Рабочая программа дополнительного образования кружка по развитию речи «Весёлый язычок» средняя группа
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Гербер Любовь Алексеевна

Рабочая программа дополнительного образования кружка по развитию речи «Весёлый язычок», предназначена для детей средней группы.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_na_20192020g.docx40.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга»

Кулундинского района Алтайского края

Рабочая программа

дополнительного образования кружка по развитию речи

 «Весёлый язычок»

средняя группа № 1

2019-2020 учебный год

Воспитатель:

Гербер Любовь Алексеевна

с. Кулунда

2019г.

Пояснительная записка.

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный  период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник  становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения  родному языку в начальной,  а затем и в средней школе.

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном  возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

            Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.

Задачи:

-  развивать умение говорить и слушать;

- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

-  обогащать активный и пассивный словарь;

- развивать звуковую культуру речи детей;

-   развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.

-  развивать артикуляционный аппарат;

-  совершенствовать интонационную выразительность  речи;

- способствовать развитию графических навыков,

-  формировать навыки самоконтроля и самооценки,

-  развивать мелкую моторику;

-  воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Пути и методы реализации:

1.Правильный образец педагога.

2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.

3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.

4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и  на слух.

5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.

6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.

7. Правильный подбор мебели, освещения.

8. Гимнастика для глаз.

9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).

10. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

Планирование работы в течение года

Месяцы

Недели

Звуки

Этапы работы

Игры на развитие речевого дыхания, силы голоса(проводятся как дидактические игры)

Сентябрь

1

2

3

4

н

Обследование речи детей

Подготовка артикуляционного аппарата

Октябрь

1

2

3

4

н

н

т

т

Уточнение произношения звука

Закрепление произношения звука

Уточнение произношения звука

Закрепление произношения звука

Игра на развитие речевого дыхания

Ноябрь

1

2

3

4

д

д

д

Предпраздничная подготовка и проведение детского утренника

Подготовка артикуляционного аппарата

Уточнение произношения звука

Закрепление произношения звука

Игра на развитие речевого слуха

Декабрь

1

2

3

4

к

к

к

Подготовка артикуляционного аппарата

Уточнение произношения звука

Закрепление произношения звука

Предпраздничная подготовка и проведение детского утренника

Январь

1

2

3

4

г

г

х

х

Уточнение произношения звука

Закрепление произношения звука

Уточнение произношения звука

Закрепление произношения звука

Игра на развитие силы голоса

Февраль

1

2

3

4

ы

ы

с

с

Уточнение произношения звука

Закрепление произношения звука

Вызывание и уточнение произношения звука

Закрепление произношения звука в словах

Игра на развитие речевого дыхания

Март

1

2

3

4

с

  с”

  с”

з

Закрепление произношения звука в речи

Закрепление произношения звука в словах

Закрепление произношения звука в речи

Вызывание и уточнение произношения звука

Апрель

1

2

3

4

з

з

 з”

Закрепление произношения звука в словах

Закрепление произношения звука в речи

Закрепление произношения звука в словах

Игра на развитие речевого слуха

Предпраздничная подготовка и проведение детского утренника

Май

1

2

3

4

  з”

ц

ц

ц

Закрепление произношения звука в речи

Вызывание и уточнение произношения звука

Закрепление произношения звука в словах

Закрепление произношения звука в речи

Июнь,

июль,

август

Закрепление пройденного материала, индивидуальная работа; занятия с подгруппами, в которые подбирают детей (4-6 человек) с одинаковыми недостатками звукопроизношения

Игра на развитие речевого дыхания

Перспективный план работы кружка «Весёлый язычок»

Сентябрь.

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

Знакомство с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями.

Вспомнить с детьми основные органы артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, нёбо, кончик языка), основные движения языка (поднимать вверх, опускать вниз, делать движения к уголкам рта). Ознакомить детей с бугорками за верхними зубами и научить делать язык широким, тонким.

Дать детям пространственные представления – вверх, вниз, вправо, влево.

Сказка о «Весёлом язычке» (М.Г.Генинг и Н.А.Герман «Воспитание у дошкольников правильной речи», Чебоксары, 1966г.)

2.

Уточнение произношения звука н, развитие силы голоса и правильного, чёткого произношения звука н в речи.

Вырабатывать чёткое произношение звука н во фразовой речи. Добиваться плавного произношения звука н во фразовой речи.

Упражнение «Почистим зубы».

Игра «Лошадки».

Упражнение «Ныряльщики»

Октябрь.

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

Уточнение произношения звука т

Добиваться от каждого ребёнка чёткого произношения звука т, умения определять положение языка при произношении звука т.

Упражнение «Ах, какое вкусное варенье!»

Игра «Поезд»

2.

Воспитание чёткого произношения звука т в речи.

Упражнять детей в чётком произношении звука т во фразовой речи.

Составление детьми  рассказа по картине «Дети на катке»

3.

Уточнение произношения звука д, развитие силы голоса и фонематического слуха.

Добиваться чёткого произношения изолированного звука д., учить различать на слух звуки т и д.

Игра «Лошадки»

Упражнение «Забьём гвоздь молотком»

4.

Воспитание чёткого произношения звука д во фразовой  речи.

Учить детей чётко произносить звук д в тексте стихотворения, произносить каждую строчку слитно, на одном выдохе.

Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе.

Игра «Дятел»

Игра «Угадай, как надо делать»

Ноябрь.

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

Уточнение произношения звука к

Добиваться чёткого, правильного произношения звука к в звукоподражаниях.

Рассказ «Кто как кричит?»

Материал: картинки или игрушки (курица, петух, воробей, кукушка, лягушка)

2.

Воспитание чёткого произношения звука к во фразовой речи,  изменение силы голоса.

Упражнять детей в правильном произношении звука к во фразовой речи. Учить на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.

Игра «Дождик»

Игра «Вьюга» (картинка с изображением вьюги)

3.

Уточнение произношения звука г

Добиваться чёткого, правильного произношения звука г в звукоподражаниях.

Игра «Гуси»

4.

Формирование правильного, чёткого произношения звука г во фразовой речи и воспитание силы голоса.

Упражнять детей в правильном произношении звука г во фразах, учить пользоваться громким голосом.

Игра «Волк, пастух и гуси»

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Декабрь.

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

Уточнение произношения звука х, воспитание длительного ротового выдоха.

Добиваться чёткого, правильного длительного произношения изолированного звука х

Упражнение «Погреем руки»

Картина «Зимние забавы детей»

2.

Воспитание чёткого произношения звука х в словах, развитие фонематического слуха

Упражнять детей в правильном произношении звука х в словах и в умении выделять его в слове.

Игра «Кому что нужно?»

Картинки, для составления рассказа-загадки

3.

Уточнение произношения звука ы, воспитание длительного ротового выдоха

Добиваться от каждого ребёнка длительного изолированного звука ы.

Игра Пароход» (картинка парохода и лодки,  плывущих по реке)

4.

Воспитание чёткого, правильного произношения звука ы во фразовой речи

Упражнять детей в чётком произношении звука ы во фразовой речи. Учить произносить фразу из трёх-четырёх слов слитно, на одном выдохе.

Игра «Лото» (парные картинки)

Заучивание скороговорки «Мы сидим на лесенке..»

Январь.

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

Выработка дифференцированного дыхания

Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом

Игра «Кто лучше надует игрушку?»

2.

Уточнение произношения имеющегося звука с в словах или вызывание его по подражанию, развитие длительного ротового выдоха

Добиваться правильного изолированного, длительного произношения звука с в словах и выделение звука с более длительным произношением

Упражнение «Насос»

Игра "Скворечник"

3.

Воспитание чёткого произношения звука с в словах, фонематического слуха.

Упражнять детей в правильном произношении звука с в словах и выделение звука с более длительным произношением.

Игра «Магазин» (игрушки, в названии которых есть звук с)

Заучивание стихотворения «Сели дети на салазки».

Февраль.

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

Воспитание правильного произношения звука с в речи и чёткой дикции

Упражнять детей в правильном произношении звука с во фразовой речи и добиваться чёткого произношения фразы в целом

Рассказ «Сонин уголок»

Рассказ «В саду»

2.

Уточнение произношения имеющегося звука сь или называние его по подражанию. Развитие фонематического слуха

Добиваться умения правильного произношения звука сь и различать на слух звуки  с и сь

Игра «Угадай, что свистит»

Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно"

3.

Воспитание чёткого, правильного произношения звука сь в словах

Добиваться правильного произношения звука сь в словах.

Игра «Чудесная коробочка»

Физкультминутка "Пальчики"

4.

Воспитание правильного и чёткого произношения сь в речи

Упражнять детей в правильном произношении  звука сь во фразовой речи

Рассказ «Семья», рассказы записываются и оформляются рисунками детей.

Март.

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

Уточнение произношения имеющегося звука з или называние его по подражанию, развитие силы голоса и фонематического слуха

Добиваться от каждого ребёнка правильного, звонкого произношения звука з, умения различать на слух звуки с-з.

Игра «Комары»

Заучивание потешки «Сели дети на салазки».

2.

Воспитание правильного произношения звука з в словах

Упражнять детей в правильном произношении звука з в словах

Игра «Назови картинку» (картинки с изображением предметов со звуком з)

3.

Воспитание правильного произношения звука з в речи и чёткой дикции.

Упражнять детей в правильном произношении звука з и в чётком произношении фраз.

 Рассказ «Подруги»

4.

Развитие умения определять на слух изменение тона голоса.

Учить детей по изменению тона голоса определять персонаж

Игра «К кому пришёл, от кого ушёл волк?»

Апрель.

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

Уточнение произношения имеющегося звука зь или вызывание его по подражанию. Развитие фонематического слуха

Учить правильно произносить звук зь и различать на слух звуки з и зь

Игра «Угадай, какой комар звенит» (картинки, с изображением большого комара и маленького)

2.

Воспитание чёткого, правильного произношения звука зь в словах

Упражнять детей в правильном произношении звука зь  в словах

Игра «Назови картинку» (парные картинки)

Загадывание и отгадывание загадок

3.

Воспитание правильного, чёткого произношения звука зь  в речи

Упражнять детей в правильном произношении  звука зь во фразовой речи

Игра «Подарки кукле Зине»

Заучивание стихотворения «Зайке холодно зимой»

4.

Уточнение произношения имеющегося звука ц или вызывание его по подражанию

Добиваться правильного произношения изолированного звука ц

Упражнение «Тихо, тихо»

Заучивание потешки «Цып, цып, цып, цыплятки!»

Май.

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

Уточнять правильное произношение звука ц в словах. Развитие фонематического слуха.

Упражнять детей в правильном произношении звука ц в словах.

Игра «Разведчики» (картинки с изображением предметов со звуком ц)

2.

Воспитание правильного, чёткого произношения звука ц в речи, развитие речевого дыхания

Упражнять детей в правильном произношении звука ц во фразовой речи. Учить слитно, плавно, на одном выдохе произносить фразу из четырёх-пяти слов.

Игра «Что кому?»

Заучивание стихотворения «Гололедица»

3.

«Чудесный вечер»

Вспомнить с детьми все, что мы узнали за весь учебный год.

Целевые ориентиры:

- Постоянное совершенствование артикуляционной, общей и мелкой моторики рук ребёнка.

- Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли желания, старается правильно произносить звуки в словах.

- Обогащение словаря детей.

- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и на речевом материале.

- Формирование у детей связной речи.

Список детей, посещающих кружок «Весёлый язычок» по развитию речи.

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Дата рождения

1

Капустьян Серёжа

03.03.2015г.

2

Григорович Рома

25.03.2015г.

3

Солоян Эмилия

31.03.2015г.

4

Шаповаленко Егор

10.04.2015г.

5

Макуха Ваня

20.04.2015г.

6

Фролова Даша

17.05.2015г.

7

Андикян Гагик

28.05.2015г.

8

Патутин Богдан

12.06.2015г.

9

Могильницкий Ярослав

16.07.2015г.

10

Ермолович Ярослав

03.08.2015г.

11

Машкова Юлиана

03.08.2015г.

12

Сичкарёва Даша

12.08.2015г.

13

Кондакова Маргарита

17.08.2015г.

14

Карпов Артём

21.08.2015г.

15

Бородихина Ангелина

08.09.2015г.

16

Солоян Вероника

15.09.2015г.

17

Ульрих Алексей

17.09.2015г.

18

Лысокобылко Матвей

18.09.2015г.

19

Бездетко Яна

06.10.2015г.

20

Коровин Денис

22.10.2015г.

21

Блажко Илья

29.10.2015г.

22

Варламова Настя

05.11.2015г.

23

Клочкова Кира

16.11.2015г.

24

Фалилеева Полина

30.11.2015г.

25

Игнатовский Артём

20.04.2015г.

График работы кружка — 1 раз в неделю.

Среда 16.00ч.

Используемая литература:

1. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» - М.: Просвещение, 1980г.

2. Белопольская Н. Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра / Н. Л. Белопольская. – М.: Когито-центр, 2000.

3. Макунина Е. Придумываем истории и сказки /Е. Макунина // Ребенок в детском саду. – 2005. — № 6. – С. 36 – 40.

4. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Сфера, 2002.

5. Артемова Л.В.«Театрализованные игры дошкольников» — М.: Просвещение, 1991г.

6. Доронова Т.Н. « Играют взрослые и дети» — М.: ЛИНКА – ПРЕСС,2006г.

7. Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 4-7 лет. Волгоград,2011г.

8. Артикуляционная гимнастика в картинках, С.А. Захарченко.

9. Картотека пальчиковых игр.

10. Речевые игры для детей

Табель посещаемости

2019 / 2020  уч. год       СЕНТЯБРЬ  ОКТЯБРЬ      НОЯБРЬ       ДЕКАБРЬ      ЯНВАРЬ  ФЕВРАЛЬ       МАРТ           АПРЕЛЬ        МАЙ

Фамилия, имя ребёнка

1

2

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

1

Капустьян Серёжа

 

 

2

Григорович Рома

3

Солоян Эмилия

4

Шаповаленко Егор

5

Макуха Ваня

6

Фролова Даша

7

Андикян Гагик

8

Патутин Богдан

9

Могильницкий Ярослав

10

Ермолович Ярослав

11

Машкова Юлиана

12

Сичкарёва Даша

13

Кондакова Маргарита

14

Карпов Артём

15

Бородихина Ангелина

16

Солоян Вероника

17

Ульрих Алексей

18

Лысокобылко Матвей

19

Бездетко Яна

20

Коровин Денис

21

Блажко Илья

22

Варламова Настя

23

Клочкова Кира

24

Фалилеева Полина

25

Игнатовский Артём


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа работы кружка по развитию речи "СЛОГОВИЧОК" в средней группе

Программа кружка включает в себя перспективный  план  занятий, которые носят комплексный характер. и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребёнка....

Перспективный план кружка по развитию речи «Говорушки» В средней группе 2019 -2020 год.

Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Болтливый язычок.» в средней группе №7 «Кузнечики»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 52 «Аленький цветочек»  ПРИНЯТО...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка по развитию речи «Весёлый язычок»

Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей в условиях дошкольного учреждения.Задачи:1. Формировать связную речь, умение регулировать силу г...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Ладушки» (средняя группа)

laquo;Источники  способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»      ...