Опыт работы по развитию психических процессов и эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактического пособия «Дорожки»
учебно-методическое пособие по психологии (подготовительная группа)
многофункциональное дидактическое пособие «Дорожки».
Это пособие незаменимый помощник в работе с детьми по развитию психических процессов.
В процессе работы с данным дидактическим пособием у детей появляется желание заниматься, потому что есть возможность выполнять разные виды упражнений в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_posobiem_dorozhki.docx | 649.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №3 «ЛАСТОЧКА»
Опыт работы по развитию психических процессов и эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством
использования дидактического пособия «Дорожки»
Педагог-сихолог: Курясева О.Г.
1.Актуальность. Проблема развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста является актуальной на сегодняшний день и играет важную роль в развитие личности в целом, так как дошкольный возраст уникален и то, что будет «недобрано» вначале, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.
Вопросами развития познавательных процессов у детей занимались многие выдающиеся психологи: Л.С.Выгодский, Л. А. Венгер, П.П.Блонский, А.В.Запорожец, Дж. Гилфорд, Р. Торренс, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, О. С. Газман, В. А. Петровский, Р. С. Буре и другие. Л.С. Выготский утверждал, что дошкольный возраст является начальным этапом становления познавательной деятельности. К познавательным процессам ребенка дошкольника относится: восприятие, память, мышление, речь, воображение. Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности. Познавательные процессы представляют огромное значение для ребенка-дошкольника еще и потому, что степень сформированности и развития этих процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей учебной деятельности. Высокий уровень развития познавательных способностей важен в развитии дошкольника. В случае если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента, то эта недоразвитость обязательно повлечет за собой отставание развития других познавательных процессов, возникнут трудности в дальнейшей деятельности (учебной, трудовой, спортивной и т. п.)
В дошкольном возрасте, как показали исследования Л. А Венгера, происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и соотнесение соответствующих предметов с этими эталонами. Благодаря усвоению эталонов, процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Усвоение общественно выработанных эталонов, или мер, меняет характер детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации.
Мышление ребенка формируется в педагогическом процессе и очень важно еще раз подчеркнуть, что своеобразие развития ребенка заключается не в адаптации, не в индивидуальном приспособлении к условиям существования, а в активном овладении ребенком способами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесному мышлению, как показано в экспериментальных исследованиях А В Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Л. А Венгера и др., происходит на основе изменения характера ориентировочно-исследовательской деятельности, благодаря замене ориентировки на основе проб и ошибок более целенаправленной двигательной, затем зрительной и, наконец, - мысленной ориентировкой. В развитии мышления дошкольника существенную роль играеет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений (Л. А Венгер, О. М. Дьяченко и др.) Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.
В центре сознания в дошкольном возрасте, по Л. С. Выготскому, стоит память. В этом возрасте возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала. В основе ориентации в этот период лежат обобщенные представления. Ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т.п. невозможны без развития памяти. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Как указывал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. А что интересней всего для ребенка – дошкольника? Конечно, игра. Игра - основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Особая заслуга принадлежит Е.И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Развитие психических процессов через дидактическую игру – очень эффективный метод.
Провела диагностику на начало года и определила, что у детей посещающих психолога наблюдаются следующие проблемы: плохая память , неустойчивое внимание, мелкая моторика развита слабо, не развитое воображение, сложности в выполнении многоступенчатых инструкций и логических заданий. Есть дети, которые затрудняются в различении и назывании основных цветов спектра.
В поиске чего-то неординарного, интересного и малозатратного в изготовлении мною было разработано многофункциональное дидактическое пособие «Дорожки».
Это пособие незаменимый помощник в работе с детьми по развитию психических процессов.
В процессе работы с данным дидактическим пособием у детей появляется желание заниматься, потому что есть возможность выполнять разные виды упражнений в игровой форме.
Цель: использования системы дидактических игр и упражнений для развития психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, мелкой моторики и активизации умственной деятельности ребенка.
Задачи:
1.Разработать систему дидактических игр и упражнений по развитию психических процессов детей используя многофункциональное пособие «Дорожки» .
2. Разработать перспективный план работы на год по использованию системы упражнений.
3. Определить эффективность данного пособия.
1.Пояснительная записка
- Данное игровое пособие используется для развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, мелкой моторики и активизации умственной деятельности ребенка. Оно обладает гибкостью и простотой в применении. Разнообразие вариантов пособия предполагает как самостоятельную игру одного ребенка, так и в подгруппе 6-8 детей. Пособие привлекает яркостью цвета пробок и картинок на них и возможностью сочетать умственные действия (продолжить последовательность, найти недостающие элементы, составить сказку) с физическими (ввинчивание).
1.2. Способ изготовления пособия «Дорожки». Для изготовления пособия понадобятся деревянные дощечки с приклеенными на них элементами для вкручивания крышек (от соков в бумажных пакетах, по 10 на каждой дощечке, пробки разных цветов, пробки с наклеенными на них числами от 1 до 10, пробки с картинками героев из сказок и схематическими фигурками, карточки с вариантами узора из пробок. Поскольку игровое пособие подразумевает самостоятельную деятельность ребенка , (ввинчивание пробок по заданию, материал для него должен быть пригоден для совершения соответствующих практических игровых действий (пробки должны легко прикручиваться и соответствовать диаметру круга на дощечке).
1.3. Система работы с пособием.
Разработала систему игр и упражнений с использованием данного пособия, направленных на психических процессов дошкольников.
Дидактические игры и упражнения определены в следующие блоки:
- блок - развитие восприятия и памяти.
2- блок - развитие внимания и логического мышления.
3 блок – развитие связной речи, воображения и логического мышления.
С детьми проводилась работа по развитию восприятия, внимания, памяти. мышления.
Перспективный план по развитию психических процессов
посредством системы дидактических игр и упражнений с использованием многофункционального пособия «Дорожки».
Месяц | Название упражнения или Д/игры | Цель | Правила |
Октябрь Ноябрь Декабрь | «Цветные дорожки» «Запомни и повтори узор»
«Найди место» «Продолжи узор». «Дорожка цифр». «Найди соседей данного числа». «Дорога в сказку». «Сочини новую сказку» | Закреплять умение различать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, черный, белый). Закреплять умение различать цвета, развивать зрительную память. Закреплять умение различать цвета упражнять в ориентировке в пространстве по слуховой инструкции Цель: развитие внимания и логического мышления. Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10. Развивать память, внимание и логическое мышление. Упражнять в порядковом счете в пределах 10. Развитие связной речи и логического мышления. Развитие связной речи и творческого воображения. | Ход игры: каждому ребенку дается индивидуальное задание составить дорожку определенного цвета (например - красного). Дети подбирают пробки определенного цвета и прикручивают их на дощечках. Ход игры: Детям показывается на дощечке образец из разноцветных ввинченных пробок (например: 2 красных, 1синяя ,2 желтых). Задание: запомнить последовательность цветов пробок и выложить у себя на доске узор по памяти. Усложнение: количество пробок в узоре можно увеличивать до 10. Ход игры: каждому ребенку дается дощечка, на которой в середине прикручена одна пробка (например красная- у каждого может быть своего цвета или у всех одинакового) Задание: справа от красной пробки прикрути синюю. А слева – желтую. Усложнение: на дощечке можно вкрутить несколько пробок - 2 или 3. Ход игры. Инструкция детям: «Посмотрите внимательно на свою карточку и выложите на дощечке точно такой же узор из пробок у себя на дощечке (карточки разные – у каждого свой узор.). У вас остались еще свободные места на дощечке, вам нужно продолжить узор. Ход игры. Инструкция детям: Задание № 1: «Выложите дорожку от 1 до 10 в порядке увеличения чисел». Задание № 2«Выложите дорожку от 10 до 1 в порядке уменьшения чисел». Каждый играющий получает дощечку с одной (или двумя) ввинченными пробками с цифрами. Пробки на дощечки ввинчены не по порядку, а так, чтобы слева и справа от закрученной пробки были свободные места. Инструкция детям: «Посмотрите каждый на свою дощечку. Вам нужно найти соседей данного числа и прикрутить пробки их слева и справа. Усложнение: на доску прикручиваются пробки не с цифрой, а цветные. Ребенку нужно посчитать, на каком месте по порядку расположены вкрученные пробки и только потом найти цифры соседи. Ход игры: перед каждым ребенком дощечка с прикрученной одной пробкой, на которой изображен герой из сказки. Инструкция детям: «Угадайте, из какой сказки герой на вашей дорожке, подберите других персонажей (или атрибуты) из этого же литературного произведения и расставьте их на дорожке в той последовательности, в которой они встречаются в сказке. Когда на дорожке выстроена последовательность из героев, дети по ней пересказывают произведение. Ход игры: перед каждым ребенком дощечка и набор пробок с картинками героев из разных сказок. Ребенку предлагается выбрать пробки с изображением любых сказочных героев (из разных сказок). Прикрутить пробки в любой последовательности и сочинить свою сказку или историю. |
Вывод:
Проведённая работа по использованию игр с дидактическим пособием «Дорожки» подтверждает, что систематическая работа по развитию психических процессов посредством дидактических игр и упражнений - это источник успешного интеллектуального развития дошкольника, в результате которого у ребенка развивается речь, мышление , мелкая моторика, восприятие, память, внимание и воображение.
Вариант «Цветные дорожки»
Цель: закреплять умение различать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, черный, белый).
Материал: дощечки для ввинчивания пробок (по количеству играющих, пробки разных цветов.
Ход игры: каждому ребенку дается индивидуальное задание составить дорожку определенного цвета (например - красного). Дети подбирают пробки определенного цвета и прикручивают их на дощечках.
Вариант «Продолжи узор».
Цель: развитие внимания и логического мышления.
Материал: дощечки для ввинчивания пробок (по количеству играющих, пробки разных цветов, карточки с нарисованными разноцветными кругами
(по одной на каждого играющего).
Ход игры. Инструкция детям: «Посмотрите внимательно на свою карточку и выложите на дощечке точно такой же узор из пробок у себя на дощечке
(карточки разные – у каждого свой узор.). У вас остались еще свободные места на дощечке, вам нужно продолжить узор.
Вариант «Дорожка цифр».
Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10. Развивать память, внимание и логическое мышление.
Материал: дощечки для ввинчивания пробок (по количеству играющих, пробки с цифрами от 1 до10 (по комплекту на каждого играющего).
Ход игры. Инструкция детям: Задание № 1: «Выложите дорожку от 1 до10 в порядке увеличения чисел». З задание № 2: «Выложите дорожку от 10 до1 в порядке уменьшения чисел». Задание №3: Каждый играющий получает дощечку с одной (или двумя) ввинченными пробками с цифрами. Пробки на дощечки ввинчены не по порядку, а так, чтобы слева и справа от закрученной пробки были свободные места. Инструкция детям: «Посмотрите каждый на свою дощечку. Вам нужно найти соседей данного числа и прикрутить пробки их слева и справа. Усложнение: на доску прикручиваются пробки не с цифрой, а цветные. Ребенку нужно посчитать, на каком месте по порядку расположены вкрученные пробки и только потом найти цифры соседи.
Вариант «Дорога в сказку».
Цель: развитие связной речи и логического мышления.
Материал: дощечки для ввинчивания пробок (по количеству играющих, пробки с нарисованными на них героями сказок (по комплекту на каждого играющего). Ход игры: перед каждым ребенком дощечка с прикрученной одной пробкой, на которой изображен герой из сказки. Инструкция детям: «Угадайте, из какой сказки герой на вашей дорожке, подберите других персонажей (или атрибуты) из этого же литературного произведения и расставьте их на дорожке в той последовательности, в которой они встречаются в сказке. Когда на дорожке выстроена последовательность из героев, дети по ней пересказывают произведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе сказки»
Одним из самых действенных средств социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, их повед...
План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.
Внимание - одна из основных психических функций, на которой базируется обучение. Внимание отражает функциональное состояние человеческого мозга. Основными свойствами внимания являются объем, устойчиво...
Система работы по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактического пособия «Волшебное дерево»
Система работы по формированию грамматического строя речи....
Консультация для педагогов "Развитие пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и упражнений"
Развитие пространственных представлений у детей - процесс весьма сложный, длительный, последовательный, в каждом возрасте определяется характером их жизненного опыта и отношений с действительностью....
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр
Статья рекомендована специалистам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста...
Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»
Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...