Развивать все компоненты устной речи.
- Способствовать развитию умственных процессов.
- Развивать у детей память, мышление, воображение.
- Развивать у детей интерес к живой природе.
- воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру, желание защищать и оберегать его.
- Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.
Проведение дидактического пособия «Времена года в детском саду» включает
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован
- объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, показывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра
- подведение итога игры
Где может применяться:
Макет можно использовать во время организованной образовательной деятельности, в индивидуальной работе и игровой самостоятельной деятельности.
По заданию педагога ребенок может наклеить или с помощью держателя прикреплять изображения на макет.
Методические приемы работы с макетом:
Беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о птицах, деревьях, отгадывание загадок, игры-путешествия, дидактические игры «Назови признаки зимы», «Когда это бывает», «Узнай по описанию», «Прогулка в детский сад».
Заключение
Таким образом, игра с дидактическим пособием
«Времена года в детском саду» способствует развитию детей, открывает множество возможностей для их самостоятельной деятельности. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m-f_didakticheskie_posobiya.pptx | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Маленький ребенок— неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности Актуальность
Познавательное развитие вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности Любознательность это стремление к приобретению новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления
В первые годы своей жизни ребенок не только накапливает впечатления, но и расширяет чувственный опыт, учится ориентироваться в окружающем мире. В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребенка, разнообразны формы общения. Дети учатся не только смотреть, но и рассматривать, наблюдать. Восприятие становится процессом, а не одномоментным актом. А . В. Запорожец считал, что основным средством, помогающим ребенку выделить и распознать качества и свойства предметов, является система сенсорных эталонов . У ребенка постепенно начинает формироваться система знаний. Упорядочивание этих знаний во многом зависит от взрослого, который находится рядом и руководит подбором содержания и методов развития познавательной деятельности. Психологические особенности детей дошкольного возраста
Психологические особенности детей дошкольного возраста «Из взаимодействия индивида со средой завязывается «весь сложный узел активности человеческой личности. Активность личности обусловлена спецификой социальной ситуации её развития» Исследований по данной проблеме Л.С . Выготского, М.Я. Басова, К.А. Абульхановой – Славской , Л.И. Божович
Психологические особенности детей дошкольного возраста «Если рассматривать формирование познавательной активности в связи с поддержкой взрослого, то станет более понятной необходимость развивать как можно раньше внеситуативную познавательную активность ребёнка. Влияние установок, отношений, связанных с формированием внутреннего мира ребёнка, его «внутренней позиции» на познавательную активность проявляется раньше, чем формируется личность. К тому же взрослый всегда формирует личность ребёнка в цело м» Исследования А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина , А.П. Усовой, Н.Н. Поддьякова , С.Л. Новосёловой , А.М. Фонарёва
Дидактическая игра специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями Профессиональной компетентностью педагога является умение создать РППС для развития ребёнка
обучающие: формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность; развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии Спектр целей дидактической игры
способствует - развитию познавательных и умственных способностей; - развитию речи детей; - социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника. Дидактическое пособие «Времена года в детском саду»
Дидактическое пособие «Времена года в детском саду»
Функции дидактического пособия «Времена года в детском саду» . Познакомить или закрепить знания детей сезонных изменений в природе. Отмечать характерные признаки зимы, весны, лета, осени. Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие. Формировать навык составления короткого рассказа о сезонных изменениях с деревом, предметах одежды, животных и птицах. Развивать все компоненты устной речи . Способствовать развитию умственных процессов . Развивать у детей память, мышление, воображение . Развивать у детей интерес к живой природе. Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру, желание защищать и оберегать его.
П роведение дидактического пособия «Времена года в детском саду » включает ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, показывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра подведение итогов игры
Методические приёмы
Игра «Назови признаки зимы» Цель: закреплять знания детей о зиме, сезонных изменениях. Учить детей угадывать и описывать предмет по его характерным признакам. Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, мелкую моторику рук
Игра «Когда это бывает» Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной по существенным признакам. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года. изображением признаков времени года.
Игра «Узнай по описанию» Цель: закреплять знания детей о лете, сезонных изменениях. Учить детей угадывать и описывать предмет по его характерным признакам. Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, мелкую моторику рук
Игра «Прогулка в детский сад» Цель: развивать наблюдательность, познакомить с сезонными явлениями осенью
Трансформируемость Полифункциональность Доступность Безопасность Соответствие требований к РППС
Таким образом, игра с дидактическим пособием «Времена года в детском саду» способствует развитию детей, открывает множество возможностей для их самостоятельной деятельности. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения Заключение
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Развитие познавательной активности и творческих способностей детей посредством конструирования из коктейльных трубочек»
Мастер-класс...
Развитие сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста посредством авторских дидактических пособий в рамках реализации ФГОС.
Автором делится личным опытом работы с авторскими дидактическми пособиями....
Консультация для педагогов "Развитие познавательной активности и любознательности детей с использованием проблемных ситуаций"
консультация...
Контрольв ДОУ " Развитие познавательной активности и любознательности у детей дошкольного возраста в ходе образовательной деятельности"
Использование воспитателями в ходе занятий методов и педагогических приемов, способствующих развитию познавательной активности и любознательности у детей дошкольного возраста.Представлены приказ о про...
Семейная викторина развитие познавательной активности и любознательности. "Мы знатоки" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Цель:Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями.Обогащение родителей педагогическими знаниями, вовлечение в обсуждение нюансов воспитания, вызвать желание поделиться опытом вос...
Чек-лист воспитателя для подготовки занятия, направленного на развитие познавательной активности и любознательности
Современное занятие с дошкольниками должно быть направлено на развитие познавательной активности и любознательности детей, развитие самостоятельности мышления. Для этого воспитателю необходимо использ...