"Развитие познавательной активности и любознательности дошкольников посредством образовательного геокешинга"
методическая разработка

Наталья Михайловна Барскова

Семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barskova_n._m.pptx743.65 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_seminaru.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМИНАР «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГЕОКЕШИНГА» СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ БАРСКОВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 147 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно - речевого развития воспитанников г. Орска»

Слайд 2

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (ФГОС ДО п. 1.4.7 .) Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности (ФГОС ДО п. 1.6.6.)

Слайд 3

Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, средство, заставляющее переживать и увлеченно работать. « Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый», по определению С. И. Ожегова АКТУАЛЬНОСТЬ

Слайд 4

ГЕОКЕШИНГ – geo ( земля) и cache ( тайник) – «поиск тайника в земле» Образовательный геокешинг – педагогическая технология, направленная на образовательный процесс и включающая в себя практическое содержание и организацию проектной деятельности дошкольников

Слайд 5

Задачи, решаемые при реализации игры «Геокешинг» *Формировать коммуникативные умения детей, культуру общения в жизненных ситуациях. *Формировать исследовательские умения воспитанников. *Развивать целеустремленность, концентрацию внимания, логическое мышление. *Закреплять у детей умение ориентироваться на местности по карте-схеме и определять направление маршрута. *Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач. *Воспитывать интерес к спорту, чувство коллективизма, товарищества.

Слайд 6

Принципы

Слайд 7

Геокешинг позволяет решать задачи сразу нескольких образовательных областей:

Слайд 8

Организация и проведение игры с элементами геокешинга

Слайд 9

1 этап. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА Игры – занятия по ориентированию 1.С детьми 4-5 лет – игры с простейшими элементами ориентирования на листе бумаги и в группе. 2.С детьми 5-6 лет – игры с составлением простейших карт-схем с использованием геометрических фигур, начало обучения ориентированию по карте-схеме. 3.С детьми 6-7 лет – игры на ориентирование с использованием карт-схем территории детского сада. Соревнования между подгруппами. Изготовление макета детского сада

Слайд 10

2.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП -Разработать план – конспект . Изготовить атрибуты и подготовить пособия. С делать тайник с кладом, спрятать его. О пределить маршрут с указанием места с «подсказками »

Слайд 11

Маршруты Варианты маршрутов Линейные маршруты Кольцевые маршруты Штурмовые маршруты СХЕМЫ, КАРТЫ ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК МАРШРУТНЫЕ ЛИСТЫ

Слайд 12

3 этап. ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ Пригласить в игру, создать мотивацию. Выполнение заданий и преодоление маршрутов: ориентирование по карте на территории детского сада в поисках подсказок. По подсказкам найти места спрятанного клада. Получить долгожданную награду. Рефлексия

Слайд 13

4 этап. ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Слайд 14

«Взаимодействие детского сада с семьей» Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность (ФГОС ДО п.3.2.1 .)

Слайд 15

С п а с и б о з а в н и м а н и е !!! Т в о р ч е с к и х у с п е х о в !!!



Предварительный просмотр:

СЕМИНАР
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГЕОКЕШИНГА»

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги! В продолжение нашей работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством игровых технологий, я предлагаю вашему вниманию семинар по теме:  «Развитие познавательной активности и любознательности дошкольников посредством «образовательного геокешинга».

СЛАЙД 2

Какая главная задача стоит перед педагогами и родителями? Это поиск эффективных средств развития личностных качеств дошкольников, когда ребёнок растет не только здоровым и крепким, но и – обязательно! - любознательным, самостоятельным, способным на решение задач в любой жизненной ситуации. На это нам указывает ФГОС ДО, который регулирует создание условий для овладения ребенком основными способами деятельности, для развития инициативности и самостоятельности в игре, общении.

На мой взгляд, проблема развития таких личностных качеств дошкольников как самостоятельность, любознательность – одна из самых актуальных.

СЛАЙД 3

Необходимость формирования и развития познавательной активности и любознательности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития любознательности, которая позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения. Любознательность ребенка может являться основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность. Любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.

Не менее существенной особенностью любознательности является то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышая работоспособность ребенка. При наличии интереса или любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.

 

СЛАЙД 4

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию любознательности и познавательной активности дошкольников является образовательный геокешинг - новое направление педагогики, которое можно использовать и в работе с дошкольниками.

Геокешинг, простыми словами, это "поиск сокровищ" с применением доступных средств навигации. Это могут быть карты, схемы, планшеты и т.д.

В России геокешинг появился в 2002 году. Первые энтузиасты заложили «тайник» в Московской области и уже через год игра разрослась до 100 «тайников».

Геокешинг для дошкольников представляет собой современный вариант традиционной игры - путешествия. Но в отличие от общеизвестных игр - путешествий, целью игры геокешинг является нахождение тайника или клада. Обязательным также является использование карты или макета, позволяющие детям закрепить навык ориентирования на местности и по схеме.

СЛАЙД 5

Геокешинг – это эффективный способ узнать много нового, интересного, познавательного, уметь действовать в различных жизненных ситуациях.

Выбор сюжета игры - геокешинга может диктоваться календарной или проектной тематикой, а так же решением конкретных педагогических задач.

СЛАЙД 6

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке геокешинга, мы следуем следующим принципам:

- Доступность заданий - не должны быть чересчур сложны для ребёнка.

- Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.

- Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

- Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

- Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

СЛАЙД 7

В ходе реализации геокешинга осуществляется интеграция образовательных областей, комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решаются образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, должно происходить взаимодействие с семьями воспитанников.

 СЛАЙД 8

Подготовку к игре и ее проведение можно разделить на этапы. Вы их видите на слайде.

СЛАЙД 9

1.Подготовительный этап достаточно сложный, поэтому разбит на две части.

С целью подготовки к игре проводится предварительная работа:

  1. Изготовление макета детского сада.
  2. Игры - занятия по ориентированию.

1.Изготовление макета - эта работа проходит следующим образом. Создается макет участка детского сада. Основные объекты макета можно свободно передвигать и убирать с основы.

Например, дети с воспитателем исследуют участок во время прогулки, а потом дети пытаются самостоятельно восстановить свой маршрут на макете.

Возможен и противоположный вариант: перед прогулкой воспитатель вместе с детьми намечает маршрут на макете, а затем дошкольники на территории ищут нужные объекты.

Начало знакомства ребят с объектами участка может проводиться постепенно, например, на каждой прогулке изучается только один объект. Возвращаясь в группу, дети выставляют на макете лишь тот объект, с которым они познакомились. Таким образом, постепенно макет будет «восстановлен» полностью.

Макет может также помочь в составлении картосхемы. Для развития абстрактного мышления дети старшего возраста могут сопоставлять картосхему участка и ее макет, находить соответствующие объекты, изображенные разным способом. Деревья, кустарники могут служить и материалом для счета, составления рассказов.

Для ребенка территория детского сада представляет собой отдельные участки: спортивная площадка, заросли кустарников, клумбы, которые он зачастую не связывает между собой. Дети видят их на уровне своего роста. Макет же помогает ребенку представить территорию детского сада в целом, как бы посмотреть на нее сверху (как говорится, «с высоты птичьего полета»).

2.Игры-занятия по ориентированию могут содержать следующие задания:

  • С макета убираются все объекты участка. Педагог описывает объект, не называя его, а ребята выбирают нужную часть (дерево, скамейку и т.п.). Дошкольники старшего возраста могут играть без участия взрослых.
  • Прячутся один-два объекта участка и ребенок должен определить, «чего не хватает». Или же, наоборот, добавляется лишний объект, который и должны найти дети.
  • Объекты участка размещаются произвольно, не на своих местах. Задача ребенка найти ошибки и расположить объекты правильно. Проверять результаты этой работы можно непосредственно на территории детского сада.

Детям предлагаются самостоятельные игры с макетом, как в помещениях, так и на улице. Для этой цели можно дополнить макет небольшими фигурками человечков, с которыми ребенок соотносит себя и своих друзей. Передвигая фигурки людей (детей) на макете, ребенок самостоятельно проводит экскурсию, рассказывая об участке детского сада. При этом человечки могут «заблудиться» (тогда дети должны объяснить им, как найти дорогу), устать (дошкольники предлагают им вариант отдыха на территории) и т.п.

Чтобы научиться играть в геокешинг, можно использовать игровые обучающие ситуации:

  • «Учусь составлять план» - воспитатель и дети совместно рисуют план какого-нибудь участка (например, своей группы), используя условные обозначения предметов которые будут использованы во время игры в «Геокешинг». Взрослый обращает внимание детей на положение предметов относительно себя и других точек отсчета.
  • «Учусь искать клад по плану» - педагог вводит детей в игровую ситуацию. Сама ситуация, может быть как игровой, связанной со сказочными персонажами, так и основываться на проблемной ситуации с детьми в группе, например «Пираты похитили жемчужины у принцессы Воды», «Пираты украли ключи от домика с игрушками» или «Чтобы помочь друзьям, надо найти клад, зарытый пиратами». Воспитатель прячет предмет - “клад” и обозначает это место на плане. Дети, ориентируясь по плану, ищут его (этот этап игры повторяется несколько раз).
  • «Учусь обозначать на плане место клада» - воспитатель и дети меняются ролями. Теперь уже дети прячут “клад” и отмечают его место на плане, а педагог занимается поиском. Воспитатель намеренно допускает ошибки с целью актуализации контрольных действий детей.
  • «Учу играть другого» - дети одной группы приглашают к игре детей другой группы и совместно с воспитателями, родителями обучают игре детей другой группы (знакомят с правилами игры, показывают свои карты, планы).

СЛАЙД 10

Подготовительный этап работы включает в себя:

  • Создание сценария игры.
  • Изготовить атрибуты и подготовить пособия.
  • Сделать тайник с кладом, спрятать его.
  • Определить маршрут с указанием места с «подсказками»

СЛАЙД 11

Маршруты бывают линейные, штурмовые, кольцевые.

  • В линейных маршрутах участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.
  • Штурмовые маршруты, когда участники получают задачу, подсказки для ее решения, но пути решения выбирают сами, например, находить кусочки пазла и составлять из него картинку. На собранной картинке будет изображён предмет или место, где надо искать главный «клад». В начале игры дети получают карту, где обозначены все опорные пункты. В каждом пункте припрятан кусочек пазла. Однако, добыть его можно, только решив какую-то задачку или головоломку. Можно использовать 3–7 пунктов (и столько же кусочков пазла). Обязательно необходимо ориентироваться на возраст детей: чем они младше, тем меньше должно быть этапов.
  • Кольцевые маршруты очень похожи на линейные, это круговой аналог линейного, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

*схемы, карты - схематическое изображение маршрута;

*волшебный клубок - на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться; постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции;

*маршрутные листы с определением пространственного нахождения тайников - на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать), определяются виды маршрута.

СЛАЙД 12

Следующий этап  - непосредственное проведение самой игры.

Для мотивации детей проводится вводная беседа информационного характера и создается  игровая мотивация.

Затем дети выполняют  задания и преодолевают маршруты, например: Станция «Съедобные и ядовитые грибы», Станция «Гроза», Станция «Костёр», Станция «Опасные ситуации», Станция «Дикие животные в лесу».

С  детьми рассматривается карта - схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы, связанные с предметом или местом, где спрятан тайник.  Хорошо продуманная мотивация действий (оказание помощи героям, поиск предметов, демонстрация своей удали и сообразительности), взаимосвязанные задания - испытания делают эту игру весьма привлекательной  для детей.  Деятельность детей в этом случае менее регламентирована: они сами находят выход из критической ситуации, вступают в противоборство с силами зла, решают сложные головоломки, проявляют самостоятельность и индивидуальность.

При составлении заданий необходимо учитывать: доступность, оригинальность, логичность, системность, эмоциональность, задания могут включать разные виды деятельности: игровую (дидактические, словесные  игры и упражнения); музыкальную (хороводные игры, танцы, флешмоб); коммуникативную (беседы, вопросы к детям, рассказы); двигательную  (эстафеты, полосы препятствий, подвижные игры).

Рефлексия: Что понравилось больше всего? Какое задание оказалось самым трудным? Интересным?

СЛАЙД 13

Четвертый этап - Презентация результатов

На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт (выставки, фотовыставки и т. д.).

СЛАЙД 14

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Поэтому сегодня мы должны это учитывать при организации работы в данном направлении («Взаимодействие детского сада с семьей») в рамках реализации ФГОС ДО.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без эффективного контакта с семьей. Свое общение с родителями необходимо строить на основе сотрудничества, используя не только традиционные, классические собрания, на которых родители узнают о формах реализации технологии «образовательного геокешинга», его возможностях и влиянии на развитие ребенка, но и интерактивные формы взаимодействия. Это совместные мероприятия с элементами геокешинга, когда родители становятся главными героями приключений.

Я вам, уважаемые коллеги, предлагаю внести в практику во взаимодействии с родителями «домашние задания» для родителей и детей в форме игры «Семейный геокешинг», где родителям совместно с детьми можно предложить карты - ориентиры, которые в итоге приведут к задуманному объекту. Это объекты на территории родного края, связанные лексической темой, например: транспорт, овощи и фрукты, домашние и дикие птицы и др. Затем предложить детям рассказать о своих семейных путешествиях, о том, что увидели, как кормили птиц или катались на автобусе. Польза от таких семейных путешествий неоценима, важна и эмоционально заряжена, что обеспечит незабываемость детских ощущений.

С этой целью я вам предлагаю поучаствовать в конкурсе на лучший буклет для родителей по развитию познавательной активности и любознательности дошкольников посредством использования образовательного геокешинга. Конкурс состоится 15.01.2021 г.

А я вам, в свою очередь, предлагаю памятки, которые вы можете использовать в своей работе с дошкольниками по развитию познавательной активности и любознательности посредством использования образовательного геокешинга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс для педагогов ДО Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования.

Самая нужная черта личности - активность познавательная. Это отношение к действию, постоянное состояние готовности к нему, усвоение социального опыта, накопление знания, способов действия, навыков и у...

Развитие познавательной активности и любознательности у детей 4-5 лет посредством многофункциональных дидактических пособий

 Одним из целевых ориентиров ФГОС ставит развитие познавательной активности и любознательности у дошкольников. Актуальность проблемы развития познавательного интереса определяется пои...

Статья "Развитие познавательного активности у старших дошкольников посредством ознакомления с природой".

В данной статье я поделилась своим опытом работы по теме "Развитие познавательной активности через ознакомление с миром природы". После изучение теоретических аспектов по данной теме я переш...

Контрольв ДОУ " Развитие познавательной активности и любознательности у детей дошкольного возраста в ходе образовательной деятельности"

Использование воспитателями в ходе занятий методов и педагогических приемов, способствующих развитию познавательной активности и любознательности у детей дошкольного возраста.Представлены приказ о про...

Семейная викторина развитие познавательной активности и любознательности. "Мы знатоки" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Цель:Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями.Обогащение родителей педагогическими знаниями, вовлечение в обсуждение нюансов воспитания, вызвать желание поделиться опытом вос...

Чек-лист воспитателя для подготовки занятия, направленного на развитие познавательной активности и любознательности

Современное занятие с дошкольниками должно быть направлено на развитие познавательной активности и любознательности детей, развитие самостоятельности мышления. Для этого воспитателю необходимо использ...