программа дополнительного образования по математическому развитию "Весёлая математика" для детей 6-7 лет
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа)

Программа дополнительногообразования  по математическому развитию "Весёлая математика" в ДОУ для детей старшей и подготовительной групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_po_matematike.docx60.53 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная программа

По математическому развитию

«Весёлая математика»

Возраст детей : 6-7 лет

Срок реализации: 2 года

                                                         Составитель программы:

Марова Татьяна Владимировна,   воспитатель.

2019 год

г. Нерехта

Пояснительная записка.

        Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В наше время, в эпоху компьютерной революции, встречающаяся порой точка зрения выражаемая словами «не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Сегодня, -а тем более завтра- математика в той или иной мере нужна будет огромному количеству различных профессий, и отнюдь не только математикам. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся, аккуратность, трудолюбие и инициативность. Общительность, волевые качества и творческие способности. Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т.е. в его ориентации на воспитание и развитие  личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание и развитие.

Но  результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Данная программа способствует формированию и развитию основных структур мышления дошкольников, умственному их развитию. Занятия строятся в увлекательной форме по определённой системе, используя игры и игровые ситуации. Игре в процессе занятий отводиться особая роль, т. к. с учётом возрастных особенностей  дети дошкольного возраста отводят большее время игровой  деятельности. Игры насыщены логическим и математическим содержанием. Они не требуют особых знаний, в них моделируются логические и математические конструкции. В процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников освоения "Азбучных" математических истин, учат его логически мыслить, анализировать, делать простейшие математические обобщения, помогают сформировать представления и понятия о математике. Кроме этого материал программы развивает речь, обобщает словарный запас, тренирует память, закладывает основы творчества.

В  содержание программы  внесены материалы  учебно – методических пособий " Игралочка" авторы: Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова и "Раз – ступенька, два -  ступенька" ,авторы: Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина.

Реализация рабочей программы способствует формированию интереса к занятиям математики, способствует адаптации к школьному образованию, обеспечивает преемственность дошкольного и школьного образования.

Цель программы:

Создание эффективных условий для развития математических представлений у дошкольников подготовительной группы; а также всестороннее развитие детей 6-7 лет, формирование их умственных способностей и творческой активности, мотивации к саморазвитию и обучению в дальнейшем, решение проблемы адаптации к школе.

Итак, выполнению этих целей способствует решение следующих

задач программы

Данная дополнительная программа  обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей  (образовательные  области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Задачи:

 образовательные :

-      развитие и увеличение объёма познавательных процессов мышления: памяти, внимания,   воображения, восприятия, творческих способностей;

  • приобретение и закрепление знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития;
  • формирование и закрепление навыков и умений в счете, вычислениях, измерениях, моделировании;
  • овладение математической терминологией;
  • формирование мыслительных операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); 

 развивающие:

  • развитие умения выполнять содержательно – логические задания;
  • развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить  умозаключения, доказывать свою точку зрения.
  • Развитие интеллектуальных способностей и раскрытие внутреннего потенциала
  • Развитие правильной, точной, лаконичной математической речи

Образовательные и развивающие задачи на занятиях решаются в сочетании 

с воспитательными:

  • учить детей быть организованными, самостоятельными;
  • учить сосредотачиваться, внимательно слушать.
  • выполнять работу качественно и в срок.
  • стремиться довести работу до логического завершения
  • воспитывать самостоятельность, инициативность, волевые качества, терпеливость

   Принципы  формирования программы «Весёлая математика»

Программа «Весёлая математика» построена на следующих принципах

1 принцип единства развивающего и воспитывающего обучения, т.е. обучение направлено не только на усвоение матеатических умений и навыков, но также и на формирование морально- нравственных качеств личности

2 принцип систематичности обеспечивает взаимосвязь изучаемых знаний и умений,т.е. программа курса представляет собой систему взаимосвязанных понятий

3 принцип наглядности-обеспечивает единство конкретного и абстрактного, способствует более полноценному усвоению материала

4принцип доступности- познавательный материал строится с учётом возрастных, психологических и физических особенностей детей, чтобы дети не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок в процессе обучения. Соблюдается переход от лёгкого к трудному,от простого к сложному, от известного- к неизвестному.

5 принцип- игровая форма подачи материала

6 принцип- сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов познавательной деятельности, а также различных форм организации детей.

7  креативный принцип-в соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Подходы к формированию программы «Весёлая математика»

1 - всестороннее развитие дошкольников, формирование их умственных способностей и творческой активности, т.к. Программа способствует подготовке детей к всестороннему, компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности общества, их социализации.

2 – формирование элементарных математических представлений, для реализации чего был отобран, адаптирован подходящий образовательный материал из работ отечественных классиков дошкольной математики (Метлина Л.С, Данилова В.В, Коротовских Е.А, Петерсон, Холина), а также математическими блоками современных программ.( «Детство», «Истоки»)

3-Отличительной особенностью программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике. это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.

4 – данная дополнительная программа не дублирует основную программу ДОУ по математическому развитию, а дополняет её.

Опираясь на 4 принцип построения доппрограммы- доступность усвоения образовательного материала,- учитываются

                  возрастные характеристики детей 6-7 лет.

Особенности развития детей последнего года обучения в ДОУ, как и в младших группах, требуют использование игровой деятельности как способа и формы подачи образовательного материала, поэтому все занятия строятся в игровой форме. Однако, учитывая требуемые цели и опираясь на поставленные задачи доппрограммы, необходимо обеспечить своевременную подготовку детей к первому году обучения в школе. Дети подготовительной группы более усидчивы, внимательны, социализированы по сравнению с ранними группами ДОУ, их когнитивные возможности и потенциал гораздо шире. Они способны к самостоятельным умозаключениям, логическим выводам, более усидчивы и терпеливы. И поэтому требования к проведению занятий корректируются, усложняются. Детям необходима поддержка их инициативы, поощрение выбора нестандартных решений, индивидуальный подход и личная консультация; ребёнок стоит перед началом образования в школе, поэтому занятия приближены к школьному варианту, увеличены требования к выполнению упражнений и задач по усвоению математических умений. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.  Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Планируемые результаты освоения Программы.

К концу учебного года предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций. Планируемые результаты учитывают, что целевые ориентиры предполагают формирование у детей 6-7 лет предпосылок к готовности овладением учебной деятельности в школе. Ожидаемые результаты:

  • Выявление молодых талантов с математическим, логическим мышлением
  • Освоение  программы кружка по высокому уровню
  • Желание заниматься математической деятельностью

Целевые ориентиры

Планируемые результаты

1

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, контролирует свои движения.

Выполняет комплекс физминуток, пальчиковых гимнастик, выполняет графические задания (штриховка, дорисовка, копировка)

2

Ребёнок любознателен, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями

Проявляет интерес к счёту в пределах 20,сравнивает предметы по нескольким признакам, активно придумывает и решает математические задачи, даёт полные и аргументированные ответы на вопросы

3

Ребёнок обладает положительной установкой к окружающему миру, людям, способен сопереживать, проявлять чувства, контролируя их.

Радуется успехам в самостоятельной и коллективной деятельности, испытывает радость от общения со взрослыми и сверстниками, помогает по просьбе и самостоятельно, включается в игровую деятельность.

4

Достаточно хорошо владеет устной речью, складываются предпосылки навыков грамотности.

Отстаивает свою точку зрения, обсуждает ход решения задач, использует в речи математические термины.

5

Способен к волевым усилиям, следует социальным нормам поведения.

Соблюдает и контролирует правила проведения игр, делает выводы и заключения в конце познавательно- исследовательской деятельности

6

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.

Решает логические задачи( анализ, синтез, классификация, сериация)на основе наглядно- образного и словесно- логического мышления, решает числовые цепочки, вставляет пропущенные числа в примерах, математических выражениях, ставит задачи и находит пути их решения.

7

У ребёнка сформированы универсальные предпосылки к учебной деятельности

Ребёнок осуществляет самоконтроль решения задачи, классифицирует геометрические фигуры по нескольким признакам, выделяет предметы из множеств, воспроизводит в символах количественные и качественные характеристики предметов, изменения их количества, способен абстрагироваться от несущественных признаков и выделить главное.

8

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности

Может рисовать и копировать сложные узоры, орнаменты, кривые и ломаные линии

Дорисовывать по клеточкам

Проводит графические диктанты, придумывать их

Называть плоские и объёмные фигуры

Делить предметы на равные- неравные части

Определять, чертить виды углов, отрезок( заданной длины), луч. Прямую и кривую линии

Пользоваться измерительными приборами (линейкой)

Составлять и решать математические задачи на сложение и вычитание в 1 и более действий.

Знать и применять в решении примеров состав чисел до 10

Ориентироваться в календаре, временных понятиях, в показаниях часов

Ориентироваться в пространстве

Видоизменять объекты в соответствии с поставленной задачей

Использовать в речи математические термины и понятия

Проводить анализ полученных результатов

Содержательный раздел

Описание образовательной деятельности по развитию интеллектуальных способностей детей в процессе формирования элементарных математических представлений.

Содержание образовательной программы.

1 Графические задачи.  Программа предусматривает выполнение графических задач в рабочих тетрадях: дети рисуют точки, орнаменты, повторяющиеся узоры, ломаные, прямые и кривые линии. Чертят отрезки заданной длины, геометрические фигуры с данными о длине сторон, выполняют графические диктанты, копируют изображения, рисуют их по памяти, а также в зеркальном отображении. Ориентируются на листе бумаги.

2 геометрические понятия.  Выделяют свойства и отличительные особенности фигур, группируют их по общим признакам, называют «лишнюю» фигуру в ряду. Усваивают понятия окружность, центр окружности, круг, центр круга, полукруг. Собирают целые фигуры из 8-12 частей. Закрепляют знания о понятиях «точка», «луч». «прямая, кривая, ломаная, замкнутая и незамкнутая линии», отрезок», прямые, острые и тупые углы.

Знают и правильно называют геом. фигуры: шар, куб, конус, призма, цилиндр, пирамида, параллелепипед.

3 количество и счёт.  Знакомятся с математическими знаками +,-, =, больше-меньше, владеют способами выполнения математических действий, решают примеры и задачи до 20, читают равенства и неравенства; считают двойками до 20 и обратно, тройками до 21 и обратно, придумывают и решают задачи по картинкам, составляют число из двух меньших ( в пределах 10)

Соотносят цифру с количеством (до 20), сравнивают числа, используя понятия «больше, меньше на…»)

4 величина  Сравнивают предметы по величине: длине, массе, ёмкости, площади, скорости, силе звука, используя методы наложения, приём попарного  сравнения, выстраивают ряд предметов с постепенным изменением величин.

Знакомятся с частями (половина, треть, четверть), активно используют в своей речи обозначения понятий : больше, меньше, шире, уже, выше, легче и т.д.

5 Ориентировка в пространстве.  Формирование пространственных представлений: на - над - под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за – перед, между и др. Ориентировка в пространстве (вперед -назад, вверх - вниз, направо - налево и т.д.).

Ориентировка по плану, по словесной инструкции, определяют положение предметов в пространстве, графически изображают направление движения.

6 ориентировка во времени  Оперируют понятиями «части суток», «дни недели», месяцы в году, времена года. Ориентируются в днях недели ( позавчера, завтра и т.д.), устанавливают на макете часов заданное время, усваивают меры времени: секунда, минута, час.

7 конструирование и моделирование  Собирают геометрические фигуры, орнаменты, сюжетные картинки из счётных палочек, других геометр. фигур и т.д., расчленяют модели на составные части, видоизменяют объекты в соответствии с задачей, обсуждают последовательность сборки.

8 Исследование  и экспериментирование.  Наблюдают за объектами и явлениями, выявляют закономерности, сравнивают группы предметов, трансформируют собранные модели по инструкции воспитателя, используют измерительные приборы при исследовании объектов.

Целевая аудитория- подготовительная к школе группа детей в возрасте 6-7  лет (второй год обучения?????) ( октябрь 2019- май 2020 г)

Организация учебного процесса

Занятия проводятся в группе одного возрастного диапазона.

Время проведения занятий 20- 25 минут 1 раз в неделю.

Дети рассаживаются несколькими вариантами (вокруг стола так, чтобы они могли видеть друг друга; по двое за парту; на коврике).

Для того, чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки.

Программа рассчитана на  31 занятие ( 1 раз в неделю, 20-25 минут, в вечернее время)

Средства познавательной деятельности( носители образовательной информации): учебно- методические пособия, наглядные пособия, рабочие тетради, материалы, оборудование.

Методы познавательной деятельности ( способы совместной деятельности воспитателя и детей для реализации целей и задач программы)

-словесные (рассказ, беседа, обсуждение, дискуссия,)

-наглядные (демонстрация моделей временных частей суток, года, схемы сборки объекта и т.д)

-практические ( математические игры, упражнения, работа в тетрадях, постановка математических сценок и т.д.)

Формы познавательной деятельности – НОД, совместная образовательная деятельность детей и взрослых вне занятий, самостоятельная деятельность детей.

Формы организации детей- групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы взаимодействия с родителями.

Наглядно- информационные:

- папка – передвижка «Математика- это интересно!»  (октябрь 2019)

-папка – передвижка « Правое- левое. Как научить ребёнка не путать стороны»(ноябрь 2019)

- изготовление буклетов на тему « Скоро в школу! Что надо знать будущему     ученику» (декабрь 2019)

Индивидуальные

-индивидуальные беседы с родителями, консультации (октябрь- май2020)

- Коллективные

-Организация открытого занятия по математике «Математическое царство, Геометрическое государство» (Март 2020)

- Выступление на родительском собрании по теме «Формирование математических представлений у детей 7 лет» (январь 2020)

Организационный раздел.

Перспективный план работы кружка

 «Весёлая математика»

Октябрь

Дата проведения

Содержание, тема НОД

Цели и задачи

Предметно- пространственная среда

1

. «Весёлая математика»- добро пожаловать в волшебную страну!»

Выявление математических представлений детей.

Диагностические задания. Работа с программным материалом первого года обучения

Выявить уровень знаний и умений прямого и обратного счёта, решения примеров на + и – в пределах 5.

-цв. карандаши

Карточки знаков + и - рабочие тетради

2

«Путешествие Незнайки»

Выявить умение соотносить количество предметов и цифру, знание основных геометрических фигур и их признаков.»

-выявить уровень знаний об основных геом.фигурах ( круге, квадрате, треугольнике, прямоуг. и овале) их признаках

-учить находить решение проблемных задач и выполнять логические задания,

-формировать навыки сотрудничества.

-Счетные палочки

- рабочие тетради

-наборы геометрических фигур

3

«Число 6,7. Цифры 6,7»

образование числа 6 и 7 из двух меньших чисел»

-учить составлять число 6 и 7 из двух меньших чисел

Домика картинка с 6 и 7 этажами

4

«Идём в магазин»

Составление и решение задач в одно действие.

Пространственные отношения.

-упражнять в умении считать в пределах 7,составлять и решать арифметические задачи.»

Закреплять представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с пом. знака +

Актуализировать умение составлять целое из частей.

Закреплять знания о вычитании как об уменьшении целого на одну из частей

Тренировать мыслительные операции

Уточнить представления о пространственных отношениях: на, под ,над, слева, справа и т. д.

Учить записывать пример, читать его.

-костюм продавца

-игрушечная касса

-монеты разного достоинства

-счетные палочки

Ноябрь

Дата проведения

Содержание, тема НОД

Цели и задачи

Предметно- пространственная среда

1

Пространственные отношения.

« Поможем Мише и Маше прибраться в комнате»

Формирование пространственных представлений: на - над - под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за – перед, между и др. Ориентировка в пространстве

Картинки мебели, кухонных принадлежностей, макет комнаты

- рабочие тетради

-цветные карандаши

2

Закрепление представлений о сложении и вычитании в пределах 7 на наглядной основе

«Маша и Миша идут в магазин»

- закреплять понятие действия сложения вычитания

- актуализировать представления о целом и его частях

-муляжи яблок и груш

-Карточки- билеты с результатами сложения

-Знаки - и +, =,

Схема сложения

- костюм продавца

-игрушечная касса

-монеты разного достоинства

3

Пространственные отношения: тяжелее, легче.

Сравнение массы , площади, длины

« Весёлые опыты»

- учить сравнивать предметы по величине: длине, массе, площади, используя методы наложения, приём попарного  сравнения, учить выстраивать  ряд предметов с постепенным изменением величин.

- предметы разной массы

- листы бумаги разного размера

- три коробки разных размеров

-палочки Кюизенера

-Рабочие тетради.

4

«Открываем календарь…»

Пространственно- временные отношения.

Закреплять знания  понятий «части суток», «дни недели», месяцы в году, времена года, умение ориентироваться  в днях недели ( позавчера, завтра и т.д.),

- сборные картинки времён года, их месяцев

- календарь

- картинки с частями суток

- рабочие тетради

Декабрь

Дата проведения

Тема НОД

Цели и задачи

Предметно- пространственная среда

1

Викторина « Что, где, когда?»

-обобщать знания о пространственно- временных отношениях

- учить отгадывать загадки, аргументируя свой ответ

-сборные картинки времён года, их месяцев

- календарь

- картинки с частями суток

- фланелеграф

2

Число и цифра 8« День рождения в зимнем лесу»

Сравнение предметов по признакам и свойствам.

-Познакомить детей с числом 8, графическим изображением

- закреплять умение сравнивать предметы по свойствам, признакам,количеству

-закреплять умение соотносить цифры с количеством

- нить и бархатная бумага

-парные картинки

-набор геометрических фигур

3

КВН «Весёлый счёт»

-закреплять понятие действия сложения вычитания

- актуализировать представления о целом и его частях

совершенствовать навыки счёта

-учить проигрывать, играть, соблюдая правила.

-карточки с примерами на + и-

-шапочки с цифрами 1-8

-набор цифр, знаков  

4

Число и цифра 9

образование и состав

« Украшаем ёлочку»

-Познакомить детей с числом  9 и графическим изображением

- продолжать закреплять знания о взаимосвязи частей и целого

-закреплять умение соотносит цифру с количеством

- закрепить количественный и порядковый счет в пределах 1-9

- закреплять знания о составе чисел 2-8

-опорные таблицы для закрепления состава чисел (домики)

- картинка ёлочки и игрушек 9 штук

- рабочие тетради

   Январь

Дата проведения

Тема НОД

Цели и задачи

Предметно- пространственная среда

1

«Весёлая страна Числомания»

Закрепление тем Сложение и вычитание.

-закрепить представления о сложении и вычитании

- закреплять счетные умения

-закреплять навыки количественного и порядкового счета

-повторить приём -сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар

-карточки с примерами без ответов

-карточки с ответами к примерам

-карточки со знаками =,+.-

- раб тетради

-Картинки

« звёздное небо» с парами звёзд

-маркер

2

«Весёлая страна Числомания»- путешествие продолжатется.

Составление и решение задач.

- учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание в одно действие

-учить читать равенства, записывать их.

- раб.тетради

- корзинка

-муляжи фруктов и овощей

-картинки с примерами правильные и с ошибками.

3

Закрепление материала «Состав числа»

«Маша и Миша делят подарки»

- продолжать закреплять знания о взаимосвязи частей и целого

-закреплять умение соотносит цифру с количеством

-закреплять умение работать с составом чисел

-опорные таблицы для закрепления состава чисел (домики)

- опорные картинки ( часть- целое)

- мелкие игрушки-подарки

- 2 корзины для подарков

Февраль

Дата проведения

Тема НОД

Цели и задачи

Предметно- пространственная среда

1

 «Путешествия Точки»

Совершенствование графических навыков

-учить выполнять графический диктант

- закреплять умения по ориентировке на листе бумаги

- актуализировать знания о понятиях «точка», «луч», «прямая линия», «отрезок»

-учить чертить отрезки заданной длины

 - картинка «Весёлая Точка»

- карандаш и линейка

-рабочие тетради с заданиями

2

«Путешествие Точки продолжается»

-учить чертить геометрические фигуры с данными о длине сторон, копировать изображения

-учить придумывать графические диктанты

 

- карандаш и линейка

-рабочие тетради с заданиями

- карточки с изображениями для копирования

3

 «Другие приключения Точки»

 

-закреплять представления о кривых и ломаных линиях, замкнутых и незамкнутых линиях

-верёвочка- магнит

-- картинка «Весёлая Точка»

- рабочие тетради

-линейки, карандаши

-магнитная доска

- картинки всех видов линий

4

«Рад представиться- господин Циркуль»

Знакомство с понятиями окружность, центр окружности, круг, центр круга, полукруг.

- познакомить с циркулем

-Учить собирать  целые фигуры из 8-12 частей

- картинка с окружностью, центром окружности, круг, центр круга, полукруг

-макет циркуля

-разрезные геометрические фигуры

Март

Дата проведения

Тема НОД

Цели и задачи

Предметно- пространственная среда

1

Число и цифра «10».

образование и состав на наглядной основе.

Число и цифра «0»

«Математическое царство встречает гостей»

-закреплять счётные умения

-упражнять в составлении и решении задач

- опорные таблицы для закрепления состава чисел (домики)

- рабочие тетради

- 2 пирамидки из 10 составляющих

- картинка цифрового ряда

2

Знакомство с пространственными фигурами.

«Волшебные превращения Кубика»

-знакомить с шаром, кубом, конусом, параллелепипедом , цилиндром, учить их распознавать.

формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, конуса, цилиндра, параллелепипеда

- фигуры шар, куб, параллелепипед, конус, цилиндр

- предметы на картинке, схожие по форме (колпак, мяч и т.д.)

3

Обобщение материала по теме «Пространственные фигуры»

« Приключения Кубика – 2»

-закреплять знания о пространственных фигурах, их названиях

-совершенствовать умения сравнения фигур по признакам и характеристикам, объединять в группы, находить лишний предмет

- учить проявлять инициативность- закреплять знания о системах измерения(длина, ширина, высота)

-цветные карандаши

-Картинки с изображениями объёмных фигур

- пространственные фигуры (изученные)

-линейка

4

«Числа и образование 11-15.Десятки и единицы»

«Миша и Маша собирают маме букет»

- познакомить с цифрами и числами 11-15, их образованием и составом

-закреплять умения выполнения операций над числами

-искусственные цветы -15 штук

-2 вазы

-набор цифр и знаков

- магнитная доска

- рабочие тетради

Апрель

Дата проведения

Тема НОД

Цели и задачи

Предметно- пространственная среда

1

«Я хочу спросить у вас- который час?..»

Знакомство с часами, циферблатом, мерами времени.

- познакомить с часами ,циферблатом, с мерами времени: час,минута,секунда.

_-учить выставлять на макете заданное время

- макет часов каждому

- картинки с циферблатами без стрелок

- цветные карандаши

2

«Маша и Миша идут в гости: чаепитие на именинах»

Объём. Сравнение по объёму.

   

- сформировать представления об объёме

( вместимости), сравнении сосудов по объёму с помощью переливания

- закреплять счётные умения в пределах 10, взаимосвязь целого и частей.

-стаканы разной высоты и ширины

- подкрашенная вода

Круги красные и синие (по 6 шт)

-цифры от 1 до 10

-числовой отрезок

3

«Магазин посуды»

Измерение объёма.

-сформировать представления об измерении объёмов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки

-ведро, чашка, чайник, кастрюля

-посуда с водой

-линейки

-кубики

4

Закрепление пройденного материала

«В супермаркет за игрушками»

-упражнять в счёте до 20, в прямом и обратном счёте, в прямом счёте через 1,2,3 до 20, 21

-накапливать игровой и социальный опыт

- игрушки

- макеты монет разного достоинства

Май

Дата проведения

Тема НОД

Цели и задачи

Предметно- пространственная среда

1

«Маша с Мишей пекут пирог и украшают его ягодами»

Закрепление знаний о пространственных представлениях. 

- закреплять знания о пространственных представлениях: на - над - под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за – перед, между и др. Ориентировка в пространстве (вперед -назад, вверх - вниз, направо - налево и т.д.).

- уточнять знания о ягодах

-рисунок круглого пирога

- картинки ягод (10 штук) для украшения

2

Повторение и обобщение изученного материала «Царство Геометрия и его жители»

-закрепить представления о геометрических фигурах, пространственных фигурах, их признаках

- упражнять в начертании геом.фигур, видов линий.

-линейки, фломастеры

- рабочие тетради

-наборы фигур всех видов

-картинка царства «Геометрия» и плоскостных фигур – жителей с «лицами»

3

Интегрированное занятие «Весёлая олимпиада»

-закрепить изученные понятия.

совершенствовать умения счёта, определения состава чисел 2-10

- упражнять в решении задач из 1 и более действий.

-Раб тетради

- цв карандаши

-ноутбук с презентацией

-карточки с примерами без ответов и карточки- ответы

4

 Диагностические задания по пройденному материалу.

Игра «Скоро в школу! До встречи  в стране Математике!»

 

-выявить уровень знаний и умений по всем пунктам содержания образовательной программы

- создать радостное настроение от праздника прощания с «Весёлой математикой», от ожидания нового этапа в жизни- школы.

- наклейки смайликов- оценок

-сладкое печенье в форме цифр

-медали «Лучшему математику» и др.

- аудиозапись «Учат в школе, учат в школе»

Методическое обеспечение:

  • Игры на составление плоскостных изображений предметов
  • Обучающие настольно-печатные игры по математике
  • Геометрические мозаики и головоломки
  • Занимательные книги по математике
  • Задания из тетради на печатной основе  для самостоятельной работы
  • Простой карандаш; набор  цветных карандаше
  • Линейка и шаблон с геометрическими фигурами
  • Счетный материал, счетные палочки.                                
  • Набор цифр
  • Геометрическая мозаика («Волшебный круг»,  «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор». «Колумбово  яйцо»)
  •  Головоломки: (« Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)

Материально- техническое обеспечение программы «Весёлая математика»

  • Групповое помещение
  • Парты, стулья
  • Ковёр
  • Ноутбук с проектором
  • Раздаточный и демонстрационный материал к занятиям
  • карандаши, ручки, тетради
  • счетные палочки,
  • магнитная доска, магниты- цифры и знаки
  • доска, мел
  • набор пластмассовых геометрических фигур "Танграмм"
  • развивающая игра "Собери цифру"
  • развивающая игра "Цифры в пазлах"
  • цветная бумага, бархатная бумага, альбомы
  • нити разной длины
  • макеты часов

приборы для экспериментирования и опытов (посуда, колбы)

Мониторинг

Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года), в форме итоговых игровых занятий (конец года)

 Методы мониторинга: наблюдения за детьми в процессе НОД, самостоятельной и игровой деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Количество диагностируемых детей- 27.

Формы подведения итогов работы программы:

  • КВН
  • Викторины
  • Интегрированные  занятия
  • Мини – олимпиады

Используемая литература.

При разработке программы к занятиям программы  использовалось:

1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Москва, Баласс 2008

2. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». Практический курс математики для дошкольников, Методические рекомендации.

Москва, Баласс, 2005 г.

3.  Е.И.Щербакова «Методика обучения математике в детском саду », 1998г.

4.  А.А.Столяр «Давайте поиграем» 1991г.

5.  М.А.Серебрякова, Н.А. Муратова «Математика»1996г.

6.  З.А.Михайлова «Математика от трех до семи» 2001г.

7.  З.А.Михайлова «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» 2002г.

8.  Л. В. Фомина "Сенсорное развитие", 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»

Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»  руководи...

Рабочая программа дополнительного образования по математической подготовке детей дошкольного возраста «Вундеркинд», автор: воспитатель Перминова В.Н.

Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошколь...

Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.

1. Пояснительная записка       Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...

Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.

1. Пояснительная записка       Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...