Развитие познавательной активности и любознательности у детей 4-5 лет посредством многофункциональных дидактических пособий
презентация к уроку (средняя группа)

Дзюба Елена Григорьевна

   Одним из целевых ориентиров ФГОС ставит развитие познавательной активности и любознательности у дошкольников. Актуальность проблемы развития познавательного интереса определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

   Анализ теоретического и методического материала, а также собственные наблюдения позволяют сделать вывод о важности проблемы формирования познавательной активности и необходимости новых подходов к решению этой проблемы. И таким подходом является создание воспитателем многофункциональных дидактических пособий. 

   Профессиональной компетентностью педагога является умение создать РППС для развития ребёнка.

Игра дидактическая [греч. didaktikos - поучительный] - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие игры дидактические составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями.

   Совместно с родителями мы создали такую дидактическую игру «Времена года в детском саду».

Данная игра разработана на основе иваноционного проекта «Сибирский родничок»

Главный герой проекта Родничок обращается к детям и дети ему помогают. Даже есть фигурки, где Родничок в сезонной одежде.

Игра может быть использована в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Макет детского сада был изготовлен из бросового материала (коробки, картон, фрагменты лего-конструктора), украшен заламинированными цветными изображениями.

И предназначен для детей среднего и последующих возрастов дошкольного возраста с усложнением целей и задач.

В макет входят: два дерева, изготовленных из картона, фигурки героя Родничка, сезонная одежда, изображения листвы, почек, разных птиц; изображения природных явлений, снежинки из бумаги, снег из синтепона. Картинки заламинированы и крепятся на липучки к макету.

Многофункциональность дидактической игры «Времена года в детском саду» заключается в реализации следующих дидактических задач:                                

Дидактические задачи:

  • Познакомить или закрепить знания детей сезонных изменений в природе. Отмечать характерные признаки зимы, весны, лета, осени.
  • Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.
  • Формировать навык составления короткого рассказа о сезонных изменениях с деревом, предметах одежды, животных и птицах.
  • Развивать все компоненты устной речи.
  • Способствовать развитию умственных процессов.
  • Развивать у детей память, мышление, воображение.
  • Развивать у детей интерес к живой природе.
  • воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру, желание защищать и оберегать его.
  • Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.

Проведение дидактического пособия «Времена года в детском саду» включает

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован 
  • объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил
  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, показывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату 
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра
  • подведение итога игры

   Где может применяться:

Макет можно использовать во время организованной образовательной деятельности, в индивидуальной работе и игровой самостоятельной деятельности.

По заданию педагога ребенок может наклеить или с помощью держателя прикреплять изображения на макет.                                                                

   Методические приемы работы с макетом:

Беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о птицах, деревьях, отгадывание загадок, игры-путешествия, дидактические игры «Назови признаки зимы», «Когда это бывает», «Узнай по описанию», «Прогулка в детский сад».

   Заключение

Таким образом, игра с дидактическим пособием
«Времена года в детском саду» способствует  развитию детей, открывает множество возможностей для их самостоятельной деятельности. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m-f_didakticheskie_posobiya.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательной активности и любознательности у детей четырёх-пяти лет посредством многофункциональных дидактических пособий Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 212» Автор: Дзюба Елена Григорьевна воспитатель г . Зима - 2019

Слайд 2

Маленький ребенок— неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности Актуальность

Слайд 3

Познавательное развитие вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности Любознательность это стремление к приобретению новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления

Слайд 4

В первые годы своей жизни ребенок не только накапливает впечатления, но и расширяет чувственный опыт, учится ориентироваться в окружающем мире. В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребенка, разнообразны формы общения. Дети учатся не только смотреть, но и рассматривать, наблюдать. Восприятие становится процессом, а не одномоментным актом. А . В. Запорожец считал, что основным средством, помогающим ребенку выделить и распознать качества и свойства предметов, является система сенсорных эталонов . У ребенка постепенно начинает формироваться система знаний. Упорядочивание этих знаний во многом зависит от взрослого, который находится рядом и руководит подбором содержания и методов развития познавательной деятельности. Психологические особенности детей дошкольного возраста

Слайд 5

Психологические особенности детей дошкольного возраста «Из взаимодействия индивида со средой завязывается «весь сложный узел активности человеческой личности. Активность личности обусловлена спецификой социальной ситуации её развития» Исследований по данной проблеме Л.С . Выготского, М.Я. Басова, К.А. Абульхановой – Славской , Л.И. Божович

Слайд 6

Психологические особенности детей дошкольного возраста «Если рассматривать формирование познавательной активности в связи с поддержкой взрослого, то станет более понятной необходимость развивать как можно раньше внеситуативную познавательную активность ребёнка. Влияние установок, отношений, связанных с формированием внутреннего мира ребёнка, его «внутренней позиции» на познавательную активность проявляется раньше, чем формируется личность. К тому же взрослый всегда формирует личность ребёнка в цело м» Исследования А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина , А.П. Усовой, Н.Н. Поддьякова , С.Л. Новосёловой , А.М. Фонарёва

Слайд 7

Дидактическая игра специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями Профессиональной компетентностью педагога является умение создать РППС для развития ребёнка

Слайд 8

обучающие: формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность; развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии Спектр целей дидактической игры

Слайд 9

способствует - развитию познавательных и умственных способностей; - развитию речи детей; - социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника. Дидактическое пособие «Времена года в детском саду»

Слайд 10

Дидактическое пособие «Времена года в детском саду»

Слайд 11

Функции дидактического пособия «Времена года в детском саду» . Познакомить или закрепить знания детей сезонных изменений в природе. Отмечать характерные признаки зимы, весны, лета, осени. Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие. Формировать навык составления короткого рассказа о сезонных изменениях с деревом, предметах одежды, животных и птицах. Развивать все компоненты устной речи . Способствовать развитию умственных процессов . Развивать у детей память, мышление, воображение . Развивать у детей интерес к живой природе. Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру, желание защищать и оберегать его.

Слайд 12

П роведение дидактического пособия «Времена года в детском саду » включает ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, показывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра подведение итогов игры

Слайд 13

Методические приёмы

Слайд 14

Игра «Назови признаки зимы» Цель: закреплять знания детей о зиме, сезонных изменениях. Учить детей угадывать и описывать предмет по его характерным признакам. Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, мелкую моторику рук

Слайд 15

Игра «Когда это бывает» Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной по существенным признакам. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года. изображением признаков времени года.

Слайд 16

Игра «Узнай по описанию» Цель: закреплять знания детей о лете, сезонных изменениях. Учить детей угадывать и описывать предмет по его характерным признакам. Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, мелкую моторику рук

Слайд 17

Игра «Прогулка в детский сад» Цель: развивать наблюдательность, познакомить с сезонными явлениями осенью

Слайд 18

Трансформируемость Полифункциональность Доступность Безопасность Соответствие требований к РППС

Слайд 19

Таким образом, игра с дидактическим пособием «Времена года в детском саду» способствует развитию детей, открывает множество возможностей для их самостоятельной деятельности. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения Заключение

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольв ДОУ " Развитие познавательной активности и любознательности у детей дошкольного возраста в ходе образовательной деятельности"

Использование воспитателями в ходе занятий методов и педагогических приемов, способствующих развитию познавательной активности и любознательности у детей дошкольного возраста.Представлены приказ о про...

Семейная викторина развитие познавательной активности и любознательности. "Мы знатоки" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Цель:Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями.Обогащение родителей педагогическими знаниями, вовлечение в обсуждение нюансов воспитания, вызвать желание поделиться опытом вос...

Чек-лист воспитателя для подготовки занятия, направленного на развитие познавательной активности и любознательности

Современное занятие с дошкольниками должно быть направлено на развитие познавательной активности и любознательности детей, развитие самостоятельности мышления. Для этого воспитателю необходимо использ...