Программа дополнительного образования по "Художественно-эстетическому развитию" "Весёлый каблучок" для детей 4-6 лет
рабочая программа

Программа по обучению танцам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка

-Актуальность;

-Цель программы;

- Задачи;

- Содержание программы;

- Отличительные особенности программы;

-Методы и приемы реализации программы;

- Ожидаемые результаты.

Первый год обучения

Второй год обучения

Показатели качества усвоения ребенком программного материала.

Литература


Пояснительная записка

Программа дополнительного образования по обучению танцам «Веселый каблучок» для детей 4-6 лет направлена на создание условий для развития артистичности и внутренней свободы ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.

Причинами создания этой программы явились высокий интерес детей к танцевальной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в процессе дополнительных занятий танцами.

Актуальность программы состоит в том, что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.

Цель программы: развитие артистичности, внутренней свободы, раскрытие творческого потенциала ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.

Задачи:

- развивать творческое воображение и фантазию;

- развивать эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в танце;

- развивать способность импровизировать;

- воспитывать нравственно-коммуникативные качества, умение вести себя в группе во время движения, чувство такта и взаимоуважения;

- развивать двигательные навыки, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;

- развивать гибкость, ловкость, пластичность;

- формировать правильную осанку, красивую походку;

- расширять музыкальный кругозор;

- дать детям знания о танцевальных жанрах и направлениях;

- обогащать двигательный опыт разнообразными видами танцевальных движений.

Содержание программы:

Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются:

1. Танцевально-ритмическая гимнастика, в которую входят:

- игроритмика

- игрогимнастика

- игротанцы

- диско-разминка

2. Нетрадиционные виды упражнений:

- игропластика

- пальчиковая гимнастика

- игровой самомассаж

- музыкально-подвижные игры

3. Креативная гимнастика:

- музыкально-творческие игры

- специальные задания.

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Отличительные особенности программы:

  1. Совместное творчество педагога и детей в процессе постановки танцевальных композиций (педагог предлагает идею танца, сюжет, детали и движения придумываются совместно), что способствует повышению творческой инициативы у детей.
  2. Сюжетное содержание танцев позволяет более полно творчески самореализоваться.
  3. разнообразный жанровый и стилевой материал.

Данная программа рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Срок реализации программы 2 года.

Методы и приемы реализации программы:

- наглядно-слуховой (представление музыкального материала, разбор по форме, составление сюжета танца);

- наглядно-зрительный (показ движений педагогом, показ иллюстраций, помогающий составить более полное впечатление о композиции);

- словесный (объяснение, беседа, диалог);

- практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).

Ожидаемые результаты:

Занятия по Программе будут способствовать:

1. раскрытию творческого потенциала ребенка:

- проявлению интереса к музыкальной культуре, движению, танцу.

- развитию воображения и фантазии.

2.развитию музыкальности:

- умению слушать и понимать музыку;

- умению двигаться под музыку в соответствии с характером музыкального произведения;

- развитию чувства ритма;

- развитию способности различать жанры и стили танцев.

3. Развитию двигательных навыков:

- умению точно исполнять танцевальные движения;

- действовать синхронно и выразительно в группе;

- умению ориентироваться в пространстве;

- умению запоминать и выполнять рисунок танца самостоятельно, без подсказки.

4. Развитию нравственно-коммуникативных качеств:

- умению вести себя в паре (пригласить, проводить, подать руку, приветствие, поклон);

- умению сочувствовать, сопереживать другим людям.

5. Развитию психических процессов: восприятия, мышления, внимания, памяти, воли и др.


Первый год обучения

Средний возраст (4-5 лет)

Октябрь – ноябрь

  1. Диско-разминка.

Ходьба обыкновенная по кругу - следить за осанкой, учить двигаться в соответствии с характером музыки. Добиваться четкого, ритмичного и бодрого шага. Ставить ступни параллельно друг друга. Ходьба, повернувшись спиной по ходу движения, в кругу - учить ориентироваться в пространстве, бегать легко, непринужденно, не наталкиваясь друг на друга. Бег, высоко поднимая колени - чувствовать характер музыки и передавать его в движении. Учить бегать легко, ритмично. Ходьба на месте, сжимая и разжимая кулачки, плавно поднимая и опуская руки, - добиваться четкости при выполнении движений. Приседания в пружине - закреплять навык пружинящего движения, избегать напряженности в ступнях, коленях, бедрах, контролировать согласованность движений различных частей тела.

  1. Игропластика.

Специальные упражнения для развития силы мышц.

Морские фигуры:

«Морская звезда»- лежа на животе, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь. «Морской конек»- сев на пятках, руки за голову.

«Краб» - передвижение в упоре стоя, согнувшись, ноги согнуты врозь. «Дельфин» - лежа на животе, прогнувшись, руки вверх в «замок».

3. Обучение движениям танца.

4. Музыкально – подвижная игра «Зеркало».

Дети разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Один из них под музыку начинает задавать движения. Другой становится «Зеркалом», и его задача – точно отражать все движения задающего. Он должен настолько отрешиться от себя и почувствовать себя отражением, чтобы со стороны нельзя было различить, кто задает движения, а кто их повторяет. Затем дети меняются ролями.

5. Игровой самомассаж:

Поглаживание рук и ног в обзорно-игровой форме («Ладошки-мочалка», смываем водичкой руки и ноги). 

Декабрь-Январь

1. Диско-разминка:

Ходьба: на пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы.

Бег резко вынося ноги вперед, затем назад, продолжать учить детей бегать легко, ритмично, отрываясь от пола как можно выше, не зажимать руки.

Ходьба на месте, скрещивая руки перед собой, поднимая и опуская их, продолжать учить детей переносить вес тела с одной ноги на другую, не отрывая носков от пола, покачивая при этом бедрами. Координировать движения рук и ног.

Ходьба на месте, вращая кистями рук, поднимая и опуская их.

Прыжки - учить в прыжке выставлять поочередно то правую, то левую ногу.

  1. Игроритмика

«Снежинки», «Фонарики».

Пружинки с покачиванием рук вправо-влево.

Шаг вперед, руки вверх, шаг назад, руки вниз.

Взмахи руками вверх поочередно, с пружинкой.

Ходьба по кругу, оттягивая ноги.

3. Обучение движениям танца.

4. Музыкально - подвижная игра «Сад».

Каждому ребенку предлагается свое собственное задание – станцевать какое-то животное, растение или часть пейзажа. Для создания некоторых образов, например, ручейка или облака, дети могут объединяться по несколько человек. После этого танца детям предлагается усложнить задание – станцевать один общий Сад. Объясняется что такое общий, групповой танец. Потом происходит постепенное встраивание образов в общую картину танца: начинает танцевать одна группа детей, например, «деревья», затем к ним подстраиваются «животные», «цветы», и так до последнего участника.

5. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях.

Речитатив:

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нас солнце горячо

Пекло дневной порою.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот,

А теперь на облака

И остановимся пока.

 

Февраль - март

1. Диско-разминка.

Ходьба, высоко поднимая ноги в коленях, закреплять навык четкого ритмичного шага. Следить за осанкой и координацией движений. Ступни ставить параллельно друг другу.

Ходьба с носка на пятку, оттягивая носок ступни, плавно опускать ногу и передвигаться по залу.

Подскоки, повернувшись лицом вперед по кругу, упражнять детей в сильном энергичном подскоке. Руки свободны.

Приседания на пружинке, избегать напряженности в ступнях, коленях, бедрах. Закреплять навык пружинящего движения.

Круговые движения бедрами, покачивать бедрами вперед-назад, вправо-влево. Закреплять умение переносить вес тела с одной ноги на другую.

Прыжки «метелочка» поочередно на каждой ноге, совершенствовать умение прыгать, энергично отталкиваясь от пола.

2. Игроритмика

Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта.

Обучение детей правильно слышать и прохлопывать ритм музыки.

3.Обучение движениям танца.

4. Креативная гимнастика «Творческая импровизация».

Детям предлагается показать танцевальную импровизацию, используя знакомые танцевальные движения, под предложенное музыкальное сопровождение.

5. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Пальчиковая гимнастика на поочередное сгибание и разгибание пальцев в кулак.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

 

Апрель-май

 

1. Диско – разминка.

Приставной шаг, повернувшись лицом (спиной) к центру круга, учить, на каждом шаге четко приставлять пятку к пятке. Шагать легко, слегка пружиня ноги. Корпус держать прямо, не поворачивая в сторону движения.

Бег широким полетным движением, учить ритмично, большими прыжками, сильно взмахивая руками. Корпус слегка наклонять вперед.

Покачивать руками и туловищем (обе руки в сторону), выполнять движения в полном расслаблении с полусогнутыми коленями. Правильно координировать движение рук и ног. Следить за тем, чтобы руки не были зажаты. Выполнять движение ритмично в соответствии с характером музыки.

Прыжки: боковой галоп, повернувшись лицом (спиной) к центру круга; высокие прыжки, передавать в движении стремительный характер музыки. По окончании движения останавливаться прыжком на двух ногах. Следить за правильным положением ступней, точно приставляя пятку к пятке на каждом шаге галопа. Не поворачивать корпус в сторону движения. Закреплять умение детей энергично отталкиваться от пола во время высоких прыжков.

2. Игроритмика.

Акцентированная ходьба с выделением сильной доли (счет 1 и 3 при музыкальном размере 4/4) ударом ноги или хлопком.

3.Разучивание движений танца.

4. Музыкально-подвижная игра «Танец природы».

Все дети разбиваются на пары и тройки, (при желании группы на большие группы), а затем под одну и ту же музыку группы готовят каждая свой танец на общую тему, например, танец ветра, облака, морских волн. Каждая команда по очереди показывает свой танец.

5. Упражнения на расслабление мышц; дыхательные и на укрепление осанки.

Поднимание рук - на вдохе. Свободное опускание рук - на вдохе.

Носом - вдох, а выдох - ртом,

Дышим глубже, а потом –

Марш на месте, не спеша,

Коль погода хороша!

 

Май - июнь

Повторение пройденного материала.

Отчетный концерт «Танцуй, Веселый каблучок!».


Старший возраст (5-6 лет)

Октябрь - ноябрь

1.Диско-разминка.

Ходьба обыкновенная: учить сохранять правильное положение корпуса, ступни ставить параллельно друг другу, опорой при этом должен служить поясничные позвонки. Учить держать лопатки сближенными, грудь приподнятой, не поднимать плечи.

Боковой галоп: повернувшись лицом к центру круга, уметь останавливаться прыжком на двух ногах. Не поворачивать корпус в сторону движения.

Ходьба на месте, поочередно двигая плечами вверх и вниз, приседая и выпрямляясь, легко переносить вес тела с одной ноги на другую. Координировать движение плеч с движением корпуса.

Полуприседания с наклоном головы (влево, вправо, вперед, назад), учить расслаблять мышцы шеи. Развивать гибкость шейного отдела позвоночника.

Наклоны в стороны, учить детей начинать движение сразу после вступления.

Махи согнутой ногой, учить энергично поднимать ноги, сохраняя равновесие.

Прыжки (высокие), продолжать учить детей подпрыгивать, энергично отталкиваясь от пола.

2. Игропластика.

Упражнения для развития мышечной силы в образных и игровых двигательных действиях и заданиях (для мышц брюшного пресса - лежа на спине, сгибание разгибание ног - «велосипед»).

Я сижу на велосипеде,

Только вверх ногами.

И кручу педали весело ногами.

Эх, прокачу! Эх, прокачу!

Едем, едем - не спешим,

А устанем - отдохнем.

  1. Разучивание движений танца.

  1. Музыкально - подвижная игра «Птица в клетке».

Дети берутся за руки и образуют круг – «клетку». Кто- то один остается в центре, он становится «Птицей», попавшей в «клетку». Ему нужно станцевать так, чтобы клетка его выпустила. Круг детей может подыграть птице, поднимая и опуская руки, открывая иногда выход. Задача «клетки» не помешать «Птице» вырваться, а наоборот, помочь. Но и танец должен быть достоин свободы.

  1. Игровой самомассаж.

Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке сверху вниз в обзорно игровой форме.

Для кистей и пальцев:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Декабрь - январь

1. Диско-разминка:

Ходьба обыкновенная по кругу в чередовании с пружинящим шагом, закреплять умение детей шагать в характере музыки. Точно вместе с музыкой начинать и заканчивать ходьбу. Различать динамические оттенки.

Боковой галоп в чередовании с подскоками, двигаться ритмично, грациозно. Добиваться предельной выразительности при исполнении этих движений.

Ходьба на месте с полукруговыми движениями головы к левому плечу, затем к правому, развивать гибкость шейного отдела позвоночника, плавно переводя голову из одного положения в другое.

Полуприседания с поворотом туловища вправо и влево, следить за координацией движения рук, ног, бедер, ступней, коленей. Развивать эластичность мышц при покачивании.

Наклоны туловища вправо и влево, выполнять движения активно, динамично.

Махи согнутой ногой вперед, делать махи, сохраняя равновесие и правильное положение корпуса.

Прыжки (2-3 видов), продолжать развивать, умение легко отрываться от пола.

2. Игропластика.

Специальные упражнения для развития мышечной силы в образных двигательных действиях и заданиях.

Чтоб красиво нам ходить,

Надо мышцы укрепить,

Живот и спинку подкачаем,

Осанку гордую поставим.

«Укрепи животик» - из положении лежа на спине поднимание согнутых ног.

«Укрепи спинку» - лежа на животе, руки вверх, прогнуться.

«Отдых» - ходьба по кругу с правильной осанкой под музыкальное сопровождение.

3. Разучивание танцевальных движений.

4. Музыкально - творческая игра « Танец огня».

Все играющие садятся по кругу. Они представляют собой Огонь и их общая задача  - станцевать танец Костра. Движения могут быть у каждого свои или их может «задавать» один человек, либо каждый из танцующих по очереди. Это предварительная подготовка к игре, после чего детям можно предложить усложнить ее.

Весь круг становится просто путешественниками, которые отдыхают возле Костра (дикарями или пиратами), и только один из танцующих остается в центре и танцует Костер. Он имеет право передвигаться во все стороны подобно языкам пламени. Путешественники стараются, чтобы Костер не обжег их. (При этом движения сидящих у Костра должны оставаться синхронными).

5.Игроритмика.

Ходьба на каждый счет и через счет с хлопками в ладоши.

Февраль - март

1. Диско-разминка.

Чередование ходьбы, высоко поднимая колени с подскоками, развивать умение свободно переходить от активного шага к лёгкому подскоку.

Боковой галоп повернувшись лицом к центру круга, в чередовании с кружением на подскоке вокруг себя, следить за правильной координацией рук и ног, передавать в движении лёгкий характер музыки.

Ходьба на месте перенося вес тела, ходьба вперёд-назад, вправо вокруг себя, влево вокруг себя, учить детей начинать движение с носка. Ритмично сгибать и разгибать колени.

Круговое движение рук со сжиманием и разжиманием кулачков, выполнять движения ритмично. Избегать напряжения кистей рук.

Круговые движения туловищем начинать движения вместе с музыкой, не отставая и не опережая её. Сохранять равновесие.

Прыжки на одной ноге, сгибая и разгибая свободную ногу, учить добавлять произвольные движения руками и головой.

2. Игроритмика.

Выполнение упражнения под музыку с притопом под сильную долю такта.

Стоя, руки на поясе. Наклон вперёд, выпрямиться, притоп.

3. Обучение танцам.

4. Музыкально-подвижная игра «Ручеек».

Дети берутся за руки, а затем все, кроме первого в линии закрывают глаза. Задача каждого ребенка в линии – повторить и передать следующему движения первого. Если первый поднимет руку, то и второй должен поднять руку, передавая движение третьему. Так до последнего ребенка в линии. В итоге должен получиться настоящий ручеек из движений.

Затем можно будет начать передавать движения с шагами и передвижением всего ручейка. После нескольких заданных движений первый человек меняется, уходя в конец линии, а ведущим становится следующий за ним.

5. Упражнения на расслабление мышц, дыхание и на укрепление осанки.

Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях.

Воздух мягко набираем. Вдох.

Шарик красный надуваем. Выдох.

Пусть летит он к облакам. Вдох.

Помогу ему я сам! Выдох.

 

Апрель - май

1. Диско-разминка:

Пружинящий шаг в чередовании с подскоками, совершенствовать сильный энергичный подскок. Уметь четко переходить от активного движения к более спокойному, плавному.

Круговые движения руками (поочередно правой, левой) - учить отмечать сильные доли в тактах. Добиваться, чтобы дети чувствовали моменты расслабления мышц рук.

Покачивание руками и туловищем (руки в стороны), продолжать учить детей дополнять движения с расслаблением полусогнутых коленей.

Наклоны туловища вперед, учить прогибать и выпрямлять спину.

Круговые движения бедрами, совершенствовать умение переносить вес тела с одной ноги на другую, покачивая бедрами.

Прыжки, закреплять умение детей ритмично подпрыгивать, сохраняя правильное положение корпуса.

2. Акробатическое упражнение: держать корпус прямо, сохранять равновесие. Вертикальное равновесие на одной ноге с различными движениями рук.

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую держи,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый?!

3. Обучение танцам.

4. Музыкально - подвижная игра «Распутай веревочку».

Играется с небольшим количеством человек или несколькими командами.

Дети становятся в круг, берутся за руки и начинают запутываться. Они могут закручиваться, переступать ногами через руки и ноги друг друга, присаживаться, ложиться, поднимать друг друга на руки и так далее. В результате получается совершенно нераспутываемый клубок детей. Задача детей под музыку распутать свою веревочку.

5. Упражнение на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Один, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

 

Май – июнь

Повторение пройденного.

Отчетный концерт «Танцуй, Веселый каблучок!»


Показатели качества усвоения ребенком

программного материала.

  1. Музыкальность.

- Умение слушать и понимать музыку.

- Умение двигаться в соответствии с характером музыки.

- Умение определять на слух музыкальные жанры.

- Чувство ритма.

  1. Двигательные навыки.

- Координация движений.

- Ориентирование в пространстве.

- Точность выполнения танцевальных движений.

- Пластичность.

  1. Эмоциональная сфера.

- Выразительность мимики и пантомимики.

  1. Творческие проявления.

- Умение импровизировать под музыку.

- Умение придумывать танцевальные движения в соответствии с задуманным образом.

  1. Коммуникативные навыки.

- Умение вести себя в паре.

- Умение вести себя в коллективе.

  1. Проявление некоторых психических процессов.

- Память.

- Внимание.

- Подвижность нервных процессов.


Литература

1. «Фольклор - музыка - театр», под редакцией С. И. Мерзлякова, издательство «Владос» 1999 г.

2. « Са - Фи - Дансе» Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина, Санкт - Петербург «Детство - пресс», 2000 г.

3. «Учите детей танцевать»Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная, изд. «Владос» 2003 г.

4. О.Н. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду». Изд. «Учитель» Волгоград, 2009г.

5. Н.И. Безлатная «Ритмика и хореография в ДОУ» Щелково, 2009г.

7. Е.В.Горшкова « От жеста к танцу». 1кн. « Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце». Москва, изд. «Гном», 2002г.

8. Н.Зарецкая, З.Роот «Танцы в детском саду». Москва, изд. «Айрис-ПРЕСС», 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Дополнительного образования «Художественно – конструктивное развитие и воспитание детей через освоение нетрадиционной техники работы с бумагой»

Программа дополнительного образования по художественному – конструктивному  развитию и воспитанию детей «Загадочные шарики»  разработана в соответствии  с особенностями и возможностями ...

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Рабочая  программадополнительного  образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования   художественно-эстетической...

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Рабочая  программадополнительного  образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования   художественно-эстетической...

программа дополнительного образования музыкально- ратмического воспитания " ВЕСЁЛЫЕ ТОПОТУШКИ" для детей 2-3 лет.

ПРОГРАММА ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯмузыкально – ритмического воспитания «ВЕСЁЛЫЕ ТОПОТУШКИ»для детей в возрасте от 2 до 3 лет...

Программа дополнительного образования по познавательному развитию дошкольников для детей 4-7 лет «Логическая игралочка»

Программа «Логическая игралочка» разработана на основе учебно-методических пособий «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новиковой В.П., «Как работать с пало...

программа дополнительного образования по математическому развитию "Весёлая математика" для детей 6-7 лет

Программа дополнительногообразования  по математическому развитию "Весёлая математика" в ДОУ для детей старшей и подготовительной групп...

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности...