Мастер-класс «Развитие познавательной активности и творческих способностей детей посредством конструирования из коктейльных трубочек»
учебно-методическое пособие по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Развитие познавательной активности и творческих способностей детей посредством конструирования из коктейльных трубочек»
Каштанова Елена Валерьевна,
воспитатель МБДОУ № 52 г.Канск,
Е-mail: delphin@krasmail.ru,
Тел. (39161) 3-68-50
Детство – счастливая и беззаботная пора. Именно в детстве закладываются основы будущей личности. Необходимо позаботиться о том, чтобы ребенка окружали не только интересные, но и полезные игрушки и игры, которые бы помогали ему развиваться и воспитываться в соответствии с реальной жизнью. Все мы знаем, что основным видом деятельности ребенка является игра. Именно благодаря игре у ребенка развиваются все познавательные и творческие способности, а также закладываются психические процессы. Игра развивает личность ребенка гармонично. Одним из видов такой игровой деятельности является детское конструирование-это создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, бросового материала, дерева и т.д. Не секрет, что детское конструирование очень похоже на игру и изобразительную деятельность, потому что в нем находит свое отражение реальная действительность. Дети без труда используют свои поделки и постройки. Так, например, постройку из строительного материала они удачно обыгрывают в сюжетно-ролевой игре, а сделанные своими руками поделки дарят мамам и украшают групповую комнату на праздники.
Я считаю, что обучение детей конструированию имеет большое значение, потому что благодаря конструктивной деятельности на занятиях и в самостоятельной игре вконструктор, у ребенка развивается память, мышление, воображение и способность к инициативной самостоятельной деятельности, что немаловажно для его интеллектуального развития.
Тем самым, для меня в совместной конструктивной деятельности с детьми стоит главная задача: эффективно развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности у детей дошкольного возраста.
При помощи конструктивной деятельности у ребенка развивается:
*познавательная активность, логическое мышление, желание и потребность узнавать что-то новое;
*наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
*воображение, умение видеть обыкновенный предмет или явление под другим углом;
*мелкая моторика;
*коммуникативные навыки детей (дети учатся договариваться, распределяют обязанности между собой);
*формируются предпосылки учебной деятельности: дошкольники хотят трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной перед ними целью, а также планируют предстоящую работу и доводят начатое дело до конца.
Существуют различные виды конструктивной деятельности детей. Каждая из них по своему способствует формированию и развитию познавательных и творческих процессов у дошкольников. Так, например, для детей младшего дошкольного возраста, наиболее доступно конструирование по образцу: ребенку предлагается образец постройки, которая выполнена из строительного материала и показывается способ как ее создать. Это способ подачи детям уже готовых знаний, а также способов их действий, которые похожи на подражание взрослому. Это важный этап в обучении: именно благодаря такому приему у детей формируются предпосылки к развитию самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
На занятиях по конструированию в средней группе уже появляется интерес к конструированию по замыслу. Дети могут воспринимать внешние признаки мира предметов: величина, размер, форма. Они учатся «читать» схемы и чертежи, выполняют постройки большей сложности, по замыслу, по условию (например, построй двухэтажный дом из предложенных деталей), а также уже могут сравнить постройки по размеру. Свои работы дошкольники стараются сделать красиво и устойчиво, что, несомненно, приводит к росту интереса к качественному результату.
Для детей старших и подготовительных к школе групп задания усложняются, предлагается конструирование по теме: общая тематика конструкций («Участок для прогулок», «Транспорт», «Птицы» и т.д.), замыслы конкретных построек, поделок, которые они создают сами, выбирают материал и способы их выполнения. Именно в этой возрастной группе наблюдаются основы детского экспериментирования со строительным материалом, создаются условия свободного выбора и способов решения задач, которые стоят перед ребенком.
Косминская В.Б. выделяет два вида конструирования в дошкольной педагогике: техническое и художественное.
Техническое конструирование - это конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы; конструирование из деталей конструкторов, которые имеют разные способы крепления; конструирование крупногабаритными модульными блоками). Примечательно то, что при этом виде конструирования дети, в основном, строят объекты из окружающей действительности, а объекты ассоциируются с образами из сказок, фильмов. При этом виде конструирования передаются только структурные и функциональные признаки (например, маленький гараж из LEGO-конструктора для маленькой машинки).
Рамки же художественного конструирования безграничны: это разнообразные поделки и постройки из бумаги и картона, природного и бросового материала. Художественному конструированию детей обучают в средней, старшей и подготовительной к школе группах. С помощью применения в работе действий с символическими средствами у детей развиваются творческие способности. Бесспорно, соорудить из плоского материала (бумаги или листа картона) игрушку объемной формы не просто. Для этого нужно приложить немало сил, фантазии, творчества, инициативности и креативности мышления. Конструирование построек из отдельных готовых форм способом их составления намного проще.
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует разнообразные виды конструкторов. Рынок детских товаров представлен огромным выбором конструкторов для детей различного возраста. Причем с каждым годом появляются все новые и новые идеи, расширяется их ассортимент: разнообразные тематические и строительные наборы, конструкторы типа LEGO, мягкие и твердые конструкторы, болтовые, конструкторы-лабиринты, конструкторы-трансформеры и т.д. Причем, я заметила, что вне зависимости от того, какой конструктор-простой или сложный, ребенку будет очень интересно и увлекательно, и что на некоторое время он будет занят конструктивной деятельностью. Еще год назад я подумала: « А почему бы мне самой не создать конструктор, который будет мне помощником, как в образовательной деятельности детей, так и в свободной, вне занятий?». Итогом моих размышлений и трудов стало дидактическое пособие для детей второй младшей группы «Вязаный конструктор». Анализируя опыт общения детей с данным пособием, хочу отметить, что с его помощью у детей закрепляются основные цвета и их оттенки, формируются умения создавать различные модели по образцу, по моей словесной инструкции, по собственному замыслу, развивается творчество, воображение, мышление, умение решать поставленные перед ребенком задачи. Кроме этого, все мы знаем, что при помощи любой конструктивной деятельности у ребенка развивается мелкая моторика рук. Дети с удовольствие до сих пор используют этот вид конструктора в своей игровой деятельности: делают разнообразные атрибуты к своим играм (девочки-украшения в форме браслетов и венков, мальчики-ремни), создают разнообразные конструкции, как по существующим образцам-схемам, так и благодаря собственной фантазии. Спустя некоторое время на прогулке я обратила внимание на то, как девочки выкладывают на земле силуэт домика из поломанных веточек и прутиков. Именно это подтолкнуло меня к созданию нового пособия по конструированию, в котором используются коктейльные трубочки и пластилин. Почему именно трубочки? Казалось бы, простые цветные трубочки, а какой простор для фантазии. С помощью них дети легкосоздают модели как плоскостные, так и объемные. Они с удовольствием фантазируют, создают свои работы и радуются конечному результату. Это прием художественногоконструирования. Он очень доступен, не требует больших финансовых затрат, цветовая палитра разнообразна. При желании трубочки можно менять и пополнять, тем самым обновляя игровое пособие и расширяя предметно-пространственную среду. А еще плюс этого приема в том, что поделки, выполненные с помощью этой техники, прочные, их дети без труда обыгрывают в своих играх, перенося с одного игрового пространства в другое.
Цель данного приема: создание условий для развития познавательных и творческих процессов у детей посредством использования приема конструирования из коктейльных трубочек.
Для достижения целей были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
-закреплять пространственные представления;
-закреплять основные цвета и их оттенки;
-совершенствовать навыки количественного и порядкового счета;
-уточнять знания о геометрический фигурах;
--формировать умения создавать различные модели по образцу, по схеме, по словесной инструкции воспитателя и по собственному замыслу;
Развивающие:
-развивать сообразительность, воображение, фантазию, творчество, умение самостоятельно решать поставленные задачи;
-развивать свободное общение со взрослым и между детьми;
Воспитывающие:
-воспитывать любовь к труду, усердие, умение работать в команде (если это коллективная работа).
Практическая часть:
Сегодня я предлагаю познакомиться с приемом конструирования из коктейльных трубочек на практике. Для этого мне хотелось бы, чтобы присутствующие педагоги заняли место за столами. Предлагаю сконструировать куб. Заранее я заготовила его модель. Для создания куба понадобится 12 одинаковых по длине трубочек, цвет-на выбор. Необходимо скатать 8 одинаковых по размеру шарика. Приступаем к изготовлению куба. Куб сконструирован! При необходимости, возможно использовать схему. Хочу так же заметить, что в самостоятельной деятельности дети могут воспользоваться алгоритмами.
А сейчас предлагаю педагогам придумать задания, которые они могут предложить детям: при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей (по выпавшему в жеребьевке возрасту), а также вид деятельности, в которой наиболее удачен этот прием. Затем презентовать коллегам данное задание.
Хотелось бы услышать Ваше мнение о том, насколько мастер-класс был полезен, актуален. Предлагаю каждому участнику мастер-класса разместить свой жетон под одной из картинок :
-картинка с чемоданом-информация полезная, пригодится в работе;
-картинка с мусорной корзиной - ничего для себя не возьму;
-картинка с мясорубкой-мне нужно время для осмысления услышанного, не все понятно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Тема: Развитие познавательной активности, творческих способностей детей посредством использования метода арт-терапии (рисование песком).
Цель: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический – э...
творческий отчет по теме "Развитие творческих способностей детей посредством конструирования и ручного труда"
Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд и конструирование. В моей практике работы дан...
Материал для родителей "Развитие познавательных и творческих способностей детей посредством конструирования из коктейльных трубочек"
quot;Развитие познавательных и творческих способностей детей посредством конструирования коктейльных трубочек"...
Мастер - класс «Использование орф-технологий в развитии музыкальных и творческих способностей детей посредством игры на музыкальных инструментах и движений».
движений».Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов путем овладения ими орф-приемами для ознакомления детей дошкольного возраста с миром импровизации и музицирования через...
Развитие воображения и творческих способностей детей посредством конструирования
консультация для родителей...
Развитие воображения и творческих способностей детей посредством художественного конструирования
Целью моей работы было развитие творческих способностей и воображения у детей через художественное конструирование. Я определила для себя задачи: формирование практических навыков работы с материалами...
Мастер-класс "Техника ниткографии как средство развития познавательных и творческих способностей детей с ОВЗ"
Нитография- это выкладывание с помощью толстой нити либо шнура изображений, различных предметов. Нитка при этом может приклеиваться либо выкладываться на основе.В результате получается необычная факту...