Социализация дошкольника в семье: проблемы и пути их решения. Socialization of a preschooler in the family: problems and their waysdecisions.
статья
В статье затрагивается вопрос социализации ребенка в семье, обозначаются проблемы воспитания и факторы, позволяющие определить неблагополучный микроклимат семьи для ребенка, описываются методы, которые помогут родителям осознать уровень удовлетворения психологических потребностей ребенка родителями.
Ключевые слова: социализация, сущность социализации, факторы социального риска, признаки дезорганизации семьи, неблагополучная семья, особенности изучения семейного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dialogi_o_doshk_obr.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация дошкольника в семье: проблемы и пути их
решения.
Socialization of a preschooler in the family: problems and their waysdecisions.
Гримова Тамара Михайловна
Преподаватель ОБПОУ «Обоянский педагогический колледж»
Курская область Российская Федерация.
Аннотация статьи
В статье затрагивается вопрос социализации ребенка в семье, обозначаются проблемы воспитания и факторы, позволяющие определить неблагополучный микроклимат семьи для ребенка, описываются методы, которые помогут родителям осознать уровень удовлетворения психологических потребностей ребенка родителями.
Ключевые слова: социализация, сущность социализации, факторы социального риска, признаки дезорганизации семьи, неблагополучная семья, особенности изучения семейного воспитания.
Abstract of the article
The article touches upon the issue of socialization of the child in the family, discusses the problems of education and factors that allow to determine the unfavorable microclimate of the family for the child, describes methods that will help parents to realize the level of satisfaction of the psychological needs of the child by parents.
Key words: socialization, essence of socialization, social risk factors, signs of family disorganization, dysfunctional family, peculiarities of studying family education.
В настоящее время проблема социализации личности становится все острее. Современное общество заинтересовано в высоконравственном, всесторонне развитом человеке, который способен к саморазвитию, мобилизации сил для достижения поставленных целей, творческим преобразованиям, рефлексии. Но решить задачу полноценной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации бывает весьма нелегко.
Это связано с тем, что первый опыт социализации ребенок получает в семье. После рождения ребенок попадает в жизненные условия, которые обеспечивают ему родители. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит по двум направлениям: в результате целенаправленного процесса воспитания и по механизму социального научения. Уникальность и незаменимость семьи в том, что она может передать детям социальный опыт, правильно интегрировать ребенка в большой мир, самый важный институт социализации личности. Лишь семья может полноценно социализировать ребенка, дать ему основу для прочного вхождения в жизнь, способность выбирать, решать за себя и нести ответственность за свои поступки.
Но не всегда семья выполняет эту важную функцию. Все чаще можно увидеть признаки дезорганизации семьи, свидетельствующие о кризисе ее развития и увеличение количества неблагополучных семейных союзов. Под неблагополучной семьей понимается такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей жизни.
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников дошкольной организации, связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года, должен создаваться банк данных детей, посещающих дошкольную организацию. Во взаимодействии коллектива (заведующего, воспитателей, педагогов и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. В работе с семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
Воспитатель должен обратить внимание на следующие признаки, которые позволят понять, что ребенок находится в неблагоприятных для его социализации условиях. У ребенка утомленный, сонный вид, на лицо санитарно-гигиеническая запущенность, сосет палец, от резкого движения может отшатнуться, привлекает внимание любым способом, проявляет чрезмерную потребность в ласке, может быть агрессивным и импульсивным, эта фаза сменяется апатией и подавленным состоянием, у ребенка часто возникают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом дошкольной организации должна проводиться работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность коллектива. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Родители должны осознать, что наносят вред ребенку на всю оставшуюся жизнь, что ребенок впитывает то, что происходит у него в семье. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие и исполнение роли. В семье важно все: как родители ведут хозяйство, как они общаются, как разрешают свои конфликты, как отдыхают. Ребенок наблюдает и повторяет модель поведения своих родителей.
Иногда родителям очень трудно донести, что есть проблемы в социализации ребенка и что это зависит от семейного воспитания. Для того чтобы родители убедились в этом можно предложить им использовать методы позволяющие увидеть насколько благополучно ребенок чувствует себя в семье.
Рисуночная методика — это методика, направленная на изучение представлений ребенка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи.
Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Не навязывая ничего, говорят: "Рисуй так, как тебе хочется". Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые детали о членах семьи: как расположены члены семьи; насколько они удалены друг от друга; каково местонахождение самого ребенка среди всех членов семьи; с кого ребенок начал рисовать семью, а кем — закончил; кто выше ростом, а кто ниже; кто большой по размерам, а кто маленький; кто в каких красках нарисован.
Что можно узнать при раскодировании рисунка?
- Отсутствие членов семьи на рисунке — признание дискомфорта ребенка в семье.
- Отсутствие самого художника на рисунке — сигнал конфликта между ним и членами семьи.
- Наличие на рисунке только самого художника — сигнал одиночества, признак семейного неблагополучия, дискомфорта.
- Наличие на рисунке какого-то постороннего человека — признак того, что ребенок мечтает об улучшении семейных отношений.
- Изображение ребенком самого себя, ростом с маму, папу — признак его комфортности в семье.
- Близкое расположение членов семьи друг к другу — показатель любви и заботы в семейных отношениях.
Родители, познакомившись с рисунками детей, смогут найти ответ на такие волнующие вопросы: Как распознать, что тревожит ребенка? Как дети воспринимают нас и наши отношения? Какими мы видим самих себя и наших детей? Как выявить скрытый конфликт в семье?
Проследить за собственным поведением и реакциями ребенка позволяет методика неоконченных предложений.
Взрослый начинает фразу, ребенок — заканчивает. "Если я упаду или ударюсь, то мама...", "Если я плохо мою руки, то папа...", "Если у мамы болит голова, то мы с папой...", "Мама хвалит меня, если я...", "Бабушка огорчается, когда я..." и т. д.
Осознание проблем в собственном поведении позволяет родителям перейти на следующую ступень – работы над исправлением ошибок, и созданием благоприятной атмосферы в семье.
Человек - существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того как научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности. От того насколько гармонично будут выстраиваться взаимоотношения между педагогами и родителями зависит уровень социализации ребенка.
Очень важно, чтобы близкий человек был не только воспитателем, но и помощником, участником совместных дел. Ребенку просто необходимо сотрудничество с взрослым. Ребенок еще не сложившаяся личность, но, тем не менее, уже личность. Многое в его будущей жизни зависит от поддержки близких людей.
Сотрудничество характеризуется балансом любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи). Здесь требования «не выпячиваются», они естественны, если все действенно проявляют свою любовь и заботу друг о друге. У ребенка нет страха перед выполнением и невыполнением норм, правил, требований, поскольку ему напомнят, подскажут, в случае необходимости – помогут. Но самое главное - ему внушают веру в собственные силы, возможности, другими словами, положительно стимулируют его компетентность.
Список использованной литературы
- Дружинин В.Н. Психология семьи. - Спб.: Питер, 2006.
- Макаренко. А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания: Учебное пособие. - М.: Знание, 1984.
- Реан А.А. Социализация личности. Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - Спб.: Питер, 2000.
- Реан А.А. Развитие и социализация личности в семье. - Спб.: Питер, 2000.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: ЭКСМО, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание культуры поведения - путь социализации дошкольника через разные виды деятельности.
Презенция моей работы....
«Социализация дошкольника: проблемы, задачи и пути решения».
«Социализация дошкольника: проблемы, задачи и пути решения». В одном из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию, особое внимание уделяется проблеме социализации ...
Статья "Воспитание игрой как путь социализации дошкольника"
Статья о реализации проекта "Воспитание игрой как путь социализации дошкольника",какие методы и формы можно применять в работе с детьми....
Социализация дошкольников путем преемственных связей с библиотекой
Социализация дошкольников путем преемственных связей с детской библиотекой...
Информационная статья " Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья:проблемы и пути их решения"
В статье раскрыты причины, влияющие на неполноценную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Выделены основные задачи воспитания и обучения, которые положительно влияют на развитие ...
Создание условий для эмоционального и творческого самовыражения – один из путей социализации дошкольника
Какие условия создаются для детей...
"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.
В статье говориться о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....