программа дополнительного образования по математическому развитию "Весёлая математика" для детей 6-7 лет
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа)
Программа дополнительногообразования по математическому развитию "Весёлая математика" в ДОУ для детей старшей и подготовительной групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_po_matematike.docx | 60.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная программа
По математическому развитию
«Весёлая математика»
Возраст детей : 6-7 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель программы:
Марова Татьяна Владимировна, воспитатель.
2019 год
г. Нерехта
Пояснительная записка.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В наше время, в эпоху компьютерной революции, встречающаяся порой точка зрения выражаемая словами «не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Сегодня, -а тем более завтра- математика в той или иной мере нужна будет огромному количеству различных профессий, и отнюдь не только математикам. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся, аккуратность, трудолюбие и инициативность. Общительность, волевые качества и творческие способности. Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т.е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание и развитие.
Но результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Данная программа способствует формированию и развитию основных структур мышления дошкольников, умственному их развитию. Занятия строятся в увлекательной форме по определённой системе, используя игры и игровые ситуации. Игре в процессе занятий отводиться особая роль, т. к. с учётом возрастных особенностей дети дошкольного возраста отводят большее время игровой деятельности. Игры насыщены логическим и математическим содержанием. Они не требуют особых знаний, в них моделируются логические и математические конструкции. В процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников освоения "Азбучных" математических истин, учат его логически мыслить, анализировать, делать простейшие математические обобщения, помогают сформировать представления и понятия о математике. Кроме этого материал программы развивает речь, обобщает словарный запас, тренирует память, закладывает основы творчества.
В содержание программы внесены материалы учебно – методических пособий " Игралочка" авторы: Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова и "Раз – ступенька, два - ступенька" ,авторы: Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина.
Реализация рабочей программы способствует формированию интереса к занятиям математики, способствует адаптации к школьному образованию, обеспечивает преемственность дошкольного и школьного образования.
Цель программы:
Создание эффективных условий для развития математических представлений у дошкольников подготовительной группы; а также всестороннее развитие детей 6-7 лет, формирование их умственных способностей и творческой активности, мотивации к саморазвитию и обучению в дальнейшем, решение проблемы адаптации к школе.
Итак, выполнению этих целей способствует решение следующих
задач программы
Данная дополнительная программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Задачи:
образовательные :
- развитие и увеличение объёма познавательных процессов мышления: памяти, внимания, воображения, восприятия, творческих способностей;
- приобретение и закрепление знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития;
- формирование и закрепление навыков и умений в счете, вычислениях, измерениях, моделировании;
- овладение математической терминологией;
- формирование мыслительных операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);
развивающие:
- развитие умения выполнять содержательно – логические задания;
- развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить умозаключения, доказывать свою точку зрения.
- Развитие интеллектуальных способностей и раскрытие внутреннего потенциала
- Развитие правильной, точной, лаконичной математической речи
Образовательные и развивающие задачи на занятиях решаются в сочетании
с воспитательными:
- учить детей быть организованными, самостоятельными;
- учить сосредотачиваться, внимательно слушать.
- выполнять работу качественно и в срок.
- стремиться довести работу до логического завершения
- воспитывать самостоятельность, инициативность, волевые качества, терпеливость
Принципы формирования программы «Весёлая математика»
Программа «Весёлая математика» построена на следующих принципах
1 принцип единства развивающего и воспитывающего обучения, т.е. обучение направлено не только на усвоение матеатических умений и навыков, но также и на формирование морально- нравственных качеств личности
2 принцип систематичности обеспечивает взаимосвязь изучаемых знаний и умений,т.е. программа курса представляет собой систему взаимосвязанных понятий
3 принцип наглядности-обеспечивает единство конкретного и абстрактного, способствует более полноценному усвоению материала
4принцип доступности- познавательный материал строится с учётом возрастных, психологических и физических особенностей детей, чтобы дети не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок в процессе обучения. Соблюдается переход от лёгкого к трудному,от простого к сложному, от известного- к неизвестному.
5 принцип- игровая форма подачи материала
6 принцип- сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов познавательной деятельности, а также различных форм организации детей.
7 креативный принцип-в соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Подходы к формированию программы «Весёлая математика»
1 - всестороннее развитие дошкольников, формирование их умственных способностей и творческой активности, т.к. Программа способствует подготовке детей к всестороннему, компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности общества, их социализации.
2 – формирование элементарных математических представлений, для реализации чего был отобран, адаптирован подходящий образовательный материал из работ отечественных классиков дошкольной математики (Метлина Л.С, Данилова В.В, Коротовских Е.А, Петерсон, Холина), а также математическими блоками современных программ.( «Детство», «Истоки»)
3-Отличительной особенностью программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике. это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.
4 – данная дополнительная программа не дублирует основную программу ДОУ по математическому развитию, а дополняет её.
Опираясь на 4 принцип построения доппрограммы- доступность усвоения образовательного материала,- учитываются
возрастные характеристики детей 6-7 лет.
Особенности развития детей последнего года обучения в ДОУ, как и в младших группах, требуют использование игровой деятельности как способа и формы подачи образовательного материала, поэтому все занятия строятся в игровой форме. Однако, учитывая требуемые цели и опираясь на поставленные задачи доппрограммы, необходимо обеспечить своевременную подготовку детей к первому году обучения в школе. Дети подготовительной группы более усидчивы, внимательны, социализированы по сравнению с ранними группами ДОУ, их когнитивные возможности и потенциал гораздо шире. Они способны к самостоятельным умозаключениям, логическим выводам, более усидчивы и терпеливы. И поэтому требования к проведению занятий корректируются, усложняются. Детям необходима поддержка их инициативы, поощрение выбора нестандартных решений, индивидуальный подход и личная консультация; ребёнок стоит перед началом образования в школе, поэтому занятия приближены к школьному варианту, увеличены требования к выполнению упражнений и задач по усвоению математических умений. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Планируемые результаты освоения Программы.
К концу учебного года предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций. Планируемые результаты учитывают, что целевые ориентиры предполагают формирование у детей 6-7 лет предпосылок к готовности овладением учебной деятельности в школе. Ожидаемые результаты:
- Выявление молодых талантов с математическим, логическим мышлением
- Освоение программы кружка по высокому уровню
- Желание заниматься математической деятельностью
№ | Целевые ориентиры | Планируемые результаты |
1 | У ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, контролирует свои движения. | Выполняет комплекс физминуток, пальчиковых гимнастик, выполняет графические задания (штриховка, дорисовка, копировка) |
2 | Ребёнок любознателен, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями | Проявляет интерес к счёту в пределах 20,сравнивает предметы по нескольким признакам, активно придумывает и решает математические задачи, даёт полные и аргументированные ответы на вопросы |
3 | Ребёнок обладает положительной установкой к окружающему миру, людям, способен сопереживать, проявлять чувства, контролируя их. | Радуется успехам в самостоятельной и коллективной деятельности, испытывает радость от общения со взрослыми и сверстниками, помогает по просьбе и самостоятельно, включается в игровую деятельность. |
4 | Достаточно хорошо владеет устной речью, складываются предпосылки навыков грамотности. | Отстаивает свою точку зрения, обсуждает ход решения задач, использует в речи математические термины. |
5 | Способен к волевым усилиям, следует социальным нормам поведения. | Соблюдает и контролирует правила проведения игр, делает выводы и заключения в конце познавательно- исследовательской деятельности |
6 | Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности. | Решает логические задачи( анализ, синтез, классификация, сериация)на основе наглядно- образного и словесно- логического мышления, решает числовые цепочки, вставляет пропущенные числа в примерах, математических выражениях, ставит задачи и находит пути их решения. |
7 | У ребёнка сформированы универсальные предпосылки к учебной деятельности | Ребёнок осуществляет самоконтроль решения задачи, классифицирует геометрические фигуры по нескольким признакам, выделяет предметы из множеств, воспроизводит в символах количественные и качественные характеристики предметов, изменения их количества, способен абстрагироваться от несущественных признаков и выделить главное. |
8 | Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности | Может рисовать и копировать сложные узоры, орнаменты, кривые и ломаные линии Дорисовывать по клеточкам Проводит графические диктанты, придумывать их Называть плоские и объёмные фигуры Делить предметы на равные- неравные части Определять, чертить виды углов, отрезок( заданной длины), луч. Прямую и кривую линии Пользоваться измерительными приборами (линейкой) Составлять и решать математические задачи на сложение и вычитание в 1 и более действий. Знать и применять в решении примеров состав чисел до 10 Ориентироваться в календаре, временных понятиях, в показаниях часов Ориентироваться в пространстве Видоизменять объекты в соответствии с поставленной задачей Использовать в речи математические термины и понятия Проводить анализ полученных результатов |
Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности по развитию интеллектуальных способностей детей в процессе формирования элементарных математических представлений.
Содержание образовательной программы.
1 Графические задачи. Программа предусматривает выполнение графических задач в рабочих тетрадях: дети рисуют точки, орнаменты, повторяющиеся узоры, ломаные, прямые и кривые линии. Чертят отрезки заданной длины, геометрические фигуры с данными о длине сторон, выполняют графические диктанты, копируют изображения, рисуют их по памяти, а также в зеркальном отображении. Ориентируются на листе бумаги.
2 геометрические понятия. Выделяют свойства и отличительные особенности фигур, группируют их по общим признакам, называют «лишнюю» фигуру в ряду. Усваивают понятия окружность, центр окружности, круг, центр круга, полукруг. Собирают целые фигуры из 8-12 частей. Закрепляют знания о понятиях «точка», «луч». «прямая, кривая, ломаная, замкнутая и незамкнутая линии», отрезок», прямые, острые и тупые углы.
Знают и правильно называют геом. фигуры: шар, куб, конус, призма, цилиндр, пирамида, параллелепипед.
3 количество и счёт. Знакомятся с математическими знаками +,-, =, больше-меньше, владеют способами выполнения математических действий, решают примеры и задачи до 20, читают равенства и неравенства; считают двойками до 20 и обратно, тройками до 21 и обратно, придумывают и решают задачи по картинкам, составляют число из двух меньших ( в пределах 10)
Соотносят цифру с количеством (до 20), сравнивают числа, используя понятия «больше, меньше на…»)
4 величина Сравнивают предметы по величине: длине, массе, ёмкости, площади, скорости, силе звука, используя методы наложения, приём попарного сравнения, выстраивают ряд предметов с постепенным изменением величин.
Знакомятся с частями (половина, треть, четверть), активно используют в своей речи обозначения понятий : больше, меньше, шире, уже, выше, легче и т.д.
5 Ориентировка в пространстве. Формирование пространственных представлений: на - над - под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за – перед, между и др. Ориентировка в пространстве (вперед -назад, вверх - вниз, направо - налево и т.д.).
Ориентировка по плану, по словесной инструкции, определяют положение предметов в пространстве, графически изображают направление движения.
6 ориентировка во времени Оперируют понятиями «части суток», «дни недели», месяцы в году, времена года. Ориентируются в днях недели ( позавчера, завтра и т.д.), устанавливают на макете часов заданное время, усваивают меры времени: секунда, минута, час.
7 конструирование и моделирование Собирают геометрические фигуры, орнаменты, сюжетные картинки из счётных палочек, других геометр. фигур и т.д., расчленяют модели на составные части, видоизменяют объекты в соответствии с задачей, обсуждают последовательность сборки.
8 Исследование и экспериментирование. Наблюдают за объектами и явлениями, выявляют закономерности, сравнивают группы предметов, трансформируют собранные модели по инструкции воспитателя, используют измерительные приборы при исследовании объектов.
Целевая аудитория- подготовительная к школе группа детей в возрасте 6-7 лет (второй год обучения?????) ( октябрь 2019- май 2020 г)
Организация учебного процесса
Занятия проводятся в группе одного возрастного диапазона.
Время проведения занятий 20- 25 минут 1 раз в неделю.
Дети рассаживаются несколькими вариантами (вокруг стола так, чтобы они могли видеть друг друга; по двое за парту; на коврике).
Для того, чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки.
Программа рассчитана на 31 занятие ( 1 раз в неделю, 20-25 минут, в вечернее время)
Средства познавательной деятельности( носители образовательной информации): учебно- методические пособия, наглядные пособия, рабочие тетради, материалы, оборудование.
Методы познавательной деятельности ( способы совместной деятельности воспитателя и детей для реализации целей и задач программы)
-словесные (рассказ, беседа, обсуждение, дискуссия,)
-наглядные (демонстрация моделей временных частей суток, года, схемы сборки объекта и т.д)
-практические ( математические игры, упражнения, работа в тетрадях, постановка математических сценок и т.д.)
Формы познавательной деятельности – НОД, совместная образовательная деятельность детей и взрослых вне занятий, самостоятельная деятельность детей.
Формы организации детей- групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы взаимодействия с родителями.
Наглядно- информационные:
- папка – передвижка «Математика- это интересно!» (октябрь 2019)
-папка – передвижка « Правое- левое. Как научить ребёнка не путать стороны»(ноябрь 2019)
- изготовление буклетов на тему « Скоро в школу! Что надо знать будущему ученику» (декабрь 2019)
Индивидуальные
-индивидуальные беседы с родителями, консультации (октябрь- май2020)
- Коллективные
-Организация открытого занятия по математике «Математическое царство, Геометрическое государство» (Март 2020)
- Выступление на родительском собрании по теме «Формирование математических представлений у детей 7 лет» (январь 2020)
Организационный раздел.
Перспективный план работы кружка
«Весёлая математика»
Октябрь
№ | Дата проведения | Содержание, тема НОД | Цели и задачи | Предметно- пространственная среда |
1 | . «Весёлая математика»- добро пожаловать в волшебную страну!» Выявление математических представлений детей. Диагностические задания. Работа с программным материалом первого года обучения | Выявить уровень знаний и умений прямого и обратного счёта, решения примеров на + и – в пределах 5. | -цв. карандаши Карточки знаков + и - рабочие тетради | |
2 | «Путешествие Незнайки» Выявить умение соотносить количество предметов и цифру, знание основных геометрических фигур и их признаков.» | -выявить уровень знаний об основных геом.фигурах ( круге, квадрате, треугольнике, прямоуг. и овале) их признаках -учить находить решение проблемных задач и выполнять логические задания, -формировать навыки сотрудничества. | -Счетные палочки - рабочие тетради -наборы геометрических фигур | |
3 | «Число 6,7. Цифры 6,7» образование числа 6 и 7 из двух меньших чисел» | -учить составлять число 6 и 7 из двух меньших чисел | Домика картинка с 6 и 7 этажами | |
4 | «Идём в магазин» Составление и решение задач в одно действие. Пространственные отношения. | -упражнять в умении считать в пределах 7,составлять и решать арифметические задачи.» Закреплять представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с пом. знака + Актуализировать умение составлять целое из частей. Закреплять знания о вычитании как об уменьшении целого на одну из частей Тренировать мыслительные операции Уточнить представления о пространственных отношениях: на, под ,над, слева, справа и т. д. Учить записывать пример, читать его. | -костюм продавца -игрушечная касса -монеты разного достоинства -счетные палочки |
Ноябрь
№ | Дата проведения | Содержание, тема НОД | Цели и задачи | Предметно- пространственная среда |
1 | Пространственные отношения. « Поможем Мише и Маше прибраться в комнате» | Формирование пространственных представлений: на - над - под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за – перед, между и др. Ориентировка в пространстве | Картинки мебели, кухонных принадлежностей, макет комнаты - рабочие тетради -цветные карандаши | |
2 | Закрепление представлений о сложении и вычитании в пределах 7 на наглядной основе «Маша и Миша идут в магазин» | - закреплять понятие действия сложения вычитания - актуализировать представления о целом и его частях | -муляжи яблок и груш -Карточки- билеты с результатами сложения -Знаки - и +, =, Схема сложения - костюм продавца -игрушечная касса -монеты разного достоинства | |
3 | Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы , площади, длины « Весёлые опыты» | - учить сравнивать предметы по величине: длине, массе, площади, используя методы наложения, приём попарного сравнения, учить выстраивать ряд предметов с постепенным изменением величин. | - предметы разной массы - листы бумаги разного размера - три коробки разных размеров -палочки Кюизенера -Рабочие тетради. | |
4 | «Открываем календарь…» Пространственно- временные отношения. | Закреплять знания понятий «части суток», «дни недели», месяцы в году, времена года, умение ориентироваться в днях недели ( позавчера, завтра и т.д.), | - сборные картинки времён года, их месяцев - календарь - картинки с частями суток - рабочие тетради |
Декабрь
№ | Дата проведения | Тема НОД | Цели и задачи | Предметно- пространственная среда |
1 | Викторина « Что, где, когда?» | -обобщать знания о пространственно- временных отношениях - учить отгадывать загадки, аргументируя свой ответ | -сборные картинки времён года, их месяцев - календарь - картинки с частями суток - фланелеграф | |
2 | Число и цифра 8« День рождения в зимнем лесу» Сравнение предметов по признакам и свойствам. | -Познакомить детей с числом 8, графическим изображением - закреплять умение сравнивать предметы по свойствам, признакам,количеству -закреплять умение соотносить цифры с количеством | - нить и бархатная бумага -парные картинки -набор геометрических фигур | |
3 | КВН «Весёлый счёт» | -закреплять понятие действия сложения вычитания - актуализировать представления о целом и его частях совершенствовать навыки счёта -учить проигрывать, играть, соблюдая правила. | -карточки с примерами на + и- -шапочки с цифрами 1-8 -набор цифр, знаков | |
4 | Число и цифра 9 образование и состав « Украшаем ёлочку» | -Познакомить детей с числом 9 и графическим изображением - продолжать закреплять знания о взаимосвязи частей и целого -закреплять умение соотносит цифру с количеством - закрепить количественный и порядковый счет в пределах 1-9 - закреплять знания о составе чисел 2-8 | -опорные таблицы для закрепления состава чисел (домики) - картинка ёлочки и игрушек 9 штук - рабочие тетради |
Январь
№ | Дата проведения | Тема НОД | Цели и задачи | Предметно- пространственная среда |
1 | «Весёлая страна Числомания» Закрепление тем Сложение и вычитание. | -закрепить представления о сложении и вычитании - закреплять счетные умения -закреплять навыки количественного и порядкового счета -повторить приём -сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар | -карточки с примерами без ответов -карточки с ответами к примерам -карточки со знаками =,+.- - раб тетради -Картинки « звёздное небо» с парами звёзд -маркер | |
2 | «Весёлая страна Числомания»- путешествие продолжатется. Составление и решение задач. | - учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание в одно действие -учить читать равенства, записывать их. | - раб.тетради - корзинка -муляжи фруктов и овощей -картинки с примерами правильные и с ошибками. | |
3 | Закрепление материала «Состав числа» «Маша и Миша делят подарки» | - продолжать закреплять знания о взаимосвязи частей и целого -закреплять умение соотносит цифру с количеством -закреплять умение работать с составом чисел | -опорные таблицы для закрепления состава чисел (домики) - опорные картинки ( часть- целое) - мелкие игрушки-подарки - 2 корзины для подарков |
Февраль
№ | Дата проведения | Тема НОД | Цели и задачи | Предметно- пространственная среда |
1 | «Путешествия Точки» Совершенствование графических навыков | -учить выполнять графический диктант - закреплять умения по ориентировке на листе бумаги - актуализировать знания о понятиях «точка», «луч», «прямая линия», «отрезок» -учить чертить отрезки заданной длины | - картинка «Весёлая Точка» - карандаш и линейка -рабочие тетради с заданиями | |
2 | «Путешествие Точки продолжается» | -учить чертить геометрические фигуры с данными о длине сторон, копировать изображения -учить придумывать графические диктанты
| - карандаш и линейка -рабочие тетради с заданиями - карточки с изображениями для копирования | |
3 | «Другие приключения Точки»
| -закреплять представления о кривых и ломаных линиях, замкнутых и незамкнутых линиях | -верёвочка- магнит -- картинка «Весёлая Точка» - рабочие тетради -линейки, карандаши -магнитная доска - картинки всех видов линий | |
4 | «Рад представиться- господин Циркуль» Знакомство с понятиями окружность, центр окружности, круг, центр круга, полукруг. | - познакомить с циркулем -Учить собирать целые фигуры из 8-12 частей | - картинка с окружностью, центром окружности, круг, центр круга, полукруг -макет циркуля -разрезные геометрические фигуры |
Март
Дата проведения | Тема НОД | Цели и задачи | Предметно- пространственная среда | |
1 | Число и цифра «10». образование и состав на наглядной основе. Число и цифра «0» «Математическое царство встречает гостей» | -закреплять счётные умения -упражнять в составлении и решении задач | - опорные таблицы для закрепления состава чисел (домики) - рабочие тетради - 2 пирамидки из 10 составляющих - картинка цифрового ряда | |
2 | Знакомство с пространственными фигурами. «Волшебные превращения Кубика» | -знакомить с шаром, кубом, конусом, параллелепипедом , цилиндром, учить их распознавать. формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, конуса, цилиндра, параллелепипеда | - фигуры шар, куб, параллелепипед, конус, цилиндр - предметы на картинке, схожие по форме (колпак, мяч и т.д.) | |
3 | Обобщение материала по теме «Пространственные фигуры» « Приключения Кубика – 2» | -закреплять знания о пространственных фигурах, их названиях -совершенствовать умения сравнения фигур по признакам и характеристикам, объединять в группы, находить лишний предмет - учить проявлять инициативность- закреплять знания о системах измерения(длина, ширина, высота) | -цветные карандаши -Картинки с изображениями объёмных фигур - пространственные фигуры (изученные) -линейка | |
4 | «Числа и образование 11-15.Десятки и единицы» «Миша и Маша собирают маме букет» | - познакомить с цифрами и числами 11-15, их образованием и составом -закреплять умения выполнения операций над числами | -искусственные цветы -15 штук -2 вазы -набор цифр и знаков - магнитная доска - рабочие тетради |
Апрель
№ | Дата проведения | Тема НОД | Цели и задачи | Предметно- пространственная среда |
1 | «Я хочу спросить у вас- который час?..» Знакомство с часами, циферблатом, мерами времени. | - познакомить с часами ,циферблатом, с мерами времени: час,минута,секунда. _-учить выставлять на макете заданное время | - макет часов каждому - картинки с циферблатами без стрелок - цветные карандаши | |
2 | «Маша и Миша идут в гости: чаепитие на именинах» Объём. Сравнение по объёму.
| - сформировать представления об объёме ( вместимости), сравнении сосудов по объёму с помощью переливания - закреплять счётные умения в пределах 10, взаимосвязь целого и частей. | -стаканы разной высоты и ширины - подкрашенная вода Круги красные и синие (по 6 шт) -цифры от 1 до 10 -числовой отрезок | |
3 | «Магазин посуды» Измерение объёма. | -сформировать представления об измерении объёмов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки | -ведро, чашка, чайник, кастрюля -посуда с водой -линейки -кубики | |
4 | Закрепление пройденного материала «В супермаркет за игрушками» | -упражнять в счёте до 20, в прямом и обратном счёте, в прямом счёте через 1,2,3 до 20, 21 -накапливать игровой и социальный опыт | - игрушки - макеты монет разного достоинства |
Май
№ | Дата проведения | Тема НОД | Цели и задачи | Предметно- пространственная среда |
1 | «Маша с Мишей пекут пирог и украшают его ягодами» Закрепление знаний о пространственных представлениях. | - закреплять знания о пространственных представлениях: на - над - под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за – перед, между и др. Ориентировка в пространстве (вперед -назад, вверх - вниз, направо - налево и т.д.). - уточнять знания о ягодах | -рисунок круглого пирога - картинки ягод (10 штук) для украшения | |
2 | Повторение и обобщение изученного материала «Царство Геометрия и его жители» | -закрепить представления о геометрических фигурах, пространственных фигурах, их признаках - упражнять в начертании геом.фигур, видов линий. | -линейки, фломастеры - рабочие тетради -наборы фигур всех видов -картинка царства «Геометрия» и плоскостных фигур – жителей с «лицами» | |
3 | Интегрированное занятие «Весёлая олимпиада» | -закрепить изученные понятия. совершенствовать умения счёта, определения состава чисел 2-10 - упражнять в решении задач из 1 и более действий. | -Раб тетради - цв карандаши -ноутбук с презентацией -карточки с примерами без ответов и карточки- ответы | |
4 | Диагностические задания по пройденному материалу. Игра «Скоро в школу! До встречи в стране Математике!»
| -выявить уровень знаний и умений по всем пунктам содержания образовательной программы - создать радостное настроение от праздника прощания с «Весёлой математикой», от ожидания нового этапа в жизни- школы. | - наклейки смайликов- оценок -сладкое печенье в форме цифр -медали «Лучшему математику» и др. - аудиозапись «Учат в школе, учат в школе» |
Методическое обеспечение:
- Игры на составление плоскостных изображений предметов
- Обучающие настольно-печатные игры по математике
- Геометрические мозаики и головоломки
- Занимательные книги по математике
- Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы
- Простой карандаш; набор цветных карандаше
- Линейка и шаблон с геометрическими фигурами
- Счетный материал, счетные палочки.
- Набор цифр
- Геометрическая мозаика («Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор». «Колумбово яйцо»)
- Головоломки: (« Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)
Материально- техническое обеспечение программы «Весёлая математика»
- Групповое помещение
- Парты, стулья
- Ковёр
- Ноутбук с проектором
- Раздаточный и демонстрационный материал к занятиям
- карандаши, ручки, тетради
- счетные палочки,
- магнитная доска, магниты- цифры и знаки
- доска, мел
- набор пластмассовых геометрических фигур "Танграмм"
- развивающая игра "Собери цифру"
- развивающая игра "Цифры в пазлах"
- цветная бумага, бархатная бумага, альбомы
- нити разной длины
- макеты часов
приборы для экспериментирования и опытов (посуда, колбы)
Мониторинг
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года), в форме итоговых игровых занятий (конец года)
Методы мониторинга: наблюдения за детьми в процессе НОД, самостоятельной и игровой деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.
Количество диагностируемых детей- 27.
Формы подведения итогов работы программы:
- КВН
- Викторины
- Интегрированные занятия
- Мини – олимпиады
Используемая литература.
При разработке программы к занятиям программы использовалось:
1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Москва, Баласс 2008
2. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». Практический курс математики для дошкольников, Методические рекомендации.
Москва, Баласс, 2005 г.
3. Е.И.Щербакова «Методика обучения математике в детском саду », 1998г.
4. А.А.Столяр «Давайте поиграем» 1991г.
5. М.А.Серебрякова, Н.А. Муратова «Математика»1996г.
6. З.А.Михайлова «Математика от трех до семи» 2001г.
7. З.А.Михайлова «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» 2002г.
8. Л. В. Фомина "Сенсорное развитие", 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»
Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА» руководи...
Рабочая программа дополнительного образования по математической подготовке детей дошкольного возраста «Вундеркинд», автор: воспитатель Перминова В.Н.
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошколь...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.
1. Пояснительная записка Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...
Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.
1. Пояснительная записка Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...